Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:создать условия для формирования новых знаний, способствовать развитию умений распознавать однородные подлежащие и однородные сказуемые, связанные при помощи союзов и без союзов.
Технологии:
технология проблемно-диалогического обучения;
технология деятельностного метода.
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс Т. М. Андрианова, В.А. Илюхина, презентация, карточка
Планируемые результаты УУД:
Личностные результаты
1. Развиваем умение выказывать своё отношение к учебной деятельности
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные
1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать алгоритм действий на уроке.
3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.
2. Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения.
3. Уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми и схемы к ним.
Коммуникативные
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Предметные:
1. познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
2. называть признаки однородных членов предложения;
3. распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
4. конструировать предложения с однородными членами;
Ход урока
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня на уроке мы принимаем гостей, то есть выступаем в роли хозяев. Давайте и мы повернёмся, поздороваемся, поприветствуем наших гостей улыбкой и постараемся сделать всё, чтобы им было интересно на нашем уроке. Садитесь, откройте тетради и запишите число, классная работа.
«Отсроченная отгадка»
— Ребята, посмотрите и скажите, чтобы это могло означать? (учитель предлагает рассмотреть рисунок) Предлагаю пока продолжить нашу работу, возможно в ходе нее мы разберемся в этом рисунке. (корзина идей)
2. Актуализация знаний
— Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
— Посмотрите на эту группу слов, здесь представлены ключевые слова, которые помогут нам понять о чем пойдет речь на уроке.
— Правильно. Это слово предложение. Расскажите все, что вы знаете о предложении, используя эти ключевые слова. Конечно, мы что-то узнаем новое и можем дополнить это «облако слов».
— Запишите слово предложение. Какой частью речи оно является :склоняемой или нет? Докажите. Давайте просклоняем его. Я показываю карточку, а вы называете слово в данном падеже.
— Назовите безударные гласные в этом слове.
Чистописание
— Пропишите соединение этих букв в тетради, придумайте разное их сочетание. еоие (оиее, иеое)
3. Постановка проблемы. Определение темы и целей урок
— Ребята, кто может так о себе говорить?
Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения. (на доске появляются слова подлежащие и сказуемые)
— Почему эти слова стоят во множественном числе? Когда их много в предложении? Какое слово я должна добавить в название темы урока? (однородные)
— Итак, тема нашего урока «Однородные подлежащие и сказуемые».
— Какова будет цель урока? (познакомиться с однородными подлежащими и сказуемыми)
Я узнаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я научусь:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
– В ходе урока нам предстоит создать карточку – помощницу, которую вы сможете использовать на следующих уроках по данной теме.
Физминутка: Хлопок над головой — глагол. Присесть, если глагол — исключение
Ходить, держать, танцевать, думаешь, терпишь, вертят, цветут, слышать, брить, решаешь, ненавидеть
4. Работа над новой темой.
— Сегодня мы будем работать в парах.
Работа в парах
— Я предлагаю сейчас вам поработать редакторами-рекламщиками. Мне необходимо создать рекламу магазина. Я думаю,что эта реклама может содержать в себе ошибки речевые. Вы будете работать в парах. Внесите изменения в объявления, чтобы информация в них была правильно изложена.
Я предлагаю вам создать рекламу магазина.
«Лови ошибку».
Уважаемые покупатели, приглашаем вас посетить наш магазин «Циркуль». В нашем магазине продаются фломастеры. В нашем магазине продается цветная бумага. В нашем магазине продаются развивающие книжки.
Эти товары развлекут вашего ребенка. Они обучат вашего ребенка.
Желаем вам приятных покупок!
— Давайте запишем те предложения, которые у вас получились. (1 ученик у доски)
— А теперь будем разработаем с карточкой-помощнице. Она будет в виде кластера.
В нашем магазине продаются фломастеры цветная бумага книжки.
— Найдите грамматическую основу предложения.
— Что присутствует в этом предложении? Какие это подлежащие?
— Как их можно назвать .Давайте за ними понаблюдаем и заполним кластер.
«Своя опора»
Признаки однородных членов:
1. Отвечают на ________________ вопрос
2. Являются __________________членом предложения
3. Относятся к _________________________ слову
4. Выражены _________________частью речи
5. Произносятся с интонацией _____________________________
— Давайте составим схему этого предложения- проиллюстрируйте предложение схематично( с помощью магнитных карточек). Зарисуйте ее в тетрадь.
— Итак, сделаем вывод. В предложении три подлежащих, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному сказуемому, соединяются перечислительной интонацией. Такие сказуемые называются однородными.
— Запишите второе предложение.
Эти товары развлекут и обучат вашего ребенка.
1. Найдите грамматическую основу предложения.
— Что присутствует в предложении? Как мы их назовем? (однородные сказуемые)
— Давайте понаблюдаем и обобщим , что общего есть у этих членов предложения.(заполняют кластер, вписывают в карточку-помощницу)
Признаки однородных членов:
1. Отвечают на ________________ вопрос
2. Являются __________________членом предложения
3. Относятся к _________________________ слову
4. Выражены _________________частью речи
5. Произносятся с интонацией _____________________________
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.
Правила постановки знаков препинания при однородных членах:
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно! О, О
Если же вдруг появился союз,
то запятая, тогда лишний груз! О и О
— Давайте составим схему этого предложения (с помощью магнитных карточек). Зарисуйте ее в тетрадь.
— Давайте сделаем еще один вывод. Проверим наш вывод на стр.102. Прочтите правило.
– Уточним сведения об однородных членах предложения.
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов. (вписывают название карточки)
Физминутка
– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.
5. Закрепление.
— Вернемся к задачам нашего урока и увидим , что нам предстоит научиться делать.
— Давайте выполним упр 3 на стр.33 в печатной тетради
— А теперь вернёмся к рисунку, предложенному мной в начале урока. Так что он означает?
— Где нам может пригодиться эта информация?
— В заключении урока я прошу вас составить предложение о нашем уроке по данной схеме.
— Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения?
6. Итог урока:
– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке. Могу ли я поменять слова в нашем плане на урок?
Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Вернёмся к началу урока. Ответили мы на вопрос кластера? — Добавили в кластер табличку: однородные
7. Рефлексия
— Оцените вашу работу на уроке такими предложениями. На полях запишите номер предложения, соответствующего вашему настроения в конце урока.
1. От урока я устал, позевал я и поспал.
2. Классно было, всё прекрасно, сюда пришёл я не напрасно.
3. Мило, классно, ново было, но чего-то не хватило .
8. Домашнее задание
— Я предлагаю вам дз выбрать самостоятельно.
(Разноуровневые задания.) На столах у вас у каждого лежит три карточки. Я предлагаю вам выполнить одну из них. Выполняете ту карточку, которая вам по силам
1 уровень — зеленая карточка.
Спишите предложение. Подчеркните однородные члены. Составьте к ним схему.
Кот замяукал, прыгнул на подоконник и устроился поудобнее.
2 уровень — желтая карточка.
Дополни предложение однородными членами. Подчеркни их. Составь схему.
В саду растут яблони, …, … .
3 уровень — красная карточка.
Из данных слов составь предложение с однородными членами. Запиши его. Составь схему.
Катались, горки, на, ледяной, с, ребята, санках, в, играли, снежки.
— Спасибо за урок.