Технология активизации внутренних ресурсов как средство формирования универсальных учебных действий


Автор: Наталья Валерьевна Попова
Место работы:  МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм»
Должность: учитель начальных классов


Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения. Запрос, исходящий от современного общества к педагогике, предлагает по-новому взглянуть на роль педагога и на сам процесс, что в свою очередь требует пересмотра компетенций педагога. При использовании технологии активизации внутренних ресурсов в процессе обучения учащихся начальных классов роль педагога значительно обогащается. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но и еще реализация функции стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала ученика, что позволяет сделать процесс преподавания более интересным и эффективным. Учитель не обучает, а стимулирует интерес и желание обучаться. Это профессионал, который уверен, что у его подопечного есть всё, что необходимо для того, чтобы достичь поставленных целей. Это проводник из точки «А», где находится ребёнок, в точку «Б», где он хочет быть. Это его основное отличие от педагога и наставника. Поэтому, на мой взгляд, данная технология это инструмент повышения эффективности обучения.

Активизация внутренних ресурсов в образовании (далее – АВР) – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата. Она является также инновационной технологией поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного образования.

Технология актуализации внутренних ресурсов максимально соответствует концепции современного образования как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Что такое активизация внутренних ресурсов для меня, как учителя начальных классов? Это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или продвижения в любой сложной ситуации; работа как с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата.

При использовании данной технологии учитель больше помогает учиться, нежели учит.

Основная цель АВР взаимодействовать таким образом, чтобы способствовать росту и развитию учащегося, опираясь на его потенциал, таланты, силы.

Основная задача – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать желаемых результатов.

Я считаю, что современный учитель должен научиться ценить в школьнике не столько умение читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку, а всё это в полной мере вбирает в себя методика активизация внутренних ресурсов. Учитель не советует, а продвигает.

В технологии АВР присутствуют ключевые установки, на которых строится работа педагога:

1) со всеми моими учениками все в порядке;

2) каждый из них способен сделать для себя в жизни наилучший выбор;

3) изменения не только возможны, но и неизбежны. Даже если у ребенка убеждение, что ничего уже не получится, то ему говорю, что изменения неизбежны. Поэтому работая с учеником и используя инструменты АВР, я показываю, что изменения есть.

4) у каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого;

5) любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя. Чтобы наш ребенок не делал и не вытворял в жизни, мы понимаем, что за каждым намерением есть то позитивное намерение, которое его к этому привело.

Активизация внутренних ресурсов – новый подход к развитию человека, «технология раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности». Активизация внутренних ресурсов в начальной школе – это абсолютно другой взгляд на жизнь, на отношения учителя с учеником. На уроке ученики сами заявляют учителю, что они хотят получить от урока, какими способами могут достигнуть результат и зачем им это нужно. Учащиеся пытаются найти ответы на следующие ключевые вопросы:

— Достигнуты ли поставленные цели?

— Какие изменения были внесены в планы и почему?

— Чему научил данный опыт?

— Что я сделаю теперь по-другому? и т.д.

Например, на одном из уроков окружающего мира, после проверочного теста в конце урока, я выявила большое количество ошибок при ответе на вопрос (Тест по окружающему миру, 4 класс, УМК «Планета знаний», тема «Планеты солнечной системы»):

Укажи, в каком ряду все планеты имеют кольца.

А) Земля, Сатурн, Марс, Венера

Б) Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун

В) Марс, Венера, Земля

Далее веду беседу с учащимися.

— Удалось ли вам успешно выполнить тест?

— Почему?

— Почему больше всего было ошибок в данном вопросе? (невнимательно прочли текст, не добавили этот вопрос в маршрутный лист урока, не заострили внимание на этой информации)

— Что бы вы сделали по-другому в ходе урока, чтобы не допустить ошибки в этом вопросе? (внесли бы отдельный пункт плана урока, необходимо было подготовить сообщение каким-либо учеником, нарисовать рисунок к этой информации)

— К какому выводу вы пришли, узнав об ошибках в этом вопросе? Чему это вас научило? (следует более внимательно работать с информацией и представлять ее в разном виде, чтобы запомнить)

В результате ученик рассматривает свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед

Фундаментом активизации внутренних ресурсов в школе составляют следующие основные принципы:

  • ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами.

  • постановка задачи исходит от ученика

  • отношения между учителем и учеником представляют собой целенаправленный союз.

Моя роль в реализации данной технологии:

  • понять текущую ситуацию, задать вопросы и активно слушать;

  • понять, что мешает ученику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

  • задать вопросы и использовать другие методы, провоцирующие ученика к поиску решений;

  • помочь в анализе возможностей.

Определяю роль ученика:

  • исследует ситуацию и своё отношение к ней;

  • исследует свои внутренние и внешние препятствия;

  • исследует возможности для преодоления препятствий;

  • анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Формула успешной активизации внутренних ресурсов: потенциал + информационное поле + индивидуальный маршрут + ситуация успеха – внутренние (неуверенность, комплексы) и внешние (давление со стороны учителя, неверие окружающих) вмешательства.

Активизация внутренних ресурсов в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и учебных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие ребенка, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Эти особенности АВР технологии позволяют с успехом реализовывать ее в образовательном процессе.

Продуктом совместной работы учителя и ученика являются деятельность и обучение. Эти две силы, соединяясь вместе, создают изменение. Другой движущей силой процесса изменения является обучение. Обучение создает новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений. Активизации внутренних ресурсов в школе ориентирована на формирование универсальных учебных действий учеников.

Новый подход к обучению при применении данной технологии заключается в следующем:

  • фокус в сложных ситуациях не на проблему, а на решение

  • развитие и обучение с акцентом не на недостатки, а на сильные стороны

  • обучение не на ошибках, а на успехе

  • ориентир не на то, что было, а на то что может быть в будущем

  • педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.

Предметом моей работы являются создание ситуации на уроке, когда у младшего школьника возникает желание учиться и получать знания. Отношения учителя с учеником направлены исключительно на решение этих задач. Поэтому применение этой технологии требует от учителя воспитания в себе умения слушать и слышать других, задавать правильные вопросы, которые зачастую гораздо важнее умения отдавать прямые и четкие указания. Для этого меня важно овладеть умением формулировать и задавать вопросы:

  • отражающие активное слушание и понимание взгляда ученика;

  • провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям)

  • открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;

  • продвигающие ученика по направлению к желаемому, а не требующие от него находить доказательства или оглядываться назад (см. ниже таблицу «Открытые (сильные) вопросы»)

Благодаря применению техник активизации внутренних ресурсов на уроках растет и развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке способствует следующему:

  • складываются отношение равных: учитель – партнер, «тренер талантов»;

  • выслушиваются различные точки зрения;

  • растет вера в то, что все получится;

  • работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм.

Особенностью подхода – активизации внутренних ресурсов является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и четырех вопросов планирования и реализации урока.

1. этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

2. этап планирования эффективных действий для достижения цели.

3. этап реализации плана (приверженность цели).

4. этап завершения (рефлексия).

Какие же инструменты учителю дает технология АВР для формирования регулятивных учебных действий на уроке?

Изучая данную тему, я познакомилась с опытом других педагогов и попыталась собрать коллекцию приемов активизации внутренних ресурсов, чтобы использовать их в своей ежедневной работе.

Многие приемы активизации внутренних ресурсов используются мною на уроках, занятиях, во внеурочной деятельности, в процессе реализации проектов, организации и проведении внеклассных мероприятий. Вот некоторые из них:

Инструменты АВР:

  • Тоны голоса.

  • Ресурсное отношение к ошибке.

  • Сильные вопросы

  • Колесо баланса

  • Техника «Шкала развития»

  • Линия времени

  • Ассоциативное мышление

  • Метод «Четыре угла»

Тоны голоса

Голос – это профессиональный инструмент. Это одно из сильнейших воздействий на людей. Определяют четыре тона голоса.

Голос волшебника (Именно волшебник может определить тебя в будущее) «А представь себе, что … ты достиг этого результата, что тогда стало возможным?

  • Как это происходит?

  • Как радуются вокруг тебя люди?

  • Что ты слышишь?)

Тон голоса воина (Направляет на действие. Четко и понятно довести до действия: «Встаньте возле своих парт» или «Откройте учебники» и так далее.)

Голос друга (Обычный разговор)

Голос мудрого правителя (Этим голосом искренне благодарю своих учеников)

Ресурсное отношение к ошибке

Технология АВР предполагает обучение не на ошибках, а на успехе. Следовательно, в работах учеников предлагается выделять наиболее удачное и акцентировать внимание именно на этом.

Например (фрагмент урока письма 1 класс УМК «Планета знаний» по теме «Письмо строчной буквы н»):

— Поставьте точки под самыми красивыми буквами. Как добиться того, чтобы все буквы в строке стали красивыми?

Или:

— А представьте себе, как если бы у вас в жизни была фея, которая обладала уникальной способностью найти что-то очень хорошее и показать вам, да и всем вокруг, как здорово вы справились с задачей. Пусть в мелочи, пусть в самом незначительном шаге, но у вас это получилось.

Я сейчас на уроке побуду феей. Пока вы прописываете две строчки букв, я пройду и обведу в кружок самую красивую букву из всех, которые вы написали».

Дети оживляются и с нетерпением ждут, когда же учитель подойдет к нему, когда же найдет самую красивую букву. Это я делаю зеленой ручкой. Аналогичную работу выполняю при проверке прописей.

 

Сильные вопросы

Основной инструмент педагога при АВР – вопросы. «Сильные или открытые вопросы». Они открывают дополнительные решения и приглашают посмотреть в будущее.

1. Трансформационные, сильные вопросы

Открытые вопросы, провоцирующие на размышления, дискуссии. Вопросы, которые продвигают.

Например, открытых (сильных) вопросов по этапам урока

Этапы

Описание этапа

Методические приемы

Этап мотивации

(этап вдохновения)

Учитель помогает обучающимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы)

— Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

— Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

— Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

— Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

— В чем конкретно заключается твоя цель?

Этап планирования эффективных действий для достижения цели

Учитель помогает обучающимся осознать свою цель, увидеть пути её реализации

— Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Этап реализации плана

Учитель помогает обучающимся следовать намеченной цели

— Почему эта цель важна для тебя?

— Как ты можешь пойти дальше?

— Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

— А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

Этап завершения (рефлексия).

Учитель помогает обучающимся осознать достигли ли они поставленной цели

— Как ты поймешь, что достиг цели?

— Какие самые важные вехи ты замечаешь?

— Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

— Как эти задачи были взаимосвязаны?

— Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Прием «Право выбора», «Успех»

Применяю данный прием на уроках письма к детям слабо мотивированным, которые время от времени говорят: «Ой, у меня все равно ничего не получится».

Ведь бесполезно ребенка заставлять переписывать прописи. Мы вызовем только ненависть к школе, а не любовь к ней. Поэтому нам будут помогать такие вопросы.

«Открывай тетрадь, находи буковку или хотя бы хвостик у нее, который получился хорошо. И давай сегодня мы будем любить только одну букву. Нельзя же любит все буквы сразу». После написания в строке этой буквы можно посчитать количество красивых и записать цифрой на полях.

На следующий день опять прописываем эту же букву в строке. Предлагаю подсчитать: «А сегодня сколько красивых букв удалось написать? Давай сравним со вчерашним числом».

И, наконец, можно идти дальше: «А сейчас выбери другую букву, с которой тебе хотелось бы поработать»…

Техника «Колесо баланса»

Колесо баланса строится на определенный период (полгода, год)

Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, на листе бумаги) и разделим ее на 4–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои произведения и т.д.).

  • Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.

  • По каждой области – что для вас «10» на этот временной период?

  • Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?

  • И что вы замечаете, глядя на это колесо?

  • Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.

  • Если сдвинуть ее на один пункт – то что изменится в каждой из областей?

  • (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую).

И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?

Пример использования техники «Колесо баланса» в начальной школе:

Данную технику использую при подготовке к всероссийским проверочным работам.

Детям предлагаю задания по следующим базовым темам:

1. Решение задач.

2. Устные вычислительные навыки.

3. Порядок действий.

4. Таблица умножения и деления.

5. Геометрический материал.

6. Письменные вычислительные навыки.

7. Сравнение величин.

8. Решение уравнений.

Такое «Колесо» составляется каждым обучающимся при подготовке к проверочной работе в период изучения темы. Число «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» единица только знание о его существовании.

1. С трудом ориентируюсь в предмете.

2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.

3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.

4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.

5. Выполняю задания только по образцу.

6. Сам выполняю задания по предмету.

7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.

8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.

9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.

10. Соотношу знания по предмету в жизненных ситуациях.

Дальнейшая работа с этой картой позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».

Соединяем точки. Должно получиться колесо.

— Что вы можете сказать про наше колесо?

— Оно может покатиться?

— Над каким сектором предстоит поработать?

Колесо развития (в начале этапа создания опыта – проработки содержания урока):

На колесе развития определите от 1 до 10, что на данный момент вы знаете о каждом из природных компонентов, понятий и т.д.? После заполнения «колеса» идут вопросы:

— Какие _________ вам знакомы?

— Знания о каких вам хотелось бы углубить?

— Что нужно сделать для этого? (ответы уч-ся: активно работать на уроке и т.д.)

— Для чего вам нужны знания об этих понятиях?

В конце урока возвращаемся:

— Проанализируйте ваше колесо развития.

— Отметьте, что в нем изменилось.

— Кто продвинулся?

— Кто узнал о ________( больше?

— Что нужно сделать, чтобы продвинуться еще дальше? (ответы уч-ся: обратиться к дополнительной литературе, поработать с учебником и т.д.)

— И чтобы дойти до цели, мы должны прописать шаги,

Для этого я использую «Линию времени».

Этот инструмент учит каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей – готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок.

«Линия времени» – это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации.

Это может быть «Шкала понимания темы урока»,

«Шкала готовности к проверочной работе» и т.п.

Но в нашем случае шкала будет называться «Дисциплина»

Приведу пример. На одном из классных часов в начале учебного года мы проводим беседу, в ходе которой выясняем, что одной из проблем класса является дисциплина.

 

— Что вы хотите?

— Что значит быть дисциплинированным? (Не бегать по коридорам, не кричать, не драться, не опаздывать…)

— Почему для вас важно наладить дисциплину?

— Определите дату, когда наш класс станет таким?

— А теперь представьте, что мы в будущем, когда цель уже достигнута, видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки)

— Возвращаемся назад.

— А что вы уже умеете делать? (Регулярно посещаем все занятия, готовимся к уроку, умеем работать в паре без шума. И так далее.)

— Какие могут быть препятствия на пути?

— Какие лучшие способы каждый из вас может предложить для преодоления препятствий?

— Какая поддержка тебе нужна? Чья?

Целесообразно провести повторное составление Колеса Успеха (в конце четверти, недели) и задать те же самые вопросы.

— Что вы сделали для достижения своей цели?

— Вы довольны своим результатом?

— Чему научил вас полученный опыт?

Для своих учеников я применяю линию времени «Маршрут урока». Мотивация к учебной деятельности (фрагмент урока окружающего мира, 2 класс УМК «Планета знаний» по теме «Спутник Земли – Луна»)

— Сегодня мы продолжаем с вами изучение темы «Мы живем на планете Земля». Давайте посмотрим, какие темы этого раздела нами уже изучены и изобразим их на прямой (учитель чертит прямую и обозначает отрезки-темы). Где мы находимся сегодня с вами?

— Для чего сегодняшний урок?

— Каков будет конечный результат изучения темы?

— Для чего нужны эти знания? В вашей будущей жизни это будет необходимо?

На этапе планирования действий:

— Что вы хотите узнать?

— А зачем вам это нужно?

— А какие ресурсы есть у вас для изучения темы?

(Мы найдем информацию в учебнике, просмотрим презентацию, спросим у учителя, поработаем в паре).

Постановка учебной задачи (фрагмент урока русского языка 3 класс, УМК «Планета знаний» по теме «Падежные формы имен существительных»)

— Какова цель урока? В достижении поставленной цели нам поможет маршрутный лист, он находится у вас на столах. Рассмотрите его.

Маршрутный лист

Результат + или —

1. Сколько падежей в русском языке?

 

2. Как называются падежи?

 

3. Как определить падеж имён существительных?

 

— Что нам предстоит узнать на уроке и чему научиться? Проходя каждый из этапов урока вы будете отмечать знаком + или – удалось ли нас получить данную информацию.

В конце урока учитель спрашивает детей о том, что на все ли вопросы из маршрутного листа мы получили ответы в ходе урока и достигли ли поставленной цели. Если нет, то что нам помешало это сделать? Как следовало бы построить урок, чтобы все получилось?

Еще одной техникой АВР, используемой на моих уроках является «Стратегия Уолта Диснея». Модель Уолта Диснея направлена на создание творческого креативного плана достижения мощной и привлекательной мечты с учетом всех рисков реализации. Устойчивым эффектом выполнения техники является появление целей, которые начинают организовывать вас, мотивировать и мобилизовать внутренние ресурсы, наполняя вашу жизнь смыслом и удовольствием. Автором этой методики принято считать Уолта Диснея, который использовал ее при создании новых мультфильмов.

 

Данная техника предполагает выполнение ее в пространстве, поочередное «перемещение» человека или группы людей по трем ролям: Мечтатель, Критик, Реалист. Классическая модель: один круг по ролям и выход в конце в Реалиста.

Мечтатель – «Все возможно» Мечтатель придумывает новые идеи и новые цели для будущего. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок.

Реалист – «Как это сделать?» Реалист превращает идеи в конкретные воплощения. Здесь мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя.

Критик – «Что не сработает?» Критик является фильтром и стимулом для улучшения. Критик ищет проблемы с помощью вопроса «А что, если?». Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Это ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям.

В качестве пространственных якорей можно использовать либо предметы интерьера (стулья, столы), либо бумажные листочки с надписями «мечтатель», «реалист», «критик» и «наблюдатель» или «хозяин стола»

Эта очень увлекательная техника используется, когда учитель хочет создать интересные, мотивирующие, привлекающие обучающихся цели и задачи. Она действительно позволяет «пообщаться» всем трем ролям внутри одного класса. Для того, чтобы обучающиеся эффективно «перемещались» между ролями, можно использовать различные способы. Например, взять три элемента одежды, каждый из которых будет символизировать определенную роль. Надевая этот предмет (например, шляпу) ребята сразу же будут знать – кто они сейчас. Или вы можете поставить три стола, и у каждого из них будет своя роль. Сидите за столом реалистов – ребята реалисты, за столом мечтателей – мечтатели. Или просто написать названия ролей на бумаге, ставить ручку на название соответствующей роли и «перевоплощаться

Техника «Ассоциативное мышление». «Ассоциативный ряд»

Учащимся предлагается назвать одно-два понятия, ассоциирующиеся с определённым словом. Например: «кукла» – игрушка, девочка, игра. Все ассоциации записываются на доске (ватмане), обсуждаются. Возможно формулировка определения понятия «квадрат» на основе записанных ассоциаций.

Техника «Граффити»

«Граффити» метод, ускоряющий процесс мышления за счет повышения активности группового источника энергии. Работа ведётся в группах.

Каждой группе предоставляется лист бумаги, фломастеры. Перед каждой группой ставится определённое задание (для каждой группы разное), вопрос, проблема, на которые необходимо дать ответы.

На протяжении короткого времени каждая группа пишет собственное «граффити» (слова, фразы, картинки, схемы) на заданную им тему. Учитель просит прекратить работу и по часовой стрелке передать свои «граффити» другой группе. Процесс повторяется. Это продолжается до тех пор, пока собственный листок не вернётся в каждую группу. Полученные «граффити» обсуждаются сначала в группах, затем – всем классом.

Например, обобщающий урок окружающего мира УМК «Планета знаний» по теме «Наша Родина на планете Земля». Класс делится на четыре группы. Каждая группа отвечает на вопрос: «Какие природные зоны находятся на территории нашей страны». Учитель раздает каждой из четырех групп плакат «Зона арктических пустынь», «Зона тундры», «Зона лесов», «Зона степей».

— Ребята, прошу вас выполнить рисунок, увидев который человек должен понять о кокой природной зоне идет речь. Это могут быть короткие фразы, слова, рисунки схемы, знаки. Далее свою работу вы передаете следующей группе и приступаете к работе над следующей природной зоной. Далее учитель следит за тем, чтобы каждое «граффити» побывало в каждой группе и результат вывешивается на классную доску для обсуждения.

— Как вам кажется, какая работа достигла намеченной цели, какое «граффити» легко сообщает о своем названии?

Последующая работа осуществляется по вышеуказанному плану.

 

Одним из этапов АВР подхода является этап завершения или рефлексии. Рефлексию можно применять на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения темы или раздела.

Учитель может использовать следующие приемы:

Прием «SMS»:

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно работал он и учащиеся класса.

— Прошу вас написать мне СМС. В них оцените свою работу смайликами.

 

«Фразеологизм или пословица»

Я предлагаю учащимся выбрать фразеологизм или пословицу, которые характеризуют их работу на уроке:

  • Шевелить мозгами

  • Краем уха

  • Хлопать ушами

  • Ловить мух

  • Биться как рыба об лед

Фрагмент урока русского языка в 4 классе УМК «Планета знаний» по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»

Рефлексия:

— Оцените вашу работу на уроке такими предложениями. На полях запишите номер предложения, соответствующего вашему настроения в конце урока.

1. От урока я устал, позевал я и поспал.

2. Классно было, всё прекрасно, сюда пришёл я не напрасно.

3. Мило, классно, ново было, но чего-то не хватило.

Приемы для индивидуальной рефлексии

«Плюс, минус, интересно»: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …)

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического кластера, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи или обобщают учебный материал. Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Результаты применения технологии АВР

Развитие коммуникативных и организаторских умений, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других. Получение навыков ставить цели и достигать успеха (результата), эффективно управлять временем; анализировать и структурировать информацию, работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других.

Всё перечисленное вполне соответствует достижению требуемых результатов, заявленных в Концепции модернизации российского образования.

Зачем, спросите вы, учителю осваивать АВР? На мой взгляд, ответ очевиден: успешный ученик успешный учитель! Эффект АВР напрямую связан с будущим образования. Правильная мотивация на осуществление дальнейших достижений это уверенность в завтрашнем дне.

Таким образом, АВР может рассматриваться как инновационная технология повышения профессионального мастерства современного педагога, и нужно активнее вводить АВР в образовательный процесс. Всё это поможет раскрытию личностного интеллектуально-творческого потенциала как учащихся, родителей, так и педагогов.

На сегодняшний день можно констатировать промежуточные результаты работы над обозначенной методической проблемой. К наиболее значимым из них относятся:

  • Повышение уровня обученности моих учащихся.

  • Наблюдается положительная динамика сформированности регулятивных УУД.

  • Учащиеся имеют навыки самостоятельной познавательной активности.

  • Учащиеся демонстрируют способность самостоятельно принимать решения.

Работа по использованию АВР подхода как условие формирования метапредметных результатов учащихся, безусловно, будет мною продолжена.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =