Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников


Автор: Елена Александровна Зубарева
Место работы:
Должность: старший преподаватель


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Коробкина Елена Викторовна,

старший воспитатель, высшая кв. категория

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных, социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи и сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях.

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, где происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

Нормативные документы

В последнее время появился ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность по данному направлению:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155;

  • Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р;

  • Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.

Также в настоящее время по данному направлению разработан ряд дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста:

  • Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5-7 лет» / Министерство образования и науки РФ, ЦБ РФ.

  • Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.

  • Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей» / Г.Н. Бирина (Модульный образовательный курс направлен на освоение экономических понятий в рамках дополнительного образования дошкольников : товар, деньги, потребности, труд, семейный бюджет).

  • Экономическое воспитание дошкольников : примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий» / Е.А. Курак.

  • Программа «Дошкольник и экономика» / А.Д. Шатова.

  • Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. и др.

Понятие «финансовая грамотность»

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении личными финансами, учете доходов и расходов, оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование основ финансовой грамотности заключается в поэтапном введении дошкольников в мир экономических категорий.

Направления работы

Анализ методической литературы позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:

  1. «Потребности».

  2. «Труд и профессии».

  3. «Продукт труда. Деньги».

  4. «Семейный бюджет».

  5. «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в различных жизненных ситуациях».

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Формы организации детской деятельности:

  • Дидактические игры с экономическим содержанием

  • Просмотр и обсуждение мультфильмов

  • Беседа
  • Отгадывание загадок
  • Чтение и обсуждение (анализ) сказки
  • Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок

  • Упражнения в тетради экономических заданий
  • Изобразительная деятельность
  • Ситуативный разговор
  • Игровые упражнения
  • Сюжетно-ролевая игра с экономическим содержанием
  • Решение экономических задач
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций
  • Виртуальная экскурсия
  • Моделирование
  • Ситуационные задачи
  • Образовательная деятельность
  • Решение кроссвордов
  • Изготовление лэпбука
  • Обсуждение и решение проблемных ситуаций

Главный критерий отбора дидактического и методического материала по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими; объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование предпосылок финансовой грамотности – это актуальное направление современной системы дошкольного образования, которому необходимо уделить достаточно внимания, организуя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «КАК ГЕО И РЕБЯТА О ФИНАНСАХ УЗНАВАЛИ»

Ансимова Наталья Андреевна,

воспитатель, высшая кв. категория

Цель раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи

Образовательная: Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.

Развивающая: Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитательная: Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем они могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Развивающая предметно-пространственная среда на занятии: деньги, монеты, банкноты, пластиковая карта.

Взаимодействие педагога с детьми: личностно-ориентированное.

Обратная связь (анализ занятия):

— О чем мы сегодня говорили?

— Какие бывают деньги?

— Чем отличается монета от банкноты?

— Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

(Наличные деньги)

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

Ожидаемые результаты: дети научатся различать купюры, обращаться с деньгами, монетами, картой.

Организация детской деятельности

1. Ребята, сегодня к нам пришел Малыш Гео. Гуляя по Фиолетовому лесу, он нашёл интересный предмет и принёс его нам.

Воспитатель демонстрирует копилку.

— Что это такое?

— Для чего же нужна эта копилка?

— Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

— Давайте поиграем в игру «Финансовая башня знаний». А строить башню нам помогут черепашки. Каждая черепашка на башне – это ответ на вопрос, для чего нам нужны деньги. Итак, деньги нам нужны:

— для покупки продуктов питания;

— для оплаты бытовых услуг;

— для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

— для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

— для оплаты проезда на транспорте;

— для покупки подарков;

— для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

— Если мы едем на автобусе, мы платим?

— Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

(каждый ответ – черепашка на башне – обращает внимание, какая высокая башня получилась, а если мы будем изучать финансовую науку, то эта башня может быть еще выше)

3. Беседа о монетах.

— Малышу Гео интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? А вам интересно? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

— Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

— Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

— Какие монеты вы знаете?

(Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.)

— Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

— Как можно назвать эти деньги?

— Банкноты. А какие они?

— Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(Можно продемонстрировать шуршание банкнотой)

— Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

4. – А сейчас с вами решили поиграть гномы Фиолетового леса. Поиграем в игру, которая называется «Дополни». У каждого гнома в руках признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

— Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги».

Перед вами волшебные квадраты, которые вам принес Гео. Попробуйте придумать, как сконструировать кошелек из волшебного квадрата. (творческое задание)

Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

— Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы «Азбука денег».

Просмотр мультфильма.

— Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

(Физ. минутка)

5. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочной Фиолетовой страны. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

— Что вы придумали: монету или банкноту?

— Какой она формы?

— Как она называется?

— Что и почему на ней изображено?

Малыш Гео благодарит вас за новые знания. Он обязательно придет к вам ещё.

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ»

Власенко Галина Вячеславовна,

воспитатель, первая кв. категория

Цель формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Закрепить с детьми понятие «деньги»; дать понятие: «купюра», «монета»; что можно и что нельзя купить за деньги.

2. Развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей, развивать мелкую моторику.

3. Формировать навыки командной работы, умение договариваться, выполнять задания в определенных условиях.

4. Воспитывать положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Оборудование: буквы для составления конечного слова «Дружба», карта-схема, карты с заданиями, карточки с изображением купюр, монет, картинки для игры «Что можно, что нельзя купить», книги с иллюстрациями, «прозрачный квадрат» для изготовления кошелька, схема изготовления кошелька, мяч су-джок, золотистые круги на лентах – монетки, монеты достоинством 1, 2, 5 рублей, карточки с кружочками для монет.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте, поздороваемся, подарим им свои улыбки, пожелаем доброго утра. А сейчас поздороваемся друг с другом. А для этого встанем в круг.

Дети: Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

(передают «Клубок доброты» и говорят друг другу комплименты)

— Сегодня утром, ребята, я получила на телефон сообщение от Малыша Гео. Он просит нас о помощи. Его друзья потерялись в Фиолетовом лесу. Давайте поможем Малышу Гео отыскать друзей. А поможет нам в этом карта, которую прислал Малыш Гео.

Отправляемся в Фиолетовый лес! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в Фиолетовом лесу очутись».

— Карта нам показывает, что мы оказались на чудесной поляне золотых плодов. Как вы думаете, кто мог сюда забрести? (Паучок Юк). Давайте сорвём один золотой плод. Ребята, да это же деньги, а на обратной стороне задание. Мы сможем найти Паучка Юка, если выполним задание.

— Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся? (ответы детей)

А какие бывают деньги? (ответы детей)

Скажите для чего нам нужны деньги? (Покупать товар, копить, класть в банк).

Игра «Что можно купить за деньги?»

Я вам дам по два кружка – красный и зелёный. Если этот товар можно купить за деньги, то говорите «Да» и показываете зелёный кружок, если нельзя это купить, то скажите «Нет» и покажите красный кружок. (Педагог показывает детям картинки: дом, книга, платье, солнце, планета, молоко, здоровье, радуга, ветер).

Мы не можем купить здоровье близких и свое, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

— Молодцы! Ребята, а вот и Паучок Юк. За выполнение этого задания вы получаете первую букву Д.

— Идём искать следующего друга Малыша Гео. Карта нам указывает на поляну чудесных цветов. Подскажите мне, кто здесь мог потеряться? (девочка Долька)

— Давайте выполним следующее задание и найдём Дольку.

Второе задание: «Сказки»

— Ребята, я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту книгу:

Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа)

Герои каких сказок менялись на что-то? («Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой»)

Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

Героиня какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

Какой сказочный герой положил деньги в ямку, чтобы они подросли? (Буратино)

Молодцы! Ребята, а вот и Долька. За выполнение этого задания вы получаете вторую букву Р.

— Карта показывает, что нам надо идти к озеру Айс. Здесь среди Нетающих льдинок мы можем найти Незримку.

Третье задание: «Домик, в котором живут деньги»

Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас:

— Вырастут ли деньги?

— Где они могут «расти»?

— Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей)

— У каждой монеты есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из «прозрачного квадрата», чтобы прятать в него свои монеты.

Изготовление детьми кошелька с использованием схемы.

— А вот и Незримка нашёлся, ему очень нравятся ваши кошелёчки. Он дарит вам букву У.

— Нас ждет следующее задание. Давайте немного разомнёмся.

«Разминка» «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью о левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

— Ребята, перед нами «Лабиринт игр». Это же Околесик обожает сложные лабиринты, здесь мы его и найдём, а поможет нам выйти из лабиринта мяч су-джок. (дети отвечают на вопросы, передавая мяч друг другу)

Четвёртое задание с мячом су-джок:

1. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату)

2. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? банкомат

3. Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы);

4. Как называется место, где совершаются покупки? (магазин, рынок)

5. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт … (кассир)

6. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине… (копилка)

— Мяч помог нам выбраться из лабиринта. Нас встречает Околесик и вручает букву Ж.

— Ребята, смотрите, на карте изображён «Ларчик». Значит, мы будем искать Лопушка. Давайте откроем Ларчик, может, там есть подсказка, где его найти? Лопушок предлагает поиграть в игру.

Подвижная игра «Мы монетки»:

Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.) Игра повторяется – дети меняются ролями.

— Молодцы! Замечательно поиграли! Лопушок рад, что его нашли и даёт вам ещё одну букву Б.

— Смотрите, ребята, на карте нарисованы «Логоформочки», это приметы Крутика По. Выполним следующее задание и отыщем его.

— Ребята, присаживайтесь на стулья вокруг стола. Посмотрите, у вас у каждого есть карточки с кружками разных размеров и монеты 1, 2, 5 рублей. Какие монеты лежат на столе? (ответы детей).

— Какая монета самая большая? (ответы детей). Какая монета средняя? (ответы детей). Какая монета самая маленькая? (ответы детей).

— Вам нужно взять карандаш и в кружочек записать цифру, соответствующую монеткам, которые вы видите на столе.

Игра «Угадай монетку»:

— Вы все закрываете глаза, я вам всем даю по монетке, вы зажимаете ладонь и по очереди на ощупь определяете, какая это монетка, большая или маленькая (ответы детей).

— Молодцы! Хорошо справились с заданием, и за выполнение этого задания вы получаете пятую букву А.

— А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной:

«Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Дети по очереди крепят буквы на мольберт.

Ребята, вам за правильные ответы давали буквы, из них надо составить слово. Какое слово у нас получилось? (Ответы детей). Правильно, слово «дружба».

Заключительная часть:

Молодцы ребята, все с заданиями справились. А что же можно купить за деньги? (ответы детей) А что нельзя купить? (Ответы детей) Правильно, дружбу, здоровье, доброту.

— Молодцы! Вы всё делали вместе, дружно, сообща. Малыш Гео увидел, какие вы дружные и добрые ребята и хочет вам сказать, что ваша ДРУЖБА и есть самое дорогое сокровище.

Не зря говорят: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

— А наше занятие заканчивается стихотворением «Чего нельзя купить за деньги?» и прочитает его Соня А.:

Если деньги накопить, можно многое купить –

Дом, одежду и завод, самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелёк родничок и тополёк.

КВЕСТ-ИГРА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Маляренко Виктория Александровна,

воспитатель, первая кв. категория

Цель формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

способствовать формированию представлений о семейном бюджете и об обязательных и необязательных потребностях;

— закрепить знания детей о понятиях доход и расход;

— формировать умение экономно и рационально тратить деньги;

— способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость.

Активизация словаря: доход, расход, семейный бюджет, пенсия, пособия, обязательные и необязательные потребности.

Оборудование: магнитная доска, детские деньги, пазлы-подсказки с заданиями, кошелек, карточки «Профессии – результат труда», «Река времени», карточки с изображением денег разных эпох, листы бумаги А-5 на каждого ребенка, шаблоны юбки (трапеция), простые карандаши, иллюстрации: магазин «Игрушки», «Зоомагазин», «Книжный магазин», «Цветочный магазин», «Музей», «Аптека», мяч.

Ход занятия:

1. Организационная часть

— Ребята, я нашла кошелек. Вы не знаете, кто его потерял? (ответы детей)

Рядом с ним лежал конверт. Давайте посмотрим, что в нём? (письмо)

Ребята, на нем написано: «Детям группы «Морские звездочки» от Незримки Всюся. Это нам. Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я давно у вас живу в группе и за вами присматриваю. И приметил, что для игры в банк, супермаркет вам не хватает монеток и купюр. Я могу вам их подарить, но это будет слишком просто. Я предлагаю вам пройти различные испытания, выполнив которые, вы сможете заработать детские деньги и разгадать великую тайну. Кошелек для денег уже у вас, в конверте имеется подсказка. Выполненное задание дает вам подсказку для следующего. Желаю успеха!»

— Вот это да! Вот, оказывается, откуда кошелек! Ребята, вы все поняли, кто написал письмо? А кто внимательный? Кто знает, где живет Всюсь в нашей группе? Откуда он за нами присматривает? (из Фиолетового леса) Ну что, ребята, принимаем приглашение?

2. Основная часть. Разминка.

— Тогда надо проверить, готовы ли мы к испытаниям. Согласны?

— Что такое финансы? (это деньги)

— Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку)

— Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить)

— Вижу, вижу вы знакомы с деньгами, можем отправляться. Ну что, в путь?

Задание 1

— Всюсь сказал, что подсказка у нас на игровизоре, давайте её посмотрим.

— Найди лишнее среди картинок и вычеркни: стол, ковер, диван, шкаф.

Отдельные объяснения (выборочно)

— Что тут лишнее и почему? (ковер)

— Значит, где находится следующая подсказка? (на ковре)

— Как вы думаете, ребята, за что люди получают деньги? (за работу)

Заработанные деньги называются зарплата.

— А ваши родители получают зарплату? За что?

У каждого человека есть работа. Он сам трудится и получает зарплату. Но, чтобы работать, нужно иметь профессию.

— А вот и 1 задание. А теперь каждый возьмите липкую веревочку и соедините одну из пар на коврографе «Ларчик». Посмотрите друг у друга карточки и найдите пару (найти пару «Профессия – результат труда»).

— Кто нашел пару, скажите, человек какой профессии у вас и что он производит. Что к нему относится? (строитель строит дома, доктор лечит больных, швея шьет одежду, продавец продает товар, водитель возит грузы, горняк добывает руду)

— Выполнили задание, заработали деньги и новую подсказку. (мяч)

Задание № 2

— Где находится 2 задание? (у спортивного уголка)

— Когда мы получим деньги, то это как называется? (доход)

— А когда тратим? (расход)

Игра «Доход – расход» с мячом в кругу

— Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.

— Папа получил зарплату – доход.

— Заболела бабушка – расход.

— Сестра потеряла кошелек – расход.

— Мама купила новое платье – расход.

— Заплатили за электроэнергию в квартире – расход.

— Бабушка получила пенсию – доход.

— Дедушка получил пенсию – доход.

— Брат порвал куртку – расход.

— Купили подарок на день рождения другу – расход

— Мама получила зарплату – доход.

— Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?

— Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

— Выполнили 2 задание, заработали деньги и новую подсказку. (ребус: картинка. Стол, зачеркнута буква О, вместо нее буква У)

Задание № 3

— Где находится следующее задание? (на стуле). Садятся на стульчики.

— Воспитатель называет признак монеты, дети называют признак купюры и наоборот.

— Купюра прямоугольная, а монета? (круглая)

— Купюра рвется, а монета? (не рвется)

— Монета металлическая, а купюра? (бумажная)

— Монета тяжелая, а купюра? (легкая)

Выполнили 3 задание, заработали деньги на подсказку. (магнитная доска)

Задание № 4 (подходит к магнитной доске)

— Что делают люди с заработанными деньгами? (покупают что-то, тратят их)

— Все ли деньги нужно сразу тратить? Почему? (нужно беречь деньги семьи)

— Можно ли жить и не тратить деньги ни на что?

— Существуют различные потребности. Это то, что необходимо человеку для жизни. Потребности бывают обязательные и необязательные. (Дети распределяют потребности на обязательные и необязательные – красный и синий квадрат).

Выполнили 4 задания, заработали деньги и последнюю подсказку (шкаф с игрушками)

Задание № 5 (подходим к шкафу)

— Ну вот мы с вами заработали детские деньги. Куда бы вы хотели потратить их?

Перед вами магазин «Игрушки», «Зоомагазин», «Книжный магазин», «Цветочный магазин», «Музей», «Аптека».

Игра «Объяснялки» – объяснить товар, не называя его. Дети угадывают товар и называют, в каком магазине он куплен.

Молодцы, ребята, посмотрите – здесь стоит какой-то сундучок. Наверное, Незримка Всюсь и оставил вам то, что обещал. Заглянем?

3. Заключительная часть

Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые приготовил нам Всюсь. Теперь у нас есть кошелек с деньгами для игры в группе. Спасибо тебе, Незримка Всюсь! Вы помните, что Всюсь говорил, что мы должны открыть какую-то тайну? Ребята, а на подсказках с обратной стороны есть буквы. Давайте перевернем подсказки и прочитаем, что получилось.

Переворачиваем пазлы и читаем получившееся на обратной стороне слово «Дружба». Как вы думаете, ребята, в чем заключается тайна этого слова? (мы работали дружно)

— Можно ли купить дружбу на наши деньги?

— А в следующий раз мы узнаем, чего нельзя еще купить за деньги.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«В ПОИСКАХ КЛАДА»

Музыченко Светлана Петровна,

воспитатель, высшая кв. категория

Ведущее направление: познавательное развитие.

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие:

Познакомить детей с деньгами Российской Федерации.

— Научить различать монеты разного достоинства.

— Формировать понятие, что не все покупается за деньги.

— Развивать умения детей ориентироваться на плоскости.

Речевое развитие:

— Совершенствовать речь как средство общения.

— Продолжать работу по обогащению словаря: кладоискатели, монеты, достоинство.

— Продолжать развивать умения вступать в беседу со взрослым и детьми.

Художественное эстетическое развитие: продолжать развивать умения детей работать с соленым тестом, создавая игрушечные монеты с помощью печаток.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать культуру общения в коллективе сверстников и бережное отношение к деньгам.

Словарная работа: кладоискатели,монеты, достоинство.

Оборудование: коврограф «Ларчик», липучки-веревочки, схемы маршрута, три сундучка, сказочные герои радужные гномы, галчонок Каррчик, пчелка Жужа, лягушата, Филимон Котерфильд, монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, игровизор с вложенным заданием, игра «Что можно купить за деньги, а что нет», соленое тесто, денежная печатка.

Ход:

Организационный момент:

Солнце, солнце, не ленись!

Ты ребятам улыбнись!

Похвали моих ребят.

Солнцу каждый будет рад.

Встреча с радужными гномами

Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение, когда светит солнце? (Ответы детей) С таким чудесным настроением сегодня мы встретимся с гномами из Фиолетового леса. Они нас уже ждут. (Подходим к столу с гномами)

Ребята, а что это у них в руках? (Лопатки)

Как вы думаете, куда это они собрались? (Ответы детей)

Гномы идут искать клад и нас приглашают с собой приглашают. А что такое клад? (сокровища, деньги)

Вы хотите стать кладоискателями? Тогда вперед!

В поисках клада

Подходим к коврографу.

Красной точкой отмечена клетка, с которой мы начинаем наше путешествие, а с помощью цветной веревочки-липучки мы будем отмечать наш путь. Перед вами часть схемы маршрута. Я ее проговариваю, а Вика прокладывает путь.

Воспитатель: Ребята, куда это мы попали?

Дети: Мы пришли в лес.

Воспитатель: Может быть, клад здесь спрятан?

Дети: Видим сундук! Он весит на дубе.

Воспитатель: Кто-то тут уже был. Видите следы? Кто нам поможет снять сундучок?

Дети: Карчик сидит на дереве. Мы его попросим.

Воспитатель: Попросите вежливо.

Дети: Карчик, помоги нам, пожалуйста, снять сундучок. (Карчик подносит к детям сундучок)

Воспитатель: Вот они, наши сокровища. Открываем. Что это?

Дети: Это же соленое тесто.

Воспитатель: Ребята, я догадалась. Это следы Незримки Всюсь, это он напроказничал. А давайте соленое тесто возьмем с собой, может, оно нам пригодится. А мы продолжим путь. Миша, прочти схему, а Аксинья обозначит наш маршрут.

Воспитатель: Ребята, мы пришли на цветочную поляну к пчелке Жуже.

Может быть, здесь есть клад, давайте его поищем. Молодцы, ребята, нашли. (Открываем и видим разные картинки) Ребята, и здесь побывал Незримка Всюсь, оставил свои следы. Возьмем картинки с собой, может, пригодятся. Продолжим искать сокровища. (Дети читают схему и выкладывают липкой веревочкой путь)

Воспитатель: Куда это вы нас привели?

Дети: Мы пришли к озеру. На листе кувшинки сундук.

Воспитатель: Кто же нам поможет его достать?

Дети: Лягушата, помогите, пожалуйста, достать сундук.

Воспитатель: Спасибо. Ну что, открываем? (У детей восторг, в сундуке деньги)

Знакомство с монетами

Воспитатель: Что это такое? (Это деньги)

Правильно. Эти деньги называются монеты. Давайте сядем за пенечки — столы и рассмотрим монеты. Какие они по форме? (Круглые)

Какие по размеру? (Большие и маленькие)

Чем монеты отличаются? (Цветом и цифрой)

Цифра на монете обозначает, каким достоинством эта монета. Найдите монету достоинством один рубль, два, пять, десять. Какая монета по достоинству самая большая, самая маленькая?

Возьмите монеты в ладошки и потрясите их. Что вы слышите? (Звон) Монеты сделаны из чего? (Из металла) Значит, монеты какие? (Металлические)

Ребята, это монеты какой страны? Правильно, это российские монеты.

Игровизоры «Найди монеты»

Подвиньте к себе игровизор и найдите российские монеты, обведите их в кружок. Какие монеты вы не обвели? (Монеты других стран)

Физкультурная минутка

Эй, ребята, выходите и ко мне скорей идите.

По дороге мы пойдем, всех ребят с собой возьмем.

Вот монета на пути, ты скорей ее бери.

Влево, вправо поверни и ребятам покажи.

К солнышку ее тяни. Как блестит, ты посмотри.

Кто монетку потерял, тот, наверно, грустным стал.

Игра «Что можно купить за деньги, а что нет»

— Ребята, как вы думаете, все ли можно купить за деньги? Вот и картинки-карточки нам пригодились, они помогут нам в этом разобраться.

Перед вами два поля: синее и красное. Девочки на синее поле будут выкладывать картинки, что можно за деньги купить, а мальчики на красное поле поместят картинки, что нельзя за деньги купить.

— Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)

В мастерской у Филимона Которфильда

— Что у нас еще осталось, что мы взяли из сундучка? Совершенно верно, соленое тесто. Мы отправляемся в мастерскую Филимона Которфильда.

Филимон вам уже приготовил печатки с монетами. От соленого теста отщипнем небольшой кусочек и раскатаем его в шар, затем сплющим немного между ладонями. Лепешечку положим на дощечку, возьмем печатку-монетку, сверху положим ее на лепешечку и прижмем, остался отпечаток монеты.

Пальчиковая гимнастика «Шарик»

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом шарик надут)

Он становится большой. (Соприкасаются ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел (Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

Пальчики свои размяли и работать дружно стали.

Работа детей по изготовлению монет

Воспитатель: Ребята, скажите, а можно ли на эти деньги что-то купить? Правильно, эти деньги только для игры, игрушечные. Когда они высохнут, мы поиграем в магазин.

Итог:

— Гномы нас благодарят за то, что мы все вместе весело провели время и сумели отыскать клад.

Кому понравилось наше путешествие, опустите монету в сундучок, а кому не понравилось, положите монету рядом с сундучком.

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «В ГОСТИ К ВОРОНУ МЭТРУ»

Милушина Валентина Владимировна,

воспитатель, высшая кв. категория

Цель формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

— Расширять социальные представления о современном обществе.

— Развивать экономическое мышление дошкольников, познавательный интерес, память, внимание и воображение.

— Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

— Способствовать формированию коммуникативных отношений, активизировать словарь детей, использовать в речи предложения разных конструкций.

— Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Ход:

Организационный момент:

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» – сказали (хором здороваемся)

Ребята, наш друг Ворон Мэтр из Фиолетового леса приглашает нас к себе в гости, он приготовил нам какой-то сюрприз. Хотите? Тогда в путь!

Чтоб оказаться в Фиолетовом лесу, нам нужно сказать волшебные слова:

Раз, два, три, вокруг себя покружись,

В волшебном лесу окажись.

(Детей встречает Ворон Мэтр)

Здравствуйте, ребята, спасибо, что согласились прийти в гости. Я приготовил для вас сюрприз. Когда вы выполните все задания, что я для вас приготовил, вы найдете клад – сундук с сокровищами.

Сейчас я проверю, какие вы умные и дружные.

1 задание (конверт с загадками)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар)

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

На товаре быть должна

обязательна …. (цена)

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюша требуется мне,

Та, что с дыркой на спине … (копилка)

Её раз в месяц выдают,

А могут — даже каждый день,

Но ничего не отдадут,

Если работать будет лень!

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (товар)

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна (монета)

Без них прожить конечно можно,

Но с ними будет все возможно:

Приобрести и отдохнуть,

На море теплое махнуть,

Машину, дом себе купить

И в целом очень круто жить. (деньги)

Молодцы! Вы справились с первым заданием, отгадали все загадки.

2 задание (конверт с людьми разных профессий)

Назовите, какие профессии вы знаете.

Людям разных профессий нужны разные предметы для работы.

Д. игра «Кому что нужно для работы»

— Молодцы, и с этим заданием вы справились, идем дальше.

3 задание (конверт с денежной купюрой)

— Что это?

— Зачем нужны деньги?

— А где люди берут деньги?

— Ой, а что это с нашими купюрами, они все порваны. Что же это такое? Кто это сделал? Все купюры разрезали. Хотел вам показать разные купюры и не знаю, что теперь делать!

(Дети предлагают собрать купюры и посмотреть на них)

Д. игра «Собери целое»

— Посмотрите друг у друга, проверьте,все правильно собрали деньги. Молодцы, справились еще с одним заданием.

— А теперь я предлагаю немного отдохнуть и размяться.

«Разминка» «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте),

Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

Мы все ближе и ближе к нашему кладу.

Идем дальше.

4 задание (конверт с картинкой магазин)

Ребята, скажите, когда нам нужно что-то купить, куда мы идем?

Каждая вещь имеет свою цену и нам сейчас нужно купить товар, на который нам хватает денег.

Д. игра «Выбери товар» (на игровизорах соединить товар с монетами)

Молодцы, вы и с этим заданием справились, сундук с сокровищами уже рядом.

5 задание (конверт со знаком вопроса)

Ребята, скажите, а всё ли можно купить?

Д. игра «Что можно купить, что нельзя» (на верхнюю полоску положите картинки, что можно купить, а на нижнюю, что нельзя)

Молодцы, вы со всеми заданиями справились, а вот и сундук.

Только есть одна проблема – чтобы открыть сундук, нам необходим какой-то предмет. Что это за предмет, вы узнаете, выполнив мое следующее задание.

Графический диктант – ключ

Молодцы, вы справились со всеми моими трудными заданиями!

Физминутка:

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам. (хлопки)

Откроем сундук и посмотрим, что в нем хранится (открывает сундук и достаёт монетки – шоколадки)

Давайте поблагодарим Ворона Метра за интересную игру, нам пора возвращаться в сад.

Скажем дружно:

Раз, два, три, вокруг себя покружись,

В детском саду окажись.

Ребята, вам понравилось играть с нашим другом Вороном?

А что вам больше всего понравилось?

Какое задание вам было тяжело выполнить?

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ С ДЕНЕЖКАМИ»

Капуста Людмила Анатольевна,

воспитатель, первая кв. категория

Цель формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— закрепить с детьми понятие «деньги»;

— дать понятие: «купюра», «монета», «пластиковая карта»;

— познакомить с деньгами своей страны и деньгами разных стран;

— расширить знания детей о профессиях;

— способствовать формированию коммуникативных отношений;

— развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация – игра «Важные профессии, нужные профессии», иллюстрации изображением монет, монеты разного номинала больших и маленьких размеров, купюры российские и иностранные.

Ход:

Воспитатель:

В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

Экономят, в долг дают!

Путешествуя, мы будем выполнять задания, а чтобы не заблудиться, нашим экскурсоводом будет, отгадайте, что?

Есть они бумажные, есть медные, блестящие,

Их платят за работу, они важны для всех!

Кто правильно их тратит,

Того ждет обязательно финансовый успех!

Что это? (Деньги)

Ребята, как вы думаете, для чего нужны деньги? (ответы детей)

Деньги нужны для покупки продуктов питания.

Для платежа коммунальных услуг.

Для оплаты развлечений.

Для покупки одежды.

Для покупки подарков.

И еще много – много для чего…

Хотите узнать, как появились деньги?

Просмотр презентации

А теперь, ребята, вы хотите узнать, какие бывают деньги?

(на столе лежат деньги: бумажные, железные монеты, пластиковые карты)

Ребята, скажите, какие это деньги?

(Показывает бумажные купюры) (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Вот это тоже деньги. Только какие? (Показывает металлические монеты) (ответы детей)

Правильно! Это деньги металлические, монеты.

Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

Все ли они одинакового цвета и величины? А какая из этих монет самая ценная? Как вы думаете?

(слушаем предположения детей)

Нужно обращать внимание на цифры.

Цифры на монете обозначают её ценность. Чем больше цифра, тем больше ценность. А что же отображено на российских монетах? (Герб России)

Воспитатель: Ну, а это что такое, ребята?

(Показывает пластиковую карту) (ответы детей)

Да, это пластиковая карта. Туда поступают заработанные деньги, и этой картой можно расплатиться в магазине.

Когда деньги находятся в кошельке, они называются наличные. А если на карте, то – безналичные.

Эстафета «Перенеси монетку»

Описание: На одном столе в тарелочке лежат «монетки» разного достоинства – 10 р, 5 р, 2 р, 1 р, на другом столе лежат кошельки, дети делятся на две команды, кто быстрее перенесет «монетки» в кошелек.

Воспитатель: 

— Чтобы начать нашу экскурсию, нам необходимо пересесть в электропоезд и купить билет. Билетами будут денежные купюры. Нужно занять свое место согласно билета.

А купюры в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет купюра самого большого достоинства. Посмотрите на свои купюры, какая купюра может ехать в первом вагоне? Давайте поместим в первый вагон купюру в 5000 рублей, в следующем вагоне какая поедет купюра? Какая купюра едет в последнем вагоне? Значит, эта купюра самого меньшего достоинства (100 рублей).

1 остановка. «Монетный двор» (на слайде)

Воспитатель: Все монеты в нашей стране печатаются на монетном дворе в специальной машине (слайд). (Разбирают монеты)

Представьте, что вы работники монетного двора. (на слайде)

Возьмите ведерки и рассортируйте монеты согласно цифрам на ведерках.

2 остановка «Сказочная» (на слайде)

Вы читали книжки?

В них герои сказок

Покупали, и меняли, и товар свой продавали.

И монеты зарывали, дерево из денег ждали.

Каждый счастлив был и рад: будет, будет он богат!

Кто же эти герои? (Муха-Цокотуха, Буратино, Кот Матроскин, Бременские музыканты)

В зал входит Разбойница, она поет: «Говорят, мы Бяки-Буки…».

Разбойница: Да, кто не любит денежки? Денежки любят все! Без них не купить ничего: ни сладостей, ни одежды, ни даже игрушек! Вот потому я все время в сказках и отбираю их у людей! По-другому нельзя!

Воспитатель: Можно. Нужно заработать!

Разбойница: Это как?

Воспитатель: Ты, Разбойница, хочешь узнать, как можно заработать деньги?

Разбойница: Конечно!

Чтобы у тебя было много денег, нужно работать. Люди учатся, получают разные профессии, затем устраиваются на работу и зарабатывают деньги, потом тратят их по назначению.

Разбойница: А какие профессии бывают? Вы мне расскажете?

Воспитатель: Конечно! Мы все расскажем и даже покажем!

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного поиграем, а в ходе игры мы познакомим Разбойницу с профессиями.

Игра «Важные профессии, нужные профессии» (куклы на липучках)

Описание игры:

Воспитатель загадывает загадку, ребенок отгадывает, находит куклу с соответствующей профессией и надевает на нее форму на липучке.

Воспитатель спрашивает: чем занимаются эти люди?

Воспитатель: Ну что, Разбойница, теперь тебе понятно, что такое профессии и какие они бывают?

Разбойница: Да. Спасибо вам, ребята!

Воспитатель: Так вот, все эти люди трудятся и зарабатывают деньги.

А сейчас давайте все вместе поиграем!

Физкультминутка «Монетки»:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки)

Звонко катимся по кругу (Идут вприпрыжку)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу)

Дружно скачем: скок да скок… (Прыгают на месте)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети запрыгивают в кошелек – дети смыкают круг.)

Воспитатель: Молодцы! Замечательно поиграли!

Воспитатель: Я хочу задать вам несколько задачек, вы готовы отвечать?

Задача № 1. (на слайде)

Как-то летом Медвежата продавали свой товар:

Мед – один, другой малину, пуст был в этот день базар.

Покупатели не шли – были заняты они.

Стало медвежатам грустно – в их карманах было пусто.

Продавец малины думал, как ему бы мед купить,

Тот, что медом торговал, с малиной чай хотел попить.

Что им делать, как же быть? Как тут можно поступить?

Дети: обменяться товаром.

Воспитатель: Да, медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется «бартер».

Задача № 2 (на слайде)

Два приятеля-волчонка принесли мешки с крупой.

Цену не установили, нужно думать головой!

Был один мешок не полным, у другого – полон он,

Разобраться помогите, что дороже, подскажите?

Воспитатель: Правильно вы рассудили, этот мешок стоит дороже, потому, что в нем крупы больше, а другой мешок, не полный, дешевле, потому что в нем меньше крупы.

3 остановка. Станция «Иностранная» (на слайде)

Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. Давайте поиграем

Игра с фонариками:

Найдите кошелечки с купюрами только российских рублей.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

4 остановка. Станция «Загадки» (на слайде)

Игра «Найди предмет» (игровизор)

1. Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок,

Отправляясь за покупкой, возьми с деньгами… (Кошелек)

2. Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет, ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)

3. Очень вкусная витрина овощного (Магазина)

4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (Продавцы)

6. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5 остановка. Станция «Покупки» (на слайде)

Игра «Можно – нельзя»

Ребята, а вы знаете, что на деньги можно купить многое, но далеко не всё?

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

Воспитатель: Мы не можем купить здоровье близких и своё собственное, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

Воспитатель: Молодцы! Вы постарались!

6 остановка. Станция «Экономическая» (на слайде)

Разбойница: Ребята! Я, кажется, поняла!

Зовут меня Разбойницей и Жадиной зовут,

Услышу я про деньги, и сей же час я тут!

Все говорят, я – жадная, все говорят – скупая!

Я просто экономная, запасливая такая!

Воспитатель: Дети, а экономить это хорошо?

Разбойница: А как вы можете сэкономить и помочь родителям?

Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи и фрукты, чтобы их не покупать.

Разбойница: Правильно, дети, я про то и говорила! На сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

А я вам хочу задать вопрос: «Знаете ли вы поговорки об экономии и бережливости?» Давайте проверим. Готовы?

— Рубль трудовой, потому дорогой.

— Бережливость – не скупость!

— Чего сегодня сбережешь – завтра пригодится!

— Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

— Курица по зернышку клюет, да сыто живет!

— Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережёт и миллионы.

— Из копеек рубли вырастают.

— Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Разбойница: Какие молодцы! Теперь вы знаете, что значит «быть экономным».

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается, всем спасибо. (Возвращаемся в детский сад на электропоезде)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДОЛЬКОЙ ПО СТРАНЕ ЭКОНОМИКЕ»

Кулиненко Ольга Викторовна,

воспитатель, высшая кв. категория

Познавательное развитие:

— Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности;

— Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;

— Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

Речевое развитие: выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие: формировать положительные взаимоотношения детей.

Материал и оборудование: ноутбук, монетка, картинки с предметами, кошелек с шоколадными монетками.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране Экономике. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись».

А путешествовать с нами будет моя знакомая Долька.

Долька: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?

Я Долька, умею считать и делить.

Я с экономикой буду дружить.

Денежки важно считать научиться.

А чтоб заработать их, нужно трудиться.

Воспитатель: А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах? (ответы детей)

Долька: Молодцы? ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а в моей Фиолетовой стране деньги бывают разные и у каждой есть свое название.

— Кто знает, как называются деньги, которыми вы пользуетесь? (ответы детей)

А какие бывают деньги? (ответы детей)

Скажите, а для чего нам нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк.

Воспитатель: Долька, я предлагаю тебе и ребятам поиграть в игру.

Игра «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет то потопайте.

(Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

Долька: Ребята, а кто из вас знает, за что платят деньги? (ответы детей)

Все полученные деньги мы можем считать ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим – это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход расход»:

Я начну читать сейчас, а вы будете заканчивать предложения. Отвечайте хором: доход или расход.

Папа получил зарплату – доход

Бабушка заболела – расход

Выиграл приз – доход

Потеряла кошелёк – расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашли монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Воспитатель: В современном мире без них прожить невозможно. А вспомните, пожалуйста, героев сказок, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-Цокотуха», «Буратино», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д).

Долька: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

А теперь я расскажу вам историю:

Папа Тане и Ванюшке разрешил купить игрушки

Таня старше, ей дороже, ведь ее игра побольше.

Дал он им 10 рублей.

Раздели же поскорей.

— Давайте попробуем догадаться, как могли бы Таня и Ванюша поделить деньги. Но не забывайте, что Танина игра дороже. (ответы детей)

Молодцы! Вы верно справились с заданием. И ваши ответы верные.

Долька: Сегодня я хотела бы, чтобы вы смастерили кошелечки из волшебного квадрата. Но мне бы хотелось, чтобы ваши кошельки были разные. Попробуем. (творческое конструирование)

Ну а мне пора прощаться. До свидания, ребята!

Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

(Дети открывают «большой кошелек» и достают шоколадные монетки – сюрпризный момент от Дольки)

СОВМЕСТНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЭКОНОМНАЯ СЕМЬЯ»

Пермина Елена Юрьевна,

воспитатель, первая кв. категория

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать у детей понятия: «финансы», «семейный бюджет», «экономия».

— Дать представление о том, из чего складывается бюджет.

— Познакомить с доступными детям способами экономии семейного бюджета.

— Развивать осознанное мышление в вопросах расходов и экономии, умение аргументировать свои ответы.

Речевое развитие: обогащать словарный запас: бюджет, заработная плата, доход, расход, товары, услуги.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережливость, учить решать проблемные ситуации, работать в команде.

Физическое развитие: формировать мотивацию к здоровому образу жизни.

Методические материалы: магнитная доска, карточки для дидактической игры, монеты, две копилки.

Содержание образовательной деятельности: Дети делятся на две команды, придумывают названия, связанные с темой «Финансы». Например, «Златики» и «Рублики». Выбирают капитанов команд, которым вручают копилки.

Беседа «Что такое бюджет семьи»:

— Ребята, у каждого из вас есть семья. Для жизни каждого члена семьи необходимы деньги. Скажите, откуда берутся деньги в вашей семье? Правильно, их зарабатывают. Сейчас вы сможете заработать монеты для вашей команды. Назовите профессии, которые вы хотели бы освоить? Члены команд по очереди называют профессии и за каждый ответ получают по монете. Вы получили первый доход. Если вы сложите все монеты, это и будет бюджет вашей команды.

Беседа «На что уходят деньги»:

— Скажите, а на что в вашей семье тратят деньги? В первую очередь деньги тратят на необходимые расходы. Какие жизненно важные расходы вы можете назвать? (За каждый ответ игроки получают по монете) Это расходы на питание, одежду, оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарства. А какие расходы являются не обязательными? Это расходы на путешествия, игрушки, предметы роскоши.

Дидактическая игра «Экономная семья»:

На магнитную доску поэтапно помещаются картинки – подсказки.

1) Расход – лекарство. Как сэкономить на лекарствах? (ответы детей) Нужно следить за здоровьем. Делать прививки. Заниматься спортом.

Физкультминутка «Будьте здоровы» (под музыку)

2) Расход – питание. Для того, чтобы экономить на продуктах, можно… ( иметь приусадебный участок, выращивать овощи и делать заготовки; при покупке продуктов сравнивать цены, искать более низкие, готовить дома, реже заказывать готовую еду, фастфуд).

3) Расход – одежда. Одежду можно шить или вязать самостоятельно. Обращаться с нею бережно.

4) Расход – коммунальные услуги. Можно экономить свет: использовать энергосберегающие лампочки, выключать приборы из сети, уходя, гасить свет.

Можно экономить воду: использовать специальные насадки на душ и кран, устанавливать умные счётчики. Когда чистишь зубы, закрывать кран, принимать душ, а не ванну. Пользоваться экономичными бытовыми приборами.

Конечно, игрушки и путешествия тоже важная часть расходов, но прежде, чем потратить деньги, нужно спланировать свой бюджет так, чтобы его хватило и на необходимые расходы, и на приятные. А сэкономленные деньги как раз и могут пойти на приятный отдых или путешествие. (Дети символически делят монеты на части, озвучивают, на что они хотят потратить бюджет команды)

А закончить я хочу поговоркой: «Копейка рубль бережёт». Как вы думаете, что это значит?

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ЮНЫЙ БИЗНЕСМЕН»

Шадрина Елена Александровна,

воспитатель, первая кв. категория

Цель – познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета «доход», «расход»;

2. Уточнить знания детей о рекламе, о банке, как о месте, в котором хранятся деньги;

3. Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы;

4. Обогащать словарный запас детей экономическими терминами;

5. Формировать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, давать нравственную оценку поступкам героев.

Развивающие: развивать фантазию, творческие способности, познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение, самостоятельность, речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях привычку рациональной траты денег при совершении покупок.

2. Воспитывать социально-нравственные качества личности: хозяйственность, трудолюбие, бережливость.

3. Приучать детей осуществлять самооценку выполненных заданий.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: презентация, магнитная доска, картинки для практического задания, красный и синий квадрат (по кол-ву детей), набор картинок для рекламы, сигнальные карточки.

Словарная работа: доход, расход, бюджет, предприниматель, бизнес.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Золотой ключик или приключение Буратино», чтение «Муха-Цокотуха», «Вершки и корешки», выполнение д/з «Реклама молока в одном выражении».

Ход:

1. Организационный момент

Дети в кругу:

«Любим мы, когда при встрече

Мы знакомым и родным

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим».

Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей)

Воспитатель: И я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я очень всех вас люблю, люблю наш детский сад, нашу группу, свою работу.

Воспитатель: Как вы думаете, как называется моя профессия?

Воспитатель: Кто знает, почему она так называется? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, воспитатель должен много уметь и знать, чтобы каждый день для детей был интересным. Чтобы дети узнавали что-то новое. Чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми.

2. Словесная игра «Самая, самая»

Воспитатель: А хотите поиграть в интересную игру «Самая, самая»?

Правила такие: нужно назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике. Например, какая профессия по вашему мнению самая сладкая? (кондитер, кулинар).

Воспитатель: А теперь назовите:

— самую отважную профессию (пожарный, спасатель, полицейский и др.);

— самую волосатую профессию (парикмахер);

— самую детскую профессию (воспитатель, учитель);

— самую смешную профессию (клоун, цирковой артист, актер и др.);

— самую лечащую профессию (врач, ветеринар);

— самую денежную профессию (банкир, кассир, бухгалтер);

Воспитатель: Играя, мы вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире.

3. Игровая ситуация на основе презентации «Открытие центра детского предпринимательства «Юный бизнесмен»

Воспитатель: Дети, скоро вы пойдете в школу, где вам придется самостоятельно решать многие жизненные вопросы и выбирать себе профессию. И наше занятие поможет вам в этом. Для этого я приглашаю вас на открытие центра детского предпринимательства «Матроскин и его бизнес». Наш центр поможет вам сделать первые шаги на пути к большому бизнесу. (на слайде)

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое бизнес? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, бизнес в переводе с английского языка означает дело, которое приносит доход. А в России бизнесом называют предпринимательство. Предприниматель человек, который организует собственное дело и получает прибыль.

Воспитатель: Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках. Внимание на экран! Вам необходимо назвать художественное произведение и сказать, кто в этой сказке предприниматель и в чем заключался его бизнес. (на слайде)

1. «Вершки и корешки»

Мужик – предприниматель (бизнесмен): вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль. (на слайде)

2) «Приключение Буратино»

Карабас Барабас был владельцем театра и ездил по городам и показывал спектакли с целью получения прибыли.

4. Знакомство со схемой семейного бюджета

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сэкономить деньги на покупку сюрпризов, чтобы порадовать любимых людей. У вас есть люди, которых вы хотите порадовать? (мама, папа, брат, сестра, подружка) Но для того, чтобы сэкономить деньги, нужно правильно рассчитать семейный бюджет.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, перед вами схема семейного бюджета. Вот это бюджет (на слайде), давайте повторим это новое слово БЮДЖЕТ (показывает указкой).

Воспитатель: Семейный бюджет состоит из дохода и расхода (показывает указкой). Доход семьи состоит из зарплаты родителей и пенсии бабушки и дедушки (показывает указкой). Давайте повторим и это новое для вас слово – ДОХОД.

Мы не только получаем деньги, т. е. имеем доход, но и их расходуем. Это называется расходом. Давайте повторим вместе – РАСХОД. Но знаете ли вы, что расходы бывают обязательными, т.е. первоочередными – это необходимые продукты питания, оплата за газ, воду электричество, покупка одежды (показывает на экране)? И менее важные расходы – это игрушки, сладости, развлечения, без которых мы сможем обойтись. Не обязательно всё это покупать, а можно сэкономить деньги и купить нужную нам вещь.

5. Практическое задание «Распредели бюджет правильно» (работа за столами)

Воспитатель: Давайте с вами превратимся в экономистов и попробуем рассчитать семейный бюджет, чтобы сэкономить деньги на покупку сюрпризов для самых любимых людей.

Задание: перед вами лежать карточки с расходами, а также красный и синий квадраты. Вам надо сложить необходимые расходы на синий квадрат, а менее важные на красный. Начинаем работать, если у кого-то что-то не получается, я подойду и помогу (на слайде).

Воспитатель: Все справились с заданием? Обратите внимание на экран, у вас должна получиться вот такая схема (на слайде).

Воспитатель: Оцените выполненное вами задание с помощью сигнальных карточек: зелёная – задание выполнено правильно, жёлтая – были допущены некоторые ошибки.

Воспитатель: Ребята, надеюсь, вы все поняли, как правильно рассчитать семейный бюджет и помогли сэкономить деньги (на слайде).

6. Творческое задание «Реклама для молока»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кота Матроскина? У Матроскина корова даёт много молока, и он не знает, что с ним делать. Он обратился к вам в агентство, чтобы вы помогли ему решить вопрос. Что нужно делать с товаром, который не продается?

Воспитатель: Ребята, каким должен быть товар прежде всего? (Свежим, качественным)

Воспитатель: Конечно, во-первых, товар должен быть качественным, но, чтобы все узнали о нём и стали покупать, нужна реклама, ведь реклама – это информация, которая помогает нам купить или продать товар.

Воспитатель: Где мы можем увидеть рекламу? (на экранах телевизоров, на щитах, буклетах, дегустациях)

Воспитатель: Верно. В нашем городе мы тоже можем увидеть рекламу на щитах, а также на экране телевизора (на слайде).

Воспитатель: Вот сейчас давайте поможем Матроскину создать рекламу для его молочной продукции, т.к. хорошо рекламируемые товары продаются быстрее.

Воспитатель: Послушайте задание: перед вами эскиз бумажного пакета для молока и заготовки для его оформления. Вы должны включить всё свое воображение и творчество. Выберите нужные вам заготовки и приклейте их на эскиз. У вас для этого всё имеется.

Воспитатель: Разделимся на две команды мальчиков и девочек, и приступим к работе над созданием рекламы. (работа детей)

Воспитатель: Ребята, какая замечательная получилась у нас реклама молока! Я думаю, что на товар Матроскина будет большой спрос (на слайде).

Воспитатель: Но мы не только можем увидеть рекламу, но и услышать. Я, например, скажу: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы». А как вы скажете?

(Выполнение домашнего задания: В молоке много витаминов; Нужно пить молоко, чтобы стать сильными; Молоко полезно; Молочная диета – лучшая на свете).

7. Физминутка «Клад»

Воспитатель: Ребята, подойдите сейчас все ко мне, обратите внимание на экран. Что делают наши герои? (на слайде) (ищут клад).

Воспитатель: Верно, но чтобы чего-то добиться в жизни, нужно приложить усилия. Есть такая пословица: «Без труда, не выловишь и рыбки из пруда». Давайте все вместе с героями найдем клад.

Ребята, встанем в круг и вместе со мной выполним следующие упражнения.

Физминутка:

Мы нашли богатый клад (сгибаются и достают руками до пола)

Каждый кладу очень рад (повороты головы вправо и влево)

Стали думать, как нам быть (качают головой)

Как же клад нам разделить (разводят руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям (руки на пояс),

Делим ровно пополам (берутся за руки)

8. Беседа по слайдам «Где храним и где мы тратим деньги»

Воспитатель: Ребята, клад мы помогли найти у Матроскина. После вашей рекламы бизнес наладился, молоко стало пользоваться спросом. У кота стали расти доходы. Но вот какая проблема появилась у кота где ему хранить деньги?

Воспитатель: Где можно хранить деньги? (в банке)

Воспитатель: Верно, банк – это самое надежное место для хранения денег. (на слайде)

Воспитатель: Посмотрите на экран. В нашем городе есть различные банки: Сберегательный банк, Россельхозбанк, ВТБ, где мы можем хранить деньги.

Воспитатель: А где мы тратим деньги, т. е. делаем покупки? (магазин, аптека, рынок)

Воспитатель: Верно, посмотрите на экран: в нашем городе есть аптека, где мы покупаем лекарство, магазин, где мы делаем покупки. (на слайде)

9. Обсуждение ситуаций на основе сказок

Воспитатель: А сейчас выполним следующее задание. Обратите внимание на экран (на слайде).

Воспитатель: Папа Карло купил Буратино букварь. А Буратино продал букварь за 5 золотых монет и потратил их на цирк. Правильно ли поступил Буратино? (нет, объясняет свой ответ) (на слайде).

Воспитатель: Ребята, Муха – цокотуха нашла денежку и купила самовар для того, чтобы угостить чаем всех своих друзей. Правильно ли поступила Муха – цокотуха? (правильно, объясни почему) (на слайде).

Воспитатель: Кот Матроскин дал Шарику деньги купить валенки, т. к. на улице зима. А он купил себе кеды – потому, что они красивые. Правильно ли поступил Шарик? (нет, объяснить почему)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, умеете делать покупки.

10. Кроссворд «Клад»

Воспитатель: Обратите внимание на экран. Перед вами кроссворд с пустыми клетками. В нем находится ключевое слово – сюрприз. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответите правильно, то в пустых клетках появятся слова (на слайде).

Вопросы:

  1. Учреждение, в котором хранятся деньги.

  2. Информация, которая помогает продать и купить товар.

  3. То, что продается или покупается.

  4. Мелкие, звенящие, хрустящие, на работе их даю каждому за равный труд.

Ответ:

  1. Банк

  2. Реклама

  3. Товар.

  4. Деньги.

 

1.        
2.        
3.        
     4.   

 

Воспитатель: Ребята, вы отгадали кроссворд, и теперь мы сможем прочитать выделенное, ключевое слово КЛАД. Вот мы с вами и нашли сюрприз – это клад (достает сундучок с шоколадными монетами).

Молодцы, вы все прекрасно усвоили. А занятие мы наше закончим следующими словами: (вместе с детьми)

Будем знания получать,

Капитал накопим,

И тебе, наш детский сад,

В будущем поможем!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − 8 =