Роль краеведения в рабочей программе воспитания школы


Автор: Валентина Алексеевна Плетнева
Место работы: Филиал МКОУ «СОШ с. Биджан» в с. Башмак
Должность: учитель начальных классов


Рабочая программа воспитания начального общего, основного общего, среднего общего образования МКОУ СОШ с. Биджан (утверждена приказом № 129 от 31.08.2021 г.) выделяет целевые приоритеты, которым необходимо уделять немного больше внимания на разных уровнях общего образования. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Одним из важных приоритетов рабочая программа воспитания МКОУ СОШ

с. Биджан относит следующий приоритет – знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» по направлению «Духовно-нравственное воспитание» в филиале МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак реализуется через разные формы работы, в том числе через работу краеведческого кружка «Поиск», который действует с 2014 года.

Работа краеведческого кружка организована с целью создания условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через внеурочную деятельность.

Задачи кружковой краеведческой работы:

  • понимать необходимость бережного отношения к историческому наследию, сохранению исторической памяти;
  • понимать историю становления и развития села в контексте основных исторических событий;
  • знать основные исторические события, происходившие на территории села в годы Великой Отечественной войны;
  • познакомиться с неизвестными фактами из жизни знаменитых земляков, известных жителей села;
  • формировать навыки поиска информации;
  • развивать коммуникативные навыки, умения выступать перед большой аудиторией.

Основные действия краеведческой деятельности состоят в сборе информации об истории родного края, в подготовке сообщений для мероприятий разного уровня, связанных с историей Еврейской автономной области, Ленинского района, села Башмак, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой, гражданско-патриотической тематике, организации акций, посвященных памятным датам области, района, села, школы.

Источниками изучения истории родного края становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы сельского музея, люди, районная газета «Амурская нива», краеведческая литература, архивные документы, в том числе и в сети Интернет.

Идеология программы краеведческого кружка «Береги тех, кто жив. Помни тех, кого нет».

Основные направления работы:

  • Родное село, его история.
  • Судьбы наших земляков.
  • Наше село и Великая Отечественная война.
  • Родная школа.
  • Удивительный мир рядом.

К празднику День Победы в Великой Отечественной Войне школьный краеведческий кружок ежегодно старается внести свой вклад в увековечивании светлой памяти погибших и участвовавших в этой войне жителей села Башмак, а также воинов, погибших на территории села.

Для этого члены краеведческого кружка подготовили и провели общешкольные мероприятия гражданско-патриотического направления: «Имя на памятнике», «Воздушные рабочие войны», «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

Цель мероприятий – проинформировать учеников школы об отдельных результатах поисково-исследовательской работы участников школьного краеведческого кружка, проследить военные судьбы наших земляков-участников войны, бойцов, погибших на территории села.

С хорошо подготовленным материалом участники краеведческого кружка незабываемо и ярко выступали перед остальными учениками школы, их родителями. На этих встречах присутствовали старожилы села, представители администрации Биджанского сельского поселения. Все они с большой теплотой отзывались о проделанной ребятами исследовательской работе.

Немного о содержании мероприятий:

На сайте «Мемориал» (сайт содержит обобщенный банк данных, содержащих информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период) ребята уточнили судьбу нашего односельчанина, Атаманского Афанасия Романовича, который, считалось, пропал без вести 9 сентября 1942 года. На этом сайте ребята нашли учетную карточку военнопленного Атаманского А. Р.. Найдено и последнее фото Атаманского. Стала ясна судьба этого человека – он попал в плен. Дата и место пленения: 6 сентября 1942, Сталинград. Дата смерти: 1 марта 1943 г. Место содержания в плену: Шталаг II Б Хаммерштайн. Получается, Афанасий Романович пробыл в плену около шести месяцев. Через 70 лет открылась печальная страница судьбы человека, солдата, нашего земляка, Атаманского Афанасия Романовича, перенесшего в нечеловеческих условиях испытания голодом и холодом.

Во время Великой отечественной войны в нашем селе Башмак стоял 302-й истребительный авиационный полк и 605-й батальон авиационного обслуживания.

Ребята из кружка «Поиск» узнали новые сведения о летчиках, погибших на территории села. Во-первых, из старых писем, которые получали активисты группы «Поиск» 70-х годов прошлого столетия под руководством бывшего директора нашей школы Ирины Ивановны Огородник. Во-вторых, на страницах сайта «Мемориал» кружковцы нашли документы на некоторых летчиков. В-третьих, от потомков одного из погибших летчиков. Статью о работе кружка «Поиск», написанную журналисткой муниципальной газеты «Амурская нива» Ириной Демьяновой, прочитал внук летчика Фёдора Владимировича Артющенко Ошеров Михаил Аркадьевич, проживающий в г. Москве. Началась переписка. Значит, труд маленьких поисковиков не напрасен, а чрезвычайно важен и очень нужен всем, и не только тем, кто живёт рядом.

В мае 2015 администрация Биджанского сельского поселения установила новый обелиск погибшим летчикам с новыми данными, добытыми юными краеведами.

Члены краеведческого кружка «Поиск» систематически работают с архивными документами, имеющимися на сайте «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Это уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной.

Мы нашли на этом сайте такие документы, как приказы на награждение, наградные листы с подробным описанием ратных подвигов бойцов – жителей села Башмак, отмеченных орденом или медалью. Для того, чтобы младшим школьникам были понятнее сухие строчки из военных документов, кружковцы совместно с родителями попытались изобразить подвиги наших односельчан-фронтовиков, таких как Былков Петр Иванович, Жижикин Петр Иванович в рисунках. Вглядываясь в семейные рисунки, мы лучше понимаем, что такое мужество, отвага, героизм, постигаем, через что прошли наши земляки, чтобы приблизить Великую победу.

История родной школы – важное направление исследований краеведческого кружка. Мы решили часть нашей работы посвятить директорам и педагогам школы.

Цель исследовательской работы краеведческого кружка «Поиск» по направлению «Родная школа» – проследить жизненный путь учителей школы села Башмак, внесших значительный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи работы:

  • встретиться со старожилами села Башмак;
  • изучить фото- и документальные источники, хранящиеся в сельском музее и в школе;
  • найти материалы об учителях села Башмак в сети Интернет;
  • проанализировать документы из личных архивов педагогов (по возможности);
  • сохранить материалы об учителях для будущих поколений учеников школы в Башмаке.

Представляем краткие сведения о результатах исследовательской работы краеведческого кружка по направлению «Родная школа».

Первого учителя нашей школы звали Василий Иванович Панов. Основные сведения о нем мы узнали из книги «Учитель в судьбе ЕАО». Дополнительные же сведения о его педагогической и научной деятельности – на сайте школы № 1 города Вяземский Хабаровского края, на странице, посвященной истории школы; на сайте «Заметки краеведа» в статье «Учителями написаны строки истории», в которой подробно описывается деятельность Василия Ивановича по созданию летописи Вяземского района Хабаровского края; а также на портале г. Вяземский Хабаровского края в разделе «История города Вяземский. Почетные граждане». Стало понятно, что Василий Иванович Панов оставил свой яркий след в истории не только маленького села Башмак Еврейской автономной области, но и города Вяземский Хабаровского края как ликвидатор безграмотности, наставник молодых учителей, историк-краевед, как Учитель с большой буквы.

Следующим директором нашей школы был Белокопытов Данила Михайлович. Сведений о нем сохранилось очень мало. Мы обратились к его родственникам из г. Хабаровска, и они нам прислали старые дневники Данилы Михайловича. С большим трудом, где-то при помощи лупы, мы расшифровывали те записи в воспоминаниях, которые касались школы, жизни в селе Башмак. Это была очень нелегкая, продолжительная по времени работа, ведь ученикам 3-4 классов пришлось встретиться с такими трудностями как неразборчивый почерк, непонятные, уже устаревшие слова и понятия (батрак, кулак, школа крестьянской молодежи, отстающий колхоз, предколхоза, предрайисполкома, сельмаг, почтовое агентство, парторг, руководитель парткома, пропагандист, комсомолец и др.). Ребята узнали много нового и познавательного о нашем селе в предвоенные и военные годы, в 50-х годах. Сложилась яркая картина жизни очень уважаемого педагога, коммуниста, настоящего патриота своей Родины директора Белокопытова Данила Михайловича.

Третий директор Пермин Иван Алексеевич работал в нашей школе с 1959 по 1980 годы. Он был тот, о котором писали «надев солдатские шинели, на фронт ушли учителя». Всю недостающую информацию о боевом пути Ивана Алексеевича мы нашли на сайте «Подвиг народа». Старожилы села поделились воспоминаниями о преподавательской деятельности Пермина Ивана Алексеевича.

Общаясь с пожилыми односельчанами, мы выяснили, что большинство жителей нашего села являются учениками учителя начальных классов Антонины Макаровны Еренковой. Довелось ей учить и внуков своих учеников. Всего у педагога было восемнадцать выпусков детей! Все опрошенные бывшие ученики Антонины Макаровны говорят о её доброте, искренности, увлеченности работой. Её уроки отличались высокой научностью, глубиной, педагогическим мастерством, большим разнообразием методов и приемов. Не зря Антонина Макаровна имела много поощрений за свой многолетний добросовестный труд: двадцать три Почетные грамоты.

Новое направление исследований кружка «Поиск» эколого-краеведческое «Удивительный мир рядом». Кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал рабочей программы воспитания школы через формирование экологической ответственности младших школьников.

Цель исследовательской работы краеведческого кружка «Поиск» по направлению «Удивительный мир рядом» в приобретении навыков экологически грамотного поведения, сознательного отношение к природе.

Основные задачи работы:

  • познакомиться с природно-экологическим своеобразием края,
  • понять местные и региональные экологические проблемы,
  • расширить кругозор и природоведческие знания,
  • уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения.

Мы надеемся, что эколого-краеведческое образование способствует развитию наблюдательности, то есть способности быть внимательным и замечать даже самые несущественные детали. У младших школьников имеется естественная потребность осмыслять всякое природное явление, которая быстро проходит, если эту способность систематически не развивать. С наблюдательностью тесно связана любознательность, что способствует формированию логического мышления. Увиденное рядом, на своей улице, в своем селе вызывает немало вопросов у младших школьников: «Кто это? Какое оно? Для чего оно? и наконец Почему?». Ответы на данные вопросы ученик может найти в своем исследовании. Пример этому – исследовательская работа ученика 4 класса Горбунова Семена «Дикие животные в населенном пункте», где ученик последовательно искал ответы на вопрос «Почему некоторые виды диких животных в 2020 году были замечены на территории села Башмак?» (Приложение 8).

Обо всех своих краеведческих изысканиях мы периодически информируем всех учеников школы, учителей, общественность села Башмак. С большой охотой ребята-кружковцы участвуют в очных и заочных конференциях, например, в муниципальной конференции младших школьников «Юный исследователь», в областной заочной научно-практической конференции школьников «Будущее области в надежных руках», во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Юный исследователь» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Деятельность краеведческого кружка «Поиск» освещалась на страницах муниципальной газеты «Амурская нива» (статьи «Имя на граните», «Беречь и помнить»), областной газеты «Биробиджанская звезда» (статья «Помни тех, кого нет»), на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (статья «Имя на граните»).

Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Бира» к 70-летию Великой победы выпустила документальный фильм «Давным-давно была война». В шестой части фильма, посвященной советско-японской войне, есть упоминание и о памятнике погибших лётчиков на территории села Башмак и о работе юных краеведов.

Ближайшие перспективы дальнейшей поисково-исследовательской деятельности кружка:

  • По направлению «Наше село и Великая Отечественная война» – изучение материалов, полученных от родственников военнослужащих 302-го истребительного авиационного полка и 605-го батальона авиационного обслуживания.
  • По направлению «Родная школа» – сбор материалов о педагогической династии Бортниковых: Любовь Александровны, Надежды Викторовны, Татьяны Викторовны.
  • По направлению «Судьбы наших земляков» – знакомство с понятием «Политические репрессии», поиск сведений о наших земляках – жертвах политических репрессий.

Мы надеемся, что реализация кружковой программы внеурочной деятельности позволит сформировать у младших школьников такой нравственный стержень, который поможет школьникам противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 − три =