Подготовила: Лось Светлана Александровна, учитель начальных классов
Последнее время мы часто говорим о том, что нашему обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А это умение формируется в начальной школе, начиная с первого класса.
Оценка и контрольно-оценочная деятельность, входя в состав универсальных учебных действий, выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Начнем с того, что дадим определение: что такое оценивание?
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание в начальной школе может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.
В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность, Учащиеся должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной, ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:
оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание;
оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.оценивать можно только то, чему учат.
в оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
соблюдение принципа объективности оценки;
соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);оценка динамики образовательных достижений младших школьников.
При оценке работы ребенка особое значение придается:
упорству, старанию, труду;
достигнутому успеху;
личной позиции ученика;
возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:
смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
готовность защищать свою точку зрения;
творческий подход; пытливость, любознательность;
самоконтроль, способность оценить свою работу;
стремление находить и исправлять свои ошибки.
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.
Как говорилось выше, способы оценивания своей работы будут отличаться на каждой ступени обучения. Способы оценивания в 1 и 4 классах будет отличаться. Предлагаю рассмотреть конспект урока по русскому языку в 4 классе, в котором предложен способ самооценки деятельности — листы достижений.