Авторы программы: Снегирева В.В., заместитель директора, Доценко О.С., учитель музыки МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Программа «SMART-проект твоего лета #Хаверим» (#Друзья) представляет собой комплексную программу летнего оздоровительного отдыха в условиях лагеря дневного пребывания детей.
Программа ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:
- Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
- Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта ребенка и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
- Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь.
Что такое SMART-проект?
S (Specific – конкретность) – погрузиться в мир загадочной еврейской культуры, культуры Твоего региона, возможно, культуры Твоей семьи или друзей! Научиться понимать язык этого интересного мира!
M (Measurable – измеримость) – стать частью «Музея детства», который открывает свои двери ежедневно перед участниками смены! Найти как минимум 25 новых друзей, которые станут частью твоей отрядной семьи!
A (Attainable – достижимость) – целеустремленность и помощь профессионального педагогического коллектива приведут к успеху Тебя и твоих друзей!
R (Relevant – актуальность) – обогатить свой внутренний мир знакомством с сотней активных ребят Еврейской автономной области.
T (Time—bound – ограниченность во времени) – 18 дней на реализацию проекта, 18 дней на для поиска настоящих друзей, 16 дней для погружения в еврейскую культуру, 1 день на знакомство с традициями одного еврейского праздника, 2 часа на посещение Арт-квартала и создание «шедевра» своими руками, игр в Game Lab и других зонах интерактивного «Музея детства».
Образовательная программа лагеря в творческой форме раскрывает перед участниками увлекательные страницы еврейской истории и культуры.
В лагере «SMART-проект твоего лета #Хаверим» на все хватит времени. Танцы, песни, творчество, спорт, занятия с вожатыми. В лагере «SMART-проект твоего лета #Хаверим» дети находятся в атмосфере доверия и сотрудничества, раскрывают свой потенциал и учатся им пользоваться.
Участники лагеря плавают в бассейне, занимаются в различных мастерских. Театр, арт, танцы, эстрадное искусство, спорт, плавание, ориентирование и туризм — в лагере каждый найдет свое место!
«SMART-проект твоего лета #Хаверим» — проект для детей в возрасте от 6 до 14 лет.
Цель проекта — предоставление качественной и продуманной платформы для развлечений и развития.
Отряды формируются по возрастному признаку. Программа построена в соответствии с принципами неформального образования и гуманистической педагогики, способствует развитию творческого потенциала участников, учит взаимодействию в команде: получить ценный жизненный опыт через игры, концерты, соревнования, творческие мастерские, исследовательские работы, экскурсии и прогулки по окрестностям
В основу программы «Smart-проект твоего лета #Хаверим» легли идеи нравственного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творчества у детей в рамках изучения еврейской культуры и традиций, развития организаторских способностей.
Основная идея программы: развитие коллектива как площадки для проявления творческих инициатив, личностного развития, самоопределения.
Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
– Создание комфортной среды в условиях летнего профильного лагеря для разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков с погружением в традиции и культуру еврейского народа.
Задачи программы:
- Организовать летний досуг
- Развивать интеллектуальный, нравственный, физический и творческий потенциал личности ребенка через систему мероприятий лагеря и отрядных дел.
- Воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.
- Формировать основные навыки управления информацией.
- Привлечь к реализации проекта волонтеров, представителей общественных организаций, работников учреждений культуры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «SMART – проект твоего лета #Хаверим» разработана МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом».
Программа представляет собой образовательную смену для школьного самоуправления.
Миссия лагеря: объединение усилий и возможности детей и подростков для формирования и развития творческих инициатив.
Участники проекта. Участниками проекта станут учащиеся лицея №23.
Количество участников – 70 человек.
Возраст участников: 7-14 лет.
Сроки реализации программы: 1 июля – 21 июля 2019.
Место реализации проекта: МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Программа реализуется силами педагогического отряда МБОУ лицей №23, вожатых школьной детской организации «Республика Звездная», школьного волонтерского корпуса «ЖИЗНЬ».
Концепция программы: ценности мира в его многообразии.
Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесс.
Концептуально программу можно представить в виде тезисов, каждый из которых ступенька на лестнице освоения мира ребенком:
- «Мы – для каждого Я»: данный принцип направлен на формирование жизненно позиции, при которой признается ценность и неповторимость каждого «Я», умение раскрыть эту неповторимость для пользы общего дела.
- «Спешите делать добро»: формирование нравственной позиции, при которой личностный выбор имеет моральную мотивацию, поддержка индивидуальности и неповторимости каждого ребенка.
- «В здоровом теле – здоровый дух»: принцип сочетания физического и нравственного здоровья.
- «Красота спасет мир»: принцип активности творческого подхода. Каждый из детей должен внести свою лепту в коллективные творческие дела.
- «Все дороги начинаются с порога»: приобщение к истокам народной культуры, воспитание патриотизма и гражданской позиции, формирование бережного отношения к народной памяти, историческому прошлому.
- «Человек красен трудом»: в воспитании трудолюбия и положительного отношения к труду есть социально-нравственный аспект, предполагающий осознание каждым ребенком того, что человек не может жить без труда, что все создано трудом.
- «Игра – дело серьезное»: в процессе моделирования сюжетно-ролевой игры происходит познание определенных ценностей, освоение мира.
В основу реализации программы заложены разнообразные методы работы. В ходе реализации программы ребенок получает возможность участия в социально-воспитательных и оздоровительных мероприятиях, ощутить открытость окружающего мира, единство взрослого и ребенка, заботу о себе, нужность в окружающем социальном пространстве.
Педагогической основой смены является сюжетно-ролевая игра, способная сформировать умения взаимного уважения друг к другу.
Идея смены
На территории лагеря существует 4 отряда.
Каждый отряд – еврейская семья (мишпаха), во главе которой стоят взрослые (воспитатель и вожатые), но действует принцип демократии (в начале смены формирует орган самоуправления).
У каждой семьи есть фамилия (название отряда), своя атрибутика (семейный герб, отражающий особенности жизни семьи – правила и семейные законы). В организационный период семья создает свое семейное древо, на котором отображен каждый член семьи и указаны особенности его характера.
Четыре семьи живут дружно, каждый день встречаются, чтобы погрузиться в изучение традиций еврейского календаря. Им вместе предстоит познакомиться с основными календарными циклами и праздниками:
- Ту –Бишват – январь
- Йом – мишпаха – февраль
- Пурим — март
- Песах — апрель
- Лаг-Баомер — май
- Шавуот -май
- Ту бе-Ав август
- Рош-а- Шана — сентябрь
- Йом – Кипур — сентябрь
- Симха Тора — сентябрь
- Суккот – октябрь
- Ханука – декабрь
- Рош-Хадеш – начало либо конец месяца
- Шабат – каждая суббота
Тематические дня в лагере проводятся силами взрослых и детей. Активно используется помощь всех сотрудников лагеря.
Утро лагеря начинается с «Часа мишпахи» одного из отрядов: мини-мероприятие, которое готовит отряд.
Финалом сюжетно-ролевой игры станет «Семейный фестиваль».
Система стимулирования:
Лагерь имеет свою эмблему.
Активно участвуя в мероприятиях смены, отряды получают символику смены. Заработанные символы размещают в отрядных уголках. В конце смены определяется команда-победитель.
Кадровое обеспечение программы
Начальник лагеря планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность его работы;
Старший вожатый следит за выполнением программы профильной смены лагеря; организует обще-лагерные мероприятия; оказывает методическую помощь вожатым и воспитателям;
Воспитатели и вожатые организуют воспитательную работу в лагере, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность ее участников;
Педагоги дополнительного образования организует мастер-классы по основным направлениям деятельности лагеря;
Медицинский работник проводит предварительное и постоянное освидетельствование учащихся, оказывает необходимую медицинскую помощь;
Диджей отвечает за музыкальное сопровождение всех мероприятий лагеря.
Инструктор по физической культуре работает по своему направлению.
Основные направления «Музей детства»
- «Арт-квартал»: творческие мастер-классы, способствующие погружению в атмосферу еврейского дома и праздников.
- «Game Lab»: игровое пространство, посещая которое участники SMART-проекта смогут активно контактировать друг с другом.
- «PRO-спорт» — площадка спортивной активности.
- «Open space» — пространство для живого общения, площадка, на которой каждый участник смены может реализовать свой творческий замысел.
- «Туристическое бюро» — площадка, посвященная туризму.
- «ЭКОдом» — экологическая площадка, в рамках которой участники проекта познакомятся с экологическим пространством лагеря.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Логика развития смены
Подготовительный этап. Начинается в апреле, а заканчивается в июне. Определяется педагогический коллектив (вожатые, воспитатели, педагоги дополнительного образования), проводятся совместные заседания по выработке идей и моделированию смены. Проигрываются основные педагогические приемы. Отбираются игры, психотренинги. Дается установка на смену. Старший вожатый совместно с вожатыми и воспитателями составляют план-сетку отрядных дел с учетом обще-лагерного плана. Вожатыми разрабатываются огоньки для отрядов.
15 июня ведется оформление территории лагеря к принятию детей. Готовятся отрядные комнаты.
Организационный этап. «Знакомство с сюжетом игры». Основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.
Основной период «Погружение в игру». Этот период занимает большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации обще-лагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и обще-лагерные КТД, отрядные сборы, огоньки и др.
Итоговый этап «Фестивальный». В этот период подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится «Семейный фестиваль», к которому ребята готовились в течение всей смены.
СТРУКТУРА ОРГАНОВ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для организации работы отрядов в смене формируются органы самоуправления по следующей схеме:
Состав и полномочие органов самоуправления на уровне лагеря
Совет лагеря «Организация объединенных наций»:
- выбирается, может переизбираться;
- заседания Совета проводятся ежедневно;
- на Совете лагеря решаются текущие вопросы по работе органов самоуправления в отрядах.
Состав и полномочия органов самоуправления на уровне отряда
Лидер отряда:
- выбирается из числа членов отряда;
- оказывает помощь вожатому в организации жизнедеятельности отряда;
- организует взаимодействие всех членов отряда;
- решает текущие вопросы;
- представляет свой отряд на сборах Совет лагеря.
Группа ЗОЖ «Олимпийский комитет»:
- выбирается из числа членов отряда;
- организует проведение утренней зарядки;
- отвечает за соблюдение правил личной гигиены;
- взаимодействует с инструктором по физической культуре;
- организует дежурство отряда по лагерю, столовой.
Группа досуговой деятельности «Культурный обмен»:
- выбирается из числа членов отряда;
- организует досуговую деятельность отряда;
- помогает вожатым в организации отрядных и общелагерных мероприятий.
Группа журналистов «СМИ»:
- выбирается из числа членов отряда;
- информирует членов отряда о важных событиях;
- готовит информацию об интересных событиях в отряде для освещения их в информационных выпусках лагеря.
Каждый член органов самоуправления любого уровня может переизбираться по просьбе детей и педагогов. Каждый ребенок имеет право выдвинуть свою кандидатуру на любую должность.
Выборы состава органов самоуправления проводятся на 2-3 день после начала смены. В это время к концу подходит оргпериод, ребята уже знают друг друга, видят, кому они могут доверить организацию своей отрядной жизни.
Сборы органов самоуправления проходят после окончания дня в лагере, так как каждый ребенок должен быть полноценным участников смены и не должен покидать общелагерные и отрядные мероприятия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы лагеря «SMART – проект твоего лета #Хаверим» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:
1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
- удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
- реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
- формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных национальностей;
- формирование у детей навыков общения и толерантности;
- формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.
2. Результаты, касающиеся детского объединения:
создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:
- апробация модели лагерной смены;
- совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
- пополнение копилки форм работы;
- развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.
4. Результаты, направленные на педагогический отряд:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках этнокультурного лагеря;
- формирование уважительного отношения к национальным традициям;
- снижение уровня негативного влияния социума на личность ребенка;
- создание условий для совместной работы с представителями различных органов власти, организаций и учреждений дополнительного образования детей;
- самореализация вожатых;
- результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 70 детей.
5. Результаты, направленные на укрепление общественных связей
- повышение уровня культуры;
- создание положительного
- создание комфортной среды в условиях летнего профильного лагеря для формирования образа успешного человека;
- вовлечение детей и подростков в деятельность системы школьного самоуправления.
Критерии результативности проекта:
- Своевременная адаптация участников профильного лагеря в обществе незнакомых сверстников и педагогов;
- Выработка совместно с участниками ценностей, идеалов, образов с учетом их личностных интересов и потребностей;
- Раскрытие и реализация скрытого и явного лидерского потенциала у школьников;
- Организация успешной работы органов самоуправления;
- Создание условий для успешного освоения детьми новых социальных ролей, формирование социальной активности;
- Развитие творческих, интеллектуальных способностей детей;
- Обеспечение разумной дисциплины и порядка;
- Следование демократическому стилю общения;
- Выстраивание между детьми и взрослыми отношений сотрудничества и доверия;
- Формирование толерантного отношения друг к другу;
- Ежедневный анализ происходящего в лагере;
- Вовлечение в дела смены всех детей;
- Организация работы с детьми на «последействие».
СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аналитическая деятельность программы представлена следующей системой мероприятий:
Анкетирование:
— в начале смены «Мои ожидания»;
— анкетирование по итогам смены.
Ежедневные беседы (выявление эмоционального состояния детей, уровня их удовлетворенности прожитым днем).
Ведение экрана настроения отряда и лагеря.
Тестирование участников смены (выявление уровня развития самоуправления, методика определения ведущих мотивов деятельности детей, методика определения психологического климата в коллективе, методика «Синквейн» и «Журавлик в небе»).
Анкетирование и тестирование, направленное на изучение личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
РЕЖИМ ДНЯ
8:30 | Зарядка |
8:45 | Экспресс-анализ дня |
9:00-9:30 | «Время есть» (завтрак) |
10:00-10:45 | «Звездный час» (утреннее мероприятие) |
11:00-11:45 | Посещение «Музея детства» (мастер-классы и творческие площадки) |
12:00-12:45 | Спортивный час |
13:00-13:30 | «Время есть» (обед) |
13:30-14:30 | «Час творчества» (дневное мероприятие) |
План-сетка программы
«SMART-проект твоего лета #Хаверим» (друзья)
Отдыхай с умом, играй со смыслом!
«Хаверим» — это новость. «Хаверим» — это творчество.
«Хаверим» — это лучший способ интересно поучиться, отдохнуть и развлечься!
«Хаверим» — это мир еврейской истории и культуры. А еще хорошая компания, новые друзья, замечательный пансионат, спорт, бассейн, творческие мастерские — в лагере «Хаверим» каждый найдет свое место!
День 1 | День 2 | День 3 | День 4 |
Встреча | Дом, который построил еврей | Ро-hа-Шана (Новый год) | Йом – Кипур (катания) |
Квест «Это мой лагерь» | Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| Мастер-классы:
|
Конкурсная программа «Будем знакомы» | Игра по станциям «Еврейский календарь» | Открытие смены | Конкурсная программа |
День 5 | День 6 | День 7 | День 8 |
Суккот (праздник шалашей) | Симха Тора /Шаббат | Отступление от правил | Йом – мишпаха (день семьи) |
Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| Мастер—классы:
| Работа ART-улицы «Мишпаха» Концерт |
Конкурсная программа «Мой отряд – лулав» (битва отрядов) | «В поисках Торы» (квест по территории лагеря) | «Водная эстафета» | Битва отрядов «Вечер караоке» |
День 9 | День 10 | День 11 | День 12 |
Ту –Бишват (новый год деревьев) | Пурим (спасение от Ахашвероша) | Ту бе-Ав (день любви) | Песах (исход из Египта) |
Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| Мастер—классы:
|
Квест «Ускользающие жемчужины» (по Красной книге ЕАО) | Квест «Свиток Эстер» | Конкурсная программа «Поговорим о любви» | Конкурсная программа «В поисках афикомана» |
День 13 | День 14 | День 15 | День 16 |
Шавуот | Рош-Хадеш | Рош-Хадеш | Ханука |
Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| Мастер—классы:
|
Концертная программа «Радуга талантов» | Открытый урок иврита «Ани лё мэдабэр иврит» (я не говорю на иврите) | Конкурсная программа «Анахну – хаверим» (зажигаем факел дружбы) | Ханукальная ярмарка |
День 17 | День 18 | ||
Лаг-Баомер | |||
Мастер-классы:
| Мастер-классы:
| ||
Подготовка к закрытию | Закрытие смены «Анахну – хаверим» |