Технологии развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Разработка урока «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»
Разработка урока «Образ Бирюка» по рассказу И.А. Тургенева «Бирюк»
Разработка урока «Буквы -З -С на конце приставок». «Не будьте бездушными!»
Цель урока – формирование умение правильного написания з — с на конце приставок.
Задачи урока:
- формировать умение правильного написания приставок, оканчивающихся на з-с;
- формировать умение правильного написания приставок, не изменяющихся на письме;
- продолжить повторять орфограмму «Безударная гласная в корне слова»;
- повторять характеристику звуков по звонкости, глухости;
- продолжить работу по морфемному, фонетическому разбору;
- продолжить работу со словами, где з является частью корня;
- формировать умение работать с информацией и её видоизменением;
- продолжить работу с толковым словарем;
- продолжить работу с художественным текстом;
- воспитывать нравственные основы личности.
Планируемые результаты
Предметные: умеют писать з-с на конце приставок; умеют определять тему, главную мысль текста, подбирать название, разбирать слово по составу, писать слова с безударной гласной умеют работать с теоретическим материалом учебника, представлять информацию в виде краткой записи, таблицы или диаграммы, толковым словарем.
Личностные: способны с помощью учителя определить цель, тему, задачи урока и своей деятельности на уроке, соблюдают основные правила поведения на уроке, сотрудничества в учебной группе, способны определить свою функцию в работе группы.
Метапредметные
Регулятивные: способны принимать и понимать учебную задачу урока, корректировать свою деятельность на уроке; производить учебно- познавательные операции в материализованной форме, применять операции синтеза, анализа, контролировать поведение на уроке, умеют по заданным критериям оценить свою деятельность на уроке и работу товарищей.
Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, дискуссии, работают с художественным текстом, приобретают умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Логические: развивают умение выразительно читать текст, аргументированно доказывать точку зрения, умеют определять его тему, главную мысль, озаглавить, ответить на вопросы, давать нравственную оценку поступкам героев.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе, способны вести учебный диалог.
Мотивационный этап. Здравствуйте, ребята! Вы сегодня мои коллеги. И
наш урок пройдет успешно, если вы выполните совет, данный в стихотворении.
«Мы начать урок готовы,
Будем слушать, обсуждать
И друг другу ….Какое слово пропущено? (и друг другу помогать)
Тема урока « Правописание приставок на -з,-с»
Целеполагание
— Какова цель урока? Какие задачи вы себе поставите на урок?
(узнать, когда пишется з, когда с в приставках)
— Как можно достичь цели? (работать на уроке, изучать теоретический материал по учебнику, справочникам)
— Почему это важно для тебя? (эта тема пригодиться в выполнении ВПР, потом на ОГЭ, нужна чтобы быть грамотным)
— Что будет лучшим результатом нашего урока? (если все ребята поймут тему урока)
— Как мы поймем, что достигли результата? (когда все задачи урока будут решены)
— Каким будет первый шаг? Самый простой? (Вспомнить, что называется приставкой)
— Какой будет следующий шаг? (Выписать все приставки на -з, -с)
— Каким способом ты предполагаешь это сделать? (Пользуясь учебником)
— А какие способы можно использовать еще? (Посмотреть в справочнике, кратко записать или в таблицу или в виде схемы)
— Почему это для вас важно? (Эта тема ранее не изучалась, узнавать самим новое – всегда интересно, реализовать поставленные цели нужно всегда)
Перед вами Колесо баланса, поставьте точки на делениях, соответствующие вашему уровню овладения темой:1 – морфемный разбор. 2 – фонетический разбор, 3 – виды согласных звуков, 4 – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением, 5– правописание безударной гласной в корне, не проверяемой ударением, 6 – примеры приставок, оканчивающихся на -з, -с, 7 – правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с, 8 – правописание гласных и согласных в приставках. Обведите цифры.
— Какие области западают?
Поставьте точки на Шкал
Проверка домашнего задания
1. Выполнение домашнего упражнения на правописание приставок.
Пройти, отбросить, сделать, забежать, обмануть, просмотреть.
Вопрос 1 ученику: «Как пишутся гласные и согласные в приставках?» (независимо от произношения)
Фонетический разбор слова взять
В – в – согласный, звонкий, твердый
З – з – согласный, звонкий, мягкий
Я – а – гласный, ударный
Т– т – согласный, глухой, мягкий
Ь————
5 б. 4 зв
Вопрос 2 ученику: «Почему в слове букв 5, а звуков 6?». (мягкий знак звука не обозначает)
Всему классу вопрос
— Как называется фонетический процесс в слове «отдать»? (Озвончение – фонетическое явление, при котором на месте глухого согласного слышится звонкий. Это происходит из-за влияния последующего за этим согласным звонкого согласного)
Оцените свою работу за выполнение домашнего задания на листах самооценивания баллами от1 до 3.
Этап актуализации знаний
— Вспомним согласные звуки. Заполните недостающие звуки в таблице, охарактеризуйте их.
ЗВОНКИЕ | Б | Г | З | Р |
Л | Н | Й | ||||||||
П | Ф | Т | Ш | Х | Щ | ||||||||||
Эта таблица содержит согласные звуки : глухие и звонкие, имеющие пары и не имеющие пар по этой характеристике.
— Соберите высказывание из предложенных слов (Жестокость, и, от, проистекает, слабости, бессердечия, всегда)
Правильный ответ: «Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости»
— Как вы понимаете это выражение А. Чехова ? Опровергните мнение либо аргументируйте согласие: Кто не согласен? (Если человек не имеет воли, слаб душой, он способен проявить жестокость, он бывает злой. У бессердечного человека не шевельнется ничего в душе от несправедливости, его не трогает чужое горе)
Найдите значение слова «бессердечие». Уточняют в «Словаре русского языка» С. Ожегова: Бессердечный – чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми. (с. 40)
Оцените свою работу за эту работу на листах самооценивания баллами от1 до 3.
— Что нужно сделать далее, чтобы усвоить тему? (изучить новый материал, узнать об условиях написания з-с в приставках)
— Какими способами можно это сделать? (Прочитать в учебнике, сравнить слова с приставками, спросить у учителя)
— Вам поможет в этом текст писательницы В. Осеевой. Учитель читает текст
- Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.
- Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок.
- Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
- Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
- В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.
- Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: – Как вам не стыдно! 7. – А что стыдно?
- Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- –………………– беспристрастно ответила женщина.
— Какое предложение, на ваш взгляд, пропущено? (Почему вы ничего не делаете? Как же вам не стыдно! Как нехорошо!)
— Докажите свой вариант названия текста. (В названии текста раскрывается главная мысль)
— Почему котенок не мог уйти ? (перед ним была огромная собака, котенок боялся)
— Какие слова из предложенного списка БЕЗДУШНЫЙ, БЕССЕРДЕЧНЫЙ, БЕЗДУМНО подойдут для иллюстрации ребят и их отношения к котенку? (все слова характеризуют мальчиков : поступили они бездумно, их поведение говорт о том, что они бездушные и бессердечные)
— Ребята, не нужно быть в жизни какими? (Бессовестными, безжалостными, бездушными не способными понять чужое горе )
— Как вы считаете, чего не сделали мальчики? (Не оказали помощь котенку, не спасли его)
— За что их упрекнула женщина ? (за безразличие, бездействие)
Вот поэтому Валентина Осеева назвала свой самый короткий рассказ «Плохо».
— Поработаем в группах. У вас на столах листы разного цвета и задания по группам.
Зелёные
— Определите тип речи в предложениях 5-9 (повествование, так как идет описание события)
— Найдите слово со значением «не обнаруживая пристрастия, справедливо».
Жёлтые
— Синоним к слову «поспешно» – (быстро, торопливо)
— Кто такой бездушный человек? (не имеющий души, черствый бессердечный)
Синие
— Составить схему предложения: «Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал». (два кружка, между ними союз и, в кружках значок сказуемое)
— Оцените свою работу на листах самооценивания баллами от 1 до 3.
Этап «Изучение нового материала»
— Проанализируйте, на какие две группы вы распределили эти слова.
бессовестный бездушный безнравственный бессердечный
— Объясните, почему в одном слове пишется З, в другом С?
— Какую морфему ты бы выделил сначала ? (корень слова)
— Какими способами можно решить эту задачу? (узнать в учебнике правильный ответ, сделать предположение)
— Где мы найдем ответ? (в учебнике, справочнике)
— Почему эта цель важна для тебя? (она дает возможность понять материал)
— Как ты можешь пойти дальше? (самостоятельно изучать по учебнику или работать в группе)
— Где ты сейчас находишься в шкале понимания темы урока от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней. (Примерно посередине, начало темы мне понятно, мы повторили звуки,записали слова с приставками, осталось узнать, почему в одних з, в других с пишется)
— А если сдвинуться на 1 балл выше, в чем будет разница? Что будет по-другому? (Я приближусь к выполнению задачи, которую запланировал, лучше пойму тему, сам овладею темой)
— Сопоставьте: какого согласного начинается корень в слове бессердечный? (с глухого)
— Кому из вас на уроке нужна помощь ? Кто готов оказать помощь товарищу?
— Сформулируйте правило написания приставок на -З, -С
Справочная служба: объяснят смысл слова взъерошенный – беспорядочно торчащие в разные стороны.
«Сверните» информацию в виде ответа на вопросы либо таблицы на листах «Мудрые совы». У зеленых есть подсказки в виде начала ответа на вопрос. Оцените свою работу за эту работу на листах самооценивания баллами от 1 до 3.
Игровой момент. Учащийся кладет руку на шею в области горла и произносит звуки: если голосовые связки дрожат – звонкий, если нет – глухой.
Этап рассмотрения вариантов выбора
— Разберите по составу бессердечный (Окончание -ый, основа бессердечн- , корень серд-, приставка рас- , суффикс -ечн- ,)
— Сопоставьте: какого согласного начинается корень в слове бездушный?
Сравните, перед какими согласными пишется в приставке С (Буква С на конце приставки пишется, ели далее следует глухой согласный и пишется З, если далее идет звонкий согласный)
Этап решения учебных задач. Добавьте приставки без или бес в слова. Бе..душный, б.думно, …лунная, …сердечный, …радостный
(Бездушный, бездумно, безлунная, бессердечный, безрадостный)
— Примените алгоритм постановки согласной в приставке.
(1 шаг – выделяем в слове корень, 2 шаг – находим приставку, 3 шаг – смотрим, с какого согласного начинается слово, звонкого – пишем З, глухого – пишем С)
— Кто докажет, что в словах здесь, здание, здоровье правильно написаны первые буквы? (В этих словах З – часть корня, поэтому данные слова не подчиняются правилу)
Составьте с ними словосочетания (детская больница, здесь строят, наше здоровье, не видно ни зги)
Справочная служба: объяснят смысл слова зги
Зга – 1. дорога, тропинка. 2 Часть лошадиной упряжи.
— Какие слова из текста, выделенные жирным шрифтом в рассказе В. Осеевой, подходят для иллюстрации правила сегодняшнего урока ? (беспристрастно – приставка бес-, взъерошенный – не подходит, так как далее идет Ъ)
Оцените свою работу за эту работу на листах самооценивания.
Этап контроля знаний
Предлагаю выполнить тест. Вставить только З или С согласной в приставку на листах. Способ проверки такой: у доски учащийся использует медиакнижку «Страна Лингвиния», задание «Парики» и выполняет задание с помощью компьютера.
Слова для 1 группы | Слова для 1 группы |
Разрядить ружье | Бессолевая диета |
Воздать по заслугам | Безграничное доверие |
Расцепить пальцы | Чересчур поспешно |
Оцените свою работу за эту работу на уроке на листах самооценивания баллами от1 до 3. Поставьте баллы все за тест, дополнительно по 1 б за сочинение, за работу с медиакнижкой учащийся за компьютером. Подсчитайте количество общее и выносите его на «Колесо баланса».
Этап «Рефлексия»
— Предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Всё ли из того, что вы отметили в начале урока, изучили в течение урока? (да, все)
Поставьте +, если задача урока вами решена.
Есть ли у кого-нибудь не решенная вами на уроке задача урока?
(есть какие еще приставки подчиняются данному правилу? Низ — ни; через — черес)
— Что было для вас особенно ценным, полезным на уроке? Какие самые важные задания ты выполнил ? (Я понял очень хорошо, почему в одних словах пишу з в приставке, в других с; я понял, что плохо быть бессердечным и злым)
— Сколько времени занимала каждая задача? (Примерно равное количество времени)
На рисунке «Колесо баланса» учащиеся отмечают свою удовлетворенность уроком по критериям. Обведите цифры.
— В какой области вы продвинулись?
Сдают заполненные оценочные листы.
- морфемный разбор
- фонетический разбор
- виды согласных звуков,
- правописание безударной гласной в корне
- правописание безударной гласной в корне, не проверяемой ударением
- примеры приставок, оканчивающихся на – з, -с
- правописание приставок, оканчивающихся на – з, -с,
- правописание гласных и согласных в приставках.
Этап предложения домашнего задания
— Я благодарю вас за такой большой проделанный нами путь по решению проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Мне интересно будет посмотреть, как вы выполните домашнее задание составить рассказ «Что бы я сказал мальчикам, которые не защитили котёнка» или выполнение упражнения 424 п 82. Оценки за урок.
Приложения к уроку
Рабочий лист
Вопросы | ответ |
1. Найдите в тексте основные понятия урока и запишите их. | Ис. -из, раз-рас, ……………. |
2. Напиши алгоритм написания з или с на конце приставок | 1 шаг Выделяем …. 2 Выделяем… 3 шаг Смотрим, если после приставки стоит звонкий согласный, то в приставке пишем …., если … |
3. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям | |
4. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль примером 2. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям | |
5. Какое значение имеет приобретение этого правила для тебя в жизни? |
Оценочный лист
ЗАДАНИЯ | БАЛЛЫ |
Работа с предложением. Характеристика звуков. | 0-1-2 |
Работа с текстом | 0-1-2 |
Упражнение по учебнику | 0-1-2 |
Однокорневой антоним | 0-1-2 |
Страна Лингвиния. Допиши приставки. | 0-1-2 |
Тест | 0-1 |
Работа в творческой группе, справочном бюро, видеовопросе | 1 |
ИТОГО БАЛЛОВ | 6 7 8 9 10 11 12 |
0-3 –низкая; 4-6 – средняя; 7-9 –хорошая; 10-12 – высокая результативность