Цель – показать эффективность процесса музыкально-ритмического воспитания в общеобразовательной школе.
Задачи :
- показать методы и приёмы, используемые на уроках музыки и ритмики;
- показать знания и умения учащихся в таких областях как: музыка, ритмика, хореография;
- познакомить с внеклассной работай учителей музыки и ритмики.
На фоне сонаты Бетховена звучат слова учителя музыки :
Тихо, тихо рядом сядем – входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде: разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой
Это музыка торопит и зовет нас за собой.
— Люди с давних времен прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду.
Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет – только прислушаться надо.
Звучит песня «Колыбельная» Ж. Колмогорова в исполнении Кривоборской Т., ученицы 2 класса.
Учитель музыки читает:
И от скуки и от грусти могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки, пляски, шутки, смех.
Может песней — полусказкой нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской, в хороводе закружить.
Выступление учителя ритмики.
На уроках ритмики воспитывается интерес и любовь к музыке через движение. Музыка – это сочетание ритма и звука. Нас повсюду окружают ритмы – только прислушаться надо. Мы можем почувствовать ритм и внутри нашего тела — в пульсе, в дыхании. Так как мы привыкли чувствовать и слышать ритмы, то, заслышав ритмичную музыку, нам трудно побороть желание двигаться. Таким образом, движение и музыка связаны самой своей природой.
Звонко струиться ручей, падает гром с небосвода.
-Это мелодии вечной своей мир наполняет природа.
На всех этапах обучения у детей развивается умение вслушиваться в музыку, понимать ее своеобразный «язык». Как дети умеют слушать, понимать и передавать музыку в движении покажет сегодня 4 Г класс.
Каждый урок ритмики начинается с организационного момента – с построения, сегодня это «Фигурные поскоки». Основное движение поскоки исполняются под польку.
Звучит марш «Полька» учащиеся исполняют построение «Фигурные поскоки»
Как всегда в начале каждого урока ритмики приветствие – поклон.
Исходное положение: ноги по 1 позиции, руки у мальчиков за спиной, девочки держат юбку.
Звучит «Менуэт» Моцарта ученики исполняют поклон-приветствие.
Все мы знаем, что у младшего школьника возбуждение преобладает над торможением, поэтому ребенку трудно управлять своими чувствами и вниманием. Учащиеся не могут длительно осуществлять однообразную деятельность. Возникает необходимость в смене деятельности на протяжении всего урока.
Сейчас ученики 4 класса покажут разминку, которая помогает воспитывать внимание, разогревает опорно-двигательный аппарат и создает хорошее настроение благодаря четкой и энергичной современной мелодии.
Правила разминки такие: кто ошибается, тот уходит в конец своей колонны, после окончания музыки мы посчитаем, кто и сколько раз допустил ошибки и кому надо работать над развитием своего внимания, музыкального слуха и качеством движений.
Учащиеся исполняют разминку на внимание.
Упражнения на уроке ритмики носят разный характер и выполняют конкретную задачу, которая зависит от целей урока.
Например, изучая тему «Форма музыкального произведения и отражение ее в движении», мы исполняем упражнение «Лошадка». Это упражнение учит различать части в музыке и передавать их в движении.
Задания к упражнению «Лошадка»:
1. Слушаем музыку и хлопаем ее ритмический рисунок.
2. Определяем словами характер музыки, ее настроение и темп.
Ответ – музыка состоит из 2 частей.
Первая часть спокойная и можно представить, что «лошадка» шагает, а вторая веселая и быстрая — «лошадка» бежит.
3. Как вы думаете, по каким признакам части различаются?
Ответ: по настроению, по темпу и по ритмическому рисунку.
4. Изобразите схему данного музыкального произведения
5. Исполняем упражнение «Лошадка».
Делаем вывод, что упражнения, исполняемые под музыку, развивают способность выполнять движение в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и строением музыкального произведения.
При этом развиваются музыкальная, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная восприимчивость.
Мы живем в стране, которая называется Россия, и поэтому русские песни и русские танцы прочно вошли в наш учебный репертуар.
Русские песни славятся своей задушевностью, а танцы – удалью.
Русский танец отражает характер русского народа и тесно связан с русской песней.
А песня и танец всегда были частью народных обрядов, гуляний и игр.
Скажите, а какие виды русского народного танца вы знаете?
Ответ: пляска, перепляс, хоровод, кадриль
Сейчас ученики 4 класса исполнят упражнение под мелодию русской пляски «Камаринская», где четко прослеживаются различия в исполнении женского и мужского танца.
Учащиеся исполняют упражнение «Камаринская»
Каждый народ веками бережет свой язык, живое творчество музыки, песен и танцевального мастерства. Это относится и к еврейской музыкально-танцевальной культуре. Мы живем, учимся и работаем в Еврейской автономной области, поэтому на уроках ритмики слушаем еврейские мелодии и разучиваем еврейские танцы.
Они просты по своей композиции, легко учатся и доставляют учащимся ощущение радости и красоты.
Сейчас ученики 4 Г класса покажут вам еврейский массовый танец под названием «Шолом –Алейхем». Это не просто танец, это наше пожелание вам всем радости, здоровья и счастья.
Учащиеся 4 Г исполняют 1-2 часть еврейского танца «Шолом-Алейхем», а 3-4 часть исполняют учащиеся 6 Б класса.
Как вы думаете, почему народ танцует? Да потому, что без танца, как и без песни и музыки, человек был бы духовно и эмоционально беднее. Вот почему в программе для 6-х классов есть тема «Танцевальная культура народов мира», в рамках которой ребята 6-х классов познакомились с музыкально-танцевальной культурой Греции. Еще с античных времен видели греки в танце один из путей формирования человеческого тела.
На что указывают слова Сократа: «… Я сделал еще одно наблюдение, что в танце ни одна часть тела не оставалась бездеятельной; одновременно упражнялись и шея, и руки, и ноги; так и надо танцевать тому, кто желает иметь тело легким».
Сейчас учащиеся 6 класса покажут для вас учебную композицию греческого мужского хоровода под названием «Сиртаки».
Учащиеся 6 класса исполняют танец «Сиртаки»
Стремясь развивать интерес и любовь учащихся к музыке более объемно и глубоко, мы обращаемся к такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по вокалу и танцу. Где дети проходят школу творческого, музыкально-танцевального воспитания. Это ансамбль танца под названием «Школьные годы». Ансамбль знают и любят в нашей школе и в городе. В ансамбле занимаются дети младшего, среднего и старшего возраста с большим удовольствием. Особой гордостью является наличие группы мальчиков, специально для них были поставлены танцы: «Ритм-степ» и «Удальцы – молодцы». где они демонстрируют свое творчество, мастерство, силу и ловкость.
Учащиеся 6а класса исполняют танец «Молодцы-удальцы»
Все мы знаем, как велика сила эмоционального воздействия музыки. Именно в дружественном союзе богини танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы, зарождается любовь к музыке и развиваются творческие способности учащихся.
Результатом такого творческого сотрудничества стали такие яркие и содержательные вокально-хореографические постановки как: «Журавли», «Облака России», «В горнице моей». Вот и сегодня мы предлагаем вам посмотреть вокально-хореографическую композицию, которую мы вместе с учащимися 3 А класса, подготовили к конкурсу патриотической песни под названием «Катюша».
Учащиеся 4 А класса исполняют вокально-хореографическую композицию «Катюша»
Показ презентации на экране о внеклассной работе учителей музыки и ритмики с комментариями.
1. В нашей школе кабинеты музыки и ритмики имеют все необходимое для внедрения иновационных форм работы. Учителями музыки и ритмики часто проводятся открытые уроки, мастер-классы, различные внеклассные мероприятия.
2. Участники ансамбля танца и вокальной группы поздравляют любимый город с 75-летием.
Всеми силами стараемся быть полезными школе. Принимаем самое активное участие в делах школы и ее торжествах: это юбилей школы, дни открытых дверей, «Последний звонок», презентация школы, конкурс на лучшую школу города, чествование ветеранов ВОв, и многое, многое другое.
3. Является постоянными участниками различных конкурсов городского, областного и регионального уровня.
4. Ведем активную концертную деятельность. Имеем множество дипломов
и благодарностей.
5. Все это поднимает интерес к занятиям, приносит эстетическое наслаждение, способствует активному участию детей в общественной жизни школы и воспитывает любовь к музыке. Повышается интерес к предмета музыка и ритмика, к танцевальному и вокальному искусству в целом.
6. Конкурс «Минута славы» помог выявить самых творческих и одаренных детей нашей школы. Они представили свои творческие композиции в различных жанрах.
7. Родители восхищаются успехами своих детей, ученики – достижениями своих товарищей. А мы, учителя эстетического цикла, стараемся воспитывать у наших учеников умение восхищаться прекрасным, видеть и ценить прекрасное в работе других людей, и в этом нам помогает музыка.
После презентации выставляются концертные номера:
- Встречайте участников конкурса «Минута славы» Бачурину Галину и Перевышину Нику с песней «Музыка моя» музыка Трубачева Д.
- Победитель конкурса «Минута славы» Анохина Александра с восточным танцем.
- Победитель конкурса «Минута славы» Карбушев Валера «Колыбельная».
Ученик играет на саксофоне.
Читает учитель музыки:
Песня русская в березах, песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах, на санях и на лугах.
На ветру шумят рябины, каждый слушать их готов!
Столько песен у России, сколько во поле цветов.
Песни русские такие, что охота подпевать.
Столько песен у России – никому не сосчитать!
Звучит песня «Святая Россия» с показом слайдов. Музыка Колмогорова Ж. исполняет вокальная группа старшеклассников «Незабудки».
Заключительные слова читает учитель музыки:
Такой могучей, сказочною силой порой бывает музыка полна.
Что кажется, как солнце, негасимой. Как океан, безбрежною она.
Кажется, сейчас она звучит. И будет долго-долго еще звучать
Для каждого из нас.