«Творчество – это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное» (М.А. Москвина)
Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать свой творческий потенциал, а в частности свои творческие способности.
Мы знаем, что способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Творческая деятельность рассматривается нами как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задач, трудолюбия, способности видеть главное.
Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда дети учатся самостоятельно применять свои раннее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Мой опыт работы показывает, что начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста. Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть свои творческие способности.
Именно такую задачу я ставлю перед собой как педагог дополнительного образования по направлению «Конструирование и моделирование одежды». На мой взгляд, этот предмет особенный, потому что связан с жизнью. На занятиях обучающиеся имеют возможность развить способность к самообучению и самореализации, к творчеству, проектное мышление, социально-трудовую компетентность. Для этого я организую образовательный процесс таким образом, чтобы развивались творческая активность и индивидуальные качества каждого обучающегося.
На протяжении многих лет я работаю по программе «От простого к сложному» по конструированию и моделированию одежды. Она рассчитана на пять лет обучения. По данной программе обучаются девочки в возрасте от 8 до 17 лет. Цель программы – создание условий для формирования у обучающихся навыков и умений по конструированию и моделированию одежды и их творческой самореализации.
Мой практический опыт показывает, что для педагога процесс развития творческих способностей обучающихся является достаточно сложной задачей. Именно по этой причине я стараюсь правильно выбрать методы обучения, которые помогают мне определять возможную меру включенности обучающихся в творческую деятельность.
Из истории мы знаем, что человек пользовался одеждой не всегда. Одежда возникла под влиянием комплекса факторов и имела как декоративно-символическое, так и утилитарное значение. В ходе становления культуры и традиций отношение к одежде изменилось. Человек увидел в ней возможность приложения своих творческих способностей, самовыражения и самоутверждения. Поэтому первым шагом в моей работе становится заинтересовать обучающихся в получении эстетического удовольствия от одежды, от ее изготовления и ношения.
Таким образом, происходит вовлечение обучающихся в деятельность искусства шитья, где различные методики конструирования и моделирования одежды раскрывают и развивают практический опыт и творческий подход обучающихся на занятиях.
Сегодня проблема развития творческих способностей у обучающихся всё шире исследуется в контексте их разнообразной деятельности, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Я считаю, что огромную роль в этом играют беседы.
В ходе бесед об истории шитья я рассказываю девочкам, как первобытные люди прокалывали шкуры подобием шила из шипов или обтесанных камней, через отверстия продевали сухожилия животных и таким образом сооружали себе «костюм»; о самых первых иголках с ушком, сделанных из камней, костей или рогов животных найденных около семнадцати тысяч лет назад; о том, что в Африке иголками служили толстые жилки пальмовых листьев, к которым привязывались нитки, сделанные также из растений; о первых стальных иголках, сделанных в Китае; о том, что массовое производство иголок началось только в XIV веке в Нюрнберге, а потом и в Англии; что самую первую иголку с помощью механизированного производства сделали в 1785 году.
Я рассказываю о том, что первый прообраз современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделанные из цельного куска металла, а не из двух скрещенных лезвий, эти ножницы датируются XVI веком до нашей эры. А ножницы в том виде, в котором они известны сейчас, изобрел Леонардо да Винчи. Интересны беседы о наперстке, о пуговицах, воротниках, об истории брюк и юбок, различных аксессуарах, о культуре ношения одежды, об умении одеваться со вкусом.
В моей педагогической копилке разработано множество бесед по истории моего предмета. Через беседы я знакомлю детей с интересными сведениями о предметах рукоделия. Это дает возможность определить путь их совершенствования благодаря творческим способностям людей.
В качестве основной формы обучения я использую традиционное занятие, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.
Например, изучая тему «Карман. Технологии моделирования. Техническое моделирование», после объяснения теоретического материала предлагаю обучающимся групповую практическую работу по созданию эскизов разнообразных форм кармана. На этом этапе занятия дети не простые слушатели, а искатели нового творческого решения.
Интересны темы занятий по изготовлению моделей для себя: «Плечевое изделие», «Поясное изделие», «Верхняя одежда с подкладкой», где девочки в процессе самостоятельной работы решают следующие задачи:
из какого материала изготовить данную модель, какими свойствами должны обладать материалы для изделия;
какие виды отделки лучше использовать для данной модели;
какие способы обработки необходимо применить для изделия;
что надо учитывать при выборе формы деталей одежды (особенности фигуры, соответствие возрасту, стиль одежды и т.д.).
Кроме традиционных занятий использую и нетрадиционные, такие как занятие-игра, занятие-мастерская, занятие-дефиле.
Особое место на занятиях уделяю созданию у обучающихся мотивации к деятельности в игровой форме, которая позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («дети, сегодня мы будем делать») и побуждает к активному практическому действию. В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития».
Проведение занятий в игровой форме возможно на любом этапе работы над учебным материалом. При подготовке таких занятий необходимо помнить, что выбор методов и приёмов глубоко связан с содержанием обучения, предполагает ясное представление цели занятия, предварительный анализ знаний обучающихся и учёта конкретной педагогической ситуации. На таких занятиях удается создать ситуацию, при которой ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения обучающиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперёд своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных обучающихся.
Работая педагогом много лет, я пришла к выводу: игра может служить хорошим средством творческого развития обучающихся по направлению «Конструирование и моделирование одежды». Всевозможные игры я провожу на различных этапах занятия:
при актуализации темы и целей занятия использую кроссворды, загадки, ребусы;
при изучении новой темы: деловая игра, ролевая игра;
при проведении физкультминутки: игра-сказка;
в процессе закрепления изученного материала: дидактические, ролевые, деловые игры;
при проверке домашней работы: игра «Что, где, когда?», викторины «История швейной машины», «История юбки», «Композиция костюма».
Занятие-мастерская – нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом. Знания в мастерских не даются, а извлекаются и закрепляются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на подгруппы по степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализации. Занятие в мастерской часто начинается с актуализации знаний каждого обучающегося по предложенному заданию, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. Подводятся итоги обсуждения задания в каждой подгруппе, делаются корректировки и выбор своего решения задания, так как внутри каждого задания ребенок абсолютно свободен.
Изготовление изделий в мастерских строится на основе технологических карт, которые различаются по уровню сложности. Мастерская дает ребенку творческий опыт деятельности. Я, как педагог, для обучающегося являюсь консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение в освоении способов и составить программу действий. Все задания и действия я направляю на создание атмосферы творчества, в которой ребенок проявил бы себя как творец. Незаметно, демократично руковожу работой детей. Часто привлекаю к проведению мастерских старших девочек.
Тематика мастерских разнообразна: «Изготовление очечницы», «Изготовление цветов из фетра», «Изготовление цветов из фоамирана», «Матрешка», «Пальчиковые куклы», «Прихватки» и др.
По окончании работы мастерских особое место уделяю выставкам и демонстрации работ обучающихся. Предлагаю им, например, придумать инсценировку с поделками. Это дает возможность каждому участнику высказаться, показать результат своей работы, развивать речевую культуру детей, их творческое воображение.
Из теории мне известно, что творческая личность обладает следующими качествами:
умеет поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
умеет планировать и контролировать свою деятельность;
умеет находить и решать проблему.
Я заметила, что для развития этих качеств очень эффективно применение метода проектов. Выполняя проекты разной направленности, обучающиеся развивают навыки мышления, групповой работы, учатся искать информацию, анализировать ее, экспериментировать и принимать решения. Главное – чтобы в итоге у детей был сформирован интерес к изготовлению объектов труда своими руками, появилось желание создавать новое, был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы они понимали, что добиться успеха можно, лишь проявив упорство, старание и творчество.
Выполняя проектные работы, дети на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. Выбирая тему проекта и выполняя его, девочки находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Перед выбором темы проекта я предлагаю обучающимся минимальное количество примерных тем. При этом они могут и самостоятельно выбрать тему, которая им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому этапу проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» обучающиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои.
На этапе проекта «Дизайн изделия» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе детей, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на занятиях, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов в школе (истории, математики, черчения).
Выполнение проекта обязательно связано с практическим воплощением проектируемого изделия. По завершению процесса проектирования обучающиеся представляют то, что придумали самостоятельно: выбрали модель, отражающую современное направление моды; разработали эскиз(ы) моделей; подобрали основные и отделочные материалы; выполнили выкройку изделия. Большое внимание уделяется нами оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, представляемые проекты должны быть яркими и красочными. Как правило, работы девочек получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать особенную работу, не похожую на другие.
И как результат – участие девочек в традиционном воспитательном мероприятии студии декоративно-прикладного творчества «Открытый конкурсный показ детской и молодежной моды», где каждая участница может показать свое творчество.
Отрадно то, что из шестидесяти обучающихся в каждом конкурсном показе принимают участие каждая вторая воспитанница. Практически все они становятся обладателями дипломов и наград. Поощрения, которые получают дети, являются стимулирующим моментом в обучении, в развитии их творческого потенциала. Обучение по программе «От простого к сложному» по конструированию и моделированию одежды способствует тому, что многие из обучающихся стараются продолжить профессиональное обучение в специальных образовательных учреждениях по швейному профилю.
Таким образом, на занятиях по конструированию и моделированию одежды я формирую и развиваю потребность у обучающихся проявлять свои творческие способности в профессиональной деятельности. Ведь, как сказал М. Горький, «нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества». У каждого ребенка от природы есть способности и таланты, они любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство, поэтому моя задача как педагога – правильно использовать и не допустить угасания творческих способностей.