Игры, используемые на занятиях по конструированию и моделированию одежды


Автор: Ольга Михайловна Животова
Место работы: МАОУДО «ЦДТ»
Должность: педагог дополнительного образования


Деловые игры это активная учебная деятельность по имитационному моделированию возможной жизненной ситуации. Она включает конфликтную модельную ситуацию и её разрешение. Отличие игры от обычного проблемного занятия заключается в том, что здесь проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Результатом деловой игры является коллективное решение учебной задачи.

Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой деятельности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом.

Примеры: Игра «Ювелирная мастерская». Условия игры и ее участники разные: выполнение изделий по определенным требованиям (к торжественному случаю, в подарок маме, в определенной цветовой гамме) заказчики и мастера-ювелиры.

Игра «Рекламное агентство». Рекламное агентство получает заказ на рекламу изделий. Группа делится на три команды, каждая команда рекламное агентство, придумывают название агентства, эмблему, представляют свое агентство и получают заказ на рекламу изделий из ткани, фетра, кожи. Дети предлагают разные варианты рекламы: в стихотворной форме, переделывают на новый лад уже известные сказки и песни. В процессе игры ребята лучше усваивают терминологию, игра развивает умение выражать свои мысли, анализировать, работать в команде.

Ролевые игры. В ролевой игре действия ребенка определяются той ролью, которая ему назначена заранее и которую он в этой игре выполняет. Ролевые игры провожу разные, как по игровым, так и по дидактическим задачам. Они активизируют внимание обучающихся при осмысливании заданий.

Задачи: научить детей общаться, развивать активность и самостоятельность у обучающихся, формировать положительные взаимоотношения обучающихся, столь необходимые для жизни в обществе и коллективе. Применять знания и умения, навыки, полученные на занятиях и в процессе труда. Учить вносить предложения, спорить, доказывать, объяснять, считаться с интересами и желаниями других обучающихся.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли, творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, знаниями, степенью развития его чувств, фантазии интересов.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны.

Пример сюжетно-ролевой игры для обучающихся 2 года обучения «В магазине «Мастерица»».

Задачи игры:

1. Создать условия для демонстрации обучающимися уровня знаний, умений и навыков по темам: «Виды ткани, ее свойства», «Материалы и инструменты для конструирования и моделирования одежды».

2. Продолжить формировать умения, применять полученные знания в жизни через игровую деятельность.

3. Учить обучающихся наблюдать за профессиональной деятельностью взрослых, усваивать речевые ситуации.

4. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей через перевоплощение в роли.

5. Научить согласовывать свои действия в коллективе.

Критерии оценивания:

1. Демонстрирует понимание своей роли в данной сюжетной ситуации.

2. Эффективно представляет в ходе игры полученные при изучении темы «Виды ткани, ее свойства», «Материалы и инструменты для конструирования и моделирования одежды», учебные достижения.

3. Выражает свое восприятие окружающего мира и реализует его в образе, используя специальную лексику и термины.

Этапы подготовки к игре:

1. Введение в игровой сюжет.

2. Наблюдения в магазине.

3. Обсуждение формы игры, персонажей, областей специальных знаний.

4. Подготовка реквизита (табличек, разных видов ткани, ниток, фурнитуры).

5. Проигрывание.

6. Обсуждение совместной деятельности – рефлексия.

Сценарий игры. Участники игры:

  • 1-й продавец – консультант в отделе «Ткани»;

  • 2-й продавец – консультант в отделе «Фурнитура»;

  • 3-й продавец – консультант в отделе «Инструменты»;

  • 4-й продавец – консультант в отделе «Материалы для основы изделий»;

  • покупатели, кассир.

Оборудование:

  • таблички с названиями отделов;

  • игрушечный кассовый аппарат;

  • различные виды ткани (хлопок, шелк, шерсть, искусственные ткани, ткани с крупным и мелким рисунком, без рисунка, и т.д.);

  • метр, линейка, иголки для шитья, ножницы.

Ход игры: Я предлагаю обучающимся разыграть посещение магазина «Мастерица». Уточняется, что в магазине обычно находятся покупатели и персонал магазина – продавцы (роли обучающиеся распределяют по ходу игры). Обучающиеся в группах (продавцы и покупатели) обсуждают характер своей деятельности, варианты возможного диалога (при необходимости я оказываю консультативную помощь).

1 ситуация

Покупатель: Здравствуйте, подберите мне, пожалуйста, ткань для изготовления делового платья (школьная форма) и для отделочного воротника.

Первый продавец (подбирая ткань): Здравствуйте. Думаю, что для вашего платья подойдет ткань синего, зеленого или коричневого цвета, а для воротника, могу порекомендовать ткань белого цвета или белый гипюр, он более нарядный. У нас есть несколько вариантов. Выберите, пожалуйста. Покупатель выбирает понравившийся комплект.

Второй продавец (сложив ткань в пакет и передавая покупателю): Проходите, пожалуйста, к кассе.

Покупатель проходит к кассе.

Кассир (считает, выбивает чек): Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё!

2 ситуация

Первый продавец: Добрый день. Какая ткань вам нужна?

Второй покупатель: Желательно светлый шелк для нарядного платья. Я хочу сшить платье для выпускного бала и сделать украшение.

Первый продавец: Я предлагаю рассмотреть варианты шелка, креп-атласа, поплина. Для украшения можно использовать атласную ленту, гипюровую тесьму и пришить стразы.

Второй покупатель: Какую вы посоветуете?

Первый продавец: очень красиво в изделии смотрится креп-атлас. Он блестит. Ещё можно использовать тесьму и стразы. Ткань поплин очень приятна к телу и мягко ложиться фалдами.

Второй покупатель: Какая из них практичнее в носке?

Первый продавец: Креп-атлас очень практичен, хорош в изделии, практически не мнется.

Второй покупатель: Покажите мне, пожалуйста, креп-атлас.

Второй покупатель: Как ухаживать за изделиями из креп-атласа?

Первый продавец: Эти изделия нельзя стирать в машинке, утюжить при высокой температуре, так как ткань может расплавиться и потерять цвет, а также утюг может оставить ласы на ткани.

Второй покупатель: Спасибо за консультацию. Я обдумаю свой выбор.

Дети любят играть с готовыми изделиями, описывать их. Так, после изучения темы «Говорящие куклы» на занятиях по конструированию и моделированию одежды, ребята представляют сценки с изделиями.

Пример: Игра с готовыми изделиями.

Кроме занятий в игровой форме я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом занятии должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Я поощряю любую полезную инициативу, подбадриваю и поддерживаю неуверенных ребят.

Например, чтобы повысить активность обучающихся во время текущего опроса в группе 1 года обучения, я использую простой прием. Задавая вопрос, бросаю мяч любой ученице. Если ответ правильный, она задает свой вопрос и перебрасывает мяч другой ученице, а если не верный, то возвращает его мне.

Игровые ситуации помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − три =