Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по конструированию и моделированию одежды


Автор: Ольга Михайловна Животова
Место работы: МАОУДО «ЦДТ»
Должность: педагог дополнительного образования


«Творчество – это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное» (М.А. Москвина)

Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать свой творческий потенциал, а в частности свои творческие способности.

Мы знаем, что способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Творческая деятельность рассматривается нами как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задач, трудолюбия, способности видеть главное.

Значит, творческая личность это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда дети учатся самостоятельно применять свои раннее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Мой опыт работы показывает, что начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста. Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть свои творческие способности.

Именно такую задачу я ставлю перед собой как педагог дополнительного образования по направлению «Конструирование и моделирование одежды». На мой взгляд, этот предмет особенный, потому что связан с жизнью. На занятиях обучающиеся имеют возможность развить способность к самообучению и самореализации, к творчеству, проектное мышление, социально-трудовую компетентность. Для этого я организую образовательный процесс таким образом, чтобы развивались творческая активность и индивидуальные качества каждого обучающегося.

На протяжении многих лет я работаю по программе «От простого к сложному» по конструированию и моделированию одежды. Она рассчитана на пять лет обучения. По данной программе обучаются девочки в возрасте от 8 до 17 лет. Цель программы создание условий для формирования у обучающихся навыков и умений по конструированию и моделированию одежды и их творческой самореализации.

Мой практический опыт показывает, что для педагога процесс развития творческих способностей обучающихся является достаточно сложной задачей. Именно по этой причине я стараюсь правильно выбрать методы обучения, которые помогают мне определять возможную меру включенности обучающихся в творческую деятельность.

Из истории мы знаем, что человек пользовался одеждой не всегда. Одежда возникла под влиянием комплекса факторов и имела как декоративно-символическое, так и утилитарное значение. В ходе становления культуры и традиций отношение к одежде изменилось. Человек увидел в ней возможность приложения своих творческих способностей, самовыражения и самоутверждения. Поэтому первым шагом в моей работе становится заинтересовать обучающихся в получении эстетического удовольствия от одежды, от ее изготовления и ношения.

Таким образом, происходит вовлечение обучающихся в деятельность искусства шитья, где различные методики конструирования и моделирования одежды раскрывают и развивают практический опыт и творческий подход обучающихся на занятиях.

Сегодня проблема развития творческих способностей у обучающихся всё шире исследуется в контексте их разнообразной деятельности, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Я считаю, что огромную роль в этом играют беседы.

В ходе бесед об истории шитья я рассказываю девочкам, как первобытные люди прокалывали шкуры подобием шила из шипов или обтесанных камней, через отверстия продевали сухожилия животных и таким образом сооружали себе «костюм»; о самых первых иголках с ушком, сделанных из камней, костей или рогов животных найденных около семнадцати тысяч лет назад; о том, что в Африке иголками служили толстые жилки пальмовых листьев, к которым привязывались нитки, сделанные также из растений; о первых стальных иголках, сделанных в Китае; о том, что массовое производство иголок началось только в XIV веке в Нюрнберге, а потом и в Англии; что самую первую иголку с помощью механизированного производства сделали в 1785 году.

Я рассказываю о том, что первый прообраз современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделанные из цельного куска металла, а не из двух скрещенных лезвий, эти ножницы датируются XVI веком до нашей эры. А ножницы в том виде, в котором они известны сейчас, изобрел Леонардо да Винчи. Интересны беседы о наперстке, о пуговицах, воротниках, об истории брюк и юбок, различных аксессуарах, о культуре ношения одежды, об умении одеваться со вкусом.

В моей педагогической копилке разработано множество бесед по истории моего предмета. Через беседы я знакомлю детей с интересными сведениями о предметах рукоделия. Это дает возможность определить путь их совершенствования благодаря творческим способностям людей.

В качестве основной формы обучения я использую традиционное занятие, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.

Например, изучая тему «Карман. Технологии моделирования. Техническое моделирование», после объяснения теоретического материала предлагаю обучающимся групповую практическую работу по созданию эскизов разнообразных форм кармана. На этом этапе занятия дети не простые слушатели, а искатели нового творческого решения.

Интересны темы занятий по изготовлению моделей для себя: «Плечевое изделие», «Поясное изделие», «Верхняя одежда с подкладкой», где девочки в процессе самостоятельной работы решают следующие задачи:

  • из какого материала изготовить данную модель, какими свойствами должны обладать материалы для изделия;

  • какие виды отделки лучше использовать для данной модели;

  • какие способы обработки необходимо применить для изделия;

  • что надо учитывать при выборе формы деталей одежды (особенности фигуры, соответствие возрасту, стиль одежды и т.д.).

Кроме традиционных занятий использую и нетрадиционные, такие как занятие-игра, занятие-мастерская, занятие-дефиле.

Особое место на занятиях уделяю созданию у обучающихся мотивации к деятельности в игровой форме, которая позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («дети, сегодня мы будем делать») и побуждает к активному практическому действию. В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития».

Проведение занятий в игровой форме возможно на любом этапе работы над учебным материалом. При подготовке таких занятий необходимо помнить, что выбор методов и приёмов глубоко связан с содержанием обучения, предполагает ясное представление цели занятия, предварительный анализ знаний обучающихся и учёта конкретной педагогической ситуации. На таких занятиях удается создать ситуацию, при которой ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения обучающиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперёд своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных обучающихся.

Работая педагогом много лет, я пришла к выводу: игра может служить хорошим средством творческого развития обучающихся по направлению «Конструирование и моделирование одежды». Всевозможные игры я провожу на различных этапах занятия:

  • при актуализации темы и целей занятия использую кроссворды, загадки, ребусы;

  • при изучении новой темы: деловая игра, ролевая игра;

  • при проведении физкультминутки: игра-сказка;

  • в процессе закрепления изученного материала: дидактические, ролевые, деловые игры;

  • при проверке домашней работы: игра «Что, где, когда?», викторины «История швейной машины», «История юбки», «Композиция костюма».

Занятие-мастерская – нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом. Знания в мастерских не даются, а извлекаются и закрепляются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на подгруппы по степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализации. Занятие в мастерской часто начинается с актуализации знаний каждого обучающегося по предложенному заданию, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. Подводятся итоги обсуждения задания в каждой подгруппе, делаются корректировки и выбор своего решения задания, так как внутри каждого задания ребенок абсолютно свободен.

Изготовление изделий в мастерских строится на основе технологических карт, которые различаются по уровню сложности. Мастерская дает ребенку творческий опыт деятельности. Я, как педагог, для обучающегося являюсь консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение в освоении способов и составить программу действий. Все задания и действия я направляю на создание атмосферы творчества, в которой ребенок проявил бы себя как творец. Незаметно, демократично руковожу работой детей. Часто привлекаю к проведению мастерских старших девочек.

Тематика мастерских разнообразна: «Изготовление очечницы», «Изготовление цветов из фетра», «Изготовление цветов из фоамирана», «Матрешка», «Пальчиковые куклы», «Прихватки» и др.

По окончании работы мастерских особое место уделяю выставкам и демонстрации работ обучающихся. Предлагаю им, например, придумать инсценировку с поделками. Это дает возможность каждому участнику высказаться, показать результат своей работы, развивать речевую культуру детей, их творческое воображение.

Из теории мне известно, что творческая личность обладает следующими качествами:

  • умеет поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

  • умеет планировать и контролировать свою деятельность;

  • умеет находить и решать проблему.

Я заметила, что для развития этих качеств очень эффективно применение метода проектов. Выполняя проекты разной направленности, обучающиеся развивают навыки мышления, групповой работы, учатся искать информацию, анализировать ее, экспериментировать и принимать решения. Главное – чтобы в итоге у детей был сформирован интерес к изготовлению объектов труда своими руками, появилось желание создавать новое, был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы они понимали, что добиться успеха можно, лишь проявив упорство, старание и творчество.

Выполняя проектные работы, дети на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. Выбирая тему проекта и выполняя его, девочки находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Перед выбором темы проекта я предлагаю обучающимся минимальное количество примерных тем. При этом они могут и самостоятельно выбрать тему, которая им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому этапу проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» обучающиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои.

На этапе проекта «Дизайн изделия» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе детей, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на занятиях, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов в школе (истории, математики, черчения).

Выполнение проекта обязательно связано с практическим воплощением проектируемого изделия. По завершению процесса проектирования обучающиеся представляют то, что придумали самостоятельно: выбрали модель, отражающую современное направление моды; разработали эскиз(ы) моделей; подобрали основные и отделочные материалы; выполнили выкройку изделия. Большое внимание уделяется нами оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, представляемые проекты должны быть яркими и красочными. Как правило, работы девочек получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать особенную работу, не похожую на другие.

И как результат – участие девочек в традиционном воспитательном мероприятии студии декоративно-прикладного творчества «Открытый конкурсный показ детской и молодежной моды», где каждая участница может показать свое творчество.

Отрадно то, что из шестидесяти обучающихся в каждом конкурсном показе принимают участие каждая вторая воспитанница. Практически все они становятся обладателями дипломов и наград. Поощрения, которые получают дети, являются стимулирующим моментом в обучении, в развитии их творческого потенциала. Обучение по программе «От простого к сложному» по конструированию и моделированию одежды способствует тому, что многие из обучающихся стараются продолжить профессиональное обучение в специальных образовательных учреждениях по швейному профилю.

Таким образом, на занятиях по конструированию и моделированию одежды я формирую и развиваю потребность у обучающихся проявлять свои творческие способности в профессиональной деятельности. Ведь, как сказал М. Горький, «нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества». У каждого ребенка от природы есть способности и таланты, они любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство, поэтому моя задача как педагога – правильно использовать и не допустить угасания творческих способностей.