Технологическая карта занятия в группе 4 года обучения


Автор: Ольга Михайловна Животова
Место работы: МАОУДО «ЦДТ»
Должность: педагог дополнительного образования


Тема занятия

Эвристические методы в дизайне одежды

Тип занятия

Комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)

Цель занятия

Активизация творческого мышления обучающихся для выработки большого количества идей за определенный интервал времени

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с эвристическими методами в дизайне одежды; научить быстрому поиску новых решений в одежде; ознакомить учащихся с профессией дизайнер.

Развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий; способствовать развитию творческого мышления, сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы).

Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, требовательность к качеству выполнения своей работы, ответственность за свою работу, эстетический и художественный вкус, стремление доводить свою работу до конца.

Профориентационные: прививать интерес к профессии дизайнера.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1. Интеллектуальная активность -интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

1. Знакомство учащихся с понятиями “эвристика”, “дизайн”, “проектирование”, профессия дизайнер, с эвристическими методами в дизайне одежды, развитие потребности в творческой деятельности, через создание эскиза; формирование навыков по проектированию одежды.

Регулятивные УУД:

— умение целеполагания, планирования;

— мотивация к учебной деятельности;

умение осуществлять самостоятельную познавательную деятельность.

2 Коммуникативные навыки

Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

— умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

— способность отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности;

— способность признавать право другого человека на иное мнение.

3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Познавательные УУД — умения:

— проектировать одежду и создавать модель по назначению;

— анализировать объекты с целью выделения признаков;

— исследовать несложные практические ситуации;

— выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

  

Рефлексивные УУД — умения:

осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности;

— работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

— осуществлять поиск и устранять причины возникших трудностей;

— осознанно определять сферы своих интересов и возможностей;

— объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Основные понятия

Эвристика, эвристические методы в дизайне одежды; дизайн и дизайнер.

Межпредметные связи

Мода, искусство, информатика, ИЗО

Формы работы

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Технологии

Проблемные, здоровьесберегающие, игровые

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные мелки

Проблема урока

Создание продукта (модель), на основе эвристических методов.

УМК:

Для педагога

Для обучающихся

1. Методическое пособие.

2. Рабочая программа по конструированию и моделированию одежды «От простого к сложному».

3. Интернет-сайты

Учебное методическое пособие Благова Т.Ю. «Эвристические методы в дизайне одежды»

Ход урока

Этапы занятия,

цель

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

(Универсальные учебные действия)

I. Организационный момент1 мин

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоционально-психологический настрой учащихся на изучение материала.

Здравствуйте, я очень рада видеть вас всех. Самый внимательный и благодарный человек тот, кто сам пережил радость творческих удач и открытий. И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в этом.

Организуют рабочее место

Регулятивные (самостоятельно организовать свое рабочее место;

познавательные (умение регулировать свои действия, взаимодействие в группе);

коммуникативные (соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения)

II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Мотивация учебной деятельности — 5 мин

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Но прежде чем к ней приступить я вам предлагаю проверить свои знания по темам предыдущих уроков.

1. Вопросы

— Что мы узнали на прошлом уроке и чем занимались?

Моделированием, используя графические эскизы.

— Кто занимается моделированием?

Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры).

Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работали с эскизами модели на определенную тематику и по назначению.

Кого из знаменитых модельеров вы знаете?

Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе.

На прошлом уроке мы познакомились с эвристикой. Что это такое?

Эвристика это наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

И чтобы глубже изучить эту науку, необходимо познакомиться с эвристическими методами.

Поэтому тема нашего урока так и называется: «Эвристические методы в дизайне одежды»

Тема урока: «Эвристические методы в дизайне одежды»

Слайд 1. (запишем в тетради)

Давайте сформулируем задачи занятия! Получить первоначальные знания эвристических методов – это цель нашего занятия. Слайды 2, 3

Познакомимся с понятиями дизайн и дизайнер. Слайды 4, 5.

Самостоятельно собирают пазл. (индивидуально, затем меняются работами — для проверки)

Взаимодействуют со сверстниками в процессе выполнения заданий

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Регулятивные (определить цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя),

познавательные (самостоятельное определение цели урока),

коммуникативные (оформление своих мыслей в устной речи с учетом предложенной ситуации)

III. Изучение нового материала. Поисково-исследовательский этап —

5 мин

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.

Мы очень часто слышим такие слова, как дизайн, дизайнер. Так как же они связаны между собой?

Слайд 6 (Кто такой дизайнер и модельер)

Сегодня мы рассмотрим современные эвристические методы: 

Слайд 7 (Метод ассоциаций) Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления дизайнера, приведение его «мыслительного аппарата» в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Слайд 8 (Метод ассоциаций)

Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается даже как принципиально новый способ самого проектирования. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных ассоциаций в графические поиски решений объекта. Слайд 9 (Метод ассоциаций, ветер)

Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом может преобразоваться в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Слайд 10 (Метод ассоциаций, пианино, башня)

Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают. Слайд 11 (Метод ассоциаций, сыр)

Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжение объемов, сочетание разнообразных построений. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пищу для придумывания. Слайд 12 (Метод ассоциаций, буря)

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например,проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформации деталей. Слайд 13 (жук)
Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным автономным освещением дороги. Слайд 14 (улитка)

Таким образом, бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. Слайды 15,16 (животное, форма жуков)

Кроме того, этот метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы; увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающем миром, со средой обитания человека. Слайды 17, 18 (цветы, город)

Метод карикатуры (Слайд 19) –это метод доведения образного продукта дизайна до абсурдного, приводящего к нахождению нового, неожиданного решения.

Метод гиперболы (Слайд 20) часто используется в современном эскизе.

Трагический образ панка с нарисованными шрамами (Слайд 21) предлагают костюм народов Латинской Америки.

Метод трансформации — это метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движения превращения или небольшого изменения. Слайд 22 (костюмы, эскизы)
Трансформация осуществляется следующим образом:
превращение одной формы в другую (например, была длинная юбка, стала короткая при помощи кулисок; шапка-ушанка; складная сумка). Слайд 23 (квадраты)

Трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, складываются в гармошку, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косички). Слайд 24 (Эффект разрезанной одежды)

Метод игры предусматривает игровой момент в моде, а игра всегда связана с новыми идеями (Слайд 25), вызывает смену модных стандартов и образов, стимулирует поиск. Для игры важен сам процесс, в котором закладывается незавершенность.
Театральность, элементы забавы – все это является игровыми элементами, которые часто встречаются в практике современного дизайна. Слайд 26 (бантики)

В коллекциях одежды четко просматриваются игровые моменты, к жакету предлагается балетная пачка в бельевом стиле. Слайд 27 (газетная королева)

Элементы игры присутствуют в широких набедренных поясах со множеством ремней. Слайд 28 (наперсток и ножницы)

Метод «мозговой атаки» – метод коллективного генерирования идей в сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. При этом соблюдается несколько условий: коллектив должен быть небольшой; каждый член коллектива по очереди в быстром темпе должен выдавать идеи, весь процесс записывается. Результаты работы коллектива анализируются для решения проблемы. Слайд 29 (Метод «мозговой атаки»)

Отвечают на вопрос

Находят сходства и различия моделей юбок, формулируют способы моделирования, делают выводы, выводят два определения термина «моделирование»

Регулятивные (определение плана заданий на уроке под руководством учителя);

познавательные (умение рационально использовать информацию, ориентироваться в средствах и технологиях),

коммуникативные (проявлять интерес и активность в выборе решений)

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала. 10 мин

Цель: закрепление нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Когда традиционных методов творческого поиска явно недостаточно для решения поставленной задачи, уместно воспользоваться эвристическими методами.

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

 

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях моделирования.

Коммуникативные взаимодействовать с учителем, группой.

V. Физкультминутка (1 мин)

Учащимся предлагается выполнить ряд упражнений

Выполняют упражнения

 

VI. Практическая работа (20 мин)

Цель: создание для каждого ребёнка ситуации успеха.

Вводный инструктаж по ТБ о правилах безопасной работы с острым карандашом.

Игра «Волшебная мастерская дизайнеров». Слайд 30 (эскиз графический и художественный)

Тема «Елка» (для всех одинаковая). Из наиболее интересных вариантов выбираются 4-6 эскизов и создается коллекция под названием «Елка»

Учитель контролирует и корректирует работу учащихся.

Работа в группах.

Каждая команда выполняет эскиз модели и защищает его.

Группы оценивают работу друг друга (сравнение, оценивание своей работы и работы членов группы, определение сложности и трудоёмкости операции).

Регулятивные (следовать инструкциям учителя),

познавательные (сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности и самостоятельно продолжать задание по установленному правилу),

коммуникативные (оформлять свои мысли в устной речи, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения)

VII. Рефлексия деятельности

2 мин

Цель: выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

А теперь вернемся к проблеме, которую вы сами сформулировали в начале урока.

— Скажите, мы решили данную проблему? Вы поняли, как выполняется эскиз модели по эвристическим методам? Получился у нас с вами продукт?

Закрепление материала

Контрольные вопросы:

1. Что означает термин «эвристика»?
2. Что означает термин «дизайн»?
3. С какими эвристическими методами вы познакомились? Назовите их?
4. В чем заключается работа дизайнера? 5. Что такое художественное моделирование и кто эту работу выполняет?
6. Что такое декор и кто эту работу выполняет?
7. Назовите этапы проектирования модели?

Слайд «Контрольные вопросы»

А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытащить карточку и высказать свое мнение:

  • было интересно……

  • было трудно……..

  • теперь я могу….

  • я научилась……

  • меня удивило….

  • мне захотелось….

Учащиеся отвечают на контрольные вопросы, осуществляют самооценку результатов своей деятельности

Личностные:

самопознание;

самооценка.

VIII Домашнее задание 1 мин

Цель: обеспечение понимания обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дома по зарисованным фасонам модели «Елка», выполнить зарисовку театрального костюма, используя метод ассоциаций и метод игры.

Уборка рабочих мест.

Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в тетрадь

Регулятивные (составление плана действий),

познавательные (выбор средств и способов решения задач),

коммуникативные (умение выполнять домашнее задание при поддержке родителей)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 6 =