Автор: , учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 п. Смидович
Цель:
Закрепление представления о смысле четырёх арифметических действий.
Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1.
Задачи:
Создать условия для активной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Активизировать рефлексивные способности; формировать умения самоорганизации, адекватной самооценки и компетентностного общения.
Развивать речь учащихся, внимание, мышление, творческие способности.
1. Орг. Момент.
2. Актуализация знаний.
.Упражнение на внимание.
Работа по таблице разрядов и классов. Учитель указкой постукивает в разряде десятков и единиц. Дети записывают в тетради числа:
22; 4; 31; 40; 53; 13
У.- Проверьте. Какие трудности, ошибки были?
– Что вы заметили?
Д. (числа однозначные, двухзначные, четные, нечетные)
– Лишнее число 4, т.к. однозначное.
– Лишнее число 40, т.к. круглое.
– Лишнее число 53, т.к. сумма цифр этого числа равна 8, а в остальных случаях – 4.
— Лишнее число 22, т. к. в разрядах десятков и единиц использована одна и та же цифра.
– Можно составить равенства:
22+31=53
53-13=40 и т.д.
3. Новый материал. Сколько разных вариантов лишнего числа мы назвали? Какие ассоциации возникают у вас, глядя на цифру 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 арифметических действия).
У.: Перед нами четыре арифметических действия. Какая проблема может возникнуть?
Есть четыре рисунка. Нам необходимо подобрать арифметические действия, подходящие к ситуациям, изображённым на этих рисунках, и объяснить свой выбор.
1. Сформулируйте задачу к первому рисунку. Запишите решение. Какое действие вы выбрали? Почему? ( Выбираем сложение, т. к. нужно найти целое, сколько вишен всего). В каких случаях ещё можно использовать сложение?
Запишите равенство. Проверка.
2. Сформулируйте задачу ко второму рисунку, Запишите решение в тетради. Какое действие выбрали и почему? (Выбираем сложение, т. к. нужно найти целое, сколько всего стало вишен. Но можно записать решение и с помощью умножения, т. к. нужно сложить одинаковое число вишен).
Запишите равенство. Проверка.
3. А к третьему рисунку какую можно составить задачу? Запишите решение. Какое действие вы выбрали? Почему? (Выбираем вычитание, т. к. нужно найти часть, сколько осталось вишен).
Запишите равенство. Проверка.
4. Сформулируйте задачу к последнему рисунку. Запишите решение. Какое действие вы выбрали? Почему? (Выбираем деление, т. к. вишни раскладывают поровну (на три одинаковые порции).
Запишите равенство Проверка.
Сделайте вывод. ( Умножение, как и сложение, используется для того, чтобы подсчитать общее количество.)
4.Рассмотрите упражнение 2.
Как на рисунке изображается число 16? (в виде квадратов 4*4)
16+4 Число 16 увеличили на 4. Подходит 3 рисунок, т.к. на нем к 16 клеткам добавили еще 4.
16*4 Число 16 взяли 4 раза. Подходит 4 рисунок, т.к. на нем 4 квадрата по 16 клеток.
16-4 Число 16 уменьшили на 4. Подходит 2 рисунок, т.к. на нем от квадрата в 16 клеток отрезали 4 клетки.
16:4 Число 16 разделили на 4. Подходит 1 рисунок, т.к. на нем квадрат в 16 клеток разделили на 4 части.
Какое выражение имеет самое большое значение? Какое – самое маленькое?
Запишите выражения в порядке увеличения их значений, найдите значение выражений.
16:4, 16-4, 16+4, 16*4
Проверка по эталону.
4. Усвоение новых знаний и способ деятельности.
У. – Да, ребята. Числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы раскроем ещё одну тайну числа.
Введение правил.
У.: — Проведём маленькое исследование. Как вы думаете, какое задание я хочу предложить? Вам нужно заменить умножение сложением, найти значения и сделать вывод.
Читаем правила, сравниваем с нашими выводами.
Оцените себя.
5. Закрепление и повторение.
1)Очень интересное задание на с.19 №4.
29 29 24
7 50 100
Дайте оценку своей работе
2)»Лови ошибку!»
• 5*5=10
• 1*8=9
• 0*7=0
• 24+0=0
• 15+1=16
• 1*6=7
Дайте оценку своей работе. Если всё было правильно и понятно, поставьте !. Если возникли трудности, то поставьте ?.
6. Итог урока. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
С какой еще одной тайной числа сегодня познакомились на уроке?