Биробиджанская симфония. «Песни моих улиц» А. Л. Драбкин


Автор: Виктория Владимировна Снегирева
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель литературы


Форма урока: творческая лаборатория

Цели урока:

  • создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению мемуарной прозы;
  • развитие творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;
  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, показать путь к успеху.
  • формирование ценностных ориентиров, учащихся через знакомство с произведениями, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, помогающими познать реальную жизнь.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово.
  3. Этап актуализации знаний. Работа со словарем урока.
  4. Этап погружения
  5. Проблемный анализ текста.
  6. Практическая работа учащихся.
  7. Этап предъявления результатов работы (домашнее задание)
  8. Подведение итогов.
  9. Рефлексия.
  10. Напутственное слово учителя.
  11. Домашнее задание

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя;
  • коллективная работа;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Межпредметные связи на уроке: связь с русским языком, музыкой и фотоискусством.

Методическая часть

Продолжительность:   40 мин.

Прогнозируемый  результат

План урока предусматривает анализ текста автобиографического содержания, развитие умения понимать прочитанный текст, самостоятельно создавать текст на основе личных впечатлений по заданной теме, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи.

Умения и навыки, приобретённые в ходе урока, направлены на выполнение заданий части С (повышенный уровень сложности).

К концу урока учащиеся должны уметь:

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;
  • творчески оформлять свои мысли на бумаге;
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

Оформление доски:

  1.  Тема урока.
  2. Портрет А.Л. Драбкина.
  3. Фотопортрет Биробиджана.
  4.  Эпиграф.

Если кто-то скажет вам, что я безнадежно болен
Биробиджаном, — поверьте ему, даже если тот
совсем не врач. Так оно и есть.
Я люблю этот город с того самого дня, как получил имя.

А.Л. Драбкин

Форма урока: творческая лаборатория.

Технические средства: звуковоспроизводящая аппаратура.

Предполагаемые результаты:

Формирование литературной компетенции:

  • Расширение представлений учащихся о мемуарной прозе.
  • Закрепление навыков написания эссе.
  • Умение анализировать художественный текст.

Формирование коммуникативной компетенции:

  • реализовывать собственные коммуникативные намерения и варьировать их с учетом ситуации
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;
  • формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание;
  • обучение умению излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Формирование ценностно-смысловой компетенции

  • умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков;
  • владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.

Сценарий урока

1. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово.

А) Создание эмоционального настроения.

  • пение птиц;
  • посмотреть в окно – улыбнуться друг другу.
  • записать в тетрадь #мое_настроение

Б) Определение темы урока

  • Что вы видите за окном?
  • Опишите вид из окна 1-2 предложениями?
  • Опишите улицу или район, используя только глаголы.
  • А какие глаголы, по вашему мнению, характеризуют город Биробиджан, изображенный в книге А.Л. Драбкина?
  • К какому жанру вы отнесете прочитанный вами дома текст? (рассказы)

3. Этап актуализации знаний.

А) Работа со словарем урока.

Рассказ

Повесть

Очерк

  • Почему именно эти жанры выбирает автор?

Мемуарная проза

Поток сознания

Реализм

  • Какие еще литературные термины вы бы добавили в наш список?

Новелла, анекдот, байка.

Б) Работа с эпиграфом урока.

  • Какие чувства переполняют автора, когда он готовит о своем городе?
  • В какой момент человек начинает любить свой город?
  • Что заставляет человека любить его города?

4. Этап погружения.

  • Как вы думаете почему именно с этих слов начинается книга А.Драбкина «Песни моих улиц»?
  • Что вы узнали об авторе этой книги?

(представление домашнего задания – биография писателя)

  1. Работа с текстом.

А) Работа с названием книги.

  • На сколько частей разделена книга?

(3: Повесть «Стройбат. Команда 220»; рассказы «О чем помнила моя мама»; очерки «Территория счастья»)

  • Проанализируйте названия частей книги. О чем они рассказывают читателям?
  • Как вы думаете, почему книгу воспоминаний А.Драбкин назван «Песни моих улиц», ведь музыки в привычном понимании этого слова мы не слышим?
  • Какое художественное средство использует автор в названии произведения? (метафора)
  • О каких песнях идет речь?

Б) Проверка знания содержания текста. Работа с таблицей

Предлагаю остановиться на отдельных песнях из этого музыкального альбома.

  • Сопоставьте название рассказа и его героев.

«Куда ночь, туда и сон»

Дед Яков, Физа

«Квас»

Аркадий Моисеевич Пищиц

«Баба Яга»

Рива Яковлевна Драбкина

Плотник-коммунист

«Зяма»

Володя Землянский

«Мать ее… эту жизнь»

Валерий Абрамович Гершкович

«Эмигрантская новелла»

Женя Кригер

«По-еврейски»

Сашка Афанасьев

«Феликс»

А. Драбкин

Анна Давидовна Беккер

В) Анализ отдельных рассказов

  • Попробуем проследить, что лежит в основе воспоминаний автора?

(составление ментальной карты)

Центральный элемент

«Песни моих улиц» (воспоминания)

  1. «Куда ночь, туда и сон»

  • Кому принадлежит фраза «Куда ночь, туда и сон?
  • В какое время переносят нас воспоминания?
  • Как возникает история о толкователе слов? (Много лет тому назад: одно воспоминание рождает другое) Соседка Физа из общежития – ее муж Сашка, насильник и убийца Ривки Сосиной – предсказание, сделанное дедом Яковом.
  • Расскажите о деде писателя?
  • Почему он не все рассказал Ривке? (умолчать, не значит обмануть)
  • Чем заканчивается история о Якове?
  • Какой композиционный прием использует автор в этом рассказе? (рассказ в рассказе – кольцевая композиция)
  1. «Квас»

  • Как появляется это воспоминание? (сон о Сереге Куркове)
  • В чем комичность изображенной истории?
  • Какая фраза проходит лейтмотивом через весь рассказ? (Ривочка, не угостишь квасом?)
  1. «Баба Яга»

  • Как появляется воспоминание? (спонтанно, ранний Биробиджан напоминает эту историю)
  • В чем анекдотичность этого воспоминания?
  • Что можете сказать о маме автора? (лишена статуса непорочного коммуниста)
  1. «Зяма»

  • Что стало причиной возникновения образа Зямы? (40 дней после смерти Акимыча – возможная «встреча» с Зямой)
  • Расскажите историю Володи Землянского?
  • Как можно еще определить жанр этого произведения (байка)
  • Какие слова характеризуют дружбу Володи Землянского и автора? (если ты мне не поможешь, то мне не поможет никто!)
  1. «Мать ее ё… эту жизнь»

  • Из чего возникает это воспоминание? (чисто еврейская музыка, плывущая над столом)
  • Как связана история Валерия Абрамовича Гершковича с историей А. Драбкина?
  • (у каждого свой путь на Дальний Восток – появились «солдаты в печально известной форме»)
  • Какие слова, произнесенные хохлушкой, изменили жизнь семьи Валерия Абрамовича Гершковича? («Тикайте, жиды, тикайте»)
  • Кто первым оценил написанною автором историю? Почему предложил заменить фразу о солдатах в форме?
  1. «Эмигрантская новелла»

  • Как бы вы определили тему этого рассказа? Докажите (тема памяти)
  • Когда вдруг нахлынули воспоминания? (баян в Эйлате – история Л. Школьника)
  • Какая фраза стала символом этого рассказа? (Мама, это Саша. Мир тесен, особенно здесь, в Израиле)
  1. «Феликс»

  • «Не исповедимы пути Господни». Как связана эта фраза с содержанием рассказа»?
  • Почему история о Феликсе начинается с истории об Анне Давидовне Беккер?
  • Что символизирует собой портрет Феликса? (идея, мечта, цель)
  • В какой фразе заключена основная мысль рассказа? «А вы хоть и потемнели, а взгляд все тот же»

Вывод:

  • Что заставляет звучать «музыку» воспоминаний?
  • Какое произведение по интонации и манере повествования напоминают рассказы А. Драбкина? Докажите свою точку зрения.

6. Практическая работа учащихся.

  • Алфавит воспоминаний: подобрать 5 определений к слову «воспоминания» с позиции автора.
  • Какой геометрической фигурой вы бы представили каждый из наших рассказов.

7. Этап предъявления результатов работы (домашнее задание)

А) Чтение эссе, написанных дома «Песня моей улицы»

8. Подведение итогов.

  • Какие фотографии вы бы использовали для оформления книги «Песни моих улиц»? Выберите из представленных на доске.

9. Рефлексия.

А) Создание стихотворения-чувства

Даймонд

Хайку

  1. Существительное

Я видел кого-то (что-то)

 
  1. Прилагательное (2)

Какого?

 
  1. Глагол (3)

Как?

 
  1. Существительное (2) / существительное (2)

  
  1. Глагол (3)

Я слышу…

 
  1. Прилагательное (2)

Я вижу…

 
  1. Существительное

Я чувствую…

 

1 и 7 строки — антонимы

Или от 3 лица

 

10. Напутственное слово учителя.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Надеюсь, что «Песни улиц» А.Драбкина пробудили в вас музыку ваших собственных биробиджанских улиц.

  1. Домашнее задание

Познакомиться с поэтическим творчеством А.Л. Драбкина. Выбрать стихотворение для чтения наизусть.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ =