Диагностика уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста


Автор: Ольга Викторовна Кулиненко
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


1. Дополнение фраз. Диагностирует способность детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Даёт возможность получить более объективную информацию об осведомлённости ребёнка, его ориентировке в окружающем.

Инструкция к проведению:

— Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: «Если кусочек льда принести в комнату, то… Продолжай». Можно задать вопрос: «То, что случится?» Если ребёнок не понял правила игры, предложить ещё одно предложение: «Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому что…» После проигрывания ребёнку предлагается 10 тестовых фраз.

  1. Мальчик весело смеялся, потому что…

  2. Если зимой будет очень сильный мороз, то…

  3. Если взлететь высоко как птица, то…

  4. Девочка стояла и плакала, потому что…

  5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что…

  6. Если наступит день рождения, то…

  7. Девочка стояла одна около дома, потому что…

  8. Если весь снег растает, то…

  9. В комнате погас свет, потому что…

  10. Если пойдёт сильный дождь, то…

В процессе тестирования не следует торопить ребёнка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!» Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в протоколе, оцениваются в баллах, подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

Оценка результатов.

Ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина, следствие. Высокий уровень: 8-10 б. Средний уровень: 6-7 б. Дети принимают правило игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлена причина, следствие. Низкий уровень: 0-5 б. На этом уровне дети часто отказываются дать правильный ответ или дают его с неверной причинностью. Например, на 5 вопрос: «Надо вызвать врача».

2. Последовательные картинки. Диагностирует способности анализа и синтеза. Это одно из самых сложных заданий. Ребёнку предлагаются отдельные картинки, расположенные в случайном порядке, по которым следует сложить целый сюжет-рассказ. Этот субтест применяется у Д.Векслера, но в пособии использованы другие картинки с учётом опыта детей и их возраста. Сам Д.Векслер и многие его последователи связывают выполнение теста с планирующей и организующей функцией ума, с умением быстро понять смысл отдельного элемента, его роль и место в структуре целого.

Инструкция.

1. Начинайте с демонстрации задачи «Мостик». Разложите картинки в порядке абв, по ходу давая объяснения.

2. Давайте время испытуемому посмотреть на раскладку, затем разложите в беспорядке. «Теперь сложи сам», — говорит экспериментатор.

3. Если ребёнок не справится, сложите картинки ещё раз последовательно без объяснения.

4. Экспериментатор: «Теперь у меня есть несколько других картинок. Каждый раз они будут лежать в беспорядке. Я хочу, чтобы ты расположил их правильно, чтобы получился рассказ». Затем показываете наборы картинок «Кукла», «Стирка».

5. Каждую последующую задачу начинайте со слов: «Теперь сложи эти картинки, чтобы получился осмысленный рассказ».

6. Если сюжет раскладывается справа налево, то спросите: «А где начинается твой рассказ?»

7. Если задачи «Мостик» и «Кукла» не решены, то тест прекращается.

Оценка. 2 балла за решение задачи «Мостик» в порядке абв с первой попытки самостоятельно. 1 балл за решение в порядке абвсо второй попытки, с подсказкой. 2 балла за решение задачи «Кукла» и «Стирка» в порядке абв и абвг с первой попытки самостоятельно. 1 балл за решение со второй попытки и при косвенной подсказке. Максимальное количество баллов – 6.

3. Четвёртый лишний. Диагностирует способности к обобщению. Ребёнку нужно, проанализировав 4 предмета на картинках, отвлечься от несущественных, второстепенных признаков и выделить из них три предмета, которые обладают каким-либо общим признаком, например, все игрушки, вся мебель и т.д. Решение задачи характеризует высокий уровень таких операций мышления, как классификация и обобщение.

Исходная ситуация. Ребёнку предъявляется карточка с изображением четырёх предметов, три из которых относятся к определённому классу, а четвёртый не относится.

Инструкция.

1. Экспериментатор: «На карточке изображены 4 картинки, одна из которых лишняя. Какая картинка лишняя и почему?»

2. Если ребёнок не справится, то объясните ему на примере первой карточки принцип решения.

3. Каждую карточку предъявляйте с вопросом: «Какая картинка здесь лишняя и почему?

Примечание. Ребёнок может указывать лишнюю картинку наугад. Его объяснение, почему он так считает, поможет вам понять, на что он опирается в своём решении и оценить ответ.

  1. Собака, кошка, коза, ласточка.

  2. Карандаш, ранец, тетрадь, лес.

  3. Кукла, мяч, юла, девочка.

  4. Яблоко, груша, слива, картофель.

  5. Чашка, стакан, блюдце, стул.

  6. Стол, стул, книжный шкаф, чайник.

Оценка. За каждую правильно решённую задачу поставьте 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

4. Недостающие детали. Диагностирует объём произвольного внимания. Тест содержит 14 рисунков предметов, где у каждого предмета недостаёт какой-либо детали. Ребёнок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Все рисунки известны детям, однако они построены так, что для решения требую логических умозаключений, знаний. Точное решение теста зависит главным образом от объёма перцептивного (произвольного) внимания и сосредоточенности на объекте наблюдения, без чего затруднено успешное протекание других познавательных процессов. Методика для определения наблюдательности у детей 6-7 лет на материале 35 картинок описана в книге: Определение готовности к школьному обучению. Учебная деятельность школьников (для школьных психологов и учителей-экспериментаторов). Ч.2 Составители: Л.И. Земцова, Е.Ю. Сушкова. – М., 1988. – С. 33-34.)

Инструкция.

1. Экспериментатор: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, в которых не хватает деталей. Я хочу, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую и сказал, чего там недостаёт».

2. Показывая каждую картинку, задавайте ребёнку вопрос: «Чего же недостаёт на этой картинке?»

3. Если ребёнок не справляется с задачей, можно помочь, рассматривая первую или вторую картинку.

4. На третьей не помогайте!

5. Если ребёнок указывает на какую-нибудь несущественную деталь, спросите: «Да, но какой более важной детали здесь нет?»

6. Каждая картинка предъявляется в течение 15 сек.

7. Ответ считается правильным, даже если ребёнок не знает точного названия отсутствующей детали, но употребляет синоним или правильно описывает её.

Прекращение исследования: 4 неправильных ответа подряд.

Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальная оценка — 14 баллов.

Замечание. Большинство детей даёт словесный ответ. Однако иногда ребёнок показывает на недостающую деталь или элемент пальцем. В таком случае ему защитывается ответ, но экспериментатор должен быть уверен, что ребёнок знает, чего недостаёт в рисунке.

Говоря о картинке с петухом, ребёнок может назвать недостающую часть шипом. Ответ считается правильным. С другой стороны, если ребёнок правильно покажет место, но неправильно даст словесный ответ, то его ответ считается неудовлетворительным.

1. Гребень – Зубья          8. Ножницы – Винт

2. Стол – Ножка              9. Пальто – Петли

3. Лиса – Ухо                  10. Рыба – Спинной плавник

4. Девочка – Рот             11. Винт – Прорезь

5. Кошка – Усы              12. Муха – Усики

6. Дверь – Петля             13. Петух – Шпора

7. Рука – Ноготь             14. Профиль – Бровь

5. Назови одним словом.

Экспериментатор называет три слова, которые нужно назвать одним, обобщив их по существенному признаку. Материал даётся в словесном плане, а это для пятилетних детей довольно сложное задание, так как у них только начинает формироваться способность решать подобные задачи вербальным способом. Задание характеризует уровень умения классифицировать и обобщать словесный материал.

Инструкция.

1. Экспериментатор: «Я назову тебе несколько слов, а ты скажи, как их все вместе можно назвать одним или двумя словами».

2. Каждую новую группу слов начинайте с задания: «Назови эти слова одним словом».

3. Если ребёнок не справится, можно помочь на первой группе слов: «Рубашка, брюки, платье – всё это одежда».

Прекращение теста. 3 неправильных ответа подряд. Скажите, что это задание для более старших ребят, для школьников.

Оценка. За каждое правильное обобщение ставится 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 (столько групп слов будет предложено ребёнку).

Примечание. В начале года можно давать первую группу слов, в конце года – вторую.

  • Рубашки, брюки, платья.

  • Столы, стулья, диваны.

  • Воробьи, голуби, гуси.

  • Караси, щуки, окуни.

  • Сапоги, ботинки, валенки.

  • Супы, каши, кисели.

  • Одуванчики, розы, ромашки.

  • Берёзы, липы, ели.

  • Морковь, капуста, огурцы.

  • Яблоки, груши, мандарины.

  • Сапоги, ботинки, валенки.

  • Малина, земляника, вишня.

  • Танкисты, пехотинцы, артиллеристы.

  • Столяры, маляры, плотники.

  • Супы, каши, кисели.

  • Дети, женщины, мужчины.

  • Беларусь, Россия, Украина.

  • Птицы, звери, рыбы.

  • Деревья, травы, кустарники.

  • Мясо, творог, хлеб.

Оценка результатов.

1. Дополнение фраз.

Высокий уровень: 8-10 баллов.

Средний уровень: 6-7 баллов.

Низкий уровень: 0-5 баллов.

2. Последовательные картинки.

Высокий уровень: 4-6 баллов.

Средний уровень: 2-3 балла.

Низкий уровень: 0-1 балл.

3. Четвёртый лишний.

Высокий уровень: 4-6 баллов.

Средний уровень: 2-3 балла.

Низкий уровень: 0-1 балл.

4. Недостающие детали.

Высокий уровень: 9-14 баллов.

Средний уровень: 4-8 баллов.

Низкий уровень: 1-3 балла.

5. Назови одним словом.

Высокий уровень: 6-10 баллов.

Средний уровень: 4-5 баллов.

Низкий уровень: 0-3 балла.