«Истинная компьютерная грамотность означает не только использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»
Сеймур Пайперт
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию.
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к постоянному совершенствованию своих знаний и опыта.
Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должны учить сегодня все профессиональные образовательные учреждения.
На современном этапе развития информационного общества происходит его все большая информатизация, в процессе которой совершается насыщение средствами информатики, развиваются и внедряются новые виды информационных технологии, предназначенных для оптимизации различных видов информационных процессов, создаются автоматизированные банки данных и знаний по различным видам человеческой деятельности.
Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства ЭВМ.
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился новый термин «новая информационная технология обучения». Г.К. Селевко в своем пособии «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» указывал, что «любая педагогическая технология является информационной технологией, так как, основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение или преобразование».
Все, что преподаватель передает своим обучающимся, является информацией, будь то рисунок, схема, видеофильм. Для передачи информации преподаватель применяет различные методы. И вот здесь как раз важно добиться, чтобы в распоряжении педагога находилось как можно больше современных технических средств обучения, так как при широком их использовании повышается обучающая роль преподавателя и производительность его труда. Ведь педагог не просто передает знания, а он, прежде всего, учит мыслить [3].
Спецдисциплины – идеально укладываются в информационные технологии и активно используются в преподавании. Повышение эффективности обучения спецдисциплинам во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий. Используя информационные технологии при изучении спецдисциплин, активизируется процесс обучения, формируются навыки работы с компьютером, экономится времени урока, появляется возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение, сокращается время на подготовку к уроку, создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием программы Power Point.
Для того чтобы определить значение информационных технологий на уроках спецдисциплин по специальности Коммерция (по отраслям) с получением квалификации Менеджер по продажам необходимо рассмотреть следующие понятия:
Технология обучения (ТО) – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющими собой систему норм, методов и средств обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.
Метод обучения (МО) – это дидактическая категория, дающая дидактическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.
Содержание обучения (СО) – это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, предлагаемых студентам для формирования профессиональных навыков и умений, способствующих накоплению первоначального опыта трудовой деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Информационная технология обучения (ИТ) – это совокупность организационно-методического, информационного, математического, программного и технического обеспечения, представляемых преподавателем для решения задач обучения, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебным дисциплинам, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Информационные технологии в настоящее время являются не методом, а средством обучения. Объем и характер их применения в учебном процессе в существенной степени зависит от изучаемой учебной дисциплины или профессионального модуля, с учетом общих и профессиональных компетенций [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) ориентирует на создания условий для повышения качества профессионального образования и образовательных результатов, которые призваны обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда будущих специалистов. Для этого всем нам, педагогам профессиональных образовательных учреждений, необходимо:
развивать у обучающихся осознанное желание учиться;
прививать стремление к познанию истины, всего нового и передового;
развивать кругозор, эрудицию, творческое воображение;
учить использовать передовой опыт в своей деятельности, т.е. умение сравнивать, анализировать, обобщать;
прививать стремление познавать и разбираться в сущности происходящих процессов, умению ориентироваться в потоке информации (поиск, обработка, хранение, использование).
В современном профессиональном образовании, которое ориентировано на компетенции, следует объединить две задачи: выполнение социального заказа и сохранение культурных ценностей. В настоящее время очень важно не просто повышение уровня образованности будущих специалистов, но и формирование у них иного образа мышления, и развития личностных качеств. Применяя информационные технологии, я ориентируюсь на следующие ОК (общие компетенции) и ПК (профессиональные компетенции):
— ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
— ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-ОК 05.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-ОК7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
— ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение;
— ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
— ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
— ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. [6]
Применение информационных технологий в процессе обучения студентов по направлению Коммерция (по отраслям) подразумевает использование этих технологий в двух направлениях: применение в учебном процессе и для управления учебным процессом. Это позволяет определить деятельность как студента так и педагога.
Использование информационных технологий в учебном процессе обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.
Управляя учебным процессом, стараюсь сделать его интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для студентов, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования возможностей современных информационных технологии. Эффективно решаю проблему наглядности обучения, расширяю возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для студентов которые свободно осуществляют поиск необходимого учебного материала в удаленных базах, данных благодаря использованию средств телекоммуникаций.
Основным показателем применения информационных технологий в процессе обучения и управления процессом обучения является определенная компьютерная грамотность преподавателей и студентов.
Информационные технологии позволяют реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИТ, обладают интерактивностью, способностью взаимодействовать с обучающимся и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста по специализации Коммерция (по отраслям) является определяющим в аспекте современного образования.
Одним из решений данного вопроса стало внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения.
Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не дисциплины, а ценностные ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для будущего специалиста. Обучение, основанное на компетенциях, предъявляет к специалисту в любой сфере деятельности новые требования:
— уметь гибко адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
— критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
— грамотно работать с информацией, уметь находить доступ к глобальным источникам знаний и т.д.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в мою систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать материал», «как лучше показать».
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для обучающихся, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ студенты моделируют реальные процессы, а значит — видят причины и следствия, понимают их смысл [1].
Применение компьютера позволяет мне устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. На уроках по учебной дисциплине ОП. 02. Статистика студенты работают с использованием компьютера с электронными таблицами, строят графики и диаграммы, а на уроках ОП.04. Документационное обеспечение в электронном виде составляют документацию.
Включение в ход урока информационных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Так, на уроках по ОП.12.В. Бизнес-планирование студенты с помощью электронных ресурсов и компьютера создают учебные бизнес-проекты, а для их защиты – презентации (Приложение 2).
На уроках я применяю также разнообразные моменты информационно-компьютерных технологий, это поддерживает и усиливает интерес к учебному процессу.
Использую все возможности для того, чтобы студенты учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.
Мною совместно с обучающими созданы мультимедийные презентации по МДК.02.03. Маркетинг по теме «Реклама и ее значение для торговых предприятий».
Использование в работе информационной технологий способствуют развитию проектной деятельности, обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков студентов, повышению информационной грамотности.
Использование в обучении новых информационных технологий помогает мне формировать специальные навыки у студентов с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения, личностного и профессионального развития студентов, способствует формированию ключевых компетенций.
Использование компьютера в преподавании спецдисциплин, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Программы MS Power Point, MS Excel стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.
В обучении будущих коммерсантов я продолжаю развивать работу по проектной деятельности, поэтому широко использую информационные технологии при создании мини-проектов к уроку как самостоятельно, так и совместно со студентами.
Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения и развития исследовательской компетенции будущих квалифицированных специалистов.
В процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательского поведения, исследовательского стремления, поиска необходимой информации. На втором курсе, когда обучающиеся уже имеют первоначальные знания и умения, они начинают выполнять небольшие самостоятельные исследования и задания, носящие творческий характер, при этом у обучающихся уже формируются специальные навыки, которые помогают углублению знаний, происходит выбор более рациональных методов для достижения необходимого результата, в том числе и информационные технологии.
На третьем курсе обучающиеся уже совершенствуют и закрепляют процесс самостоятельной работы с применением информационных технологий и интернет-ресурсов: в большей степени формируются профессиональные компетенции, закрепляются общие компетенции [1].
Обучающиеся развивают аналитические способности умственной деятельности (анализ, самоанализ), приобретают навыки работы с различной по объему информацией (учебная литература, нормативные документы, Интернет-ресурсы), приобретают навыки организации самостоятельного учебного труда и контроля за их эффективностью.
С большим интересом работают обучающиеся, когда я разбиваю их на группы, команды, и каждая из команд готовит проект по отдельным разделам определенной темы, работая с ноутбуком и интерактивной доской. После выполнения проходит защита проекта: каждая команда представляет результаты своего исследования одногруппникам.
В ходе работы студентам приходится переработать большое количество информации (интернет информации), в результате чего обучающиеся хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентаций, видеороликов. На уроках по МДК.03.01.Теоретические основы товароведения и МДК.03.02. Изучение ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров применяю интернет-ресурсы для показа учебных фильмов по отдельным темам: производство различных групп товаров, характеристика ассортимента, дефекты и экспертиза товаров.
Электронные плакаты и мультимедийные презентации помогают мне обеспечивать наглядность, что приводит к более качественному получению практических навыков, а использование материалов электронной библиотеки упрощает и повышает эффективность изучения нормативных документов (Закон защиты прав потребителей, ГОСТы, Правила продажи, Санитарные правила розничной торговли) (Приложение3).
Подготовка мультимедийной презентации – самый распространенный вариант использования информационной технологии. Как правило, в начале урока я использую слайды или фрагменты видеофильма с целью мотивации и целеполагания. Для отработки практических навыков на уроках при анализе ассортимента, диагностике дефектов товаров, соблюдении режимов и сроков хранения, соблюдении требований стандартов материал на слайдах систематизирую в виде схем, таблиц, рисунков
Проверку усвоения материала провожу путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в электронном виде на сенсорном мониторе.
Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Обучающиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания.
Организую на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, в целях формирования у студентов основных «информационных» компетенций, которые для многих сегодня наиболее актуальны и будут необходимы им в будущей профессиональной деятельности.
Для знакомства с ассортиментом товаров, упаковкой, маркировкой использую на уроке фотографии, сделанные в магазинах нашего города в виде слайд-фильма. Применяю интернет-ресурсы в режиме off—line и on—line для поиска информации о товарах-новинках, истории заводов-изготовителей, обязанностях менеджера по продажам и т.д.
Для повторения и закрепления учебного материала, обучающиеся сами создают слайд-фильмы, тестовые задания, блок-схемы по изученной теме, что даёт возможность проявить творчество и систематизировать знания.
При проверке уровня усвоения учебного материала использую компьютерное тестирование, что является важной частью обучения, т.к. присутствует конкретность, чёткость, большой объём охватываемых вопросов, возможность за короткое время осуществить контроль и одновременно совершенствовать навыки работы с компьютером.
Для этого разработаны компьютерные тесты по различным учебным дисциплинам и темам.
Использование информационных технологий играет огромную роль при диагностике обучения, в частности при дидактическом обеспечении урока материалами для контроля знаний обучающихся: карточки-задания, тесты, таблицы, схемы – все это способствует эффективности урока, формированию у обучающихся потребности в использовании информационных технологий.
Так, на смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов, об усвоении обучающимися готовых академических знаний в ходе урока, о возможности самостоятельной активной познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возможностей.
Наиболее актуальными задачами профессионального образования становятся формирование у обучающихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей. В соответствии ФГОС СПО по специальностям кроме знаний и умений выпускники должны освоить общие и профессиональные компетенции, чтобы быть востребованными на рынке труда. Использование на занятиях информационных технологии как нельзя лучше подходит для решения данной проблемы. [6]
В своей работе я определила несколько причин использования информационных технологий на уроках спецдисциплин.
Во-первых, информационные технологии – это важная составляющая образовательного процесса в условиях современной действительности. Работа обучающихся на уроках с компьютером ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную или групповую. Этот метод учит приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Во-вторых, использование информационных технологии в профессиональной деятельности, организация собственной деятельности, исходя из цели и способов её достижения. Умение анализировать ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
В-третьих, умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, умение анализировать эту информацию и делать соответствующие выводы, это особенно актуально в современном мире, насыщенном информационными потоками различного содержания, важно не затеряться в этой информационной среде и научится выбирать нужную информацию, а это немало важно для постоянного профессионального роста.
Я считаю, что целесообразность использования информационных технологии в учебном процессе определяется целями развития личности будущего специалиста и основывается на методическом назначении тех или иных программных средств. Методическое же назначение программных средств определяется методическими целями, реализация которых возможна только с помощью данных программных средств, либо обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его на качественно более высокий уровень. Это и создает основания для применения информационных технологий на уроках спецдисциплин, что устанавливается педагогическим экспериментом либо обосновывается оценкой качества программных средств.
Поэтому наиболее значимые с позиций дидактических принципов методические цели, наиболее эффективно реализующиеся с использованием информационных технологии, следующие:
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможного поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности – индивидуальная образовательная траектория). Так на уроках ОП.06. Логистика обучающиеся поэтапно изучают основные направления в логистике складских операции при сравнении оптовой и розничной торговли, делают сравнительный анализ, отмечают положительнее и отрицательные стороны складирования и завершающим этапом является вывод, который они должны аргументировать.
— осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности. На уроках ОП.07. Бухгалтерский учет и МДК.02.01. Финансы, налоги и налогообложение при решении задач, работают с применением электронной доски, а студенты работают на ноутбуках.
— осуществление самоконтроля и самокоррекции. При выполнении практических заданий, решений производственных задач, онлайн-тестов студенты самостоятельно оценивают свои знания, корректируют их и делают выводы.
-высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с вычислительным анализом. На уроках ОП.07. Бухгалтерский учет с помощью программы 1С: предприятия и доступом к интернет – ресурсам: КонсультантПлюс и Гарант, обучающиеся быстрее находят необходимую информацию для выполнения поставленных перед ними задач.
— компьютерная визуализация учебной информации (во-первых, изучаемого объекта (наглядное представление на экране объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости – во всех ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей); во-вторых, изучаемого процесса (наглядное представление на экране данного процесса или его модели, в том числе, скрытого в реальном мире, а при необходимости – в развитии, во временном и пространственном движении, представлении графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса). На уроках мы просматриваем видеофильмы с подробным описанием того или иного процесса.
— моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений. ОП.03. Менеджмент (по отраслям) создание организационной структуры будущего предприятия, МДК.02.03. Маркетинг, оценка жизненного цикла товара и продвижение его на рынок
— проведение лабораторных и практических работ (органолептическая оценка качества товара) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента. МДК.03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров – экспертиза и оценка качества натуральных образцов товара по физико-химическим показателям и органолептической оценкой их качества.
— создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к информационной сети.
— усиление мотивации обучения, например, за счет применения игровых ситуаций. ОП.12.В. Бизнес-планирование, создание различных проектов и бизнес-планов на самостоятельно разработанных данных и ориентированных на будущее так и на примере торговых предприятий с предложениями по их реорганизации и улучшению качества обслуживания.
— вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала.
— развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического и других).
— формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации. МДК.01.01. Организация коммерческой деятельности, сравнительная характеристика торговых предприятий города с анализом их конкурентноспособности.
— формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого (например, за счет использования систем подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных, презентаций).
Изучая и используя в свой профессиональной деятельности информационные технологии, я убедилась, что необходимо обязательно учитывать дидактические принципы последовательности, наглядности, постепенного усложнения материала и обязательно профессиональную направленность будущего специалиста. Чтобы применение информационных технологии на уроках было действительно полезным, для меня как преподавателя спецдисциплин крайне важно:
— постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями, мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. И мы должны быть готовы идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.
— не увлекаться информационными технологиями сверх меры, применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью, достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.
— показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере.
Если педагог использует достижения информационных технологии в своей повседневной практике, то и для студентов не составит труда овладеть основными приемами. Главное – понимать, что за каждой ситуацией использования информационных технологий стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая.
Как преподаватель спецдисциплин я не могу не задумываться над тем, что ожидает завтра моих сегодняшних студентов, и понимаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
При трудоустройстве студентов на практику большинство работодателей в условиях возросшей конкуренции желают получить высококвалифицированного специалиста способного быстро адаптироваться в меняющихся условиях труда, умеющих решать профессиональные задачи с применением информационных технологии и быстро обучаться. При достаточном количестве выпускников существует дефицит квалифицированных специалистов, способных осуществлять эффективную трудовую деятельность. Задача удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах является важнейшей для среднего профессионального образования. Применение новых информационных технологий ставит перед образовательными организациями задачу подготовки специалистов высокой квалификации, владеющих практическими навыками работы с современными информационными технологиями.