Место проведения: музыкальный зал ДОУ.
Цель: Привлечение к активной двигательной и речевой деятельности с музыкальным сопровождением.
Коррекционно-развивающие задачи: совершенствовать координацию движений; развивать моторную ловкость; развивать умение свободно ориентироваться в пространстве; развивать чувства темпа и ритма, умение сочетать речь с движением, развивать внимание.
Коррекционно-образовательные задачи: способствовать развитию элементарных навыков игры на детских музыкальных инструментах (ударные колокольчики, деревянные ложки, треугольники, бубны), упражнять в подборе признаков к предмету.
Коррекционно-воспитательные задачи: создать дружескую атмосферу; вызвать положительный эмоциональный отклик.
Предварительная работа: разучивание репертуара с детьми: песен, упражнений, игр, театрализаций.
Оборудование: костюмы для персонажей (гриб, мышка, баба-Яга, заяц, зайчиха, медведи, белочки, ёжик), зеленые кольца, мяч в виде арбуза, резиночки с прикрепленными листочками, зеленые ребристые палочки, цветные зонтики и ленточки в цвет зонтиков, музыкальные инструменты, карточки для выкладывания ритмического рисунка «Песенки Зайки», огород бабы-Яги, лес (деревья, грибы, цветы), презентация к развлечению, аудиозаписи с музыкой.
Ведущий (музыкальный руководитель):Закружила осень рыжие метели, расписные листья с клёнов полетели. Закружился листьев пёстрый хоровод, заблестел на лужах первый тонкий лёд.
Ребенок: Осень! Красив твой убор! Янтарём горит узор.
Сарафан с цветной каймой, полушалок с бахромой.
Разукрашен листьями и рябины кистями.
А из ягод алых бусы, как кораллы!
Музыкальная разминка «Что такое осень?»
— ходьба змейкой;
— упражнение «Осенние листья»: И.п. – основная стойка. Махи руками над головой;
— упражнение на развитие дыхания «Гуси улетают»: И.п. – основная стойка. 1 – руки поднять в стороны (вдох). 2 – руки опустить вниз со звуком «гу-у-у» (выдох);
— упражнение «Грибочки» – приседания;
— упражнение «Капитошка» – прыжки на месте;
— упражнение «По лужам» – галоп по кругу;
— ходьба по кругу.
Ведущий: Гуляли мы по осеннем у лесу, гуляли и оказались в каком-то странном месте… Интересно, кто здесь живет? Посмотрите, здесь в лесу кто-то огород сажает. А вот и хозяйка! Баба-Яга (воспитатель): Здравствуйте, дорогие мои! Я вас приглашаю посмотреть, что растёт в моём огороде (дети берут зеленые кольца)
Игра с зелёными кольцами «Арбуз» (Автор: Барулина Н.)
Текст | Движения |
Есть у Ёжки огород, | (держать кольцо на вытянутых вперед руках) |
Там большой арбуз растёт: | (подбросить вверх с хлопком и поймать кольцо) |
Круглый, ровный, очень гладкий, | (покрутить кольцо на одной руке) |
Полосатый, вкусный, сладкий. | (покрутить кольцо на другой руке) |
Мышка серая бежала И арбузик увидала: | (показать кистью руки бегущую мышку) |
— Ах! Какой большой арбуз! | (просунуть правую ногу в кольцо и немного поднять) |
Ты каков арбуз на вкус? | (заглянуть в кольцо, как в окошко, удивиться) |
Испугался карапуз, Укатился в лес арбуз. | (прокатить кольцо по вытянутой левой ноге и спрятать за спиной) |
Баба-Яга: Прошу помощи у детективов и сыщиков! Слыхала я, что детективы могут любую пропажу отыскать! Беда у меня! Стара я стала, а всё равно тружусь, не покладая рук в огороде! И такой красавец у меня вырос! Круглый, огромный, полосатый, зелёный… Только радовалась я недолго! Он испугался и сбежал! И где его теперь искать, ума не приложу! Помогите, пожалуйста!
Мышка (ребенок): Пи-пи-пи! Привет, ребята! Я ни в чем не виновата!
Я хотела на зубочек съесть лишь маленький кусочек!
Он такой большой и гладкий, и, наверное, очень сладкий!
Я арбуз не хотела пугать… Можно, с вами пойду я искать?
Ведущий (учитель-логопед): Нам пора торопиться и догнать арбуз, ведь он в опасности! Его может кто-нибудь съесть!
С чего же нам начать поиски? Давайте посмотрим, есть ли какие-нибудь зацепки в поисках полосатого беглеца.
Дети надевают на указательные пальцы резинки с привязанными на леску разноцветными листочками.
Артикуляционная гимнастика-презентация «Осень»(автор Барулина Н.В.)
Текст | Артикуляционное упражнение | Движения |
Осень. Холодно в лесу. | Упр. «Забор». | Руки накрест, хлопки по плечам. |
Ветер дует сильно: у-у-у! | Упр. «Дудочка». | Кисти вверх-вниз. |
Он деревья раскачал, | Упр. «Качели». | Махи кистями над головой. |
Дождь по листьям застучал. | Упр. «Рыбка» (пошлепать губами, издавая булькающий звук). | Пальчик стучит по ладони. |
Солнце вышло из-за туч, | Упр. «Часики». | Ладони перед лицом, «прятки». |
Ярко светит солнца луч. | Упр. «Иголка» | Ладони развести в стороны. |
Белка щелкает орешки, |
Упр. «Орешки» | Кулачком слегка хлопнуть по надутой щеке. |
Утепляет дом без спешки. | Упр. «Маляр» | Упр. «Метла» |
Где-то дятел застучал, Под корой жучка искал. | Упр. «Дятел» | Пальцем постучать по ладони, поставленной вертикально. |
Я иду в лесу по лужам. | Упр. «Лошадка» | Ходьба на месте. |
От дождя мне зонтик нужен. | Упр. «Грибок» | Руки над головой, «зонт». |
И, еще несу лукошко. | Упр. «Чашечка» | Кисть «чашечкой». |
С носа сдую мошку-крошку. | Упр. «Фокус» | Руки с листочками над носом. |
С дерева слетел листок, | Упр. «Подуй на листочек» | Подуть на листочек справа и слева. |
Я уже нашел грибок! | Упр. «Грибок» | Развести руки в стороны. |
Ребенок надевает шапочку и «превращается» в гриб.
Логопедическая разминка «Ах, какой гриб!» Детям предлагается сказать на выдохе:
– Ах, какой гриб!
– Ах, какой душистый гриб!
– Ах, какой душистый, белый гриб!
– Ах, какой душистый, белый, съедобный гриб!
Ведущий: Может, этот гриб видел арбуз? Давайте подарим ему наши листочки и спросим.
Мышонок: А Давайте, его сорвём!!!
Гриб: Не срывайте меня, я вам помогу! Мой друг выше меня, он подскажет, где искать беглеца! Жёлуди на ветках, это его детки. Упадут на землю и тихонько дремлют. Ждут ненастных дней – проливных дождей. Гладкий желудочек – будущий… (дети: «дубочек!»)
Ведущий: А вот и дубок. Может, он видел нашего беглеца? Спросим у дуба.
Игра-массаж ребристыми палочками «Маленький дубочек» (автор Барулина Н.)
Текст | Движения |
Вот две ёлочки-подружки Вместе на одной опушке. | Поместить две палочки между большим, указательным и средним пальцами. Указ. и сред. пальцы развести в стороны. |
Рядом маленький дубок, | Соединить вместе указ. и сред. пальцы ведущей руки. |
Он под дождиком промок. | Зажать палочки в кулак, постучать ими по раскрытой ладони ведущей руки. |
Капли на дубок упали, | Указ. и больш. пальцы пр. руки держат палочку за кончик, на палочку поочередно опускаются остальные пальчики (капельки). |
Капли листья сосчитали: | Указ. и больш. пальцы лев. руки держат палочку за кончик, на палочку поочередно опускаются остальные пальчики (капельки). |
Раз, два, три, четыре, пять, | «Уколоть» палочками каждый пальчик ведущей руки. |
От дождя не убежать. | Покатать палочки между ладонями. Отрицательно покачать головой. |
Жалко мне дубочек: | Погладить ук. пальцем правой руки по ребру палочки. |
— Потерпи, дружочек! | Погладить ук. пальцем правой руки по ребру палочки. |
Я раскрою зонт большой Над дубочком и собой. | Накрыть палочки ладонью ведущей руки. |
Ведущий: Дубок видел, как арбуз прокатился мимо него. А дальше только дождик знает, где его искать. Может, попросим дождик нам помочь?
Ритмодекламация «Мы идём гулять с зонтом» (автор модели Барулина Н., автор музыки Насауленко С.)
Капли быстро застучали, Все дождинки ручейками | Мы идём гулять по лужам, Дождик, мы с тобою дружим! |
Кап-кап, динь-динь-дон! Мы идём гулять с зонтом! | Шлёп-шлёп. Тук-тук-тук! Шлёп-шлёп. Тук-тук-тук! Дождик, дождик, ты хороший |
Кап-кап, динь-динь-дон! Кап-кап, динь-динь-дон! Динь-дон, буль-бом, Мы идём гулять с зонтом! |
Ведущий: Художницей Осень зовётся не зря, раскрасила даже дождинки она. Пляшет по лужицам дождик цветной,
Солнышко выйдет – дождинки домой! (автор Л. Некрасова)
Игра «Разноцветный дождь» (Дождинки – разноцветные ленточки; Цветные зонтики – домики для дождинок).
Правила игры: «Дождь» – дети с разноцветными ленточками собираются вокруг зонтиков в цвет ленточек.
Музыка и песня – идут вокруг зонтика, выполняя любые движения с ленточками.
Ритм – Дети с ленточками танцуют врассыпную, дети с зонтиками вращают зонтик перед собой.
«Капельки» – Дети с ленточками присели, (голова к коленям), закрыли глаза.
Дети с зонтиками меняются местами.
Дождь – Дети с ленточками ищут зонтик своего цвета.
Заключение – Дети с ленточками танцуют вокруг зонтика, в конце бегут на места. Зонтики закрыть.
Ведущий: Вот и дождик закончился. Дождь нас проводил к домику, интересно, кто здесь живет? (дети садятся на стульчики).
Инсценировка: «Зайка и песенка» (автор М. Мишакова)
Ведущий: Сочинил Зайка песенку – задорную и звонкую, как теплый денёк. Куда ни пойдёт Зайка, за что ни возьмётся – всё песенку поёт:
Зайчик: Та, та, та, та, ти-ти-ти-ти, та!
Зайчиха: Ах, мой зайчик! Какой же ты у меня молодец! Такую славную песенку сочинил! Только, может, отдохнёшь немножко от своей песенки? Пообедаешь спокойно, книжку почитаешь в тишине.
Зайка: Не могу! Если я перестану петь мою песенку, вдруг она потеряется! Вдруг я её забуду…
Зайчиха: Чтобы песенка не потерялась, давай запишем её.
Зайчонок: Но я ещё не умею писать. Я пока что только рисовать научился… морковку!
Зайчиха: Вот и замечательно! Песенку твою можно записать и морковками и буквами.(Зайчиха выкладывает ритмический рисунок морковками, зайчонок ей помогает)
Выходят зверята, встают у доски.
Зайка: Та,та,та,та, ти-ти-ти-ти, та!
(Белочка, ёжик, медведь выкладывают из букв на доске под диктовку.)
Зайка: Теперь моя звонкая и задорная, как тёплый денёк песенка не потеряется! Я так хочу, чтобы её все услышали!
А вы, зверята, подыграйте мне на музыкальных инструментах!
«Песенка Зайки» (видеопроект М. Мишаковой «Зайка и песенка» – оркестр.)
Та, та, та, та, ти-ти-ти-ти, та! Ах, какая всюду красота!
А я по лесу гуляю, песню весело пою.
Мишки мне сейчас сыграют музыку свою (играют на ложках).
Та, та, та, та, ти-ти-ти-ти, та! Ах, какая всюду красота!
А я по лесу гуляю, песню весело пою.
Белочки сейчас сыграют музыку свою (играют на маракасах).
Та, та, та, та, ти-ти-ти-ти, та! Ах, какая всюду красота!
А я по лесу гуляю, песню весело пою.
Ёжик мне сейчас сыграет музыку свою (играет на бубне)
Та, та, та, та, ти-ти-ти-ти, та! Ах, какая всюду красота!
А я по лесу гуляю, песню весело пою.
Со зверятами сыграю музыку свою (играют все вместе).
Ведущий: Какой замечательный концерт! Скажите, а вы не видели Арбуз, который укатился от Бабы Яги?
Ёж: Кажется, я видел вашего беглеца, и знаю, где он прячется.
Но, я росточком очень мал, с веток яблок не достал.
Мне, ребята, помогите! Фрукты с яблони снимите.
Тот, кто яблоко снимает, признак осени называет.
Игра «Яблоки поспели» (дети снимают пристёгнутые к пуговицам яблоки и подбирают признаки к слову «Осень»: яркая, красочная, разноцветная, сказочная, грустная, красивая, золотая и т.п.)
Ёж приносит арбуз: Арбуз не хочет возвращаться к Бабе Яге. Он боится, что его сразу же съедят.
Ведущий: Что же нам делать? Жалко Бабу Ягу, она столько трудилась, выращивала.
Ёж: Может, мы Бабе Яге подарим корзину с яблоками наливными, молодильными, витаминными?(идут к Бабе Яге, баба-Яга благодарит за яблоки)
Ведущий: Правильно! А арбуз пригласим к нам в детский сад, будем с ним играть!
Музыкальная игра «Ты катись, катись, арбузик!»
Дети передают мяч-арбуз по кругу и повторяют слова:
Ты катись, катись, арбузик, быстро, быстро по рукам.
У кого в руках, арбузик, тот сейчас станцует нам! (на проигрыш ребенок танцует с арбузом в руках).
Ведущий: Наша детективная история с поиском полосатого беглеца завершилась, пора возвращаться. Попрощайтесь с Бабой-Ягой и гостями, пора отправляться в детский сад.
Под веселый марш дети уходят в группу.