Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР


Автор: Ольга Васильевна Александрович
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: учитель-логопед


Жизнь в современном обществе трудно представить без мобильного телефона, компьютера или планшета. Для большинства взрослых это рабочий инструмент, средство общения и источник получения информации, для кого-то просто интересная игрушка. Интернет и гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали не просто необходимым и важным атрибутом, но и средством обучения детей.

Вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным. Одним из требований к педагогам в данном документе является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. ИКТ применяются в детских садах в различных направлениях: в работе с родителями; в работе с педагогами; в воспитательно-образовательной работе с детьми. При грамотном использовании ИКТ педагоги могут организовать свою работу в духе времени: с картотеками, картинками, видео, презентациями и тд.

Современного ребенка сложно удивить обычными формами наглядности (картинками, игрушками), они растут среди гаджетов, любят играть на компьютере и поэтому компьютерные развивающие игры создают мотивацию и поддерживают интерес к занятиям.

В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Большое количество детей с нарушением речи имеют особенности поведения и характера, им трудно концентрироваться на предложенном учебном материале. Чтобы заинтересовать ребёнка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы и новые технологии.

Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются все чаще в логопедической работе. Это оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, индивидуализирует обучение детей с нарушениями развития и значительно повышает эффективность любой деятельности.

Применение компьютерных игр в работе учителя-логопеда

Компьютерные игры помогают разнообразить логопедические занятия, поддерживают интерес к уже знакомым играм, включать их можно в занятия со всей группой, подгруппой и индивидуально. Поэтому наряду с уже привычными дидактическими играми и логопедическими упражнениями я использую в работе развивающие компьютерные игры. Занятие не может состоять только лишь из компьютерных игр, обычно это одна или две игры, которые соответствуют теме занятия.

Логопедические компьютерные игры для дошкольников решают следующие задачи:

— первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;

— совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т.д.;

— закрепление навыков ориентации в пространстве;

— развитие сенсорных эталонов и ЭМП (элементарные математические представления);

— развитие ручного праксиса;

— развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;

— развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

— развитие фонетической стороны речи;

— развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;

— знакомство с изображением, названием букв;

— обучение чтению;

Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития ребенка и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных условиях игровой деятельности.

Информационные технологии помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Игровая форма не нарушает общей концепции занятий, напротив, у детей повышается интерес к занятиям и эффективность таких занятий оказывается выше.

Виды компьютерных логопедические игр

Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и неролевые. К первой категории относятся игры от первого и третьего лица. К неролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т.д.

Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.

1. Программа-тренажер Dizartria.NET используется исключительно для коррекции дизартрических расстройств. Есть 2 версии – бесплатная и платная. Первая включает в себя два режима – речевой протез и релаксация голосовых связок. Платная версия дополнительно включает третий режим – развитие дикции и просодики. Помогает развить речедвигательные центры коры головного мозга, скорректировать просодику, сформировать сильный выдох и т.д.

2. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей, направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

  • «Просодика» (модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);

  • «Звукопроизношение»;

  • «Фонематика» (модули: звуки, слова, анализ, синтез);

  • «Лексика» (модули: слова, словосочетания, валентность).

3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно» направлена на развитие:

  • фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;

  • навыков звукового анализа;

  • лексико-грамматического строя речи;

  • связной речи.

4. Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей, включающих в себя несколько игр: «Наличие звука», «Громкость», «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».

5. Программа «Домашний логопед» предназначена для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:

  • развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

  • автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;

  • в программе есть рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).

6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей.

Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений), меню «Буква» (9 упражнений), меню «Слог» (4 упражнения), меню «Слово» (19 упражнений), меню «Предложение» (8 упражнений), меню «Текст» (3 упражнения).

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Хочу поделиться, какие игры и программы я использую в своей работе для более успешного формирования фонематического слуха у дошкольников с нарушениями речи.

Я считаю, что без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи и грамотного письма в школе.

Многие родители считают, чем раньше выучить с ребенком буквы, тем грамотнее читать и писать он будет в школе. Однако, на самом деле это не так, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Основные причины подобного явления нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи и грамотного письма в школе.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха. Но даже если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом. Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение дисграфии.

Для реализации поставленных задач (развитие фонематического слуха) я использую мультимедийные презентации которые создаю самостоятельно, а также презентации, игры и пособия из Интернет-ресурсов.

Программа «Учимся говорить правильно» (год выпуска: 2008. Жанр: Для детей. Тип издания: RePack) предназначена для коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушения речи.

 

Программа разработана совместно с учителями-логопедами. Данное пособие является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Цифровые образовательные ресурсы содержат тестовые интерактивные игры, тренажеры, статический и динамический видеоряды, звуковые материалы (звуки неречевые и речевые, звукоподражания).

Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно» направлена на развитие:

  • фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;

  • навыков звукового анализа;

  • лексико-грамматического строя речи;

  • связной речи.

Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: «Изучение» и «Задание». Эти игры я использую на этапе знакомства детей с неречевыми звуками.

Затем переходим к разделу «Речевые звуки», который представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов.

К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А», «Услышь звук О», «Услышь звук Э» «Услышь звук Ы», «Услышь звук И», «Услышь звук С», «Услышь звук Сь», «Услышь звук Ш», «Услышь звук Л», «Услышь звук Ль», «Услышь звук Р», «Услышь звук Рь», «Услышь звук З», «Услышь звук Зь», «Услышь звук Ж», «Услышь звук Ч», «Услышь звук Ц», «Услышь звук Щ».

 

В первом типе заданий предусмотрены три уровня сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звукоряда, слогоряда и ряда слов. Например, в игре-задании «Услышь звук У» перед началом задания предлагается выбрать уровень сложности. После нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция. По щелчку мыши по самолету из него вылетает шарик, которому соответствует озвученный текст (первый уровень – звук, второй уровень – слог, третий уровень – слово). Если в слышимом есть звук У, то необходимо щелкнуть мышью по шарику. Если задание выполнено верно – поощрение. В случае неверного ответа звучит голос диктора «Попробуй еще раз». Аналогично проводится работа со всеми заданиями первого типа.

Ко второму типу относятся более сложные задания «Определи место звука У в слове», «Помести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Сосчитай звуки», «Помести картинки в корзины. Звуки С, Сь», «Определи место звука Ш в слове. Распредели по домикам», «Помести картинки в корзины. Звуки С, Ш», «Определи место звука Л в слове, распредели по домикам», «Помести картинки в корзины. Звуки Л, Ль», «Помести в ящики. Звуки Р, Л», «Помести в домики. Звуки С, З», «Помести в ящики. Звуки Ш, Ж», «Посчитай слоги. Помести слова в корзины», «Посчитай слоги. Помести слова в домики», «Помести в ящики. Звуки Ц, С, Т», «Помести в корзины. Звуки Щ, Сь».

Во втором типе заданий дети получают инструкции на дифференциацию звуков, звуков по их количеству, слов в зависимости от места расположения заданного звука, слов, в зависимости от количества слогов и слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Например, в игре-задании «Помести картинки в ящики. Звуки А, У» после нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция диктора, побуждающая ребенка назвать картинки, выделить в названиях звуки «А» или «У» и поместить картинки в соответствующие ящики. При верном выполнении задания звучит поощрение, затем дается следующий набор картинок. В случае неверного выполнения задания звучит: «Попробуй еще раз». Учитель-логопед может оказать ребенку определенный вид помощи в зависимости от затруднений ребенка (сконцентрировать внимание, обратить внимание на артикуляцию звука и т.д.).

Игры из программы «Учимся говорить правильно» я использую на индивидуальных, подгрупповых, а также фронтальных занятиях как часть занятия.

Уже на протяжении нескольких лет я использую в своей коррекционной работе игры портала «Мерсибо». На портале «Мерсибо» регулярно проводится обучение на бесплатных вебинарах, на платных мастер-классах, с приглашением ведущих специалистов, и прекрасная возможность использовать интерактивные игры по различным направлениям. Это меня заинтересовало, и я приобрела игры на флешках – «Логостарт», «Звуковой калейдоскоп», а также диски «Читаем по слогам» и «Читаем с логопедом». Эти игры позволяют решать задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

 

Развивающие игры для развития речи детей «Мерсибо» появились в 2013 году. Проект создали высококлассные специалисты в области логопедии, психологии и детского воспитания. Именно они придумали все методы, учитывая требования ФГОС, которые были реализованы программистами, специализирующимися на создании образовательных онлайн-приложений. Равноценных аналогов этой системы на сегодняшний день просто не существует.

Проект «Мерсибо», это Интернет-ресурс, объединяющий в себе целый комплекс обучающих онлайн-материалов. С ними удобно работать как в домашних условиях, так и в кабинетах у педагогов и специалистов. В случае отсутствия Интернета игры можно заказать на флешках или дисках.

Все игры просты в использовании и имеют настройки, с помощью которых можно регулировать сложность игры и подбирать уровень, соответствующий возрасту и развитию ребёнка.

Интерактивные игры охватывают все аспекты развития речи:

  • фонематический слух;

  • звуко-буквенный анализ;

  • грамматические навыки;

  • лексический запас;

  • связная речь;

  • обучение чтению;

  • игры на активизацию мышления, внимания, памяти;

  • печатные материалы для продолжения занятия вне компьютера.

Я хочу остановиться подробнее на играх, которые я использую в коррекционной работе для развития фонематического слуха.

Развитию физического (то есть улавливание звуков окружающего мира) слуха способствуют игры, в которых нужно угадать звук и сопоставить его с источником. Это помогает улучшить слух ребенка, увеличить его словарный запас и обострить слуховое внимание.

На начальном этапе работы, начиная со средней группы, это игры на развитие слухового внимания и памяти (неречевые звуки): «Не будить до весны», «Ферма», «Кто сказал МУ?».

 

«Правильный банан» – очень весёлая игра, в ходе которой нужно найти человека, правильно назвавшего предмет.

 

Далее на этапе знакомства с гласными звуками в средней группе игры усложняются, дети знакомятся с героями игр, которые помогают научиться определять согласные и гласные звуки, правильно расставлять ударения в словах:

— «Грибники» игра на развитие слухового внимания, пропевания гласных с разной сложностью. Необходимо повторить звукокомплексы из 2-3-4 гласных звуков. Если ребенок повторяет правильно, я задаю дополнительно вопрос: «Сколько звуков ты услышал?», «Какой 1-й? Какой 2-й?»;

 

— «Цветочный базар», «Две принцессы», «Свинки-копилки», «Паровозики» — выделение ударной гласной в слогах, словах.

 

В старшей группе дети знакомятся с согласными звуками игры усложняются: дети учатся находить верное расположение звука в слове, определяют твердость и мягкость звуков, выполняют анализ слогов и их порядок в словах.

— «Находчивая буква» – найти место звука в слове.

 

— «Сладкий дом» – определение мягкого и твердого звука в словах.

 

— «Меткий стрелок» – нахождение лишнего звука. «Аленький цветочек» — дифференциация звуков.

 

— «Помощь на пожаре» – звуковой состав слова. «Звуковая меморина» – в этой игре требуется работа фонематического восприятия. Необходимо найти пары слов, начинающихся с одного и того же звука.

 

Материал подбираю, учитывая уровень развития, возраст детей, используя принцип «от простого к сложному». Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия.

Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры Мерсибо:

— являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;

— требуют участия взрослого, совместной деятельности;

— несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;

— формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

— создают ситуацию успеха и достижения цели;

— стимулируют познавательное и речевое развитие детей.

Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции,  представляют для учителей-логопедов дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры.

Рекомендации по применению логопедических компьютерных игр

Учителям-логопедам необходимо учитывать, что только лишь информационные технологии на логопедических занятиях использовать нельзя, потому что это дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательную систему ребенка.

В период занятия важно контролировать правильную осанку у ребенка, а также учитывать, что помещение, где проводится занятие, должно быть хорошо освещено.

Работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; расстояние между экраном и глазами ребенка должно быть не меньше 50 см.; до начала занятия и после него нужно  проводить гимнастику для глаз.

Логопедические компьютерные игры необходимо подбирать в соответствии с целями и лексической темой занятия и учитывать, что их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками формирует у них навыки компьютерной грамотности. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

Логопедические компьютерные игры позволят улучшить процесс коррекции, сделать его намного более продуктивным благодаря тому, что у ребенка повышается интерес к занятиям. При этом важно сочетать использование современных технологий и классические дидактические игры.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + один =