Цель – познакомить со звуками [ф] и [ф’].
Задачи:
— упражнять в четком произношении [ф] и [ф’];
— развивать навык давать характеристику изучаемым звукам;
— закреплять умение различать твёрдый и мягкий согласные звуки;
— продолжать учить определять позицию [ф] – [ф’] в словах (с использованием схем и на слух);
— развивать память, мышление, произвольное внимание.
Оборудование: презентация, символы звуков, компьютерные игры «Меткий охотник», «Находчивая буква», картинки на изучаемый звук, игровизоры.
1. Оргмомент:
Настроение у нас отличное,
А улыбка дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам занятие начинать пора.
Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а кто нам будет помогать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Но вначале мы вспомним, какие звуки бывают (гласные и согласные).
— Чем отличаются гласные от согласных? Чтение по символам.
Волшебник, маг и чародей,
Любимец взрослых и детей.
Едва он палочкой взмахнет
И чудо вдруг произойдет.
(Фокусник)
2. Сообщение темы:
— какой первый звук в слове? «Ф»
— что напоминает звучание звука «Ф»
(фыркает ёж большой [ф], ёжик маленький [ф’])
Звук произнесем мы с вами.
Губку прикусить зубами.
Воздух выбежит из щели –
Верно звук сказать сумели.
Звук звучит негромко, глухо,
Нет голоса у звука
(проверяем)
— звук Ф какой? (согласный)
— почему? (преграда)
— твердый, какого цвета символ ? (синего)
— глухой или звонкий ? (горлышко не дрожит, значит Ф – глухой).
— звук Фь (согласный, мягкий, глухой)
— какого цвета символ? (зеленого)
А вот какой символ придумал Звукознайкин для новых звуков.
(показ символов звуков Ф и Фь)
— помогать нам на занятии будут братья – фокусники.
— их имена вы прочтете по символам.
3. 1) Ребята Фома и Фима приготовили загадки, они дают вам небольшую подсказку, в ответах спрятались звуки Ф, Фь, а вы отгадайте, от кого загадка и где спрятался звук в словах. (Ответы картинки на мониторе)
Загадки:
Вы ответьте мне сперва, что же это за игра
Когда мяч ногой пинают и в ворота загоняют?
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет … ?
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …
Поможет он нам быть на связи, с родными, близкими, друзьями.
Хоть между нами километры, слова летят быстрее ветра.
Идут звонки со всех сторон, их принимает…
В этом доме этажи называют полками.
Тут белье моё лежит кофточки с футболками.
Все всегда на месте в доме: сарафан, фуфайка, шарф.
Как зовётся этот домик? Угадали? Это…
Ловко плавает, ныряет, Иногда нас покатает, В море он такой один! Догадались кто? – (Дельфин)
2) Игра «Измени слово»
3) В цирке вместе с нашими друзьями выступает много артистов. Встречайте на арене «Меткий охотник» – к/и.
А еще в нашем цирке выступают тюлени, и они тоже хотят с вами поиграть.
К/и «Находчивая буква».
4. Физкультминутка:
Игра «Кулачки-ладошки», «Печка».
5. Фома и Фима скоро отправляются на гастроли. Помогите им собрать в чемоданы.
Дети берут картинки и раскладывают в соответствующий чемодан (на доске).
— Молодцы! Все разложили правильно.
Давайте поблагодарим наших гостей и в дорогу дадим угощения (игровизоры).
7. Наши новые друзья любят музыку и учатся играть на музыкальном инструменте. Угадайте на каком? Они оставили для вас подарок.
Играть умеет он и «форте», и «пиано», за это назвали его…
(Фортепиано)
А для нас они придумали игру звуковое фортепьяно, ведь вы изучаете звуки.
Для того чтобы играть на фортепьяно нужны …. (ноты). И нам нужны звуковые ноты.
7. Итог занятия:
— С какими звуками мы сегодня познакомились? Чем они похожи? (согласные, глухие) Чем отличаются? (Ф – твердый, Фь – мягкий) Какие слова со звуком Ф и Фь вы запомнили?
— А какое задание было самым трудным?
— Какое задание понравилось больше всего?