Консультация для родителей «Компьютерные игры как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»


Автор: Ольга Васильевна Александрович
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: учитель-логопед


Все родители хотят, чтобы их малыш правильно говорил, не искажая звуков, выразительно читал стихи, имел хорошо развитую связную речь, быстро и легко освоил грамоту, научился читать и писать освоил знания об окружающем мире. Но все мы замечаем, что речь современных детей становится менее выразительной, из-за бедного словарного запаса ограничивается простыми односложными предложениями. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. От уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. У детей часто пропадает интерес к занятиям по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях нам в помощь приходят современные компьютерные технологии, а именно игры направленные на развитие речи.

Применение в образовательном процессе специализированных компьютерных игр и программ, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволить повысить эффективность обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, активизировать словарный запас детей, сформировать звуковую культуру речи, фонематическое восприятие, лексико-грамматическую сторону речи, предупредить появление у них расстройств письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников (А. А. Андреев, В. П. Меркулов, Г. В. Тараканов).

В своей работе я использую компьютерные игры и программы, при помощи которых можно значительно разнообразить образовательный процесс.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

  • Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

  • Это отличное средство поддержания задач обучения, так как поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении проблемных задач является стимулом познавательной активности детей;

  • Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. Это игры, направленные на развитие речи и различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., в которые можно и нужно играть дома. Это компьютерные игры и программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Баба Яга учится читать», «Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов», «Учимся с Гарфилдом», «Лунтик. Русский язык для малышей». Дети с самых ранних лет проявляют огромный интерес к компьютеру, который с помощью игр ненавязчиво и увлекательно поможет освоить речь, грамоту, арифметику и многое другое. Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному.

Исходя из своего опыта работы, я хочу посоветовать родителям в дополнение к занятиям в детском саду обучающие компьютерные игры на портале «Мерсибо». С 2013 года играми «Мерсибо» пользуются более 233 тысяч родителей.

Портал «Мерсибо» – комплекс развивающих интерактивных занятий с детьми 2-9 лет. Развивает такие навыки ребенка, как речь, память, воображение, внимание, моторику, кругозор, логику, навыки чтения, навыки счета, творческие способности.

В чем суть «Мерсибо»? Если посмотреть на состав слова «Мерсибо», то можно обнаружить, что оно состоит из двух частей: мерси – спасибо по-французски и второй части русского слова спасибо. Двойное спасибо хочется сказать тем, кто придумал это замечательный проект. «Мерсибо» – это Интернет-портал для детей, родителей и педагогов. Каждая категория обратившихся к нему найдет здесь много полезного для себя:

— детей ждут здесь захватывающие игры, которые помогут легко и весело освоить необходимые умения;

— родители получат рекомендации от специалистов по обучению детей;

— педагоги найдут массу новых идей для своей работы, смогут обменяться опытом с коллегами.

Но по большей части этот портал предназначен для детей. Игры «Мерсибо» способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают внимание, помогают освоить логическое мышление. Все это необходимые навыки для будущей успешной учебы в школе, а более далекой перспективе – и в вузе. Сайт избавлен от рекламы, здесь нет пошлых картинок и роликов. Все продумано до мелочей, чтобы игры были безопасны и полезны для ребенка. Во время онлайн-занятия родители могут контролировать процесс, помогать малышу, разъяснять непонятное.

«Мерсибо» – это не просто разрозненные игры, это целый комплекс обучающих игровых занятий, сконцентрированный на одном Интернет-ресурсе. С сайтом легко начать работу не только в кабинете учителя-логопеда, психолога, дефектолога, но и дома.

«Мерсибо» – это 358 игр по классической методике, адаптированной к современным детям. Подходят, если ребенок быстро отвлекается или капризничает. Охватывают программу детского сада и начальной школы. Всесторонне развивают ребенка 14 направлений: игры для малышей, развитие речи, лексика, грамматика, развитие фонематического восприятия, правильное произношение, моторика, подготовка к чтению, математика, письмо, логика, внимание, память, кругозор и многое другое.

Они подходят для занятий с детьми с нарушениями речи и без, дошкольникам и первоклассникам. Не отнимают много времени, каждая игра длится 3-5 минут. Игры разработаны детскими логопедами, психологами и педагогами с учетом психических и физиологических особенностей детей, популярны среди детских дефектологов, психологов и учителей-логопедов. Игры соответствуют требованиям ФГОС и САНПиНа, с применением методик, которые прошли испытание временем и доказали свою эффективность.

Игры «Мерсибо» созданы с заботой о детях:

— качественная анимация и профессиональная озвучка актерами Мосфильма;

— сказочный сюжет, который мотивирует ребенка выполнить задание: помочь рыцарю спасти принцессу или найти клад с пиратом;

— регулировка скорости, продолжительности и сложности игры – настройте игру под возраст и уровень своего ребенка;

— встроенный вариатор – сюжет игры меняется при ее повторном прохождении, играйте каждый день как в первый раз.

— правила игры проговариваются диктором, в конце игры диктор хвалит ребенка и дарит приятный бонус;

— аудио и печатная инструкция к каждой игре + материалы для занятий вне компьютера;

— простой интерфейс – даже не читающий ребенок разберется в игре без помощи родителей;

— безопасно – без баннеров, вирусов и рекламы, с учетом восприятия детей.

Необходимо помнить и о вреде компьютера для детей. Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить, что физиологичная поза ребенка за компьютером должна соответствовать следующим показателям:

— ступни плотно стоят на полу (либо специальной подставке для ног);

— бедра параллельны полу;

— угол между бедрами и позвоночником равен 90 градусам;

— руки согнуты в локтях, угол локтевого сгиба равен 70–90 градусам;

— запястья согнуты под углом 20 градусов относительно столешницы;

— голова слегка опущена, угол наклона около 15–20 градусов.

Хотя количество времени, которое ребенок может проводить за компьютером без риска для здоровья, индивидуально, усредненные нормы все же существуют. Эти нормы напрямую зависят от возраста юного пользователя:

— младше 5 лет — не более 10 минут;

— 5-7 лет — 15–20 минут;

— 7–11 лет — 20–30 минут;

Если ребенок играет на компьютере более 7-10 минут, необходимо сделать 2-3-минутный перерыв, во время которого хорошо сделать разминку и гимнастику для глаз. Кстати, врачи рекомендуют делать такой перерыв и взрослым.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – С. 19-35.

2. Репина 3.А. Компьютерные средства обучения : проблемы разработки и внедрения [Текст] / 3.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. 2004. – № 5 (14). – С. 283 – 285.

3. Сайт «Мерсибо».

4. Тарловская Н.Ф. Игры на компьютерах / Н.Ф. Тарловская // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 2.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =