Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности учащихся задает особые требования к ступени начального образования.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Именно в начальной школе у ребенка формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности. Среди всех умений я бы особо выделила именно читательские, которые обеспечат ребенку возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для умения самообразовываться на последующих ступенях обучения. Поэтому так важно чтобы учитель начальных классов помог ребенку овладеть прочным и полноценным навыком смыслового чтения.
Тема самообразования, выбранная мною, «Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников» является актуальной, так как смысловое чтение это один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников. Оно является фундаментом всех образовательных результатов и основным инструментом повышения читательской культуры.
Актуальность обосновывается и тем, что федеральный государственный стандарт начального общего образования включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Уметь учиться сегодня – это не только научиться хорошо читать, но и умение читать для поиска нужной информации в тексте для получения новых знаний, обогащения интеллекта, общего развития. Следовательно, процесс чтения должен быть ОСМЫСЛЕННЫМ. Это станет возможным, если ребенок на каждом уроке будет овладевать важнейшим метапредметным универсальным действием – смысловое чтение.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний навыков и умений, т.е. такое качество человека, должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни, в разных ситуациях деятельности и общения.
В разное время проблемы навыка смыслового чтения с различных научных точек зрения изучали К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.А. Мосунова, А.Г. Асмолов, М.П. Воюшина, Т.Д. Полозова и другие. Ученые рассматривали особенности протекания и формирование данного процесса, исследовали развития у младших школьников психических процессов связанных с навыками смыслового чтения. А.А. Леонтьев и А.Н. Соколов обозначили смысловое чтение как один из видов речевой деятельности. Они отмечали, что в процессе обучения ребенок осваивает не только знания и умения, но и «родовые» виды деятельности. По утверждению Л.С. Выготского деятельность смыслового чтения обеспечивает «врастание ребенка в цивилизацию». Другая группа ученых занималась описанием трудностей в обучении смысловому чтению. Ими было обозначено, что у начинающего чтеца понимание возникают в результате анализа и синтеза слогов в словах, а у опытного смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок. Т.В. Ахутина утверждала, что смысловое чтение – это сложная функциональная система, имеющая многоуровневое строения.
Способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, и в целях передачи такой информации в реальном общении подводит нас к понятию функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности общения. В связи с этим стоит вопрос о продуктивности чтения и необходимости развития навыков смыслового чтения у детей, т.к. чтобы из текста выделить нужную информацию для использования в жизни, это текст должен быть осознан. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и единой сторон текста. Пониманию текста способствует технология продуктивного чтения. Достоинства технологии в том что, она применима как на уроке, так и вне урока, как на уроке литературного чтения, так и на всех остальных уроках. Технология ориентирована на развитие личности читателя, умение прогнозировать результат, способствует достижению понимания на уровне смысла.
Обучение стратегии смыслового чтения включает в себя приобретение навыков: различия типов содержания сообщений – факты; мнения, суждения, оценки; распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации. Формируя осознанное смысловое чтение на уроках литературного чтения я использую технологию смыслового чтения, которая включает несколько этапов работы над текстом
На первом этапе я планирую работу с текстом до чтения, которая включает:
— предугадывание предстоящего чтения (антиципация). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;
— постановку цели урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
На втором этапе я планирую работу с текстом во время чтения, которая включает:
— первичное чтение текста. Оно может быть самостоятельным чтением в классе, чтение – слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся;
— работу с первичным восприятием текста. Определение совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста;
— повторное чтение текста или его частей – медленное, вдумчивое;
— анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предположений абзацев, смысловых частей);
— постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части;
— беседу по содержанию текста;
— обобщение прочитанного;
— постановку к тексту обобщающих вопросов, обращение к отдельным фрагментам текста.
На третьем этапе я планирую работу с текстом после чтения, которая включает:
— смысловую беседу по тексту;
— коллективное обсуждение прочитанного;
— соотнесение читательских истолкований произведения с авторской позицией;
— выделение основной идеи текста;
— работу с названием текста, иллюстрациями, обращение учащихся на готовые иллюстрации и создание своих;
— работу с творческими заданиями, опирающимися на сферу читательской деятельности учащихся.
Стратегия работа с текстом – это система работы над осмыслением текста, для получения информации. Учащиеся овладевают способом осмысление текста и получения информации, переносят его в другие ситуации и этот способ становится для них универсальным.
В течение работы над этой темой мною были изучены и использованы практические пути формирования читательской грамотности. Для этого я использовала приемы формирования навыка смыслового чтения.
Приемы стратегия смыслового чтения направленные на развития читательской грамотности:
Приема предтекстовой деятельности:
Прием «Верите ли вы что…». Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и, в то же время, способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагается утверждение. Дети работают с утверждением дважды: до чтения делового текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Например, на уроке окружающего мира в 4 классе, (учебник Е.В. Саплина, А.И Саплин) по теме «Природное сообщество – сад». На этапе предтекстовой работы детям предлагается заполнить таблицу.
Заполняйте графу «ДО». Если согласны с данными утверждениями, то ставьте знак «+» или «-» если не согласны.
Заполняйте графу «ДО». Если согласны с данными утверждениями, то ставьте знак «+» или «-» если не согласны.
До | Утверждения | После |
Сад – это природное сообщество | ||
В садах выращивают плодовые и овощные культуры | ||
Смородину размножают стеблевыми черенками |
||
Крыжовник, смородина, малина – ягодные деревья | ||
В саду обитает много разнообразных животных | ||
Жужелицы и божьи коровки – это вредители сада | ||
Горихвостки, мухоловки, славки – это насекомые сада | ||
Отпугивание птиц может привести к нарушению экологического равновесия в саду |
Прием «Верите ли вы что…». Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и, в то же время, способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагается утверждение. Дети работают с утверждением дважды: до чтения делового текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
У детей возникает вопрос: «Верно я сделал свое предположение? Достаточно ли знаний по новой теме? А есть вещи, которые я не знаю. Где могу найти ответ на свои вопросы?». Прием побуждает к чтению научной статьи, чтобы ответить на свои вопросы.
На этапе подведения итогов урока учитель опять возвращается к таблице и предлагает детям еще раз заполнить и сделать вывод.
Мозговой штурм. Цель приема: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме. Учитель обращается к ученикам с вопросом: «Какие ассоциации возникли у вас когда вы услышали тему?». Педагог записывает все называемые ассоциации. Предлагает прочитать текст и определить, были ли ученики права.
Например, на уроке основы светской этики (учебник М.М. Шахнович) по теме: «От добрых правил – добрые слова и поступки».
Учитель: Прочитайте тему урока. Что мы должны сегодня на уроке узнать?
Ученики:
— Какие поступки можно считать добрыми.
— Что такое добро.
— Какие поступки плохие.
— Что такое зло.
— Какие правила можно назвать «добрыми».
Учитель: Давайте разделимся на две группы. Первая группа работает самостоятельно и пытается дать ответ на поставленные вопросы. Вторая группа работает с текстом учебника на стр. 20-23, ведет поиск ответов на поставленные вопросы и новую информацию, о которой мы не упомянули.
У детей возникает вопрос: «Верно я сделал свое предположение? Достаточно ли знаний по новой теме? А есть вещи, которые я не знаю. Где могу найти ответ на свои вопросы?». Прием побуждает к чтению научной статьи, чтобы ответить на свои вопросы.
На этапе подведения итогов урока учитель опять возвращается к таблице и предлагает детям еще раз заполнить и сделать вывод.
Глоссарий. Цель приема – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Учитель предлагает посмотреть на список слов, и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам, сравнивают их значение и употребление в тексте. Например, на уроке русского языка (учебник Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.) по теме «Наречие» в ходе изучения раздела «Самостоятельные и служебные части речи». На доске слова: часть речи, часть слова, самостоятельная, кто, зачем.
Учитель: Прочитайте тему сегодняшнего урока. Выберите слова, которые, как вы считаете, относятся к новой теме.
Учащиеся выбирают слова.
Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова. Где мы можем найти ответ на вопрос «Правы мы или нет»?
Метод побуждает детей к чтению нового материала, открытию новых знаний.
Рассечение вопроса или Дерево предсказаний. Цель приема – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить о чем пойдет речь в тексте. Например, на уроке литературного чтения 4 класс (учебник Кац Э.Э..) по теме «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Тема раздела «О доброте и красоте».
Учитель: Жанр произведения?
Ответы детей:
— Я думаю сказка.
— Рассказ.
Учитель: Почему так решили?
Ответы детей:
— Что в шишках может быть интересного. А в произведении, наверное, они какие-нибудь волшебные.
— Автор нам хочет рассказать о красивых шишках.
Учитель: О ком может быть произведение?
Прием заставляет детей размышлять, делать предположения.
На этапе предтекстовой работы использую приемы, которые способствуют развитию важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Моя задача вызвать у ребенка желание прочитать.
Приемы текстовой деятельности
Маркировка. Перед чтением текста предлагаю учащимся несколько вопросов на мотивацию:
— Почему я должен прочесть этот текст?
Далее использую прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надевается файл, в руки берем цветной маркер и читаем по абзацам. В каждом абзаце выделяем главную мысль и нумеруем абзацы. Далее нужно пересказать текст по маркировке. Этот прием использую при составлении плана любого текста.
Например, на уроке математики в 4 классе (учебник М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) по теме «Деление на многозначное число».
— Откройте учебник на стр. 48, прочитайте теоретический материал в рамке. При чтении выделяйте цветными карандашами главную мысль каждого абзаца.
После прочтения на доске выписываем главную мысль каждого абзаца:
1. Определяю число цифр в ответе
2. Подбираем цифру в частном
3. Выполняю умножение
4. вычисляю остаток
Учитель: Посмотрите на доску. Что у нас получилось?
Ученики: Алгоритм выполнения действия деления
Метод позволяет научить детей находить главное.
Выделяем существенные признаки…. Ученики определяют понятие по его признакам, среди которых выделяют существенные и несущественные.
Например, на уроке русского языка. (учебник Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.) по теме: «Наречие» в ходе изучения раздела «Самостоятельные и служебные части речи».
Учитель: Откройте учебник на стр. 80 и выпишите существенные признаки части речи наречие. Попробуйте по существенным признакам составить определение, что такое «наречие». Какие слова, выбранные вами в начале урока, вам пригодились для составления определения (возврат к приему «глоссарий»).
Если ученики выбрали существенные признаки правильно, то определение сложится.
Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное.
Мозаика или Реставрация текста. Сложение целого текста из его частей.
Например, на уроке русского языка в 3 классе (учебник Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.) по теме «Тема текста».
Учитель: Соберите текст из разрозненных частей так, чтобы получилось единое целое. Если ученики выбрали существенные признаки правильно, то определение сложится.
Фрагменты:
Иногда приходили хулиганы. Они бросали в белок камни. Но зверьки убегали на верхушки деревьев. Камни туда не долетали. |
Однажды в сквере появилась чужая старая белка. Сначала она съела все орехи на камне. Маленькие белочки попытались тоже спуститься за кормом. Но чужая белка прогнала их. |
Школьники приносили белкам орешки. ни оставляли угощение на большом валуне посреди сквера. Когда дети уходили, зверьки спускались и кормились. |
Около новой школы строители оставили десятка два берез и сосен. Получился небольшой сквер. |
Несмотря на школьный шум и гам в нем поселились две белки. Зверьки были молоденькие и ловкие. Если внизу кто-то появлялся, они сразу взмывали на верхушку дерева. |
Какова главная мысль текста? Подберите название.
Чтобы собрать текст учащимся требуется определить главную мысль каждой части и выстроить цепочку. Прием учит выделять главную мысль.
Чтение в кружок. Цель приема – управление процессом осмысления во время чтения.
Например, на уроке Основы светской этики (учебник М.М. Шахнович.) по теме «Добрым жить на свете веселей».
Учитель: Читаем текст по очереди по абзацам. Наша задача – читать и слушать внимательно». После прочтения слушатели задают вопросы классу. Условие: текст в одном экземпляре, тот, кто принимает текст, должен быстро сориентироваться и найти место, откуда надо начинать читать.
Прием учит запоминать то, о чем идет повествование в тексте и находить продолжение. Этот прием можно использовать для развития навыка техники чтения и внимания.
Чтение про себя с вопросами. Цель приема – формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксирует по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный диалог с автором. Прием использую на уроке литературного чтения.
Например, на уроке литературного чтения в 4 классе (учебник Кац Э.Э.) по теме «Л.Н. Толстой «Детство». Тема раздела «Мир детства».
Учитель: Прочитайте произведение на стр. 49-51 и придумайте вопрос автору. Напоминаю, вы не должны спрашивать о том, о чем можно прочитать в произведении.
Ученики:
— Почему вы не уходили спать, если так сильно хотели?
— Чем пахли волосы мамы?
— Почему улыбка мамы была грустной? И т.д.
Прием позволяет научить детей внимательному чтению, ведь для того чтобы задать вопрос автору о том, чего не описано в тексте, нужно найти описание событий в тексте.
Чтение с с остановками. Цель приема – управление процессом осмысления текста на этапе чтения.
Например, на уроке литературного чтения в 4 классе (учебник Кац Э.Э..) по теме «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Тема раздела «О доброте и красоте».
Остановка после абзаца: «– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять».
Учитель: О каком подарке идет речь и почему Григ пообещал его подарить через такой промежуток времени?
Ученики:
— Кукла. Чтобы девочка ее не сломала, Григ ее подарит через десять лет.
— Новое платье. Чтобы девочка не выросла из него.
— Новую корзину. Она будет большая, и девочка сможет собирать больше шишек.
Следующая остановка после абзаца: «Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
Учитель: Никто не желает поменять свое мнение о подарке?
И последняя остановка после абзаца: «Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет».
Учитель: О каком подарке шла речь?
Прием учит детей размышлять, анализировать, сопоставлять факты.
Читаем и спрашиваем. Цель приема – формирование умений самостоятельной работы с информацией.
1. Ученики самостоятельно читают текст.
2. Объединяются в пары, обсуждают текст и выделяют ключевые слова.
3. Один в паре формулирует вопрос по ключевым словам, а второй ученик на него отвечает.
Например, на уроке Окружающего мира в 4 классе (учебник Е.В. Саплина, А.И Саплин.) по теме «Кулинарное искусство. Традиции и мода». Учащиеся читают научный текст, и составляют по два вопроса. В парах задают друг другу вопросы и выслушивают ответы.
Ученики:
— Какие новые блюда появились в XIX веке?
— Какая одежда считалась модной у мужчин?
— Самая знаменитая булочная XIX века?
Прием позволяет научить учащихся видеть главное в научном тексте, формулировать вопросы на основе художественного и научного текста, приемам самоконтроля и контроля.
Чтение с пометками Цель приема – формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Предлагаю ученикам задание прочитать текст и сделать пометки: v— знакомая информация, + — новая информация, — я думал иначе, ? – это меня заинтересовало, хочу узнать больше.
Например, на уроке окружающего мира в 4 классе (авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин.) по теме «Природное сообщество – сад».
Учитель: Читаем стр. 143-144. Напоминаю, вы должны быть внимательными при чтении. Возьмите в руки простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали V, новые сведения +, а если вы что-то не поняли «?».
Вопросы учителя после чтения (желательно в такой последовательности):
— Какая информация для вас была не нова?
— Что узнали нового?
Ученики:
— Новое растение.
Учитель: Есть ли сведения, которые для вас остались непонятными и требуют более подробного разбора?
Прием позволяет провести сравнение: это знаю, а это для меня новое. Учит самим делать открытие нового.
Приемы текстовой работы учат учеников мыслить, открывать новое, выделять основное в тексте, находить главную мысль, развивают фантазию и воображение.
Приемы послетекстовой деятельности
Прием графической переработки учебного материала.
Прием «Кластер». Это прием графической систематизации материала. Он помогает развивать умение выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять. В центре располагается основное понятие или мысль, вокруг крупные смысловые единицы, которые соединяются с центральным понятием. Вокруг крупных смысловых единиц находятся менее значительные смысловые единицы, которые помогают более полно раскрывать тему и расширять связи.
Например, на уроке окружающего мира в 4 классе (авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин) по теме «Исторические источники».
Учитель: Прочитайте текст на стр. 7-8. О каких исторических источниках вы узнали?
Ученики: Исторические источники бывают устные, письменные, вещественные.
Учитель: Составьте кластер. На стр. 8-11 прочитайте о каждой группе источников и дополните свой кластер.
Учитель: С опорой на кластер расскажите об исторических источниках.
Прием позволяет научить детей выделить главное, пересказывать материал с опорой на самостоятельно составленную схему.
Письмо по кругу Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста я предлагаю задания, в которых требуется: размышлять об информации текста, высказывать свою позицию по отношению к информации, определять совпадает ли она с позицией автора сравнивать новую информацию с уже знакомой, со свои жизненным опытом.
Делю класс на группы. У каждого ученика есть лист бумаги. Детям предлагаю записать важную информацию из текста (1-2 предложения). Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить запись. Так продолжается пока запись не вернет к первому. Слово предоставляется одному ученику из группы, который озвучивает записи. Остальные дополняют, если какая-то информация, которую они считают важной, не прозвучала.
Например, на уроке основы светской этики (учебник М.М. Шахнович) по теме «Правила общения для всех».
Учитель:
— Прочитайте текст учебника на стр. 16-18. Работаем тремя группами. У каждой группы есть листок. Каждый должен записать самое важное, что он узнал о правилах общения. Записывать можно не более двух предложений. Передаем листок по часовой стрелке.
Отвечает ученик первой группы:
«Общение – самая главная потребность человека. Важно понять другого. Для понимания важно быть внимательным».
Вторая группа дополняет: «Важно быть тактичным, чутким и деликатным».
Третья группа дополняет: «Принципы общения: Будь вежлив, деликатен, внимателен. Не считай себя лучше других. Не бойся уступить в споре. Все в жизни зависит от тебя».
Прием учит учащихся размышлять, сопоставлять важное – второстепенное, слушать товарищей и доказывать.
Лови ошибку. Универсальный прием, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, умения применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает ученикам информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибки, исправляют их.
Например, на уроке Окружающего мира в 4 классе (авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин) по теме «Куликовская битва. Дмитрий Донской». После ознакомления с текстом учебника ученикам предлагается выполнить задание «Лови ошибку».
Прием позволяет развивать внимание у учащихся,
Синквейн. Цель приема: развитие умений находить ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, обобщать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову после работы с текстом. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк, в котором объединена большая информация.
Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Например, на уроке окружающего мира в 4 классе (авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин) по теме «Великая Отечественная война». По завершению изучения нового материала предлагаю детям составить синквейн.
Учащиеся:
Война Страшная, кровопролитная Уничтожает, разрушает, убивает Самое страшное на Земле. Смерть Война Страшная, мучительная, разрушительная Война – это страшно Горе |
Прием учит ребят глубоко осмысливать изученный материал и кратко его резюмировать.
Приемы работы с текстом на уроке математике:
Составление краткой записи. Прием формирует умение целенаправленно читать учебный текст, находить главное, задавать вопросы. Учащиеся читают задачу, выделяют главные действия в тексте, находят числа и то, что о них говорится. Все переносят в краткую запись. Создают «несплошной текст» (условие).
Например, на уроке математики в 3 классе (учебник М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) по теме «Решение задач на движение». Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу. Один шел со скоростью 50 км/ч, а второй 65 км/ч. Через три часа они встретились. Какое расстояние между городами?
Учитель: Составьте схему к задаче.
Ученики составляют схему.
Учитель: Расскажите условие задачи по составленной схеме.
Несплошной текст. Например, на уроке математики в 3 классе, (учебник М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) по теме «Собираемся в поход». Учащиеся учатся из ключевых моментов создать текст. Примеры несплошного текста: графики, билеты, таблицы, диаграммы. Ученики должны определить главное и на основе этого главного создать текст.
Учитель: Составьте по таблице задачу.
У ребят было 2000 рублей. Им для похода нужно купить 7 банок тушенки по 150 рублей, 5 булок хлеба по 28 рублей, одну пачку чая и 1 кг сахара. Сколько денег останется у ребят?
Системное использование приемов развитие у учащихся способность думать при чтении, вникать в прочитанное, находить нужную информацию и использовать ее для своего развития.
Таким образом, системная работа, направленная на развитие навыков смыслового чтения может являться средством формирования функциональной (читательской) грамотности у учеников.
В результате системной работы по изученной теме удалось добиться учащихся более осмысленного чтения у учащихся.
Ученики могут находить в тексте важное, главное. Составлять кластеры, схемы и синквейны. Читать несплошной текст. Предугадывать и анализировать.
Все это позволяет ориентироваться в большом потоке информации.
И в завершении я хотела бы привести слова американского философа, социолога Элвина Тоффлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».