Тема урока: Искусственное сообщество – сад и его обитатели.
Цели – формирование у учащихся понятия «искусственное сообщество», «сад»; знакомство с его обитателями; узнать о роли сада в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Актуализация и осмысление знаний учащихся по теме сад.;
Развивающие: Развитие познавательных интересов, критического мышления посредством чтения и письма, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы;
Воспитательные: Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Личностные: (Л) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные (Р):
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные (П):
— ориентироваться в своей системе знаний;- находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные (К):
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в паре, группе.
Ресурсы: учебник окружающий мир 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин, интерактивная доска, презентация, карточки с кластерами.
Оборудование: презентация «Искусственное сообщество – сад и его обитатели», учебник «Окружающий мир» 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин, компьютер, выход в Интернет, фильм «Сообщество – сад», гербарий.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма: урок-исследование.
І. Организационный (2 мин)
Цели – проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
— Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!
Проверяют готовность к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)
Цели:
— подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока;
— составление плана работы
Учитель: Какую большую тему мы проходим на уроках окружающего мира?
Ученики: Природное сообщество.
Учитель: Что такое природное сообщество?
Ученики: Природное сообщество – это совокупность живых организмов (растений, животных, бактерий, грибов) на определенной территории.
Учитель: Сначала поработаем по разноуровневым карточкам-тестам. В карточке 5 вопросов и 3 ответа. Нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружочек. На карточках белого цвета – задания среднего уровня, на розовых – задания повышенного уровня. Вы сами вправе выбрать уровень и соответственно карточки.
Ученики работают с карточками (приложение № 1). Проводится проверка выполнения.
Учитель: Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет и определить тему урока.
Ребята смотрят видеоролик и определяют тему урока «Природное сообщество – сад».
На доске появляется слово «САД».
Учитель: Какая цель нашего урока?
Ученики: Чем природное сообщество «сад» отличается от других сообществ.
Учитель: Какие задачи поставим перед собой?
Ученики: Узнать, какие растения произрастают в саду.
Какие животные обитают.
Роль сада в жизни человека.
Во время формулирования задач на доске появляются элементы кластера (прием графической переработки учебного материала (формирования смыслового чтения)
Стадия осмысления
Учитель: Ваших знаний о саде пока не хватает, чтобы ответить на вопросы. Из каких источников мы сможем получить ответ?
Ученики: Из книг, спросить у взрослых, посмотреть в интернете.
Учитель: Обратимся за помощью к вашему учебнику.
Приём «Инсерт» (прием формирования смыслового чтения)
Читаем стр. 143-144 (Окружающий мир, 4 класс, авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин, 2019 г.)
Напоминаю, вы должны быть внимательными при чтении. Возьмите в руки простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали V, новые сведения +, а если вы что-то не поняли «?».
Учитель:
— Что вы уже знали?
— Что узнали нового?
— Представителей каких ярусов можно встретить в саду?
— Заполните, пожалуйста, кластер в части растений.
Учитель: У вас на партах лежит гербарий. Яблоня и абрикос. Составьте отличие этих представителей сообщества «Сад».
Учащиеся составляют табличку отличий по листьям, цветкам.
Учитель: Скажите, пожалуйста, в природном сообществе «лес» тоже есть представители деревьев, кустарников и трав. Но чем же сообщество сад отличается от сообщества лес?
Ученики: Сообщество лес – естественное сообщество, а сад – искусственное.
Учитель: Правильно. Сообщество сад искусственное, созданное человеком.
Учитель: дополните кластер растениями и животными.
Учащиеся самостоятельно заполняют.
Учитель: Какие животные приносят вред саду?
Ученики: Мышь, короед.
Учитель:
Какие животные приносят пользу?
Кто может произойти, если убрать хотя бы одного представителя животного мира?
Роль насекомых в жизни сада?
Роль птиц в жизни сада?
Составьте цепь питания.
Ученики: Листья яблони — плодожорка — синица.
V. Контролирующее задание (12 мин.)
Цель – осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Учитель: Так в чем же главное отличие сообщества «сад»?
Ученик: Сад – это искусственное природное сообщество.
Учитель: Для чего человек создает сады, ухаживает за ними?
Ученики: Человек употребляет в пищу плоды садовых растений, наслаждается красотой, использует в парфюмерии. Сады приносят духовное наслаждение.
Учитель: Какие растения отсутствую в природном сообществе сад?
Учитель: Водоросли.
Учитель: Какая группа животных отсутствует в природном сообществе «сад»?
Ученики: Рыбы.
Прием непрямого чтения (формирование смыслового чтения)
Учитель: С опорой на наш кластер расскажите все о природном сообществе «сад».
Учащиеся с опорой на кластер обобщают знания о природном сообществе.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Цели – соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Рефлексия
Подведение итогов по работе с таблицей «ДО и ПОСЛЕ» (прием формирования смыслового чтения)
Учитель:
Давайте вернемся к таблице и заполним колонку «после». У кого сегодня на уроке не осталось вопросов можете в тетрадь за работу поставить «5».
Чем сообщество «сад» отличается от других сообществ?
Дети работают с таблицей. Оценивают степень усвоения нового материала.