Сценарий урока окружающего мира в 4 классе


Автор: Марина Ростиславовна Вологжина
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье»
Должность: учитель начальных классов


Тема урока: Искусственное сообщество – сад и его обитатели.

Цели формирование у учащихся понятия «искусственное сообщество», «сад»; знакомство с его обитателями; узнать о роли сада в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: Актуализация и осмысление знаний учащихся по теме сад.;

Развивающие: Развитие познавательных интересов, критического мышления посредством чтения и письма, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы;

Воспитательные: Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные: (Л) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные (Р):

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;

— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные (П):

— ориентироваться в своей системе знаний;- находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные (К):

— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

— формирование умения взаимодействовать в паре, группе.

Ресурсы: учебник окружающий мир 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин, интерактивная доска, презентация, карточки с кластерами.

Оборудование: презентация «Искусственное сообщество – сад и его обитатели», учебник «Окружающий мир» 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин, компьютер, выход в Интернет, фильм «Сообщество – сад», гербарий.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма: урок-исследование.

І. Организационный (2 мин)

Цели – проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

— Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

Проверяют готовность к уроку.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)

Цели:

— подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока;

составление плана работы

Учитель: Какую большую тему мы проходим на уроках окружающего мира?

Ученики: Природное сообщество.

Учитель: Что такое природное сообщество?

Ученики: Природное сообщество – это совокупность живых организмов (растений, животных, бактерий, грибов) на определенной территории.

Учитель: Сначала поработаем по разноуровневым карточкам-тестам. В карточке 5 вопросов и 3 ответа. Нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружочек. На карточках белого цвета – задания среднего уровня, на розовых – задания повышенного уровня. Вы сами вправе выбрать уровень и соответственно карточки.

Ученики работают с карточками (приложение № 1). Проводится проверка выполнения.

Учитель: Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет и определить тему урока.

Ребята смотрят видеоролик и определяют тему урока «Природное сообщество – сад».

На доске появляется слово «САД».

Учитель: Какая цель нашего урока?

Ученики: Чем природное сообщество «сад» отличается от других сообществ.

Учитель: Какие задачи поставим перед собой?

Ученики: Узнать, какие растения произрастают в саду.

Какие животные обитают.

Роль сада в жизни человека.

Во время формулирования задач на доске появляются элементы кластера (прием графической переработки учебного материала (формирования смыслового чтения)

 

Стадия осмысления

Учитель: Ваших знаний о саде пока не хватает, чтобы ответить на вопросы. Из каких источников мы сможем получить ответ?

Ученики: Из книг, спросить у взрослых, посмотреть в интернете.

Учитель: Обратимся за помощью к вашему учебнику.

Приём «Инсерт» (прием формирования смыслового чтения)

Читаем стр. 143-144 (Окружающий мир, 4 класс, авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин, 2019 г.)

Напоминаю, вы должны быть внимательными при чтении. Возьмите в руки простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали V, новые сведения +, а если вы что-то не поняли «?».

Учитель:

— Что вы уже знали?

— Что узнали нового?

— Представителей каких ярусов можно встретить в саду?

— Заполните, пожалуйста, кластер в части растений.

 

Учитель: У вас на партах лежит гербарий. Яблоня и абрикос. Составьте отличие этих представителей сообщества «Сад».

Учащиеся составляют табличку отличий по листьям, цветкам.

Учитель: Скажите, пожалуйста, в природном сообществе «лес» тоже есть представители деревьев, кустарников и трав. Но чем же сообщество сад отличается от сообщества лес?

Ученики: Сообщество лес – естественное сообщество, а сад – искусственное.

Учитель: Правильно. Сообщество сад искусственное, созданное человеком.

Учитель: дополните кластер растениями и животными.

Учащиеся самостоятельно заполняют.

Учитель: Какие животные приносят вред саду?

Ученики: Мышь, короед.

Учитель:

Какие животные приносят пользу?

Кто может произойти, если убрать хотя бы одного представителя животного мира?

Роль насекомых в жизни сада?

Роль птиц в жизни сада?

Составьте цепь питания.

Ученики: Листья яблони — плодожорка — синица.

V. Контролирующее задание (12 мин.)

Цель – осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Учитель: Так в чем же главное отличие сообщества «сад»?

Ученик: Сад – это искусственное природное сообщество.

Учитель: Для чего человек создает сады, ухаживает за ними?

Ученики: Человек употребляет в пищу плоды садовых растений, наслаждается красотой, использует в парфюмерии. Сады приносят духовное наслаждение.

Учитель: Какие растения отсутствую в природном сообществе сад?

Учитель: Водоросли.

Учитель: Какая группа животных отсутствует в природном сообществе «сад»?

Ученики: Рыбы.

Прием непрямого чтения (формирование смыслового чтения)

Учитель: С опорой на наш кластер расскажите все о природном сообществе «сад».

Учащиеся с опорой на кластер обобщают знания о природном сообществе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Цели – соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Рефлексия

Подведение итогов по работе с таблицей «ДО и ПОСЛЕ» (прием формирования смыслового чтения)

Учитель:

Давайте вернемся к таблице и заполним колонку «после». У кого сегодня на уроке не осталось вопросов можете в тетрадь за работу поставить «5».

Чем сообщество «сад» отличается от других сообществ?

Дети работают с таблицей. Оценивают степень усвоения нового материала.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 − 2 =