Комплект уроков обучения грамоте 1 класс. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ


Автор: Марина Александровна Филиппова
Место работы: филиал МКОУ "ООШ с. Благословенное имени Героя С.С. Г.Д. Лопатина" в с. Нагибово
Должность: учитель начальных классов


Урок 6. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

Цели: научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Оборудование: учебник; рисунки с изображением  медведя, белки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

•  Беседа с учащимися по вопросам:

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Приведите примеры слов.

Варианты ответов детей.

Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.

Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)

Эти части называются слоги.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

На доске вывешиваются рисунки с изображением медведя, белки.

Отгадайте загадки:

1.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.

•  Беседа с учащимися по вопросам:

Скажем хором слово медведь

Послушайте, как я произношу это слово: мед-ведь. Произнесите так же.

Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)

Я покажу, что в этом слове две части.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

Кто здесь изображен?

Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?

Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.

Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

 Работа по учебнику: с. 11.

Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».

Физкультминутка

 Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.

Чтение сказки «Колобок».

КОЛОБОК

Жил старик с своей старушкой
В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды дед:
Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти две муки нашла –
Больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный да румяный.Погоди-ка, дед, чуток.
Пусть отынет Колобок!
Непоседе-Колобку
Стыть бы на окошке.
Но решил он: «Убегу!
Разомнусь немножко!»
Прыг с окошка – и в лесок.

Вот ведь шалунишка!
На тропинке Колобок
Повстречал зайчишку.
Я полакомлюсь тобой!
Я с утра не кушал.
Что ты?! Погоди, косой!
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Велика зайчишке честь –
Колобок румяный съесть!
Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк
В колобках он знает толк…
Как ты кстати, Колобок!
Я голодный очень.
Съем-ка я тебя, дружок, –
Буду сыт до ночи!
Что ты, что ты, серый волк?!
Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенек,
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Обманул зайчишку славно,
От тебя уйду подавно!
Вдруг навстречу сам Потапыч.
Зарычал он, поднял лапу.
Подойди-ка, Колобок!
Я перекушу чуток!
Что ты, что ты, косолапый?!
Опусти свою ты лапу…
Лучше песенку мою
Ты послушай, я спою:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Убежал от зайца я
И от злого волка.
И, Топтыгин, от тебя
Мне уйти недолго!

Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)

V. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали?

Что особенно понравилось? Почему?
Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

девятнадцать + 20 =