Цель – продолжать учить дифференцировать звуки С-Ш изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— Формировать умение различать звуки с-ш по акустическим и артикуляционным признакам изолированно, в слогах, словах, предложении;
— Активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
— Упражнять в употреблении относительных прилагательных;
— Продолжать учить подбирать слова противоположные по смыслу;
Коррекционно-развивающие:
— Совершенствовать фонематическое восприятие;
— Развивать артикуляционную, мелкую и общую и моторику;
— Развивать правильный речевой выдох.
— Развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки, межполушарное взаимодействие.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желания прийти на помощь, доводить начатое дело до конца.
Оборудование: ноутбук, зеркало, игрушка для арт.гимнастики (перчатка с глазками), таблицы со стрелочками, коврики анатомические, перья декоративные, ватные диски, предметные картинки на звук ш-с, механическая копилка, геометрические фигуры (круги), фрутокрышки, межполушарные доски – лабиринты (BabyGames), мелки, лизун, трубочка, фонарик.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнышку ясному,
— Доброе утро!
И птицам
— Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
Н. Красильников
— Сегодня мы получили сообщение от мальчика Яши. (Изображение мальчика Яши на презентации и чтение его сообщения)
— «Я играл в компьютерную игру со звуками, но, к сожалению, не могу справиться с заданиями. Помоги мне, пожалуйста, пройти игру. Высылаю карту, по которой можно будет продвигаться, выполняя задания».
— Ну что, поможем Яше? А вот и карта. По мере выполнения заданий, Яша будет все ближе продвигаться к концу игры.
-Чтоб не сбиться нам с пути,
Не цепляться на сучок,
Разомнем мы … язычок.
2. Артикуляционная гимнастика для звуков С-Ш. (Авторская сказка для пассивной артикуляционной гимнастики и создания психоэмоционального настроя с использованием элементов биоэнергопластики).
— У язычка был свой велосипед с большими колесами (Упр-е «Окошко») и с блестящей рамой (Упр-е «Заборчик»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (Упр-е «Улыбка»). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (Упр-е «Часики»), то сверху, то снизу (Упр-е «Качели»). После этого язычок решил покататься. Дорога была широкой (Упр-е «Лопатка»). Язычок проезжал мимо глубокого пруда (Упр-е «Чашечка), мило высокой горы (Упр-е «Кошечка»). Дорога поворачивала то вправо, то влево (Упр-е «Чистим зубки»). Вдруг язычок наехал на кочку, и шина начала спускаться: Ш-Ш-Ш. Язычок достал насос и накачал шину: С-С-С. Скоро наступил вечер. Язычок поставил велосипед в гараж (язык лежит с ротовой полости, рот закрыт).
— Ну вот, теперь язычок готов к работе.
3. Сообщение темы НОД.
— Какой звук издавал насос, когда накачивали колесо?
— Звук С: язык опущен за нижние зубы.
— Какой звук издавала спускающаяся шина?
Звук Ш: язык поднят за верхние зубы.
Уточнение правильного положения языка и воздушной струи при произнесении звуков С и Ш. Сопровождается графическими схемами (слайд презентации).
— Произнеси звук С. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый). Аналогично проводится работа со звуком Ш.
— Так с какими звуками играл Яша в компьютерной игре?
— Сегодня на занятии мы с тобой будем продолжать учиться четко и правильно произносить и различать на слух звуки С и Ш, выручая Яшу из компьютерной игры.
4. Основная часть.
1. Развитие правильного речевого выдоха. Дидактическая игра на развитие правильного выхода с использованием кинезиологических упражнений.
— Попробуем выполнить первое задание игры и пройти по дорожке с препятствиями.
Д/И «Прыгни, хлопни, сдуй». (Ребенок проходит по дорожке, совершая прыжок на двух ногах на коврик, хлопает в ладоши, затем берет перышко с левой стороны и сдувает с руки с положения губ «Трубочкой»; с правой стороны сдувает ватный диск с положения язычка «Чашечкой» (так 3 подхода).
2. Дифференциация на слух звуков С-Ш (изолированно, в слогах, словах).
— Нам предстоит следующее задание, которое приблизит Яшу к финишу. Ты готов? Если услышишь звук С, то щёлкнешь пастью собачки, если услышишь звук Ш — нажмешь на пупырку Поп-ита.
Материал: С, Ш, СА, ША, СУ, ШИ, ШЕ, СЫ, САМОКАТ, САМОЛЕТ, МАШИНА, НАСОС, САМОКАТ, ШИНА, ШЛЮПКА, КОЛЕСО, АВТОБУС.
— Здорово, посмотрим, насколько переместился Яша к финишу игры. (Ребенок перемещает изображение Яши на карте)
3. Произнесение звуков С-Ш с опорой на графическое изображение.
— Следующее непростое задание игры – расшифровать сигналы регулировщика. Поможем? Когда стрелочка смотрит вверх, поднимаем язычок вверх к верхним зубам и произносит звук (Ш), когда стрелочка смотрит вниз, опускаем язычок к нижним зубам и произносим звук (С).
— Молодец, еще немного продвинулись ближе к финишу!
4. Дифференциация звуков С-Ш с опорой на картинки.
Д/И «Автомастерская».
— Посмотри, а здесь – автомастерская, везде разбросаны колеса, наведем здесь порядок?
Картинки, перевернутые изображение вниз, расположены в три ряда и три столбца, на них сверху – геометрические фигуры-круги (шины). По заданию педагога (первый ряд, слева и т.п.) ребенок помещает шину в утилизацию (механическая жующая копилка), переворачивает картинку, называя ее. (Картинки: самокат, самолет, пешеход, машина, автобус, поезд, воздушный шар, самосвал, шлюпка).
— Здорово, навели порядок в автосервисе. (Далее перемещают игрока Яшу по карте).
5. Пальчиковая гимнастика «Колеса машинам раздадим…» (Движения выполняются в соответствии со стихотворным текстом с фрутокрышками)
— Прежде, чем двигаться дальше, немного разомнем пальчики.
Колеса машинам раздадим:
Вот так, вот так
По дороге пошуршим,
Вот так, вот так,
Если шины не спустили,
Значит,- хорошо их закрутили.
Скрутим, сложим их в ладошку
И потрясем немножко.
6. Д/И «Из чего – какой?» (Игра с лизуном).
— Яша продвинулся еще ближе к концу игры, но все же предстоит еще ряд заданий для ее завершения. Готов продолжать?
— Рядом с автосервисом – магазин, в котором продаются детали для автомобилей. Узнаем, какие это детали, и из какого они материала. (Ребенок при помощи трубочки надувает пузырь на разлитом лизуне, называя деталь и материал, отвечая на вопрос). Например, колесо из резины, какое?
Колесо из резины – резиновое колесо,
Фары из стекла – стеклянные фары,
Сиденье из кожи – кожаное сиденье,
Дверца из металла – металлическая дверца,
Руль из пластмассы – пластмассовый руль,
Кабина из железа – железная кабина.
— Умница, а теперь скажи, можно ли этих деталей можно собрать машину? Прокатим ее по дорожкам.
Работа с межполушарными Досками – лабиринтами (BabyGames). (Ребенок одновременно двумя руками работает с лабиринтом по заданному маршруту, ведя мелком по выпуклым дорожкам).
— Вот и еще одно задание успешно выполнено. Яша приближается к концу игры.
7. Д/И «Скажи наоборот».
— Наш игрок очень любит спорить и всегда говорит все наоборот, по-другому. Я буду называть слово и занимать квадрат одного цвета, а ты противоположное слово, занимая квадрат того же цвета.
Узкая дорога – широкая дорога,
Мокрое шоссе – сухое шоссе,
Тонкое покрытие – толстое покрытие,
Полный бак – пустой бак,
Низкая посадка – высокая посадка.
Тихая машина – шумная машина.
8. Д/И «Что в машине у Яши?» (Игра с фонариком)
— Нам предстоит еще одно задание, в котором ты узнаешь, что любит возить с собой в машине Яша?
Ребенок светит фонариком на картинку, находит изображение и отвечает полным предложением на вопрос педагога: «Что у Яши в машине?» У Яши в машине сумка и т.д
(Сок, сумка, сапоги, шуба, шапка, кошка, подушка, собака, каска).
IV. Итог.
— Ну, вот мы и дошли до финиша и помогли нашему герою закончить игру.
— Скажи, так с какими звуками играл Яша? Да, сегодня мы с тобой продолжали учиться четко и правильно произносить и различать звуки С-Ш.
— За помощь Яша тебе дарит сюрприз, посмотрим, что это? (Ребенок опускает кусочек сахарной ваты в чашку с водой, растворяясь, появляется яйцо, внутри которого – пазл).
— Яша тебе дарит пазлы (с изображением автомобиля).