Конспект индивидуальной НОД в старшей логопедической группе «Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах, предложении. Транспорт»


Автор: Юлия Вячеславовна Амелюхина
Место работы: МБДОУ "Детский сад №28"
Должность: учитель-логопед


Цель продолжать учить дифференцировать звуки С-Ш изолированно, в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— Формировать умение различать звуки с-ш по акустическим и артикуляционным признакам изолированно, в слогах, словах, предложении;

— Активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;

— Упражнять в употреблении относительных прилагательных;

— Продолжать учить подбирать слова противоположные по смыслу;

Коррекционно-развивающие:

— Совершенствовать фонематическое восприятие;

— Развивать артикуляционную, мелкую и общую и моторику;

— Развивать правильный речевой выдох.

— Развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки, межполушарное взаимодействие.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желания прийти на помощь, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: ноутбук, зеркало, игрушка для арт.гимнастики (перчатка с глазками), таблицы со стрелочками, коврики анатомические, перья декоративные, ватные диски, предметные картинки на звук ш-с, механическая копилка, геометрические фигуры (круги), фрутокрышки, межполушарные доски – лабиринты (BabyGames), мелки, лизун, трубочка, фонарик.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнышку ясному,

— Доброе утро!

И птицам

— Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

Н. Красильников

— Сегодня мы получили сообщение от мальчика Яши. (Изображение мальчика Яши на презентации и чтение его сообщения)

— «Я играл в компьютерную игру со звуками, но, к сожалению, не могу справиться с заданиями. Помоги мне, пожалуйста, пройти игру. Высылаю карту, по которой можно будет продвигаться, выполняя задания».

— Ну что, поможем Яше? А вот и карта. По мере выполнения заданий, Яша будет все ближе продвигаться к концу игры.

-Чтоб не сбиться нам с пути,

Не цепляться на сучок,

Разомнем мы … язычок.

2. Артикуляционная гимнастика для звуков С-Ш. (Авторская сказка для пассивной артикуляционной гимнастики и создания психоэмоционального настроя с использованием элементов биоэнергопластики).

— У язычка был свой велосипед с большими колесами (Упр-е «Окошко») и с блестящей рамой (Упр-е «Заборчик»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (Упр-е «Улыбка»). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (Упр-е «Часики»), то сверху, то снизу (Упр-е «Качели»). После этого язычок решил покататься. Дорога была широкой (Упр-е «Лопатка»). Язычок проезжал мимо глубокого пруда (Упр-е «Чашечка), мило высокой горы (Упр-е «Кошечка»). Дорога поворачивала то вправо, то влево (Упр-е «Чистим зубки»). Вдруг язычок наехал на кочку, и шина начала спускаться: Ш-Ш-Ш. Язычок достал насос и накачал шину: С-С-С. Скоро наступил вечер. Язычок поставил велосипед в гараж (язык лежит с ротовой полости, рот закрыт).

— Ну вот, теперь язычок готов к работе.

3. Сообщение темы НОД.

— Какой звук издавал насос, когда накачивали колесо?

— Звук С: язык опущен за нижние зубы.

— Какой звук издавала спускающаяся шина?

Звук Ш: язык поднят за верхние зубы.

Уточнение правильного положения языка и воздушной струи при произнесении звуков С и Ш. Сопровождается графическими схемами (слайд презентации).

— Произнеси звук С. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый). Аналогично проводится работа со звуком Ш.

— Так с какими звуками играл Яша в компьютерной игре?

— Сегодня на занятии мы с тобой будем продолжать учиться четко и правильно произносить и различать на слух звуки С и Ш, выручая Яшу из компьютерной игры.

4. Основная часть.

1. Развитие правильного речевого выдоха. Дидактическая игра на развитие правильного выхода с использованием кинезиологических упражнений.

— Попробуем выполнить первое задание игры и пройти по дорожке с препятствиями.

Д/И «Прыгни, хлопни, сдуй». (Ребенок проходит по дорожке, совершая прыжок на двух ногах на коврик, хлопает в ладоши, затем берет перышко с левой стороны и сдувает с руки с положения губ «Трубочкой»; с правой стороны сдувает ватный диск с положения язычка «Чашечкой» (так 3 подхода).

2. Дифференциация на слух звуков С-Ш (изолированно, в слогах, словах).

— Нам предстоит следующее задание, которое приблизит Яшу к финишу. Ты готов? Если услышишь звук С, то щёлкнешь пастью собачки, если услышишь звук Ш — нажмешь на пупырку Поп-ита.

Материал: С, Ш, СА, ША, СУ, ШИ, ШЕ, СЫ, САМОКАТ, САМОЛЕТ, МАШИНА, НАСОС, САМОКАТ, ШИНА, ШЛЮПКА, КОЛЕСО, АВТОБУС.

— Здорово, посмотрим, насколько переместился Яша к финишу игры. (Ребенок перемещает изображение Яши на карте)

3. Произнесение звуков С-Ш с опорой на графическое изображение.

— Следующее непростое задание игры – расшифровать сигналы регулировщика. Поможем? Когда стрелочка смотрит вверх, поднимаем язычок вверх к верхним зубам и произносит звук (Ш), когда стрелочка смотрит вниз, опускаем язычок к нижним зубам и произносим звук (С).

— Молодец, еще немного продвинулись ближе к финишу!

 

4. Дифференциация звуков С-Ш с опорой на картинки.

Д/И «Автомастерская».

— Посмотри, а здесь – автомастерская, везде разбросаны колеса, наведем здесь порядок?

Картинки, перевернутые изображение вниз, расположены в три ряда и три столбца, на них сверху – геометрические фигуры-круги (шины). По заданию педагога (первый ряд, слева и т.п.) ребенок помещает шину в утилизацию (механическая жующая копилка), переворачивает картинку, называя ее. (Картинки: самокат, самолет, пешеход, машина, автобус, поезд, воздушный шар, самосвал, шлюпка).

— Здорово, навели порядок в автосервисе. (Далее перемещают игрока Яшу по карте).

5. Пальчиковая гимнастика «Колеса машинам раздадим…» (Движения выполняются в соответствии со стихотворным текстом с фрутокрышками)

— Прежде, чем двигаться дальше, немного разомнем пальчики.

Колеса машинам раздадим:

Вот так, вот так

По дороге пошуршим,

Вот так, вот так,

Если шины не спустили,

Значит,- хорошо их закрутили.

Скрутим, сложим их в ладошку

И потрясем немножко.

6. Д/И «Из чего – какой?» (Игра с лизуном).

— Яша продвинулся еще ближе к концу игры, но все же предстоит еще ряд заданий для ее завершения. Готов продолжать?

— Рядом с автосервисом – магазин, в котором продаются детали для автомобилей. Узнаем, какие это детали, и из какого они материала. (Ребенок при помощи трубочки надувает пузырь на разлитом лизуне, называя деталь и материал, отвечая на вопрос). Например, колесо из резины, какое?

Колесо из резины – резиновое колесо,

Фары из стекла – стеклянные фары,

Сиденье из кожи – кожаное сиденье,

Дверца из металла – металлическая дверца,

Руль из пластмассы – пластмассовый руль,

Кабина из железа – железная кабина.

— Умница, а теперь скажи, можно ли этих деталей можно собрать машину? Прокатим ее по дорожкам.

Работа с межполушарными Досками – лабиринтами (BabyGames). (Ребенок одновременно двумя руками работает с лабиринтом по заданному маршруту, ведя мелком по выпуклым дорожкам).

— Вот и еще одно задание успешно выполнено. Яша приближается к концу игры.

7. Д/И «Скажи наоборот».

— Наш игрок очень любит спорить и всегда говорит все наоборот, по-другому. Я буду называть слово и занимать квадрат одного цвета, а ты противоположное слово, занимая квадрат того же цвета.

Узкая дорога – широкая дорога,

Мокрое шоссе – сухое шоссе,

Тонкое покрытие – толстое покрытие,

Полный бак – пустой бак,

Низкая посадка – высокая посадка.

Тихая машина – шумная машина.

8. Д/И «Что в машине у Яши?» (Игра с фонариком)

— Нам предстоит еще одно задание, в котором ты узнаешь, что любит возить с собой в машине Яша?

Ребенок светит фонариком на картинку, находит изображение и отвечает полным предложением на вопрос педагога: «Что у Яши в машине?» У Яши в машине сумка и т.д

(Сок, сумка, сапоги, шуба, шапка, кошка, подушка, собака, каска).

IV. Итог.

— Ну, вот мы и дошли до финиша и помогли нашему герою закончить игру.

— Скажи, так с какими звуками играл Яша? Да, сегодня мы с тобой продолжали учиться четко и правильно произносить и различать звуки С-Ш.

— За помощь Яша тебе дарит сюрприз, посмотрим, что это? (Ребенок опускает кусочек сахарной ваты в чашку с водой, растворяясь, появляется яйцо, внутри которого – пазл).

— Яша тебе дарит пазлы (с изображением автомобиля).