Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Старые имена» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»; краеведение)


Автор: Владлена Михайловна Бабаченко
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 15» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Цель: Формирование нравственных ценностей, любовь к малой родине.

Программные задачи:

Обучающие: Развивать связную речь посредством театрализованной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать знания детей об исторических памятных местах в городе; показать сложность, неоднозначность исторического пути родной им земли.
  • Формировать умения применять полученные знания в практической деятельности (рассказать о своём городе, земляках, используя видеоматериал).
  • Закреплять умение использовать модели в дидактической игре «Построй улицу».

Воспитательные:

  • Способствовать соприкосновению детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры.
  • Прививать моральные и нравственные ценности при ознакомлении с историей города.
  • Воспитывать дошкольников на национально-региональных традициях.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в краеведческий музей, по улицам города, к доске Почёта.
  • Знакомство с книгой Р. Шойхета «Литературный Биробиджан».
  • Прослушивание музыкальных произведений Роальда Васильева.
  • Рассматривание открыток «Почётные жители города».

Словарная работа: старинные, старожилы, редактор, диктор, почётные.

Методы и прием:

  • Наглядные: Просмотр презентаций (слайдов);
  • Словесные: Рассказ воспитателя «Почётные жители»; рассказы детей «улицы города»;
  • Практические: С/и «Ласковые имена», Д/и «Построй город»; обыгрывание стихотворения «Старые имена» Н. Фридмана; упражнение «Укрась дерево».

Оборудование: цветок, мячик, скакалка, сумочка; презентация «Почётные жители города»; презентация «Улицы города»; дидактическая игра «Чего нет в нашем городе?», Дидактическая игра «Построй город», дерево, листочки с именами детей.

Вводная часть:

ХОД: (Дети заходят в зал, приветствуют гостей)

Воспитатель:

— Чтобы поднять друг другу настроение, надо сказать другому человеку приятное, ласковое слово.

— Давайте произнесём ласково имена друг друга, передавая цветок.

Основная часть:

Воспитатель:

— Имена у всех вас разные и звучат современно, по-разному, но многие пришли из старины. Давайте послушаем стихотворение Наума Фридмана «Старые имена».

(Обыгрываем стихотворение, сценка).

Воспитатель:

У девчонок, мальчишек бывает пора:
Каждую минуту новая игра.
Идут из школы, болтают наперебой…
Народ юмористов, да ещё какой!
Все непоседы как на подбор
Вдруг об именах заводят разговор (стайкой вбегают дети)

1 ребенок: Есть у меня прабабка по имени Агапка.
2 ребенок: А у меня старикан по имени Африкан!
3 ребенок: У одного дед Пантелей,
4 ребенок: У другого дед Савватей.
5 ребенок: У деда не имя – настоящий компот:
«Мойша – Шлёма Раппопорт»!

6 ребенок: А моя бабка – хоть со смеха помирай!

Либа – Зися Курай!

Воспитатель:

Смеётся, весело галдит детвора –
Каждую минуту новая игра.
Придумали сложение и вычитание:
«Гриша – Миша», «Таня – Маня».
Как цветные шарики, имена летают –
Дети смеются, складывают, вычитают!
Знайте: молодость уважать должна
Эти странные старые имена!

Воспитатель:

— Да имена бывают разными, но славными их делают люди, которым они даны.

— Мы живём в каком городе? (Биробиджан)

— Какой праздник в этом году у города? (День рождение, юбилей).

— Кто такие старожилы города? (кто много лет живёт в городе Биробиджане)

— В нашем городе есть такие люди, которые жили и живут, некоторые из них умерли, но их имена прославили наш город.

(Под мелодию скрипки воспитатель читает стихотворение):

«Тех первых, кому имена – старожилы,
Поднявших топор и наладивших пилы,
Чтоб гулом таёжные дали наполнить,
Ты должен их помнить.
А что здесь было?
Дебри да болота, да чёрная в бочажинах вода.
Была работа до седьмого пота,
Когда те – первые приехали сюда».
Так говорила о старожилах города биробиджанская поэтесса Любовь Вассерман

Презентация «Почётные жители города»

Физминутка «Улицы города»:
— Мы по городу шагаем (идут)
То, что видим называем:
Светофоры и машины (поворот влево)
Торговые центры и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты (руки вперёд)
И деревья, и кусты! (Подтянулись вверх – присели).
Поиграем в игру «Чего нет у нас в городе»
«Ещё строительный мусор лежит,
Но уже обозначена улица.
При взгляде на новые этажи
Прохожий довольно щурится.
В новых скверах цветёт сирень,
И на сердце светло и гордо –
Начинается новый день
На новой улице
В нашем городе.» (Л. Вассерман)

Дидактическая игра «Построим улицу» (как мы представляем, что такое улица). На панно наклеивают дома, транспорт, деревья, скамейки.

Воспитатель:

— Если говорить об именах, то имена даются не только людям, но и улицам.
А улиц у нас в городе много, назовите их:
— На каких улицах живёте вы? (Дети называют свои улицы)

Презентация «Улицы города» (Шолом-Алейхема, Казакевича, Миллера, Калинина).

— Некоторые улицы названы в честь известных людей. Какие?

О некоторых расскажут дети (домашнее задание)

Улица Бумагина

Иосиф Романович Бумагин жил в Биробиджане.
Работал кузнецом на заводе «Дальсельмаш».
Был призван на войну. Героически сражался с врагами.
Получил звания героя.

Улица Казакевича

Казакевич Эммануил Генрихович.
Жил и работал в Биробиджане.
Был председателем колхоза в Валдгейме.
Строил Дворец культуры.
Потом стал журналистом. Писал стихи и повести.
Первый сборник стихотворений назывался «Биробиджанстрой»

Улица Миллера

Борис Израилевич Миллер.
Жил в Биробиджане. Работал учителем в школе № 2.
Писал рассказы, стихи. Был автором пьесы «Он из Биробиджана», «33 богатыря» и т.д.
Был редактором газеты «Биробиджан Штерн».
Дети становится полукругом)

Ребенок:

«…Весна. Играют дети в старом парке.
Звенят их голоса. Наряды ярки.
Шумят, галдят, щебечут будто птицы.
И в сердце радость мягко постучится».

Воспитатель:

— Мне думается,
Век не даром прожит.
Мы начинали, им дано продолжить
Дела отцов своих и старых дедов.
Все впереди у них ещё победы!»

Заключительная часть:

Пока мы играли, у нас выросло «дерево», но оно без листочков, вот на нем разместим листочки с именами детей группы (дети предлагают названия, развешивают листочки).

Назвали его «Именное дерево», будем смотреть на него и представлять, что мы как одно дерево, одна семья, будем любить, уважать друг друга и помогать друг другу.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × три =