Программные задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
Уточнить и обогатить знания детей о сказках и их видах. Продолжать учить узнавать сказки по заданию. Упражнять в умении выделять главный смысл сказки, характеризовать героев сказки.
Речевое развитие:
Активизировать словарь детей по теме «Сказки». Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос, подбирать слова противоположные по значению-антонимы. Развивать воображение, мышление и внимание.
Познавательное развитие:
Закрепить порядковый счет в пределах 10.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству и к правилам безопасного поведения.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Оборудование: Аудиозапись с песнями, сундук, письмо от Кощея, шкатулка, книги: авторские и народные, игровизоры и картинки со сказочными героями и сказочными предметами по количеству детей; картинки-сюжеты сказок, разрезанные на части; карточки с цифрами и буквами.
Предварительная работа. Чтение сказок; художественное слово по теме «Сказки» (пословицы, загадки, стихи, пальчиковые гимнастики, считалки), ; рисование по сюжетам любимых сказок; беседы.
Ход:
1. Оргмомент.
«Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила.
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.»
Звучит песня «Не бойся сказки, а бойся лжи!»
В: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о сказках)
А вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки!
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
В. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает на свете,
Сказки сочиняли, чтобы люди могли различать добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка учит быть добрыми , справедливыми, защищать слабых, не бросать друзей в беде.
В: Какие виды сказок вы знаете?
Дети: (сказки бывают народные, их сочинил народ и сказки бывают авторские, их написал автор)
В: Сказки бывают разные. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить и ходить друг другу в гости . Какие сказки о животных вы знаете?
(«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Теремок»)
— Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. В таких сказках высмеиваются глупость, лень, жадность. Назовите бытовые сказки.
(«Каша из топора», «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил»)
— Волшебные сказки, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Какие волшебные сказки вы знаете? («Золушка», «По щучьему веленью», «Царевна-Лягушка», «Морозко»)
В: Расскажите о сказке, какая она?
Д: (волшебная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, мудрая и т. д).
В: Какими словами обычно начинаются сказки?
(жили-были, в некотором царстве)
В: Какими словами заканчиваются сказки?
Д: (стали жить поживать и добра наживать, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец, устроили пир на весь мир)
Cтук в дверь, принесли посылку от Сказочницы.
В: (в посылке лежит письмо). «Здравствуйте, ребята, я Сказочница, меня заколдовал злой Кощей, спасите меня, выполните все его задания, которые находятся в шкатулке. Спасибо вам заранее».
В: Ребята, что делать? Давайте поможем расколдовать Сказочницу.
В: Первое задание. Какие пословицы о книгах вы знаете?
Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Книга-друг человека.
Книжки читать — не в ладушки играть.
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
В: Второе задание: «Книжки перепутались» Разложите сказки на авторские и русские народные.
В: Третье задание: «Найди каждому герою сказки его сказочный предмет и соедини» (работа с игровизорами)
В: Четвертое задание: «Я начну, а вы продолжите»
Кощей — … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк — …(Горбунок)
Крошечка — … (Хаврошечка)
Василиса — … (Прекрасная, Премудрая)
Баба — … (Яга)
Мальчик — … (с-пальчик)
Сивка -…(бурка)
Петушок -…(золотой гребешок)
Красная -…(шапочка)
Бременские -…(Музыканты)
Мороз -…(красный нос)
Бычок — …(смоляной бочок)
Царевна -…(лягушка)
Жар -…(птица)
«Скажи наоборот»
Заяц трусливый, а петух (храбрый)
Лиса хитрая, а волк (глупый)
Буратино веселый, а Пьеро (грустный)
Мальвина красивая, а Карабас-Барабас (страшный)
Настенька трудолюбивая, а Марфуша (ленивая)
Ведьма злая, а Фея (добрая)
Мышонок маленький, а медведь (большой)
В: Давайте немного отдохнем и поиграем в музыкальную игру «Колобок»
В круг вставайте дружно,
В сказку поиграть нам нужно!
В: Пятое задание: «Расскажите, чему учат сказки»:
— «Волк и семеро козлят» (нельзя открывать дверь незнакомым людям, и надо слушаться маму)
— «Гуси – лебеди» (надо слушаться взрослых и нельзя уходить без разрешения, не оставлять друзей в беде, быть отзывчивым)
— «Морозко» — (надо быть доброй,трудолюбивой, нельзя завидовать и грубо разговаривать со старшими)
— «Теремок» — (учит дружбе, гостеприимству , помогать друг другу, вместе веселей жить , чем одному)
— «Репка» — (помогать друг другу в трудной ситуации, и доводить начатое дело до конца и не бояться просить о помощи),
— «Маша и медведь» — (надо слушаться родителей и попав в трудную ситуацию , постарайся найти выход из нее)
— «Красная шапочка» — (не ходи один в лес и нельзя разговаривать с незнакомыми людьми)
— «Лиса и заяц» — (нельзя обижать слабых, надо приходить на помощь друзьям, и не надо быть слишком доверчивым, могут обмануть)
— «Колобок» — (не выполняй просьбы незнакомых людей и не хвастайся).
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — слушаться старших, нельзя пить грязную воду.
В: Шестое задание: «Собери картинку и назови сказку»
В: Седьмое задание: «Отгадай слово»
Дети получают карточку с цифрой (на обратной стороне – буква). Задача: как можно быстрее построиться по порядку от 1 до 10. Затем надо перевернуть карточку на сторону, где находится буква и прочитать слово.
1-В, 2-О, 3-Л, 4-Ш, 5-Е, 6-Б, 7-С, 8-Т, 9-В, 10-О (ВОЛШЕБСТВО).
В: Ребята, вот и случилось волшебство и мы расколдовали Сказочницу. И в награду она вам подарила книгу сказок.