Конспект урока для обучающихся специальной (коррекционной) школы по профилю «Младший обслуживающий персонал»


Автор: Татьяна Николаевна Ремез
Место работы: МБОУ «Специальная (коррекционная) школа»
Должность: учитель профессионально-трудового обучения


Тема: урок-путешествие.

Цель: Знакомство с инструментами.

Задачи:

Развивающие: развивать и расширять кругозор детей, развивать творческие способности учащихся;

Коррекционные: корректировать речь обучающихся, их культуру общения со сверстниками и учителем; совершенствовать трудовые навыки;

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, ответственность за порученное дело; учить детей планировать и организовывать свой труд.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок-игра.

Методы и приёмы обучения :

Наглядные: демонстрация практических приемов, показ образцов изделий.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: самостоятельное изготовление поделок.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Дидактическое оснащение : поделки, технологические карты, шаблоны, заготовки из картона.

Оборудование: магнитофон, диск «Звуки природы», значки, карта острова, чемоданчик для инструментов, капитанская фуражка, кукла «Самоделкин».

Материалы и инструменты: цветная бумага, белая бумага, клей ПВА, ветошь, кисточки для клея, ножницы, молотки, ножовки.

Планируемые результаты :

Личностные (овладение навыками коммуникации; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям).

Предметные (формирование умения работать с разными видами материалов, выбирать способы их обработки в зависимости от свойств; знание правил техники безопасности, их применения в различных жизненных ситуациях).

Этапы занятияХод занятия
1. Организационный моментУчитель приветствует детей: Добро пожаловать. Здравствуйте, ребята. Проверка присутствующих.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихсяСообщение темы и цели занятия.

Вначале мне бы хотелось показать чем мы будем заниматься на уроках. (обзор поделок).

Сегодня мы познакомимся с инструментами, при помощи которых были изготовлены все эти замечательные поделки.

Ребята, наше занятие необычное. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на далекий остров. Я буду вашим капитаном. Возьмемся, за руки и представим, что мы находимся на корабле (звучит шум моря) Вокруг нас бушующее море. Волны поднимаются все выше и выше. Но наша команда очень дружная и поэтому нам не страшны никакие бури.

3. Актуализация знаний.А что это там впереди? Давайте посмотрим. Да ведь это остров «Самоделкина». Хозяин этого острова Самоделкин. Посмотрите, ребята, вот он нас встречает (одевается на руку кукла Самоделкин).

— Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас на нашем острове. Во время путешествия по острову я буду вашим проводником. Первая наша остановка – гавань «Загадок». В ней водятся вертикали и горизонтали, а в пустых клеточках прячутся слова. Прежде чем идти дальше, нам нужно отгадать кроссворд «Наши инструменты».

1. Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала, но не съела ни куска, знать не вкусная доска. (пила)

2. Я однорукая старуха и прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (игла)

3. Если ей работу дашь, зря трудился карандаш. (ластик)

4. У синьора есть причуда – сам синьор по доброй воле головой стучит повсюду, но не чувствует он боли. (молоток)

5. Одна подружка полезла другой в ушко. (нитка)

6. Я люблю прямоту, я сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка Угадайте кто же я? (линейка)

7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (ножницы)

8. В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий И на много-много лет оставляет темный след. (карандаш)

4.Изложение нового материалаСамоделкин — Молодцы ребята! А что вы знаете об инструментах? Для чего они служит и кто ими работает?

(объяснение нового материала, демонстрация инструментов)

Учитель: Молоток состоит из головки и ручки. Головка имеет прорезь и клин для крепления. Молотки бывают трех видов — сапожный, столярный и слесарный. Сапожным молотком подбивают каблуки и подметки на обуви. Столярный, плотницкий молоток – для забивания гвоздей. Киянка – деревянный молоток для работы с жестью. Во время работы инструмент должен быть исправным, ручка без сколов.

Пила состоит из полотна и ручки. Пилы бывают одноручные и двуручные. Они используются для распиливания древесины. Двуручная пила нужна для распиливания толстых бревен. Ножовка служит для распиливания досок. Лобзик используют для работы с фанерой. Слесарная ножовка служит для распиливания металла. Во время работы пила должна быть исправна, зубья заточены.

Ножницы бывают садовые, портняжные, канцелярские, парикмахерские, маникюрные и ножницы по металлу. Ножницы состоят из двух лезвий, двух колец для пальцев и винта.

5.ФизкультминуткаВы наверное устали? И поэтому все встали,

Дружно вытянули шеи и, как гуси, зашипели.

Пошипели, помолчали и за кустиком пропали.

Руки вверх, вперед и вниз, улыбайся и садись.

6. ЗакреплениеХорошо ребята. Мы можем отправляться дальше. И попадаем в город «Забывчивых мастеров». В этом городе жители немного рассеяны. Я вас прошу им помочь.

Вот навстречу нам идет плотник, а в руках у него ножницы.(исправляем). Дальше встречаем; кузнеца с пилой, парикмахера с молотком. (исправляем). Большое спасибо вам ребята! Давайте теперь зайдем в магазин. Чего только нет в этом магазине (нарисован магазин, в нем четыре полки на полках выставлен товар).

1 полка: белочка, заяц, молоток, курица.

Учитель: Что нужно убрать с этой полки и почему?

2 полка: роза, тюльпан, пила, ромашка.

Что нужно убрать и почему?

3 полка; стакан, тарелка, ножницы, кружка.

Что нужно убрать и почему?

Молодцы ребята! Теперь в магазине появилась полка с инструментами.

Cпасибо, ребята! Вы помогли жителям города, и они дарят вам чемоданчик с инструментами.

7. Коллективное творческое делоУчитель: Идем дальше. И куда это мы попали? (звучит печальная музыка) Это ведь «Пустынный сад» В нем не растут деревья и не цветут цветы.

Давайте поможем жителям острова и посадим деревья в саду. Для этого воспользуемся белой бумагой, ножницами и технологической картой.

Вырезаем деревья из бумаги и приклеиваем их на коробку. Работаем аккуратно и соблюдаем технику безопасности при работе ножницами (дети вырезают по одному дереву и приклеивают на большую коробку, стоящую на столе у учителя). Получился сад.

Уборка рабочего места.

Учитель: Дети, дайте саду новое название. Старое «Пустынный сад» уже не подходит (дети предлагают названия).

Продолжаем путешествие (звучит тревожная музыка).

Учитель: Ребята, мы попали в темный лес. Чтобы выйти из этого леса и не заблудиться, нам нужно с закрытыми глазами наощупь узнать, что за предмет лежит в волшебной коробке (молоток, кисточка, линейка, ножницы, катушка с нитками, карандаш, пила, ластик).

Кто желает? Дети выходят, им завязывают глаза, и они наощупь пытаются узнать предмет, называют его и объясняют почему они так решили.

Учитель: Молодцы ребята вы справились и с этим трудным заданием. И в награду Самоделкин привел нас к себе домой в «Мастерскую Самоделкина».

8. Практическая работа. Применение новых знаний .Самоделкин: Во время путешествия жители города подарили нам «Чемоданчик с инструментами», один на всех, а я хочу чтобы у каждого из вас был такой чемоданчик. Чемоданчик я вам дарю, а инструменты нужно изготовить самим. Чтобы облегчить вашу задачу я вам подарю шаблоны для изготовления инструментов.

Учитель: Ребята, что нужно чтобы у нас получился такой чемоданчик? Какие инструменты и материалы нам понадобятся? (цветная бумага, ножницы, шаблоны, клей, карандаш, кисти для клея, ветошь.)

Работу выполняем методом аппликации. Ручки всех инструментов красного цвета, а рабочие части — желтого. Из имеющихся шаблонов выбираем нужный, обрисовываем, не забывая об экономии бумаги, вырезаем. Когда все части инструментов будут вырезаны, выкладываем их на основу (чемоданчик) и по очереди приклеиваем, аккуратно удаляя остатки клея ветошью. Во время работы соблюдаем технику безопасности при работе с ножницами.

Приступаем к работе. Во время работы учитель индивидуально оказывает помощь ученикам.

9. Подведение итогов занятияУборка рабочего места. Выставление отметок. Награждение всех детей медалями «Умелые руки».
10. РефлексияАнализ работ обучающихся. Обобщение знаний, полученных на занятии.