Тема: урок-путешествие.
Цель: Знакомство с инструментами.
Задачи:
Развивающие: развивать и расширять кругозор детей, развивать творческие способности учащихся;
Коррекционные: корректировать речь обучающихся, их культуру общения со сверстниками и учителем; совершенствовать трудовые навыки;
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, ответственность за порученное дело; учить детей планировать и организовывать свой труд.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок-игра.
Методы и приёмы обучения :
Наглядные: демонстрация практических приемов, показ образцов изделий.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: самостоятельное изготовление поделок.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Дидактическое оснащение : поделки, технологические карты, шаблоны, заготовки из картона.
Оборудование: магнитофон, диск «Звуки природы», значки, карта острова, чемоданчик для инструментов, капитанская фуражка, кукла «Самоделкин».
Материалы и инструменты: цветная бумага, белая бумага, клей ПВА, ветошь, кисточки для клея, ножницы, молотки, ножовки.
Планируемые результаты :
Личностные (овладение навыками коммуникации; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям).
Предметные (формирование умения работать с разными видами материалов, выбирать способы их обработки в зависимости от свойств; знание правил техники безопасности, их применения в различных жизненных ситуациях).
Этапы занятия | Ход занятия |
1. Организационный момент | Учитель приветствует детей: Добро пожаловать. Здравствуйте, ребята. Проверка присутствующих. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Сообщение темы и цели занятия. Вначале мне бы хотелось показать чем мы будем заниматься на уроках. (обзор поделок). Сегодня мы познакомимся с инструментами, при помощи которых были изготовлены все эти замечательные поделки. Ребята, наше занятие необычное. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на далекий остров. Я буду вашим капитаном. Возьмемся, за руки и представим, что мы находимся на корабле (звучит шум моря) Вокруг нас бушующее море. Волны поднимаются все выше и выше. Но наша команда очень дружная и поэтому нам не страшны никакие бури. |
3. Актуализация знаний. | А что это там впереди? Давайте посмотрим. Да ведь это остров «Самоделкина». Хозяин этого острова Самоделкин. Посмотрите, ребята, вот он нас встречает (одевается на руку кукла Самоделкин). — Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас на нашем острове. Во время путешествия по острову я буду вашим проводником. Первая наша остановка – гавань «Загадок». В ней водятся вертикали и горизонтали, а в пустых клеточках прячутся слова. Прежде чем идти дальше, нам нужно отгадать кроссворд «Наши инструменты». 1. Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала, но не съела ни куска, знать не вкусная доска. (пила) 2. Я однорукая старуха и прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (игла) 3. Если ей работу дашь, зря трудился карандаш. (ластик) 4. У синьора есть причуда – сам синьор по доброй воле головой стучит повсюду, но не чувствует он боли. (молоток) 5. Одна подружка полезла другой в ушко. (нитка) 6. Я люблю прямоту, я сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка Угадайте кто же я? (линейка) 7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (ножницы) 8. В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий И на много-много лет оставляет темный след. (карандаш) |
4.Изложение нового материала | Самоделкин — Молодцы ребята! А что вы знаете об инструментах? Для чего они служит и кто ими работает? (объяснение нового материала, демонстрация инструментов) Учитель: Молоток состоит из головки и ручки. Головка имеет прорезь и клин для крепления. Молотки бывают трех видов — сапожный, столярный и слесарный. Сапожным молотком подбивают каблуки и подметки на обуви. Столярный, плотницкий молоток – для забивания гвоздей. Киянка – деревянный молоток для работы с жестью. Во время работы инструмент должен быть исправным, ручка без сколов. Пила состоит из полотна и ручки. Пилы бывают одноручные и двуручные. Они используются для распиливания древесины. Двуручная пила нужна для распиливания толстых бревен. Ножовка служит для распиливания досок. Лобзик используют для работы с фанерой. Слесарная ножовка служит для распиливания металла. Во время работы пила должна быть исправна, зубья заточены. Ножницы бывают садовые, портняжные, канцелярские, парикмахерские, маникюрные и ножницы по металлу. Ножницы состоят из двух лезвий, двух колец для пальцев и винта. |
5.Физкультминутка | Вы наверное устали? И поэтому все встали, Дружно вытянули шеи и, как гуси, зашипели. Пошипели, помолчали и за кустиком пропали. Руки вверх, вперед и вниз, улыбайся и садись. |
6. Закрепление | Хорошо ребята. Мы можем отправляться дальше. И попадаем в город «Забывчивых мастеров». В этом городе жители немного рассеяны. Я вас прошу им помочь. Вот навстречу нам идет плотник, а в руках у него ножницы.(исправляем). Дальше встречаем; кузнеца с пилой, парикмахера с молотком. (исправляем). Большое спасибо вам ребята! Давайте теперь зайдем в магазин. Чего только нет в этом магазине (нарисован магазин, в нем четыре полки на полках выставлен товар). 1 полка: белочка, заяц, молоток, курица. Учитель: Что нужно убрать с этой полки и почему? 2 полка: роза, тюльпан, пила, ромашка. Что нужно убрать и почему? 3 полка; стакан, тарелка, ножницы, кружка. Что нужно убрать и почему? Молодцы ребята! Теперь в магазине появилась полка с инструментами. Cпасибо, ребята! Вы помогли жителям города, и они дарят вам чемоданчик с инструментами. |
7. Коллективное творческое дело | Учитель: Идем дальше. И куда это мы попали? (звучит печальная музыка) Это ведь «Пустынный сад» В нем не растут деревья и не цветут цветы. Давайте поможем жителям острова и посадим деревья в саду. Для этого воспользуемся белой бумагой, ножницами и технологической картой. Вырезаем деревья из бумаги и приклеиваем их на коробку. Работаем аккуратно и соблюдаем технику безопасности при работе ножницами (дети вырезают по одному дереву и приклеивают на большую коробку, стоящую на столе у учителя). Получился сад. Уборка рабочего места. Учитель: Дети, дайте саду новое название. Старое «Пустынный сад» уже не подходит (дети предлагают названия). Продолжаем путешествие (звучит тревожная музыка). Учитель: Ребята, мы попали в темный лес. Чтобы выйти из этого леса и не заблудиться, нам нужно с закрытыми глазами наощупь узнать, что за предмет лежит в волшебной коробке (молоток, кисточка, линейка, ножницы, катушка с нитками, карандаш, пила, ластик). Кто желает? Дети выходят, им завязывают глаза, и они наощупь пытаются узнать предмет, называют его и объясняют почему они так решили. Учитель: Молодцы ребята вы справились и с этим трудным заданием. И в награду Самоделкин привел нас к себе домой в «Мастерскую Самоделкина». |
8. Практическая работа. Применение новых знаний . | Самоделкин: Во время путешествия жители города подарили нам «Чемоданчик с инструментами», один на всех, а я хочу чтобы у каждого из вас был такой чемоданчик. Чемоданчик я вам дарю, а инструменты нужно изготовить самим. Чтобы облегчить вашу задачу я вам подарю шаблоны для изготовления инструментов. Учитель: Ребята, что нужно чтобы у нас получился такой чемоданчик? Какие инструменты и материалы нам понадобятся? (цветная бумага, ножницы, шаблоны, клей, карандаш, кисти для клея, ветошь.) Работу выполняем методом аппликации. Ручки всех инструментов красного цвета, а рабочие части — желтого. Из имеющихся шаблонов выбираем нужный, обрисовываем, не забывая об экономии бумаги, вырезаем. Когда все части инструментов будут вырезаны, выкладываем их на основу (чемоданчик) и по очереди приклеиваем, аккуратно удаляя остатки клея ветошью. Во время работы соблюдаем технику безопасности при работе с ножницами. Приступаем к работе. Во время работы учитель индивидуально оказывает помощь ученикам. |
9. Подведение итогов занятия | Уборка рабочего места. Выставление отметок. Награждение всех детей медалями «Умелые руки». |
10. Рефлексия | Анализ работ обучающихся. Обобщение знаний, полученных на занятии. |