Задачи:
Речевое развитие: обучать детей умению составлять знакомые образы героев сказки с символами; самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; развивать интонационную выразительность речи; обогащение словарного запаса;
Познавательное развитие: развивать у детей наглядно-действенное мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость; развивать умение действовать согласованно.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; интерес к русскому народному творчеству.
Методы: игровой, словесно-логический, самостоятельный.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, воспитатель предлагает:
— Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся все за руки, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. И сейчас мы отправимся в сказочное путешествие. Присаживайтесь на стулья.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Сюрпризный момент: Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.
— Ребята, посмотрите, что это? Кто-то забыл мешочек. Давайте попробуем отгадать, Что в нём? Несколько детей ощупывают игрушку в мешочке и пытаются отгадать.
— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (У неё длинный, пушистый хвост, острые ушки, длинная мордочка)
— Правильно, ребята, это лиса. Она прибежала к нам из сказки.
— Давайте теперь попробуем описать нашу гостью:
— А кто нам расскажет о шёрстке?
— Ребята, как вы думаете, зачем лисе такой большой хвост? (ответы детей) Правильно, ребята. Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать следы, укрываться хвостом, когда холодно.
— Что можно сказать о характере лисы? (хитрая, ловкая, обманщица)
— Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки. А вы можете мне назвать сказки, в которых живёт лиса?
— Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья пришла из сказки, где обидела зайчика.
— Правильно, ребята. Эта сказка называется «Заюшкина избушка» и принесла нам лиса загадки:
У меня отличный слух, острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку, потому что я (собака).
Наш зверёк живёт в тревоге, от беды уносит ноги.
Ну—ка, быстро отгадай-ка, как зверёк зовётся? (зайка)
Кто большой и косолапый, мёд достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь, а зовут его… (медведь)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, крыльями хлопает громко,
Курочек верный пастух, как зовут его… (петух)
Скачет по болоту зелёная квакушка,
Зелёненькие ножки, зовут меня (лягушка)
— Ребята, все ли эти животные являются героями сказки «Заюшкина избушка?» (лягушка)
5. Физкультминутка.
— Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ней? Тогда встаем в круг.
— Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
— Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
6. Моделирование сказки.
— Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает вас за столы.
У вас на столах лежат листы бумаги. Какие геометрические фигуры на них нарисованы? (круги) Чем они отличаются? (цветом, размером) Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).
— Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Мы будем дорисовывать наших героев и рассказывать сказку. Как начинается сказка? Правильно. Давайте дорисуем лису и зайчика. Для зайчика, как вы думаете, какой? (белый). Какие у него ушки? (длинные) Рисуем. Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Что мы ей нарисуем? (пушистый хвост). Правильно, ребята. Что же было дальше? Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» – собаке? (серый). И нарисуем мы ей хвост колечком. – Что было дальше? Правильно. Медведю какого цвета кружок, почему? (ответы) Уши у медведя какие? (круглые). Кто ещё пришёл на помощь зайчику? (ответы) Что можно нарисовать петушку? (гребешок, разноцветный хвост). Молодцы. Заканчиваем сказку.
— Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро)
— Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети выходят из-за столов и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем:
— Мой язычок научился петь новую песенку, а послушал он её у индюка. Индюк бегал по двору и кричал: Бл-Бл-Бл. Чтобы и у вас получилось, надо надуть щёки и заставить язычок быстро бегать. Бл-Бл-Бл. Песенка у индюка сердитая. Индивидуальные ответы.
— А теперь выпустите язычок на солнышко погреться, затем поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубки, растяните ротик в улыбке и пойте Л-Л-Л. Индивидуальные ответы.
— У индюка песенка сердитая, губы ударяются друг о друга, а у колокольчика нежная, лёгкая: Ли-Ли-Ли. Сейчас мы будем петь разные песенки. Одни похожи на песенку индюка, а другие на песенку колокольчика.
Ла-Ла-Ла Ля-Ля-Ля
Лы-Лы-Лы Ли- Ли-Ли
Лу-Лу-Лу Лю-Лю-Лю
Ол-Ол-Ол Ял-Ял-Ял
Поиграем ещё в одну игру, в которой выберем слова со звуком Л:
Лето по полю гуляло, лето шило-вышивало,
Луг – цветами, лес – листами.
Молодцы ребята, очень хорошо справились с заданием.
Сегодня мы с вами играли в игры, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка», а скоро нас будут ждать новые сказки.