Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе «Расскажем сказку»


Автор: Галина Вячеславовна Власенко, Елена Александровна Шадрина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Задачи:

Речевое развитие: обучать детей умению составлять знакомые образы героев сказки с символами; самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; развивать интонационную выразительность речи; обогащение словарного запаса;

Познавательное развитие: развивать у детей наглядно-действенное мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость; развивать умение действовать согласованно.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; интерес к русскому народному творчеству.

Методы: игровой, словесно-логический, самостоятельный.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал, воспитатель предлагает:

— Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся все за руки, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. И сейчас мы отправимся в сказочное путешествие. Присаживайтесь на стулья.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

Сюрпризный момент: Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

— Ребята, посмотрите, что это? Кто-то забыл мешочек. Давайте попробуем отгадать, Что в нём? Несколько детей ощупывают игрушку в мешочке и пытаются отгадать.

— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (У неё длинный, пушистый хвост, острые ушки, длинная мордочка)

— Правильно, ребята, это лиса. Она прибежала к нам из сказки.

— Давайте теперь попробуем описать нашу гостью:

— А кто нам расскажет о шёрстке?

— Ребята, как вы думаете, зачем лисе такой большой хвост? (ответы детей) Правильно, ребята. Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать следы, укрываться хвостом, когда холодно.

— Что можно сказать о характере лисы? (хитрая, ловкая, обманщица)

— Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки. А вы можете мне назвать сказки, в которых живёт лиса?

— Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья пришла из сказки, где обидела зайчика.

— Правильно, ребята. Эта сказка называется «Заюшкина избушка» и принесла нам лиса загадки:

У меня отличный слух, острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку, потому что я (собака).

Наш зверёк живёт в тревоге, от беды уносит ноги.

Нука, быстро отгадай-ка, как зверёк зовётся? (зайка)

Кто большой и косолапый, мёд достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь, а зовут его… (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, крыльями хлопает громко,

Курочек верный пастух, как зовут его… (петух)

Скачет по болоту зелёная квакушка,

Зелёненькие ножки, зовут меня (лягушка)

— Ребята, все ли эти животные являются героями сказки «Заюшкина избушка?» (лягушка)

5. Физкультминутка.

— Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ней? Тогда встаем в круг.

— Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

— Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки.

— Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат листы бумаги. Какие геометрические фигуры на них нарисованы? (круги) Чем они отличаются? (цветом, размером) Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

— Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Мы будем дорисовывать наших героев и рассказывать сказку. Как начинается сказка? Правильно. Давайте дорисуем лису и зайчика. Для зайчика, как вы думаете, какой? (белый). Какие у него ушки? (длинные) Рисуем. Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Что мы ей нарисуем? (пушистый хвост). Правильно, ребята. Что же было дальше? Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» – собаке? (серый). И нарисуем мы ей хвост колечком. – Что было дальше? Правильно. Медведю какого цвета кружок, почему? (ответы) Уши у медведя какие? (круглые). Кто ещё пришёл на помощь зайчику? (ответы) Что можно нарисовать петушку? (гребешок, разноцветный хвост). Молодцы. Заканчиваем сказку.

— Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро)

— Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем:

— Мой язычок научился петь новую песенку, а послушал он её у индюка. Индюк бегал по двору и кричал: Бл-Бл-Бл. Чтобы и у вас получилось, надо надуть щёки и заставить язычок быстро бегать. Бл-Бл-Бл. Песенка у индюка сердитая. Индивидуальные ответы.

— А теперь выпустите язычок на солнышко погреться, затем поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубки, растяните ротик в улыбке и пойте Л-Л-Л. Индивидуальные ответы.

— У индюка песенка сердитая, губы ударяются друг о друга, а у колокольчика нежная, лёгкая: Ли-Ли-Ли. Сейчас мы будем петь разные песенки. Одни похожи на песенку индюка, а другие на песенку колокольчика.

Ла-Ла-Ла Ля-Ля-Ля

Лы-Лы-Лы Ли- Ли-Ли

Лу-Лу-Лу Лю-Лю-Лю

Ол-Ол-Ол Ял-Ял-Ял

Поиграем ещё в одну игру, в которой выберем слова со звуком Л:

Лето по полю гуляло, лето шило-вышивало,

Луг – цветами, лес – листами.

Молодцы ребята, очень хорошо справились с заданием.

Сегодня мы с вами играли в игры, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка», а скоро нас будут ждать новые сказки.