Конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционных дидактических игр по сенсомоторному развитию


Автор: Светлана Викторовна Шестакова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 11» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


НОД ОО «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром)

на тему: «Морское путешествие»

Задачи НОД

Образовательные: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир. совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (цвет, форма), закреплять умение называть цвета ( красный, синий, зеленый, желтый), соотносить по цвету, размеру,

Развивающие: Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, фантазию, творческое воображение. Развивать мелкую моторику рук. развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий; развивать коммуникативные умения детей; развивать зрительное внимание, память, зрительно-двигательную координацию;

Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.

ХОД

Организационный момент:

«Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Доброе утро, я вам говорю
Доброе утро, я вас всех люблю
Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется»

Ребята, сегодня к нам пришло письмо, да не обычное, а видеописьмо, давайте посмотрим на экран и узнаем, что в нем. (обращаю внимание на экран).

«Здравствуйте, ребята! А вы знаете, кто я? Я царь морей, а зовут меня Нептун. Живу я вместе с морскими обитателями в подводном царстве. У нас случилась беда, наш подводный мир заколдовала злая морская колдунья и теперь в нашем царстве темно, скучно, если вы выполните все задания, то в море опять станет светло и весело. Я знаю, что только вы сможете преодолеть все препятствия на своем пути. А чтобы справиться со всеми заданиями, вам поможет карта и волшебные слова. (карта расположена на магнитной доске)

Ребята, а кто это был? (морской Царь, Нептун) А где живет? (в море) А какое море? (большое, синее, глубокое) Кто живет в море? (рыбки) Какие они, все ли одинаковые? (нет, большие и маленькие, разноцветные) А что есть у рыб? (плавники, хвост) как плавают рыбки? (имитация движения рук) Вы столько много знаете, ну что, поможем морскому царю? Не испугаетесь? А вот и карта (обращаю внимание) и волшебные слова…

«Раз прихлопнем, два притопнем…

Вокруг себя повернись и в морском царстве окажись»

Ребята посмотрите, где мы оказались, и первое наше задание обращаю внимание на карту, «Фонарик», подходите к столу « В море тихо и темно, злая колдунья заколдовала всех рыб и они стали невидимыми, вы фонарики берите и каждую рыбку осветите и дорожку к ним найдите»

Д/и «Фонарик – найди рыбку»

Вот мы и спасли рыбок, нашли всех и каждой провели дорожку, теперь он не заблудятся, давайте подойдем к карте и отметим фишечкой, что это задание выполнили. Ребята посмотрите, а следующий наш путь держит , обращаю внимание на карту «Рыбка» к другому домику рыб.

Колдунья и здесь на проказничала, она зелья наварила и всех рыбок опоила, вы волшебные камушки берите и всех рыбок полечите и про ракушки не забудьте, морским жителям без них нельзя, дом – ракушка для них друзья. И поможет нам волшебный звонок, кто быстрей расколдует, тот нажимает звонок, дает понять, что рыбка расколдована.

Д\\и « Волшебные цветные камушки»

Ребята, рыбки так обрадовались и хотят с вами поиграть, посмотрите, вы расколдовали каких рыбок, здесь какие, по размеру? (большие и маленькие)

Подвижная игра «Найди пару»

Рыбки плавали, ныряли в голубой морской воде, то сойдутся, разойдутся то зароются в песке, раз два три, пару себе найди (меняю рыбок, повторяется игра 2 раза)

Ребята, давайте подойдем к карте и отметим фишечкой, что мы это задание прошли. А следующий наш путь держит, посмотрите, что здесь изображено? (мусор) Вот так ужас, вот беда, что же делать нам друзья. Ой, посмотрите, какие здесь рыбки? (грустные) А почему? (мусора много, тяжело рыбкам) Посмотрите, какой здесь мусор? (бутылки, банки, палки, ветки) Посмотрите у каждого из вас есть волшебный мешочек, на нем изображена геометрическая фигура, вы замочки открывайте и весь мусор собирайте и внимательней смотрите, банки, палки уберите, а поможет вам геометрическая фигура, у каждого она своя.

Д\\игра « «Собери мусор»

(меняю рыбок грустных на веселых)

Давайте подойдем к карте и отметим, что мы это задание выполнили. На карте изображен дом Морского царя Нептуна. Вот ребята мы и пришли к дому морского царя. Ах, какая хитрая эта колдунья и до морского царя добралась, околдовала его, давайте поможем и заколдуем сами злую колдунью, чтобы она больше не проказничала.

Д\\игра «Волшебная проволока»

(у каждого есть карточка с изображением морской царицы и волшебная цветная проволока, только будьте внимательны, нужно не просто соединить проволоку, а соединить, так как на карточке)

Вот мы и спасли морского царя, и вновь в море стало, чисто, уютно и светло, мы спасли всех морских обитателей и заколдовали злую морскую колдунью. Давайте подойдем к карте и отметим, что это задание выполнили. Посмотрите ребята, какой путь мы с вами сделали? (провожу указкой) длинный, столько заданий выполнили. На экране появляется царь Нептун, благодарит детей и дарит игру. А нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад.

Танец 2 куплета «А рыбы в море плавают вот так»

НОД«Путешествие в осенний лес». ОО «Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром)

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы;
  • закреплять обобщающее понятия «дикие животные»…
  • закреплять понятия «один», «много», «ни одного»;
  • закреплять умения различать цвета (жёлтый, красный, оранжевый, зеленый); соотнесению предметов по цвету
  • учить выполнять двигательные упражнения вслед за воспитателем.

Развивающие:

  • активизировать познавательную и речевую деятельность;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать пространственные представления, мелкую моторику рук;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на происходящее.
  • развивать пространственные представления, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, за, в и др.) местонахождение вещей.

Воспитательные:

  • воспитывать желание помогать, выручать из беды;
  • воспитывать любовь к природе, чуткость и отзывчивость по отношению к животным;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением животных леса, осенних пейзажей; чтение художественной литературы; беседы, разучивание стихотворений о животных леса, осени; наблюдение за природными явлениями во время прогулки; дидактические и подвижные игры.

ХОД

Организационный момент

«Дружно за руки возьмемся и в кружочек соберемся
Солнце ласково смеется
Греет ярче горечей
Мы друг другу улыбнемся
И играть начнем скорей»
Ребята послушайте загадку:

Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)

А какие приметы осени вы знаете? (Дует холодный ветер, часто идёт дождь, листья на деревьях желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, люди надевают тёплую одежду и т. д.) А вы знаете стихотворение про осень?

«Ходит осень по дорожке,
У нее на ножках красные сапожки,
У нее на платьице листики цветные,
А в лукошке есть грибы лесные»
Входит Осень

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Осень. Как я рада встрече с вами. Осень – красивое время года. Осенью с деревьев опадают листья. Всё кругом яркое, нарядное, как в сказке. А вы хотите отправиться в сказку?

– Тогда я вас приглашаю вас на лесную поляну. У меня есть волшебная палочка. Сейчас я дотронусь до каждого из вас, скажу волшебные слова и произойдет чудо, закрывайте глаза

(Вокруг себя покружись, в сказке окажись)

Ребята, открывайте глазки, посмотрите, где мы с вами оказались: лес кругом, елочки, деревья, какие стоят? (высокие и низкие)

Но, что здесь произошло? Это ветер – шалунишка с веток сорвал все листочки и разбросал их по полянке. Давайте наведем порядок? Соберем листочки: желтые в корзинку с желтым листочком, зеленые с зеленым, а красные с красным).

По ходу игры спрашиваю у детей, откуда подняли листочек, ПОД ёлочкой, НА ветке, ЗА деревом и т. д.)

— Молодцы, ребята, полянка снова чистая и красивая.

Ребята, послушайте загадку:
«Хвост пушистою дугой —
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле» (Белка)

Ой, посмотрите, а белочка, здесь не одна, а с бельчонком. (рассматривают) Белка какая? Большая, а бельчонок? (маленький)

– Ребята, посмотрите, что растёт в лесу? (Грибы разные по размеру)

Это, какой гриб? А это?

— давайте соберем грибочки в корзинки. Большие грибы мы будем собирать в большую корзинку маме белке, а маленькие – в маленькую, бельчонку.

Хорошо мы погуляли,
Много здесь грибов набрали,
Постарались малыши –
Все грибочки хороши.

Посмотрите, к нашему бельчонку прибежали друзья, сколько здесь их? (много) Бельчата, очень любят играть с разными фигурками. Игра «Подбери фигурку бельчонку»

Ребята, послушайте, а кто это шуршит (включить звук, шуршание ежей) Да это ведь ёжики, ребята посмотрите, ежи какие не обычные , сказочные, разного цвета, они растеряли свои колючки, как же им сейчас придется без колючек жить, ведь их может съесть лиса или волк, да и готовится к зиме нужно, им без колючек никак нельзя. Давайте поможем ежам, наденем колючки и каждому ежику соберем урожай, посмотрите сколько яблок здесь, они тоже разного цвета. Каким цветом яблочки? Какой формы? Наверное, они такие вкусные! И какие ещё? Правильно, сладкие, ароматные.

Игра «Подбери колючки», «Угости ежа»

Ребята, в лесу стало прохладно. Подул сильный ветер. Веточки на деревьях закачались. На небе появились тучи. Кажется, капает дождик!

«Музыкальная игра»
Капля — раз, капля — два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом —

Все бегом, бегом, бегом — бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять — хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап — свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем — соединить руки над головой

Ребята посмотрите, ох уж ветер ветерок, шалунишка, играет с нами, опять все листочки разбросал, давайте украсим деревья, чтобы в лесу стало красиво. (выкладывают пайетками — листочки, на деревьях)

Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями. И мне помогли и зверей в беде не оставили. Ну а теперь, пришло время прощаться. Я возвращаюсь в сказку, а вы в свою группу!

Я хочу на прощанье
Всем здоровья пожелать
Ну, а мне пора бежать
Зиму вам пора встречать.
– До, свидания! (Уход под музыку).
НОД «На помощь колобку». ОО «Развитие речи»

Задачи:

Образовательные: обогащать словарь детей прилагательными; активизировать словарь детей; учить детей соотносить слова со своими действиями; закрепить знания детей об овощах и фруктах; закрепить полученные ранее знания о сказке;

Развивающие: развивать речевой активности детей; развивать творческого воображения, эмоций, чувств;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества малышей, сострадание, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, воспитывать интерес к драматизации;

Ход

Организационный момент

«Дружно за руки возьмемся
И в кружочек соберемся
Солнце ласково смеется
Греет ярче горечей
Мы друг другу улыбнемся
И играть начнем скорей»
Ребята, а вы любите сказки? Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Отлично! Поедем на машине. Только нужно залить бензин. Открываем баки: «Чик-чик-чик-чик» — отвинчивающие движения кистью руки. Заливаем бензин: «С-с-с-с-с» — указательный палец опускаем вниз. Закрываем баки: «Чик-чик-чик-чик». Заводим мотор: «Д-д-д-д-д» — вращаем руками. Завелся мотор, машина загудела: «У-у-у-у-у». Проверим сигнал: «Би-бип». Поехали! (Дети идут друг за другом)

Машина, машина, идет, гудит.
В машине, в машине, шофер сидит.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина, стой!

Ну, вот мы и попали в сказку, вот только в какую? Не знаете? (Нет) А давайте узнаем, посмотрите, тут кто-то спрятался! (за пенечком прячется Колобок)

Кто это? (Колобок) Ксюша, повтори. Аня, кто это? Правильно, мы с вами попали в сказку «Колобок». А запах то какой. мммм. Откуда этот запах? А, это наверное пахнет Колобок. Давайте понюхаем (дети вместе с воспитателем нюхают носом). А Колобок же наш только из печи, он совсем горячий. АЙ-ЯЙ горячо. Давайте подуем на него (дети вместе дуют на Колобок). И он, наверное, очень вкусный, так и хочется съесть его. Покажем, какой он вкусный (дети облизывают язычком губки). Какой Колобок? (круглый, румяный, красивый, вкусный, горячий). Захар, скажи какой Колобок? (румяный, круглый) Только что-то колобок какой-то грустный. Давайте сначала поздороваемся с нашим колобком: Здравствуй, Колобок!

(Колобок грустным голосом) Здравствуйте, ребята…

Колобок, а почему же у тебя такое настроение грустное?

Меня бабушка испекла, я лежал-лежал, да и решил по лесочку погулять, а в лесу страшно, грустно и много голодных зверей. А я маленький, кругленький, румяненький, очень вкусный, каждый хочет меня съесть. Зачем я от бабушки с дедушкой убежал! Хочу обратно!

Не волнуйся, Колобок, мы тебе поможем, отведем тебя обратно к бабушке и дедушке.

А кто же здесь живет, надо загадку отгадать:
То ли белый, то ли серый наш пушистенький зверек
Ушки длинные он чутко на головушке несет»
Кто это? (надеваю на Ксюшу шапочку зайца)
Дети: Заяц.
Воспитатель: А как Зайца можно назвать ласково?(зайчик, зайчишка)
Ответы детей
Ребята! А какой наш зайка?
Ксюша — заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Ой, зайка! Не ешь нашего колобка! Мы соберем для тебя овощи в корзину. Ребята, поможем Колобку, накормим зайца?
Дети: Да.

Игра «Собери овощи»

Дети подходят к столу, на котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Воспитатель: Вот они – продукты: овощи и фрукты! Скажите, где растут овощи? В огороде, на грядках: А где растут фрукты? В саду, на деревьях.
Дети собирают овощи в корзину.
Что ты положил в корзину? Что это – овощ или фрукт? Где растет?
Ну что зайка проверяй, мы помогли тебе? Заяц дарит ключ со своим изображением. А пойдем с нами..
Послушайте ребятки ещё одну загадку:
Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел. (Волк)
(надеваю шапочку Вове — волка)
Ребята, скажите волк какой? (серый, голодный, злой, зубастый)
А как волк воет? (У-У-У-У)
Захар: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ой! Не ешь нашего Колобка! Ты лучше скажи от чего ж ты такой грустный, может мы тебе сможем помочь? Да у тебя твои детки попали в куст с колючками, давай мы твоим деткам волчатам поможем и снимем колючки (Ксюша, где у волчонка колючки? На ушках, на лапках, на хвостике) Вот мы и помогли, как можно сейчас назвать ласково волка? (волчок, волчишко). Волк дарит ключ со своим изображением.

Пойдем с нами волчок колобка домой отнесем
Послушайте следующую загадку ребята
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? ( Медведь)
(надеваю шапочку Вове — медведя)
Какой наш Медведь? (Косолапый, большой, неуклюжий, бурый)
Вова: Колобок, колобок Я тебя съем!
Что же делать как же быть? Как нам мишку с колобком подружить?
Ребята! Какое самое любимое лакомство медведя в сказках?
Дети: Мёд!
Конечно мёд! А мёд какой?
Дети: Сладкий, липкий, вкусный, полезный.
А Медведь как рычит?
Дети: Ы-Ы-Ы
Давайте угостим мишку мёдом!
(Дети подходят к столу. На нем плоскостной горшочек с мёдом, на нем пчёлки на ниточках.)
Дыхательная гимнастика: «Прогоним пчёлок».

Воспитатель: Вот несчастье, вот беда! Пчёлки прилетели к нам сюда! Ребята, надо пчёлок прогонять, мишку мёдом угощать! Давайте аккуратно, чтоб пчёлки нас не укусили, подуем на них и прогоним! вдохните побольше воздуха через носик и плавно выдохните через рот, подуйте на пчёлок.

Ребята! А какой мёд? Какие вы ребята молодцы! Угощайся Мишка мёдом! Не ешь нашего Колобка.

Ребята, давайте покажем какой мёд вкусный, сладкий.

Артикуляционная гимнастика «Вкусно!»

Ребята, Медведю наше угощение понравилось! Как его можно назвать ласково? (миша, мишутка, мишенька) Медведь дарит ключ со своим изображением

Ну что ребята идем дальше? Слушайте загадку.
Эта рыжая плутовка
Наших кур ворует ловко.
Зверя нет в лесу хитрей
Кто она? Скажи скорей! (Лиса)
(надеваю шапочку на Регину — лисы)
Лиса какая? Рыжая, хитрая, красивая.
Что-то наша лисичка такая грустная? Что случилось?
Регина: Мне подарили краски и я не знаю что ими нарисовать. Давай мы тебе можем.
Игра «Веселые краски»

Регина – лиса: Вот спасибо вам друзья! С колобком подружиться рада я. Лиса дарит ключ со своим изображением

Какие мы с вами ребята молодцы! Вот мы с вами и пришли к домику, где бабушка с дедушкой живет. Ой а домик закрыт и замки висят, а вот зачем нужны нам ключи и колобок наш в сказку сможет вернулся, к бабе и деду.

«Игра найди тень»
(а перед тем как ключи подобрать, нужно сказать к каждому ключу волшебные слова)
Су су су – живет заяц в лесу (найди ключику от зайца свой замочек)
Си си си ловит волк караси ( относим ключ)
Сы сы сы видит мишка зимой сны (относим ключ)
Са са са – это рыжая лиса (найди ключу свой замочек)
Вот ребята вам спасибо, что колобку нашему помогли! А за это у нас с дедом для вас сладкий гостинец. (воспитатель показывает детям корзину с угощениями)

Воспитатель: Ребята! А вам понравилось наше путешествие в сказку? (ответы детей) Скажите, что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Вы все были молодцы, справились с такими трудными заданиями. А теперь нам пора возвращаться домой.

Танец.