Цели – способствовать развитию познавательного интереса, мышления, расширению представлений об окружающем мире. Развивать речевые навыки детей, а также способствовать укреплению внутрисемейных отношений.
Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку – «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которых и «два кольца, два конца, посередине гвоздик».
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша.
Загадка учит ребенка думать и анализировать, формирует познавательную активность. Ведь существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют представления малышей об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти представления приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря разнообразным эпитетам, прилагательным, которыми изобилуют загадки, ребенок учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных и удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Загадка помогает обогатить речь ребенка, активизирует словарь. Кроме того, формируются навыки коррекции речевых нарушений, развивается мотивация на устранение речевых дефектов.
Загадки развивают у детей чувство юмора. А еще малыши любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим друзьям. Несколько минут, затраченных на речевое творчество с ребенком, на загадывание и отгадывание загадок, окупятся с лихвой. Ведь нужно запомнить не только загадку, но и ответ, значит, загадки развивают детскую память.
Загадки могут быть описательными, где ребенок просит отгадать какой-либо предмет по ряду описанных им признаков или действий, следовательно, развивается воображение и мышление. Например: «У него теплая коричневая шуба, круглые уши, маленький хвост, всю зиму спит» (медведь). Кроме того, загадку можно нарисовать или вылепить. Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Во время процесса лепки развивается мелкая моторика рук, что способствует укреплению нейронных связей малыша, речевой активности при планировании работы и его проговаривании. При этом у ребенка появляется устойчивый интерес к художественно-продуктивной деятельности. Дети с помощью взрослых могут придумывать и рисовать отгадки к ним, выполнять аппликации на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Что где растет?». Процесс изготовления аппликации будет более интересен для ребенка, чем простое отгадывание загадки.
Загадка «Стоит Антошка на одной ножке» (гриб) может вызвать массу идей изготовления этой отгадки Можно организовать выставку работ детского творчества «Отгадай наши загадки». Кроме того, можно использовать настольно-печатные игры «Времена года», «Угадай цветок», «Кому что нужно?».
Детям нравится отгадывать загадки, у них вызывает радость от процесса и результат этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла, они вызывают интерес к миру явлений и вещей.
Большой интерес вызывают у начинающих читать дошкольников разгадывание ребусов. Вот где широкое поле деятельности для детского ума! Предметность, конкретность, направленность загадок на детали жизни делают загадку отличным приемом воздействия на детский ум, ставят перед ребенком вопросы: что, откуда, из чего сделано? Загадки о предметах домашнего обихода указывают на характерное во внешнем виде предметов.
Загадки о явлениях природы, о животных раскрывают привычные взаимосвязи, обращают внимание на повадки животного мира. Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима:
Егор-Егорка упал в озерко,
Сам не утонул и воды не всколыхнул (месяц).
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают детям по-иному взглянуть на самые обыкновенные объекты природы: травинки, цветы, бабочек, дает картинное описание предмета.
Стоят в поле сестрички – желтый глазок,
Белые реснички. (ромашки)
А как ярко говорит загадка о радуге:
Поднялись ворота – всему миру красота. (радуга)
Посреди поля серебряные зерна лежат. (росинки).
Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края, привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Значительная роль загадок в формировании поэтического слуха, ведь наряду с песенками и потешками загадки – первые образцы народного фольклора. Они развивают чувство рифмы, обогащают слух разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию поэтической основы произведений литературы.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает бесценными качествами, так необходимыми для разностороннего, гармоничного развития наших малышей.