«Театр ‒ это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей».
(Б.М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, ‒ всё это помогает осуществить театр. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника.
Специальные исследования учёных-психологов показали, что обе роли, зрителя и актёра, являются значимыми для развития ребёнка. Театр развивает воображение и фантазию ребёнка, способствует формированию базиса его личностной культуры. Играя в театр, наши воспитанники учатся воплощать свои творческие замыслы.
Находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, они одновременно и режиссеры, и актеры своих спектаклей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброту, дружбу, смелость).
Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом развиться всесторонне. Конструирование тоже тесно связано с всесторонним развитием ребёнка.
При помощи конструирования у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Поэтому я решила использовать конструктор «Лего» в театрализованной деятельности детей. Эту работу я провожу с 2015 года. Кнопочный конструктор был выбран не случайно, потому что «Лего» в переводе с датского языка обозначает «умная (хорошая) игра», а самое главное, что это яркий, красочный, полифункциональный материал, представляющий большие возможности для поисковой деятельности детей.
Конструктор «Лего» имеет преимущества по сравнению с металлическим и деревянным конструктором:
Разнообразие — большое количество деталей: кирпичики, кубики и т.д.
Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.
-
Детали прочные, легкие, яркие, не травматичные, привлекают внимание детей.
В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей.
Развивается речь, что особенно актуально для детей с её нарушениями.
Созданные постройки из «Лего» используют с детьми в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного литературного произведения, сказки и т.д., а также имеются элементы творчества.
Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.
У ребёнка появляется возможность создать собственный образ колобка или волка, наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что детям с речевой патологией необходима помощь педагога в овладении не только игрой-театрализацией, но и в создании Лего-персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки), оказание целенаправленной помощи, беседа.
Впоследствии дети с речевой патологией начинают создавать интересные постройки и декорации, передовая своё отношение к ним. Дети выбирают различные Лего-элементы для отдельных частей тела героев, подчёркивая их индивидуальные качества. Например, Артём выбрал волка из сказки «Колобок», он использовал в своей работе кирпичики и кубики синего цвета. Волк у мальчика получился не злой, а добрый. На мой вопрос: «Почему у тебя такой добрый волк?» Артём ответил: «А он колобка не съел!»
В другом случае два ребёнка делали варианты деревьев для декораций: один ребенок, прикрепил ветки Лего-кирпичики в разные стороны, постройка получилась трёхмерной, а мальчик смастерил крону, напоминающую треугольник со срезанной вершиной.
Игры-театрализации, с созданными Лего-персонажами, очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка. И начинается сказка… «Жила была коробка… «так начинается сказка о деталях конструктора Лего. Затем сказка «Где мы будем жить?» (о том, как правильно скреплять детали)
Сказки «Как сделать машину?», «Как собрать жирафа?», где происходит показ действий и комментирование действий с Лего-элементами. Сказка «Доброе утро!», «Кто как подаёт голос?», «Спокойной ночи!» (заключительная сказка о том, что надо убирать все детали конструктора на место). Сказки помогают формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, возникают интересные замыслы, развивается воображение.
Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Лего помогает ребёнку видеть мир во всех его красках, что способствует его развитию. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: «Давайте играть в «Лего-сказки», но сначала придумаем героев этих сказок. «Для развития интереса придумывала маленькие сказки сама, затем дети обыгрывали эти сказки. Так как сами элементы и тем более соединённые детали могут превращаться во что угодно (дом человека, замок, пещеру), на глазах у детей превращаются ‘детали в сказочные персонажи.
Очень нравится детям придумывать своих сказочных героев из конструктора «Лего» приключать, придумывать свой сюжет к знакомым сказкам и обыгрывать их на вечерах досуга. В группу в свободное время, объединяясь подгруппами по З — 4 человека, показывать свой спектакль сверстникам. Дети выполняют статические постройки и постройки по замыслу, опираясь на сюжеты сказок: авторских, а также народных русских. При решении проблемы дети придумывают сказки самостоятельно. В течение года дети обыгрывают сюжеты сказок: «Лисичка со скалочкой», «Жихорка», «Кот, лиса и петух», «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака, «Слонёнок» Р. Киплинга, манипулируя построенными игрушками.
Детали конструктора «Лего» ‒ разного цвета и формы, без тематической направленности ‒ дают возможность создавать любое количество разных по содержанию образов.
Затем эти сказки записываются в «Альбом сказок» в котором сказочные персонажи зарисовываются такими, какими их сконструировали дети из деталей конструктора Лего.
Графические задания, направлены на знакомство детей с формой и цветом деталей и на развитие зрительно-пространственных отношений у детей. Это способствует лучшему развитию фантазии, творчества, мыслительных процессов, а также активизирует работу мелкой мускулатуры рук.
Я сделала вывод, что использование конструктора «Лего» в театрализованной деятельности способствует:
1. Созданию условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).
2. Обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия).
3. Способствует самореализации каждого ребёнка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Таким образом, при помощи использования кнопочных конструкторов «Лего» театрализованная деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе и согласование, воображение, речь, а также личностные качества.