«Новый год»
Ход игры. На магнитной доске – изображение елочки и медвежонка.
Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к елочке в соответствии с текстом, затем задает вопросы.
Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар – пониже. Бусы будут висеть совсем низко».
Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?».
«Белка на елке»
Ход игры. На магнитной доске – изображение елочки. Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к елочке в соответствии с текстом, затем задает вопросы.
Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос.
Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»;
2) «Белка – прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку».
Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»;
2) «Куда забралась белка?»
«Кот на лесенке»
Ход игры. На магнитной доске – изображение лестницы. Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к лестнице в соответствии с текстом, затем задает вопросы.
Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы.
Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай – высоко, кот – низко»;
2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».
Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»;
2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»
«Солнышко»
Ход игры. На магнитной доске – изображение домика и солнышка.
Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом.
Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».
Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»
Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели – солнышко низко; встали – солнышко высоко; присели – солнышко низко).
«Солнечный зайчик»
Ход игры. Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко» и т.д.
«Продолжи ряд (дорожку)»
Вариант 1
Ход игры. У каждого ребенка – набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.).
Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка…».
Примечания: 1. Дети продолжают ряд:
а) по зрительному образцу;
б) по слуховым следам.
2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка…».
Вариант 2
Ход игры. У каждого ребенка – набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши.
Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый… (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый…)»;
2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг… (два треугольника, один круг…)».
Примечания: 1. Дети продолжают ряд:
а) по зрительному образцу,
б) по слуховым следам.
2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий…».
Вариант 3
Ход игры. У каждого ребенка – набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши.
Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой…»;
2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой…»;
3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький…».
Примечание. Дети продолжают ряд:
а) по зрительному образцу,
б) по слуховым следам.
«Игрушки для клоуна»
Ход игры. У каждого ребенка – лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши.
Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»;
2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».
«Игрушки для зайчика»
Ход игры. У каждого, ребенка – лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.
Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
«Коврики»
Ход игры. У каждого ребенка – чистый лист бумаги и цветные карандаши.
Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».
«Выбери дорожки»
Ход игры. У каждого ребенка – две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга.
Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.
Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)