Занятие по формированию фонематического восприятия и слоговой структуры слова «В гостях у Зимушки-зимы»


Автор: Ирина Алексеевна Карпенко
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21"
Должность: учитель-логопед


Программное содержание

Обучающие задачи

1. Способствовать овладению звуковым и слоговым анализом.

2. Закреплять умение ритмизации.

3. Упражнять в подборе рифмы.

Развивающие задачи

Развивать Ф.Ф.В., интонационную выразительность, восприятие, внимание, мышление, воображение.

Воспитательные задачи

Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности, инициативности.

Оборудование: проектор, экран, елка, шкатулки, снеговик.

Демонстрационный материал: компьютерная мультимедийная презентация

Раздаточный материал: картинки-льдинки, снежинки (большие и маленькие), звуковые пеналы.

Предварительная работа: дидактическая игра «Закончи фразу» – подбирать рифму, «Подбери слово» — подбор прилагательных к существительному.

Индивидуальная работа: прохлопать ритмический рисунок с Артемом С.

Ход НОД:

1. Орг. момент. Загадка:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром.

— Что это за царица? Конечно, это ЗИМА

2. Вы любите зиму? А за что вы ее любите? Какая она? (подбор прилагательных по первому звуку: начни слово со звука Мморозная, Иискристая, БЬбелоснежная, Ппушистая, У – удивительная, ДЬ – дивная. А теперь продолжите мои слова: се-ребряная, сту-деная, хо-лодная, вет-реная, ска-зочная, вол-шебная).

Да ребята, зима это самое удивительное и волшебное время года. И сегодня сама Зимушка-Зима приглашает нас к себе в гости.

А где же живет Зима? Она прислала нам свой адрес (видео: у леса на опушке, жила зима в избушке)

Звук вьюги. Посмотрите, вьюга принесла нам снежинки, указывающие дорогу на лесную опушку. Тут и звуковое письмо.

Со снежинками танцуйте, путь-дорожку нарисуйте (голос зимы)

На экране появляется снежинка, дети, соотнеся с изображением, находят у кого такая как – на экране – воспроизводят ритм и кладут снежинку.

Куда же тропинка нас привела? Вьюга так развеселилась, пока с вами танцевала, что не заметила, как все вокруг снегом замела.

Посмотрите, какой сугроб, мне кажется, что под ним кто-то есть.

Если верно слово подобрать, снежинку сможешь ты убрать. (голос зимы)

Любимое слово Зимы – снег, поэтому вам нужно подобрать снежные слова, готовы.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег).

С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки).

На поселки, на лужок выпал беленький … (снежок).

Вот веселье для ребят, все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Чтоб слепить снеговика, нужно три больших … (снежка).

Словно в белый пуховик, нарядился … (снеговик).

Рядом снежная фигурка, это девочка — … (снегурка).

На снегу-то посмотри, с красной грудкой … (снегири).

Словно белый пароход, мчит по снегу … (снегоход).

И на шапке, и на спинке у меня блестят … (снежинки)

Взял нам папа на прокат, быстроходный … (снегокат).

Дети заканчивают фразу и убирают по одной снежинке. Под снежинками находится снеговик.

Вы заметили, что во всех ваших словах было одно и то же слово? — Какое? (снег). Это семья слов. Все эти слова-родственники.

Снеговик шел в мастерскую Зимушки-зимы, чтобы наморозить новые льдинки. В благодарность за свое спасение он приглашает нас с собой. Дети садятся за столы.

Снеговик уже много лет морозит льдинки, но никогда не знает что получится. Сначала нужно выбрать краски – определить первый звук в словах и обозначить его соответствующим цветом. Потом составить слово из этих звуков. Если все сделаете верно, то на елочке найдете свою льдинку. Дети работают за столами, составляют слово по первым звукам слов на карточке, составляют звуковую схему, затем находят свою льдинку на елочке.

Теперь у нас есть подарки для Зимушки-зимы. Она как раз коллекционирует льдинки. У нее даже есть специальные шкатулки.

Вот так незаметно мы и дошли до самой опушки леса, прямо до избушки Зимушки-зимы. Давайте поблагодарим белоснежную хозяйку за такую чудесную прогулку и подарим ей льдинки. Звук вьюги. Ах проказница вьюга и здесь пошалила. Все льдинки перепутала, нужно разложить все по своим шкатулкам. Дети называют слова, определяют количество слогов, и раскладывают по шкатулкам.

Голос зимы:

За подарки хочу вам спасибо сказать,

Но настала пора вас домой возвращать.

Знает танец снеговик,

Он его плясать привык.

В этом танце волшебство,

Вас вернет домой легко.

Дети выполняют движения под песенку «Новогодняя зарядка»

Наша прогулка по зимнему лесу закончилась. И нам пора возвращаться в группу. Звук вьюги. Ой, ребята, Зимушка-зима с вьюгой нам гостинцы принесла (в волшебном мешочке конфеты).