Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве


Автор: Ирина Алексеевна Карпенко
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21"
Должность: учитель-логопед


«Новый год»

Ход игры. На магнитной доске – изображение елочки и медвежонка.

Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к елочке в соответствии с текстом, затем задает вопросы.

Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар – пониже. Бусы будут висеть совсем низко».

Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?».

«Белка на елке»

Ход игры. На магнитной доске – изображение елочки. Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к елочке в соответствии с текстом, затем задает вопросы.

Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос.

Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»;

2) «Белка – прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку».

Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»;

2) «Куда забралась белка?»

«Кот на лесенке»

Ход игры. На магнитной доске – изображение лестницы. Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к лестнице в соответствии с текстом, затем задает вопросы.

Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы.

Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай – высоко, кот – низко»;

2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».

Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»;

2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»

«Солнышко»

Ход игры. На магнитной доске – изображение домика и солнышка.

Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом.

Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».

Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»

Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели – солнышко низко; встали – солнышко высоко; присели – солнышко низко).

«Солнечный зайчик»

Ход игры. Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко» и т.д.

«Продолжи ряд (дорожку)»

Вариант 1

Ход игры. У каждого ребенка – набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.).

Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка…».

Примечания: 1. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу;

б) по слуховым следам.

2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка…».

Вариант 2

Ход игры. У каждого ребенка – набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши.

Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый… (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый…)»;

2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг… (два треугольника, один круг…)».

Примечания: 1. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу,

б) по слуховым следам.

2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий…».

Вариант 3

Ход игры. У каждого ребенка – набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши.

Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой…»;

2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой…»;

3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький…».

Примечание. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу,

б) по слуховым следам.

«Игрушки для клоуна»

Ход игры. У каждого ребенка – лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши.

Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»;

2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».

«Игрушки для зайчика»

Ход игры. У каждого, ребенка – лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

«Коврики»

Ход игры. У каждого ребенка – чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

«Выбери дорожки»

Ход игры. У каждого ребенка – две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга.

Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)