Содержимое
Введение
Одним их приоритетных направлений современного образования является обеспечение доступности и качества дошкольного образования.
В каждом учреждении есть передовые педагоги. Их практика по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования может быть полезна и интересна широкой педагогической общественности. Для того чтобы педагогическая практика стала достоянием педагогической общественности, о ней прежде всего необходимо заявить, представить и дать возможность коллегам её изучить.
В нашем понимании передовой является лучшая педагогическая практика. Её нельзя рассматривать в отрыве от социальных процессов, происходящих в обществе. Лучшая педагогическая практика по внедрению ФГОС ДО представляет собой успешное решение основных положений, задач и принципов, стоящих перед каждым педагогом и учреждением на данном этапе. Безусловно, введение ФГОС ДО должно успешно решаться всей массовой педагогической общественностью. Но лучшая педагогическая практика выступает в роли своеобразного «маяка». Передовая педагогическая практика содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Такая практика ценна тем, что он прокладывает новые пути в дошкольном образовании. Изучение и распространение передовой педагогической практики ‒ это не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности педагогов.
Зубарева Е.А. старший преподаватель
Закон Ж.И. старший преподаватель
Модель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
Концепция
Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. А умелое включение родителей в детскую деятельность позволяет значительно активизировать родительское сообщество, повысить знания родителей об особенностях воспитания ребенка – дошкольника.
Одной из эффективных на сегодняшний день, востребованных и детьми и родителями форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, содержащая комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста. Квест – это та форма обучения, которая способствует развитию у ребенка деятельностной позиции в ходе решения игровых поисковых задач.
Основополагающие принципы квеста:
— доступность (соответствие возрасту)
— системность (логическая связь предлагаемых заданий)
— эмоциональная окрашенность
— разумность по времени (для избегания потери интереса детей)
— разнообразие видов активности
— прогнозируемость
— безопасность
— диалогичность
Квест универсален, он включает в себя соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, за короткое время вовлекает участников квеста в разнообразные виды детской деятельности, объединяют всех участников образовательного процесса.
Структура игры включает общую игровую цель и общие правила, которые известны участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Важно понимать, подготавливая квест-игру, что подбор заданий должен быть безопасным, логичным, объединен одним сюжетом, соответствовать возрасту. При формировании развивающей среды планируемой игры важно учитывать мотивационную роль развивающего пространства на развитие воображения, познавательной активности, любознательности и т.д. Подбор необходимых атрибутов – значимый шаг к достижению поставленных целей в квест-игре. А опора на имеющиеся знания у ребят – одно из условий успешного прохождения квеста.
Технология
В процессе игры воспитанники, родители и педагоги-проводники последовательно движутся по этапам, решая различные (активные, поисковые, творческие) задания.
Педагоги – участники квеста обеспечивают безопасность, консультируют, оказывают помощь в решении организационных вопросов.
Коллективом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана на основе игровой технологии:
— разработан и реализован познавательный квест «Морские приключения» (Приложение 1);
— педагогом дополнительного образования был разработан и реализован творческий квест «Разноцветная палитра» (Приложение 2);
— в рамках участия в муниципальной акции «Вечерний Биробиджан» был разработан сценарий игрового квеста «Вместе весело играть», построенного на использовании настольных игр (Приложение 3).
Работа по использованию квест-технологии ведется в учреждении в течение 3 лет. Каждый год выявляются возможности детей в овладении квест-технологией. Оценивается их участие, стремление, развитие регулятивных действий. Считаем, что именно от правильной организации зависит повышение мотивации воспитанников в различных видах деятельности, а в дальнейшем успешность социализации в обществе.
Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Работа с родителями реализуется в разных формах. Это консультации, беседы, папки-передвижки, памятки, рекомендации, анкетирование, привлечение к организации квестов. Задачи работы с родителями заключались в следующем: познакомить с основами квест-технологии, ее особенностями и значимостью использования в работе с детьми дошкольного возраста; привлечь родителей к образовательному процессу, включить их в совместную работу для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Работа с педагогами велась также на протяжении трех лет.
Таким образом, в ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применяет логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.
Квест-технология – одно из интересных средств, направленных на обучение и воспитание дошкольника как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Для выявления эффективности применения квест-технологии была проведена диагностика развития регулятивных действий.
При анализе диагностических результатов был особо выделен критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Нам было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. С применением новой технологии у педагогического коллектива появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Надеемся, что опыт ДОУ пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.
Приложение 1
Сценарий квест-игры «Морские приключения»
Цели:
1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту.
2. Осмысливать и решать задачи, возникающие при определенных обстоятельствах.
3. Создать позитивное настроение и радость приключений.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами …
(звучит музыка, появляется пират)
Пират 1: Эй, полундра! Все наверх!
Что за шутки? Что за смех?
Мы веселья не выносим,
Что хотим – берем, не просим.
Пират 2: Спорить с нами мало толку,
Нет преград морскому ВОЛКУ.
Знаем клады всех морей
В трюмах разных кораблей.
Раз корабль есть у вас,
Надо отправлять тотчас
В плаванье такой корабль,
Как морской он дирижабль.
Но чтобы в плаванье пуститься,
Командам нужно потрудится.
Пират 1: Ребята, я хочу сообщить вам весть. В плаванье отправятся самые выносливые, смелые, умные, находчивые. Ведь нам предстоит стать командой, а это не каждому под силу.
Пират 1: Чтобы плавать на кораблях, нужно уметь сохранять равновесие во время шторма. Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю:
Команды, стройся!
Лево руля! – шаг влево.
Нос! – шаг вперед.
Корма! – шаг назад.
Поднять паруса! – все останавливаются и поднимают руки вверх.
«Морская разминка» (разминка) – Наталья Николаевна
Пират 2: Отличные команды – все такие умные, хитрые, ловкие! А теперь всем участникам нужно подтвердить торжественную клятву:
Пират 1: Я сейчас буду читать четверостишье, которое должно заканчиваться одной строчкой, и вам нужно прокричать эту сточку всем вместе, дружно «Потому что мы команда».
Поднимаем якоря,
Отправляемся в моря!
Мы бесстрашные ребята.
Потому что мы команда!
В море грозная волна,
Ураганы и шторма,
Ну а мы плывём куда-то.
Потому что мы команда!
Прямо к острову плывём,
Там сокровища найдём!
Заживём, друзья, богато.
Потому что мы команда!
А сейчас каждая группа должна озвучить название своей команды, выбрать капитана и представить девиз.
Пират 2: Начинаем отбор команды для нашего путешествия. Получите карты-маршруты. Вам дается 5 минут на изучение карты. И после условного сигнала вместе с сопровождающими вы начнете проходить испытания. В добрый путь!
Красные
5, 10, 4, 11
Синие
8, 13, 12, 9
1
На уч. группы № 7
Карта сокровищ
На уч. группы № 1
Моталочки
2
На уч. группы № 3 (психологи)
Морская интуиция
На уч. группы № 9
Послушай загадку – покажи отгадку!
3
На уч. группы № 10
Найди тень (тень)
На уч. группы № 6
Дартц
На уч. группы № 13
Морские канаты
На уч. группы № 12
Карта сокровищ ‒ ориентировка
5
На уч. группы № 11
Наполнение трюмов водой
На уч. группы № 8
Морские узлы
6
На уч. группы № 5
Рыбалка
Ловим рыбу на время
На уч. группы № 4
«Срази морского монстра» ‒ шарики разукрасить и участник должен раздавить шарик
7
Спортивный участок
Полоса препятствий. Сбор элементов карты.
По указанию надписи на карте «ЖДЕМ ВАС НА КОРАБЛЕ» команды забираются на корабль.
Пират: Сегодня вы прошли все наши испытания, и поэтому мы объявляем, что обе команды отправятся в путешествие.
Но корабль без названия не может отправиться в плавание….. название команды и сегодняшние впечатления…. (кассы букв????)
Вы достойно справились с испытаниями, и теперь вы – наша команда. И когда-нибудь, когда нам понадобится ваша помощь, мы обязательно придем к вам! Теперь вы наши верные друзья.
Но вам еще необходимо придумать название корабля и составить карту сегодняшних приключений (газету).
На это вам дается 6 минут (работают…. Представляют).
Корабль к плаванью готов,
О борт на счастье бьем сосуд.
А что в сосуде вы найдете,
С собой сегодня унесете.
Пират: Я желаю вам, ребята, оставаться такими же дружными, смелыми, ловкими и быстрыми как можно дольше, а нам пора спешить, на поиски новых приключений!
Пираты уходят.
Приложение 2
Сценарий квест-игры «Разноцветная палитра»
Цели: закрепить основные цвета, знания о цветовых оттенках; смешение цветов и получение нового цвета путем смешивания 2-3 цветов; развитие эстетического вкуса; расширение словарного запаса.
План проведения:
I. Есть чудесная страна –
Разноцветная она.
Чтобы пазл вам получить,
Нужно страну эту посетить.
Дверь в страну открыть вам нужно.
На вопросы наши ответив дружно.
Кто из вас видел радугу?
Сколько цветов у радуги? (7)
Чтобы запомнить радуги цвета, надо знать волшебные слова:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
(родители с детьми повторяют слова и прикрепляют цветные полоски к магнитной доске)
Материал: магнитная выносная доска, магниты (14 шт.), 7 цветных полосок для радуги.
Дверь открыта!
II. Волшебниками хотите стать?
Краски вам помогут чудеса создать.
А ну-ка, цвета этих красок назови!
(называют 3 основных цвета красок – красный, синий, желтый)
III. А вот девочки – Краски.
В этой волшебной стране все краски похожи на настоящих девочек.
Задание 1:
Девочки – Краски играли и цвета перемешали.
Красный с желтым, в тот же миг новый цвет уже возник.
Чтоб ответ узнать, надо краски нам смешать.
(приготовить палитру, гуашь (желтую и красную), кисть, тканевую салфетку, воду в стаканчике – непроливайке).
Раскрасить платье девочки – Краски получившимся цветом.
Задание 2:
И опять смешались краски, это синий цвет и красный.
Через несколько минут уже новый цвет тут.
Чтоб ответ узнать, надо краски нам смешать.
(приготовить палитру, гуашь (синюю и красную), кисть, тканевую салфетку, воду в стаканчике – непроливайке).
Раскрасить платье девочки – Краски получившимся цветом.
Задание 3:
В желтый синий цвет налили. Новый цвет мы получили.
Чтоб ответ узнать, надо краски нам смешать.
(приготовить палитру, гуашь (синюю и желтую), кисть, тканевую салфетку, воду в стаканчике – непроливайке).
Раскрасить платье девочки – Краски получившимся цветом.
Задание 4:
И опять смешались краски. Это белый цвет и красный.
Через насколько минут уже новый оттенок цвета тут.
Чтоб ответ узнать, надо краски нам смешать.
(приготовить палитру, гуашь (белую и красную), кисть, тканевую салфетку, воду в стаканчике – непроливайке).
Раскрасить платье девочки – Краски получившимся цветом.
Задание 5:
Белый цвет с синим соединили. Новый оттенок цвета мы получили.
Чтоб ответ узнать, надо краски нам смешать.
(приготовить палитру, гуашь (синюю и белую), кисть, тканевую салфетку, воду в стаканчике – непроливайке).
Раскрасить платье девочки – Краски получившимся цветом.
Много цветных подружек стало. Время их назвать настало.
(назвать получившиеся при смешивании цвета и оттенки цвета)
дополнительные цвета – оранжевый, фиолетовый, зеленый
оттенки цвета – розовый, голубой).
IV. А теперь решим примеры.
Если из зеленого цвета желтый убрать, какой цвет должен стать?
Ответ: (синий)
Из оранжевого цвета красный убрать, какой цвет должен стать?
Ответ: (желтый)
Из фиолетового синий убрать, какой цвет должен стать?
Ответ: (красный).
(ответ можно приклеить из нарезанных цветных кружков или закрасить пустой кружок цветным восковым мелком)
V. Есть еще волшебный сад.
Побывать в нем каждый рад.
Там растет чудо – цветик
Под названьем Многоцветик.
Три лепестка всего имеет
И желанья исполнять умеет.
Излучает огоньки, разноцветные они.
Вопросы:
Какие 3 желания хотели бы вы загадать? О чем мечтаете?
Задание: Нарисуйте чудо – цветок
(материал: бумага, краски, карандаши, мелки…)
Молодцы! Вот, награду получите, пазл скорее вы держите!
Приложение 3
Игровой квест «Вместе весело играть»: круговой квест, построенный на настольных играх
Круговой игровой квест предполагает выполнение игровых заданий с переходом выигравшего игрока к следующему этапу. Дошедший до финала квеста игрок получает приз (можно предусмотреть и памятную благодарность от проекта «Вечерний Биробиджан»).
Предполагаемые игроки отбираются как выигравшие в игре «Имоджинариум» (продолжительность игры 10-15 минут (одновременно играют до 7 участников (игра в наличии есть)), первые четыре участника начинают квест. В это время игра повторяется, и постепенно добавляются новые участники квеста.
Используемые игровые задания:
1. Игра «Крокодил» (игра в наличии имеется) – играют одновременно. Первые двое, набравшие большее число фишек, идут дальше (10-15 мин.).
2. Игра в паре «Собери 4» – игра имеется в наличии, выигравший идет дальше и к нему присоединяется новый вошедший в игру человек (5-7 мин.).
3. Игра «Кто быстрее» – (игра с сигнальным звонком. Игра в наличии имеется. выигравший идет дальше и к нему присоединяется новый вошедший в игру человек) (10 мин.).
4. Игра «Собери, кто быстрее» (изготовление «паука» из фольги на время» ‒ выигравший идет дальше и к нему присоединяется новый вошедший в игру человек) (5-7 мин.).
5. Игра «Угадай мелодию» (аудиозапись). Победитель, дошедший до финала, получает приз.
Модель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Одним из требований к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО), является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на разрешение проблемной ситуации и создание творческого продукта.
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня ‒ это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод.
Метод проектов ‒ это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел), он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждаясь в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит «творческая группа», целью которой является создание условий для инновационных процессов в ДОУ.
Задачами «творческой группы» являются:
— руководство образовательными проектами,
— утверждение, а также контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ.
Также «творческой группой» ДОУ определены критерии выполнения проекта. В число таких критериев входят:
• Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
• Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
• Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых педагогом или группой решений.
• Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
• Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, презентации.
Перед внедрением проектного метода в ДОУ как инновационной технологии необходимо было изучить компетентность педагогов детского сада и выяснить:
— А готовы ли педагоги участвовать в инновационной работе?
— Готовы ли они творчески развиваться, изменить свой стиль работы? В данной ситуации необходимо было всесторонне проанализировать профессиональные и творческие возможности педагогов.
Проанализировав все данные проведенного среди воспитателей ДОУ анкетирования, необходимо было определить: как, в какой форме доступно и самое главное эффективно обучить воспитателей всех категорий (молодых, начинающих, опытных) работе по проектной технологии.
Внедряя технологию проектной деятельности в образовательный процесс нашего ДОУ, была определена цель и задачи её реализации:
Цель: создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – «проектной деятельности».
Задачи:
— Организовать систему методической работы из педагогических советов, семинаров, консультаций, открытых просмотров, по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
— Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
— Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
— Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
— Апробировать технологию проектной деятельности в ДОУ.
С целью выявления готовности педагогов к нововведениям и использованию технологии проектной деятельности использовались анкеты. В мониторинге участвовало 29 педагогов. Результаты анализа анкет показали, что из 29 педагогов ДОУ к переходу на новый этап организации воспитательно-образовательного процесса с использованием проектного метода готовы только лишь 76% педагогов от всего коллектива, 24% пока еще не готовы к внедрению новой технологии, аргументируя это не достаточным объемом знаний о данной технологии и применении ее на практике, 17% педагогов имеют трудности в планировании проектной деятельности, так как имеют недостаточного опыта работы. Но есть и положительный эффект – у всех педагогов есть творческий потенциал.
Данные результаты мониторинга позволили определить уровень профессиональной компетентности педагогов в знании проектной технологии и их мастерства. Изучив результаты мониторинга, был сделан вывод о том, что необходимо реализовать те профессиональные потребности педагогов, которые решат эти затруднения и выбрать наиболее эффективные формы их осуществления. Для реализации этого был составлен план организации работы по технологии проектной деятельности в ДОУ для ознакомления и обучения педагогов технологии проектной деятельности, включающий в себя следующие мероприятия:
— Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
— Педагогический совет. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».
— Семинары-практикумы. Темы: «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста», «Разработка групповых проектов». «Аукцион инноваций. Презентация проектов».
— Консультации. Темы: «Экологическая культура и проектная деятельность». «Участие родителей в проектной деятельности»; «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников».
— Обобщение передового педагогического опыта.
— Подведение итогов. (Итоговый мониторинг)
— Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
По истечении времени с педагогами проводился мониторинг с использованием тех же анкет, что и в начале намеченной работы по организации проектной деятельности в ДОУ. Результаты показали, что педагоги заинтересованы новой проектной технологией. Им стало интересно, а как воспитанники их группы будет действовать во время подготовки и реализации выбранного проекта. Педагоги стали активно внедрять технологию проектной деятельности в свою профессиональную деятельность.
Механизм проектирования в ДОУ
Механизм проектирования, который применяется в нашем дошкольном образовательном учреждении, выглядит следующим образом.
Подбор темы проектов педагогами происходит с учетом основной образовательной программы ДОУ, годовых задач, приоритетного направления деятельности учреждения, которое представлено системой работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его составляющих — заинтересованностью детей, с создания мотивации детей к предстоящей проектной деятельности. Педагоги ДОУ применяют эффективные методики и педагогические приемы, способствующие возникновению интереса у детей. Например:
• Изменить:
— себя;
— что-то в привычном окружении;
— привычный порядок действий.
• Делать что-то в присутствии детей:
— не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом и взрослый особенно, привлекает детское внимание без дополнительных усилий);
— «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в настольную игру).
• Внести:
— предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи – принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место.
• Убрать, но оставить пустое место (книги, виды театра, предмет мебели).
• Попросить о помощи (конкретной, реальной).
• Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик и др.).
• Договориться заранее (принести книгу, афишу, пригласительный билет, надеть одежду определенного цвета, необычно поприветствовать при встрече…).
• Объявить тему.
Главное, что вначале должно произойти что-то необычное и интересное, что побуждает детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым.
Типы проектов
В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим образом:
По количеству участников в проекте:
— индивидуальные
— групповые
— коллективные.
По продолжительности выполнения проекта:
— краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц)
— средней продолжительности (до 3 мес.)
— долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду деятельности: (В практике ДОУ используется классификация предложенная Л.В. Киселевой):
1. Исследовательско-творческие
— Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Информационные (практико-ориентированные)
— Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
3. Творческие
— Основаны на совместной творческой деятельности участников проекта, оформление результата работы в виде детского праздника, выставки и т. п.
4. Ролево-игровые
— Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Способ разработки проектов
Способ разработки проектов ДОУ связан с использованием так называемой модели «Трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:
1. Что мы знаем?
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.
2. Что мы хотим узнать?
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
3. Что узнали?
Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Для анализа воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Основные этапы проектирования
I этап. Поисковый. Определение темы проекта.
В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный характер.
Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.
При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.
II этап. Плановый.
Разработка плана деятельности по достижению цели:
— К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
— В каких источниках можно найти информацию;
— Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
— С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта.
III этап. Практический. Выполнение проекта.
Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды. Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
Содержание организованной деятельности по реализации проекта также должно находить отражение в оформлении группы и центрах развития (создание новых центров и уголков, изменении содержания имеющихся).
IV этап. Завершающий или контрольный. Подведение итогов.
Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов. При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога, возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Деятельность участников проектной деятельности на этапах его реализации
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с семьями воспитанников
I этап. Поисковый. Определение темы проекта.
Формирует проблему, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу.
Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи, дополнительные задачи проекта.
Информационная пропаганда
II этап. Плановый.
Помогает в решении задачи, помогает спланировать деятельность, организует деятельность.
Объединение детей в рабочие группы, распределение амплуа.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Проведение групповых консультаций
III этап. Практический. Выполнение проекта.
Практическая помощь, направляет и контролирует осуществление проекта
Формирование специфических знаний, умений и навыков.
Участие в педагогической деятельности (выставки, беседы с детьми, экскурсии)
IV этап. Завершающий или контрольный. Подведение итогов.
Подготовка к презентации, презентация
Продукт деятельности готовят к презентации и представляют зрителям
Участие в презентативной деятельности
Портфолио проекта в ДОУ
Для создания портфолио любой проектной деятельности в ДОУ педагоги придерживаются структуры оформления, которая включает:
— паспорт проекта (основные сведения о проекте, его характеристика);
— содержание (план реализации проекта, этапы с описанием мероприятий по реализации проекта);
— приложение (конспекты, анкеты, сценарии, фотографии, результаты продуктивной деятельности ‒ рисунки и пр.).
Проекты, реализованные в ДОУ
В процессе успешной реализации метода проекта в дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет педагогами были разработаны и реализованы разнообразные проекты по следующим образовательным областям:
— Познавательное развитие («Королева Вода», «Воздух-невидимка», «Город наш с тобою замечательный…», «Откуда берутся лужи», «Обитатели тайги», «Все профессии важны», и т. д.);
— Речевое развитие («Хочу все знать» и т.д., «В гостях у сказки»);
— Социально-коммуникативное («Мы ‒ пешеходы», «Знают все от А до Я правила движения», «Мальчики и девочки – два разных мира»);
— Художественно-эстетическое («Удивительный мир конструктора Лего», «Волшебный мир оригами», «Дымковская игрушка», «Художники-иллюстраторы», «Нетрадиционное рисование», «Удивительные превращения из пластилина»);
— Физическое развитие («Подвижные игры народов России», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселая скакалка» и т.д.).
Ниже приведены примеры педагогических проектов с подробным их описанием, реализованных ДОУ в течение последних пяти лет.
Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки «Репка»
(первая младшая группа, воспитатель Попкова Юлия Александровна, проект коллективный, информационно-творческий, ролево-игровой, среднесрочный (2 мес.))
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка». Приобщить детей к показу сказки «Репка» через различные виды театров. Привить детям любовь и интерес к героям сказки. Развить коммуникативные качества детей через театрально-игровую деятельность.
Основу данного проекта составляла преимущественно совместная театрализованная деятельность взрослого и детей, а также и другие виды деятельности: рассматривание книжных иллюстраций, чтение художественной литературы, художественно-творческая, игровая деятельность и др.
В результате реализации данного проекта дети научились внимательно слушать, эмоционально откликаться на содержание сказки. У ребят повысилась речевая активность, знают произведение, говорят фразы из сказки, изображая героев. Дети согласовывают между собой действия, появился интерес к играм-драматизациям. С интересом играют в дидактические игры по содержанию сказки, отражают впечатления от произведения в художественно-творческой деятельности. Родители принимают активное участие в проектной деятельности, участвуя в конкурсе на лучшее изготовление театра по сказке «Репка». Родители ознакомлены с влиянием игры-драматизации на развитие речи ребенка.
Проект «Эти крышки – волшебницы»,
средняя группа, воспитатель Белогурова Юлия Анатольевна, проект коллективный, исследовательско-игровой, краткосрочный (1 мес.))
Цель: развитие творческой инициативы в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.
Основу данного проекта составляют игры, игровые упражнения, исследовательская экспериментальная деятельность по ознакомлению со свойствами крышек.
В результате реализации данного проекта в группе созданы дополнительные необходимые условия в развивающей среде для развития воображения, познавательных способностей, творческого саморазвития у воспитанников группы. У детей развиты любознательность, коммуникативные навыки, познавательная активность, творческие способности и навыки игровых действий с крышками. У дошкольников сформированы навыки исследовательской деятельности, экспериментирования с применением необычного материала (крышки).
Экологический проект «Я – часть природы»
(средняя группа, воспитатель Сукачева Нина Владимировна, проект коллективный, познавательно-исследовательский, среднесрочный, (3 мес.))
Основу данного проекта составляют НОД, беседы, игры, наблюдения, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, проблемные ситуации, знакомство с энциклопедиями о животном и растительном мире.
В результате реализации данного проекта у детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети имеют навыки экологически безопасного поведения в природе. У ребят сформировано стремление к исследованию объектов природы, они умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Дети имеют представления о животных: условиях жизни диких животных и их детенышей.
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
(старшая группа, воспитатели Невмержицкая Т.В. и Кузнецова М.А., проект коллективный, познавательно-творческий, краткосрочный (1 мес.))
Цель: формировать познавательный интерес к профессиональной деятельности человека; расширять представления о труде людей разных профессий, результатов труда, их общественной значимости.
Основу данного проекта составляют разнообразные виды совместной и самостоятельной деятельности, направленные на формирование представлений о людях разных профессий и их профессиональной деятельности.
В результате реализации данного проекта дети имеют представление о разных профессиях, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы; знают профессии своих родителей, умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Проект «Секреты кока-колы»
(подготовительная к школе группа, воспитатель Зиганшина Елена Владимировна, проект коллективный, познавательно- исследовательский, краткосрочный
(1 неделя))
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.
Основу данного проекта составляют исследовательская деятельность и игры-эксперименты с напитком кока-колой, направленные на умение ребенка анализировать, делать выводы, умозаключения о вредном воздействии кока-колы на организм человека.
В результате реализации данного проекта дети владеют углубленными знаниями и представлениями о кока-коле; в процессе экспериментирования дети научились видеть, что кока-кола разрушает зубы и продукты, в ней много красителей; доказали, что в кока-коле есть такие вещества, которые разъедают налет от чая, что в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму; совместно с педагогом ребятами сделан вывод о том, что кола небезопасна для здоровья человека; у дошкольников развит интерес и познавательные процессы через экспериментальную деятельность.
В 2018 г. в педагоги всех возрастных групп принимали участие в конкурсе «Лучшее итоговое мероприятие в рамках реализации педагогического проекта».
На педагогическом совете на тему «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» педагоги групп выступали с презентациями реализуемых проектов. Завершением педагогического совета стало подведение итогов конкурса, и награждение победителей и участников дипломами.
В ДОУ был реализован экологический проект «Огород на подоконнике»,
в котором приняли участие все возрастные группы детского сада. Проект коллективный познавательно-исследовательский, среднесрочный (2 мес.)
Цель: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников всех возрастных групп о том, как ухаживать за ними.
Работа в рамках данного проекта осуществлялась по перспективному плану, разработанному для каждой возрастной группы. Основу данного проекта составляли преимущественно познавательно-исследовательская, экспериментальная деятельность, но также и другие виды деятельности: трудовая, игровая, художественно-творческая, конструктивно-модельная, чтение художественной литературы, и др.
В результате реализации данного проекта дети познакомились с культурными растениями. С помощью опытнической, исследовательской деятельности у детей сформированы знания о необходимых условиях для роста растений, ребята могут выявлять многообразие и разнообразие посевного материала. У дошкольников сформировано бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду. Была обогащена развивающая экологическая предметно пространственная среда – созданы огороды на подоконниках в каждой группе. Родители приняли активное участие в подготовке и реализации проекта.
Создание в группах огородов на подоконнике проходило на конкурсной основе. К оформлению огородов педагоги подошли творчески. Все представленные огороды отличались оригинальностью, сюжетным и нестандартным воплощением, практичностью и удобством для проведения опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом и требованиями основной образовательной программы ДОУ. На педагогическом совете на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» были подведены итоги реализации проекта и озвучены результаты экологического конкурса «Огород на подоконнике».
В 2018 г. на конкурсной основе детский сад принимал участие в первом этапе межрегионального общероссийского эколого-просветительского проекта «Письма животным», организованного ФГБУ «Государственный заповедник «Бастак». Проект проводился в рамках национальной приоритетной программы «Дикая природа России: сохранить и увидеть».
Целью данного проекта было формирование бережного отношения к природе и окружающему миру у детей и взрослых, вклад в поддержку и сохранение биоразнообразия, формирование представления о важности особо охраняемых природных территорий, в сохранение природы как «дома» животных.
В рамках участия в первом этапе ребятам старших и подготовительных групп предстояло написать письма птицам, обитающим на территории Дальнего Востока. Дети с педагогами знакомились с письмами животных, изучали, как правильно написать письмо своему пернатому другу; изготавливали конверты, писали письма птицам и помещали письма в специальный почтовый ящик. В дальнейшем ребята получали ответы от пернатых друзей, которые отправляли волонтеры проекта (специалисты ООПТ, педагоги, студенты). Лучшие письма были направлены на адрес оргкомитета проекта, а также опубликованы в 20-м издании книги «Письма животным».
В рамках реализации данного проекта учреждение награждено дипломом победителя.
В 2021 году детский сад присоединился к реализации Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята ‒ дошколята».
Цель проекта ‒ формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
В рамках реализации проекта предусматривалась разносторонняя деятельность в ДОУ с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствовала формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребенком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Проект представлял собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к природе.
С детьми проводились тематические занятия, разнообразная тематическая совместная деятельность, которые всесторонне способствовали формированию у ребенка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Для каждой возрастной группы воспитанников составлялись свои комплексы занятий и тематическая совместная деятельность взрослого и детей, что позволяло учебно-воспитательному процессу быть целостным и развивающимся.
Для того чтобы стать участником данного проекта, заведующим ДОУ было направлено письмо в программный комитет проектов о желании педагогического коллектива ДОУ стать участником проекта и о внесении учреждения во Всероссийский реестр участников проекта, а также направлена коллективная заявка на использование логотипа «Эколята» и образов сказочных героев Эколят.
После положительного ответа программного комитета проектов в ДОУ были разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации проекта в ДОУ, выполнены необходимые условия и проведены мероприятия в соответствии с Положением и планом Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята ‒ дошколята». Информация о проведении разнообразных мероприятий в соответствии с планом, в рамках реализации проекта, направлялась на электронный адрес программного комитета проектов и публиковалась на официальном сайте ДОУ в разделе «Эколята ‒ дошколята».
Участие в проекте «Эколята ‒ дошколята», помимо проведения разнообразных мероприятий с дошкольниками, предполагало участие педагогов в конкурсах, открытых уроках, акциях и др. мероприятиях. Так, педагогический коллектив ДОУ принимал участие во Всероссийском конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята ‒ дошколята» и был награжден дипломом призера регионального этапа конкурса. Педагоги ДОУ принимали участие во Всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы». В рамках единого экологического урока воспитатели провели интерактивные занятия в старших группах на тему «Юные друзья леса», а в подготовительных группах на тему «Времена года». В итоге проведения занятий педагоги получили сертификаты участников Всероссийского урока «Эколята ‒ молодые защитники природы».
В результате работы в рамках реализации проекта «Эколята ‒ дошколята» у детей сформированы основы экологической культуры и культуры природолюбия; дошкольники проявляют заботу и любовь к природе, выражают желание принимать участие в природоохранной и экологической деятельности; развит общий кругозор детей, и творческие способности.
Используя в работе ДОУ технологию проектной деятельности достаточно продолжительное время, можно сделать следующие выводы:
— Технологию проектной деятельности можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по «Основной образовательной программе МБДОУ «Центр развития ребенка ‒ детский сад № 48», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными основной образовательной программой ДОУ. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Метод проектов способствует проведению более качественной работы в рамках приоритетного направления ДОУ по познавательному развитию, представленного системой работы по экологическому воспитанию дошкольников, а также обеспечивает положительные результаты в достижении поставленных целей и задач учреждения на учебный год.
— Технология проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения и воспитания дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
— Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Проектная деятельность способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
— Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
— Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Модель МБДОУ «Детский сад № 16»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МБДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»
Сократ
В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники дошкольного учреждения. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья ребенка.
Почему же здоровьесбережение дошкольников так актуально в настоящее время? Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей всегда была приоритетной, что и закрепил ФГОС ДО. Проблему здоровьесбережения обозначал ещё В.А Сухомлинский в своих произведениях: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Только здоровые дети смогут полноценно освоить образовательные программы, а также соответствовать всем целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые определяет стандарт.
Так что же взрослые могут сделать для того, чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни?
Существуют разнообразные формы и виды, способы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология ‒ это система мер, которая направлена на взаимодействие всех факторов образовательной среды и способствующая сохранению здоровья ребенка.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить ребенка необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья.
Приоритетным направлением в работе МБДОУ «Детский сад № 16» является физкультурно-оздоровительное развитие. Работу по данному направлению ведут педагоги детского сада совместно с инструктором по физической культуре.
Прямая обязанность всех сотрудников ‒ организовать здоровьесберегающий процесс в детском саду в соответствии с необходимыми требованиями.
Физкультурные занятия ограничены по времени, поэтому необходимо разработать такую систему здоровьесбережения, которая позволила бы организовать и распределить оздоровительные мероприятия на всё время пребывания ребёнка в детском саду.
Такая система функционирует в нашем учреждении и включает разнообразные формы работы по здоровьесбережению:
• физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения,
• физкультминутки или динамические паузы,
• утренняя гимнастика,
• музыкально — ритмические упражнения,
• подвижные и спортивные игры,
• игры-релаксации,
• элементы психогимнастики,
• пальчиковая гимнастика,
• гимнастика для глаз,
• дыхательная гимнастика,
• самомассаж.
Перечисленные формы оздоровления, конечно, знакомы всем педагогам и широко используются во всех детских садах.
Одной из проблем современного общества является отсутствие интереса к физкультуре и спорту со стороны взрослых и занятость родителей, что ведет к снижению интереса к двигательной активности и у детей. Вместо активной двигательной деятельности, ребенок, имеющий психомоторную одаренность, вынужден проводить время перед телевизором или у компьютера.
Таким образом, для сохранения и поддержания здорового образа жизни в ДОУ и семье наших воспитанников, возникла необходимость внедрения дополнительных программ и проектов физкультурно-оздоровительной направленности.
Инструктором по физической культуре разработаны проекты для каждой возрастной группы. Стали традиционными такие проекты, как «Зарядка с чемпионом», «Не-болейка» (для детей с ОВЗ), «Я как папа» (проект ко дню Защитника Отечества), «Семья». Ежегодно обновляется и совершенствуется структура проекта, расширяются формы работы. Преобладают совместные мероприятия с родителями (в очной и заочной формах).
В этом учебном году большое внимание уделялось программе по валеологии «Юные исследователи» и проекту «Юные лыжники» (обучение детей ходьбе на лыжах).
Остановимся подробнее на каждом.
Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников ‒ одна из актуальных на сегодняшний день. Актуальность объясняется снижением здоровья современных детей. Об этом свидетельствует статистика: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. 25-35% детей, приходящих в I класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. Причины этого связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.
В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям сформировать представление о функционировании своего организма как естественной составляющей физической культуры; приобщить к здоровому образу жизни как к стилю жизни, самосохранительному поведению в различных ситуациях.
С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы была проделана предварительная работа: анкетирование родителей, наблюдение за детьми, беседы с родителями и детьми.
В результате было выявлено, что зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, не следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Формирование валеологической культуры у дошкольников ‒ это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и применения различных приемов и методов работы с детьми, а также пропаганды спорта, физической культуры и здорового образа жизни среди родителей.
В группах старшего дошкольного возраста актуальна программа «Юные исследователи».
Цель данной программы: воспитание валеологической культуры дошкольников старшего возраста посредством формирования здорового образа жизни. Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
• Формирование у детей представлений о строении, деятельности, возможностях человеческого организма, зависимости здоровой жизнедеятельности от различных объективных и субъективных факторов.
• Воспитание здорового образа жизни.
• Развитие самосознания у дошкольников, самооценки, самоконтроля, половой идентификации и осознание своей индивидуальности, своего места в системе общественных отношений.
• Развитие волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, смелости, целеустремленности, инициативности и волевых привычек к физической и гигиенической культуре.
В процессе работы (с октября 2020 года по май 2021 года) были проведены такие мероприятия, как:
— Дидактическая игра «Умею-не умею» по типу «Съедобное-несъедобное».
— Беседа «Из чего я сделан» (по мотивам прочитанного стихотворения, по собственному замыслу).
— Ручной труд «Чудесные клеточки».
— Чтение художественной литературы: С. Маршака «О мальчиках и девочках», К.И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Я расту», Андерсена «Снежная королева», Олеша «Три толстяка», С. Маршак «Великан», Л. Кэррол «Алиса в стране чудес» (отрывки, где девочка росла и уменьшалась), Катаев «Цветик-семицветик». Беседа после прочитанного о людях с физическими ограничениями здоровья.
— Беседа с медицинским работником о «болезнях грязных рук» и болезнях кожи, мерах их профилактики.
— Совместно с детьми разработать «Правила чистюли».
— Спортивные соревнования «Яблоко от яблони…» (эстафеты и соревнования между командой детей и командой их родителей).
— Изодеятельность на тему прочитанных произведений, выставка рисунков.
— Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе (работа в течение всего года).
— Занятие на тему «Кожа-помощница» (дидактические игры, практические упражнения, проблемные ситуации, опыты и эксперименты).
— Досуг «Мыльная опера».
— Занятие «Профилактика плоскостопия», «Скелет и мышцы».
— Беседа с медицинским работником о предупреждении травматизма; о необходимости анализа крови, ее значение для жизни, о переливании крови, донорах, вредных факторах, влияющих на работу сердца; о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний (о поведении здорового и больного ребенка); о правильном дыхании.
— Дидактическая игра «Опасно — не опасно».
— Музыкальные занятия с подбором песен о спорте, физической культуре, силе, ловкости, здоровом образе жизни (в течении всего года)
— Конструирование скелетика человека из проволочки.
— Лепка скелета человека.
— Опыты и эксперименты:
1. Опыт с куриной косточкой.
2. Эксперимент с мелом.
3. Кто гибкий? (шпагат, мостик)
— Рисование на тему «Мое сердце».
— Практические упражнения. Опыты.
— Сюжетно-ролевая игра «Больница»
— Коллективная аппликация «Золотое сердце, сердце матери, ледяное сердце».
— Просмотр мультфильма «Холодное сердце»
— Дидактические игры по мотивам книги Юдина «Главное чудо света. Раздел «Кровообращение».
— Театрализованная деятельность. Инсценировка К.И. Чуковского «Айболит» (показ группам младшего возраста).
— Физкультурный досуг «Зимние забавы».
— Занятие-игра «В стране легких или путешествие воздушных человечков».
— Практические упражнения и простейшие экспериментирование с воздухом.
— Беседа об экологии: о чистоте окружающей среды, воздуха, о пользе комнатных растений, зеленых насаждений для чистоты воздуха.
-Трудовой десант (помыть растения в групповой комнате, полить и ухаживать за ними).
— Открытое мероприятие для родителей «Семь-я» (шуточные эстафеты – соревнования между двумя группами).
Для коррекции работы по валеологии проводился контрольный срез знаний по изученным разделам, дидактические игры, беседы, наблюдения за поведением детей, индивидуального опроса.
Также были составлены совместно с детьми правила безопасного поведения на улице, дома, в группе, во время игр и занятий, разработаны «Правила здорового сердца» и «Правила безопасного дыхания».
Работа по программе «Юные исследователи» способствовала развитию устойчивого интереса и формированию у детей представлений о функционировании своего здоровья. Дети многое узнали о строении и возможностях своего организма, каждой его клеточки, о необходимости в правильном питании, витаминах, находящихся в овощах и фруктах, об их пользе, повышения иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным. Дети знают, что необходимо делать для укрепления и сохранения своего здоровья, различают полезные и вредные для здоровья продукты питания. Проявляют инициативу, самостоятельность в процессе приобщения к здоровому образу жизни.
Реализация программы позволила сформировать у детей следующие представления: что такое здоровье и как его сберечь; что такое витамины; о своих органах, их работе и значении; что такое режим, гигиена и закаливание; о самых значимых витаминах, в чём они содержатся и как влияют на здоровье; о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они; что полезно и вредно для организма; вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья; что такое микробы и вирусы; профилактика лучше, чем лечение, или как предупреждать болезни. Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях.
Интересно и познавательно проходит работа по обучению детей ходьбе на лыжах. Проект «Юные лыжники» направлен на расширение представлений детей подготовительной к школе группы о зимних видах спорта, а именно о лыжных гонках, рассчитан на 3 месяца. Также участниками проекта являются родители.
Приложение
Педагогический проект
«Юные лыжники»
для детей подготовительной к школе группы
Тип: спортивный.
Продолжительность: долгосрочный, 3 месяца, с 10 декабря 2020 по 5 марта 2021 г.
Участники проекта: инструктор по физической культуре, родители, дети.
Возраст: дети подготовительной группы.
Составитель: инструктор по физической культуре Семидякина Л.В.
Актуальность темы:
Педагогический проект «Юные лыжники» направлен на расширение представления детей о зимних видах спорта, а именно лыжных гонках. В условиях нашего региона и долгой зимы лыжные гонки ‒ самый популярный и массовый зимний вид спорта. Лыжи есть практически в каждой семье. Ходьба на лыжах ‒ один из самых простых и увлекательных способов сохранить здоровье, бодрость, развивать силу, выносливость и координацию движения. Все, что нужно лыжнику-любителю ‒ лыжи и теплый, не стесняющий движения костюм.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условиях Дальнего Востока создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса оздоровительных естественных природных факторов.
Обогащение двигательного опыта детей посредством ознакомления с ходьбой на лыжах дает толчок к последующему выбору спортивной секции. Многообразие спортивных секций зимних видов спорта в нашем городе Биробиджане представляет широкий выбор: хоккей с мячом, беговые коньки, горные лыжи, лыжные гонки, спортивное ориентирование. Поэтому для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразной двигательной деятельностью.
Ходьба на лыжах развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Ходьба на лыжах гармонично развивает и укрепляет все мышечные группы и особенно мышцы спины.
Цель проекта: формирование у детей подготовительной группы умений и навыков по начальной лыжной подготовке.
Задачи проекта:
• Посредством лыжных занятий развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
• Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка:созданию интереса и потребности в систематических занятиях, развивают смелость, настойчивость, решительность. Формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи.
Формы организации проекта:
1. Непосредственная образовательная деятельность: объяснение, показ в спортивном зале и практическая работа на территории всего детского сада: на спортивной площадке, на участке группы, по периметру участка детского сада. На песчаной горке- склон для подъема и спуска.
2. Игры: дидактические; подвижные; поисковые; эстафеты; соревнования; полоса препятствий.
3. Проблемные ситуации.
4. Исследовательская деятельность.
5. Просмотр видеороликов «Зимние виды спорта», «Лыжные виды спорта».
7. Беседы, рассказы.
8. Рассматривание иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
— обогащение знаний детей о зимних видах спорта;
— освоение ходьбы на лыжах вызывает желание иметь свои лыжи и гулять на них с родителями;
— участие детей и родителей в активном отдыхе, прогулках, занятиях спортом- на лыжне, на катке, на базе отдыха;
— рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Результат проекта:
Консультация для родителей «Зимние виды спорта», освоение навыка ходьбы на лыжах, поворотов, спуска и подъема на пологий склон, умение одевать. Снимать, переносить лыжи самостоятельно. Освоить ступающий и скользящий шаг. Обучить играм и упражнениям на лыжах, разобрать «гонки преследования», закончить все «Белой Олимпиадой».
Оборудование и материалы:
— лыжи ‒ деревянные и пластиковые,
— мини-видеоролики по теме,
— иллюстрации по зимним видам спорта,
— флаг с изображением олимпийской символики.
— медали.
Проблемная ситуация:
В условиях пандемии активному семейному отдыху, занятиям спортом, прогулкам на свежем воздухе уделяется недостаточно внимания. В сильные морозы прогулки заменяются подвижными играми в группах, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность. Поэтому ходьба на лыжах определила актуальность разработки и реализации в подготовительной группе проекта по начальной лыжной подготовке и знакомству с зимними видами спорта.
Обоснование проблемы:
Физическое воспитание ребенка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов,развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности.
Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Ходьба на лыжах гармонично развивают и укрепляют все мышечные группы и особенно мышцы спины.
Непосредственно образовательная деятельность по обучению
детей подготовительной группы ходьбе на лыжах
ДАТА
Программные задачи:
18.01
Учить детей переносить, надевать и снимать лыжи. Проба ходьбы ступающим шагом на расстояние 50 м.
20.01
Учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом. Развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах.
22.01
Познакомить со скользящим шагом. Учить детей ориентироваться в пространстве. Учить делать повороты переступанием посредством упражнений «веер», «снежинка».
25.01
Закреплять навык скользящего шага, в скольжении с разбега на двух лыжах. Разучить подъем на невысокий склон «лесенкой», и спуск с небольшого склона в полу приседе.
29.01
Учить отталкиваться ногой посредством упражнения «скользи на одной лыже, другой ногой ‒ толкайся».
15.02
Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях, толкая бедро вперед. Упражнять в подъеме и спуску с небольшого склона, повторить повороты переступанием. В подвижной игре «Охотники и лисы» разобрать правила гонки-преследования.
17.02
Учить попеременному двушажному ходу, подъему на склон «елочкой», и спуску с небольшого склона. Разучить игру «Следопыты».
26.02
Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние 1,5-2, в медленном темпе. Упражнять в подъеме на склон «Елочкой» и спуске с горки в низкой и высокой стойке с торможением.
1.03
Гонки- преследование по периметру детского сада.
3.03
Мониторинг навыков ходьбе на лыжах, поворотов и спусков с небольшого склона.
5.03
Праздник «Белая Олимпиада» ‒ игры и эстафеты на лыжах.
5.03
Прощание с лыжами.
Обучающие подвижные игры и упражнения, используемые в обучении
дошкольников подготовительной группы ходьбе на лыжах
Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков. Подъемов, развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своим телом. Кроме того. Игры на лыжах формируют положительные черты характера. Воспитывают настойчивость в достижении определенных целей. Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений.
Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на спортивном участке детского сада, либо по периметру детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе, следует выбирать массовые игры, в которых участвует вся группа. Объяснение игры должно быть кратким и четким.
Очень осторожно нужно подходить к продолжительности игр. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.
При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2-3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной.
В игры для детей дошкольного возраста хорошо внести элементы соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей будет направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры. Игры с элементами соревнований доступны детям только старшего дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок детского сада, внести дополнительный материал (вымпелы, флажки, ленточки для обозначения «старт» и «финиш». В подготовительной группе можно предложить детям выбрать помощника судьи.
Правила игр для детей старшего дошкольного возраста могут предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на лыжах, педагог должен учитывать качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра. Глубину снежного покрова.
Заинтересованность педагога игрой улучшает эмоциональное состояние у детей, вызывает желание выполнить задание. Игры на лыжах группируются по месту их проведения: игры на снежной целине, игры со спусков со склонов, игры по периметру детского сада.
При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Дифференцированный подход к обучению ходьбе на лыжах позволит избежать травм. Также необходимо учитывать общую физическую подготовленность детей, укрепление стопы и голеностопа. Индивидуальные особенности ребенка играют немаловажную роль. Необходимо обратить внимание на рабочую площадку.
Большое внимание требует одежда и обувь детей, необходимо, чтобы все дети имели рукавицы.
Соблюдение медицинских отводов от занятий. Ну и конечно необходимо обучить детей падению на лыжах на бочок в группировке.
Итоги работы по обучению ходьбе на лыжах:
Дети овладели таким специфическим ощущением для ходьбы на лыжах, как «чувство лыж» и «чувство снега». Освоили скользящий шаг и ступающий ход. Научились поворотам на месте и в движении. Усвоили подъемы и спуски с небольшого склона. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку, а также воспитание волевых качеств. Поэтому дети не только закалились и окрепли, но и приобрели такие волевые качества, как выдержку и стойкость, желание добиться поставленной цели.
В дальнейшем планируем продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей; по формированию представлений о ЗОЖ; пропаганде здорового образа жизни; формированию познавательной сферы ребенка, т.е. закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма; взаимодействию с семьей; ознакомлению со сказками, легендами, художественными и научными текстами, где отражены вопросы сохранения здоровья.
Перечень подвижных игр и упражнений, используемых в обучении дошкольников подготовительной группы в ходьбе на лыжах:
«Веер», «Снежинки». Цель: учить повороты на месте.
«Сороконожки». Цель:закреплять навык скольжения в колонне.
«Одноножка». Цель: скользить на одной лыже, обучая отталкиваться ногой.
«Не упади». Цель: закреплять навык спуска.
«Следопыт». Цель: закреплять навык передвижения на лыжах в медленном темпе.
«Ворота» «Лабиринт» «Пройди через лабиринт». Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.
«Два мороза» «Эстафета в парах». Задача: развивать быстроту.
«Заморожу». Задача: способствовать развитию общей выносливости.
«Салки на лыжах». Задача: развивать скоростно-силовые качества.
«Трамвай». Задача: закреплять пространственные ориентировки.
«Идите за мной». Задача: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
«Через препятствие». Задача: закреплять навык передвижения на лыжах по неровной поверхности.
«Лисы и охотники». Задача: развивать скоростно-силовые качества.
Профилактика травматизма:
При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Дифференцированный подход к обучению ходьбе на лыжах позволит избежать травм. Также необходимо учитывать общую физическую подготовленность детей. Укрепление стопы и голеностопа. Индивидуальные особенности ребенка играют немаловажную роль. Необходимо обратить внимание на рабочую площадку.
Большое внимание требует одежда и обувь детей, необходимо, чтобы все дети имели рукавицы.
Соблюдение медотводов от занятий. Ну и конечно необходимо обучить детей падению на лыжах на бочок в группировке.
Мониторинг освоения ходьбы на лыжах дошкольников подготовительной группы осуществляется по следующим критериям:
№
Фамилия имя ребенка
Повороты на лыжах
Двухшажный
ход
Скользящий шаг
Подъем на склон
Спуск со склона
Скоростно-силовые качества
Волевые качества
1
+
+
+
+
+
+
+
Итоги работы по обучению ходьбе на лыжах:
Дети овладели таким специфическим ощущением для ходьбы на лыжах, как «чувство лыж» и «чувство снега». Освоили скользящий шаг и ступающий ход. Научились поворотам на месте и в движении. Усвоили подъемы и спуски с небольшого склона. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку, а также воспитание волевых качеств. Поэтому дети не только закалились и окрепли, но и приобрели такие волевые качества, как выдержку и стойкость, желание добиться поставленной цели.
Литература:
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 67 с.
2. Кудрявцева, Е.А. Проектная деятельность в дошкольной организации: методика и технология по решению задач ФГОС [Электронный ресурс] : [электронное пособие]. – Волгоград : Учитель, [2015]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – (Педагогическая видеомастерская) (ФГОС ДО).
3. Райхерт Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер ; под ред. Л. В. Свирской. – Москва : Национальное образование, 2016. – 105 с.; 26 см. – (Вдохновение) (Антология дошкольного образования) (ФГОС ДО).
4. Сертакова Н.М. Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет: [электронное пособие] / Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова, Н.П. Битютская. – Волгоград : Учитель, 2016. – (ФГОС ДО: практика реализации).
6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии: метод проектов в ДОУ. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. – 93 с. – (Методический кабинет).