Методическая разработка учебной практики «Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности»


Автор: Бэлла Исрафиловна Кравченко
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: мастер производственного обучения


Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Штукатур» при  проведении урока учебной практики по теме: «Улучшенное оштукатуривание кирпичной поверхности»

Урок разработан с элементами педагогической технологии — формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

  • план урока учебной практики;
  • вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
  • критерии оценки качества работы;
  • инструкционно-технологическая  карта;
  • требования к качеству выполняемой работы;
  • оценочный лист оценки качества работы.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении отделки по трафарету.

Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.

        Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Штукатур». Данный урок проведен с использованием педагогических технологий: проблемного обучения, здоровьесберегающей, когда изучение нового материала представляется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изучаемого материала, лекцией преподавателя, закреплением материала в учебной мастерской

Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием  начинающего специалиста, с его образным мышлением.

План учебного занятия

Тема программы: «Оштукатуривание поверхности обычными растворами. Отделка» 

Тема урока: «Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности»

Тип урока : урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Цели урока: (Слайд 3)

Обучающая: Закрепить умения и навыки по выполнению улучшенной штукатурки поверхностей и владению штукатурным инструментом

Развивающая: Формировать умения по самоконтролю качества выполнения улучшенной штукатурки

Воспитательная: Воспитывать ответственность за выполнение производственных работ, интерес к профессии, бережливое отношение к инструментам, взаимопомощь.

Формируемые общие компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Формируемые профессиональные компетенции:

  • ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ;
  • ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.


В завершение  каждый обучающийся должен:

Знать

Уметь

-технологию подготовки поверхностей;

— свойства растворов;

— технологию оштукатуривания поверхностей различными растворами;

-технику безопасности;

-требования к качеству

формировать знания и отработать навыки умения технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять оштукатуривание поверхности;

Тип урока:

  • Изучение трудовых приёмов и навыков.

Форма обучения: фронтальная.

Метод проведения урока:

Словесные , наглядные методы (показ слайдов), практические (выполнение практического задания).

Место проведения: штукатурная мастерская.

Материально-техническое обеспечение урока:

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint

Ручные инструменты штукатура:

  • мастерки
  • терки
  • полутерки
  • кисти
  • плакаты
  • ведра
  • сокол
  • стандартный конус
  • правило

Материалы: песок, известь, вода

ХОД УРОКА:

I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: 5 минут

  1.  Проверка явки обучающихся к уроку;
  2.  Осмотр внешнего вида обучающихся, наличие спец. одежды, назначение    дежурных
  3.  Психологическая подготовка к восприятию урока организация внимания, устранение отвлекающих факторов
  4.  Объяснение хода и последовательности проведения урока

5 Проверка знаний ранее изученного материала:

1. Улучшенное оштукатуривание поверхностей применяется…

  1. в подсобных помещениях;
  2. в жилых и общественных зданиях;
  3. в офисах, театрах

Правильный ответ: б) в жилых и общественных зданиях 

2. Какова толщина слоя штукатурного намёта при улучшенном оштукатуривании поверхности ?

  1. 10-12мм;
  2. 12-15мм;
  3. 15-20мм

Правильный ответ: б)12- 15мм 

3. Какие строительные материалы относятся к вяжущим веществам в строительных растворах?

  1. песок;
  2. цемент;
  3. керамзит;
  4. глина

Правильный ответ: b. цемент; d. глина 


4. Укажите число вяжущих веществ в простых строительных растворах?

  1. 1;
  2. 2;
  3.  3

Правильный ответ: а) 1

5. Найдите ошибку в каждом предложении:

Простой строительный раствор состоит из двух вяжущих веществ, заполнителя и воды. Для приготовления цементного раствора составом 1:3 потребуется 1часть песка, 3 части цемента и вода. 

Правильный ответ: Простой строительный раствор состоит из одного вяжущего вещества, заполнителя и воды. Для приготовления цементного раствора составом 1:3 потребуется 3 части песка, 1 часть цемента и вода.

11 КРОССВОРД «Инструменты для штукатурных работ»

По вертикали:
1- профессия строителя-отделочника

По горизонтали:

  1. инструмент для набрасывания раствора на поверхность
  2. инструмент для разравнивания и намазывания раствора на поверхность
  3. инструмент для подготовки поверхности под оштукатуривание
  4. инструмент для намазывания, набрасывания и разравнивания раствора
  5. Инструмент для подготовки поверхности
  6. инструмент для отделки рустов
  7.  контрольно-измерительный инструмент
  8.  контрольно-измерительный инструмент 


Правильный ответ: 1-КОВШ; 2- ПОЛУТЁРОК; 3-БУЧАРДА; 4- СОКОЛ; 5- ОКАМЕЛОК; 6-РУСТОВКА; 7- УРОВЕНЬ; 8- ПРАВИЛО. 


Объяснение материала по теме урока:

Обычная штукатурка применяется для отделки фасадов и внутренних помещений зданий. В зависимости от требований, предъявляемых к качеству отделки поверхности, обычная штукатурка подразделяется на простую, улучшенную и высококачественную.

Простая штукатурка применяется при оштукатуривании вспомогательных, складских, подвальных помещений.

Улучшенная штукатурка применяется при оштукатуривании жилых, промышленных и общественных зданий, а также подсобных помещений зданий 1 класса.

Высококачественная штукатурка применяется при оштукатуривании жилых и общественных зданий и сооружений с повышенными требованиями к отделке.

Улучшенная штукатурка состоит из 3 слоёв: Толщина штукатурки мм. ОБРЫЗГ – первый слой штукатурного намёта. Толщина 3 – 5мм, густота раствора соответствует погружению стандартного конуса в пределах см ГРУНТ- второй слой штукатурного намёта. Толщина 5 – 7мм, густота раствора соответствует погружению стандартного конуса в пределах 7-9см НАКРЫВКА – третий слой штукатурного намёта. Толщина 2мм, густота раствора соответствует погружению стандартного конуса в пределах 10-12см. 


Технологический процесс выполнения улучшенного оштукатуривания поверхностей

Состоит из следующих технологических операций: Слайды (15-22)

  • Подготовка поверхности;
  • Провешивание поверхности;
  • Установка маяков;
  • Приготовление раствора;
  • Нанесение обрызга;
  • Нанесение грунта;
  • Разравнивание грунта;
  • Разделка углов;
  • Нанесение накрывки;
  • Разделка рустов;
  • Затирка штукатурки вкруговую.

Оштукатуривание углов (Слайды 23,24)
Лузгом называют внутренний угол в местах примыкания двух стен или потолка и стены.

Усенком называют наружный угол в местах сопряжения двух стен. 

Инструменты для штукатурных работ: (Слайд 25)


Инструкционно – технологическая карта

«Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности»

(Слайды 26, 27, 28)

Наименование работ

Способ выполнения работ

Инвентарь, инструмент, оборудование

1

Подготовка поверхности

1.Очистить поверхность от пыли и грязи, потеков раствора;

2.Проверить вертикальность

поверхности стен с помощью

правила и уровня;

3.Проверить горизонтальность

потолка ватерпасом;

4.Выпуклости и неровности сбить молотком и зубилом;

5.Швы кирпичной кладки выбить

зубилом и молотком на глубину

10мм;

6.Оставшуюся пыль удалить со

стены щетками;

7. Смочить поверхность водой

Щетка, молоток, зубило, уровень, правило, скребок

2

Провешивание поверхности

Предварительно на стенах срубают выпуклости, вбивают гвозди и по ним натягивают разметочный шнур с отвесом для определения толщины штукатурки. Набрасывают раствор на гвозди и делают марки.

Гвозди, отвес, разметочный шнур, молоток

3

Установка маяков

По маркам выставляют растворные маяки с помощью правила. Правило укрепляют по одной линии марок и в зазор между ним с стеной забрасывают раствор того же состава, что и для штукатурки.

Маяки, кельма, правило, уровень

4

Приготовление штукатурного раствора

Песок и цемент просеивают. Из песка и цемента готовят сухую смесь. Отмеряют нужное количество известкового молока. Затворяют цементную смесь водой и тщательно перемешивают.

Ящик для раствора, ведро, песок, цемент, известь, лопата.

5

Оштукатуривание поверхности

На подготовленную поверхность наносят слой обрызга, толщиной до 5мм. Обрызг наносят методом набрасывания жидким сметанообразным раствором. После схватывания обрызга наносят слой грунта. Толщина слоя грунта 5-7мм. Грунт наносят более густым раствором, чем раствор для обрызга. Слой грунта наносят методом намазывания и разравнивают длинным полутером или правилом.

Сокол, кельма, ковш, правило, полутерок

6

Нанесение накрывочного слоя

Наносят накрывочный слой из раствора на мелком песке и разравнивают полутером.

Кельма, ковш, правило, полутерок

7

Затирка штукатурки

Затирают поверхность теркой «вкруговую» против часовой стрелки.

Терка

Самоконтроль качества оштукатуривания поверхности

(Слайды 29,30)

Приемы самоконтроля с применением измерительного инструмента:

  • Уровень – контроль вертикальности оштукатуренной поверхности стены;

  • Правило – контроль ровности оштукатуренной поверхности стены;

Охрана труда при выполнению работ по оштукатуриванию

(Слайд 31)

  • Работы по оштукатуриванию выполняют в спецодежде, которая включает в себя рабочий костюм или комбинезон, головной убор, обувь на толстой кожаной подошве, очки.
  • При работе с металлической сеткой обязательно нужно иметь рукавицы или перчатки.
  • Работы выполняют только исправным инструментом.
  • Ручки инструментов должны быть прочно насажены и не иметь заусенцев.
  • При работе на высоте необходимо соблюдать правила охраны труда на лесах и подмостях.
  • Рабочие места должны быть хорошо освещены. 

Задание на день (Слайд 32)

Выполнить улучшенное оштукатуривание кирпичной поверхности, включая углы.

Норма выработки: 2,5 кв.м.

Норма времени на выполнение задания: 3 часа

Образец выполнения задания: (Слайд 33)

Улучшенное оштукатуривание кирпичной поверхности, включая углы

26 Предупреждение возможных ошибок в работе: (Слайд 34)

  • Толщина слоя штукатурного намета не соответствует установленным требованиям;
  • Соблюдение правил техники безопасности – организация рабочего места.

Показатели оценок работы: (Слайд 35)

  • Организация рабочего места;
  •  Соблюдение правил охраны труда. Трудовая дисциплина;
  • Выполнение учебно – производственных работ по теме урока;
  • Качество оштукатуренной поверхности:
  • Ровность поверхности;
  • Вертикальность поверхности.

Критерии оценок работы: (Слайд 36)

Высокий уровень

Рабочее место чистое, инструменты не мешают работе. Расстояние от емкости с раствором до стены 70-80см. Имеется спец.одежда в полном комплекте. Инструменты исправны. Обучающиеся работают тихо , спокойно. Учебно-производственное задание выполнено в полном объеме. Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются 1-2 просвета до 2мм.

Достаточный уровень

Под ногами имеется раствор в небольших количествах, емкость с раствором стоит близко к стене. Отсутствуют некоторые элементы спец.одежды. Обучающиеся частично нарушают дисциплину. Учебно-производственные работы выполнены на 80%. Между оштукатуренной поверхностью и правилом 2-3 просвета до 2мм.

Средний

Под ногами имеется раствор, ведро с водой мешает работе. Отсутствует собственная спец.одежда. Обучающийся работает шумно, мешает другим. Учебно-производственное задание выполнено на 50%. Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются углубления и выпуклости более 5мм.

Распределение обучающихся по рабочим местам: (Слайд 37)

1

 

6

 

2

 

7

 

3

 

8

 

4

 

9

 

5

 

10

 

Заключительный инструктаж урока учебной практики по теме урока: (Слайд 38)

«Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности »

Цели урока: (Слайд 39)

  • Закрепить умения и навыки по выполнению улучшенной штукатурки поверхностей;
  • Продолжить формирование умений самоконтролю качества выполнения улучшенной штукатурки;
  • Продолжить формирование качеств личности:
  • Ответственность за выполнение производственных работ;
  • Интерес к профессии;
  • Бережливое отношение к инструментам;
  • Взаимопомощь.

Подведение итогов урока.

  •  Анализ результатов работы каждого звена, вовлечь обучающихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока
  • Объявление  оценок  работы обучающихся, уточнение типичных ошибок и  их причины.
  •     -Отметить активность и работоспособность обучающихся.
  •     -Выдать задание на дом:

Оценки работы обучающихся: (Слайд 40)

Ф. И.О.

Организация рабочего места

Соблюдение правил охраны труда

Выполнение учебно-производственные работ

Качество оштукатуренной поверхности

Итоговая оценка 

      
      
      
      
      
      
      

42 

43 Домашнее задание: (Слайд 41)

  • Повторить по конспекту тему «Подготовка деревянной поверхности стен под оштукатуривание».
  • Уборка рабочих мест.

6.  Рефлексия на конец урока. Выберите ступень, на которой вы находитесь после изучения предложенного материала ( приклейте в соответствующем месте «человечка»)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  • «Отделочные работы»Н.Н.Завражин, из-во «Академия»М-2014,
  • «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во 3.  
  •  «Академия»2013, справочник мастера «Сделай это сам»2010,
  •  СНиП «Техника безопасности в строительстве»,
  •   Урок. Методические рекомендации, Саратов 2011г
  • myshared.ruslide/41758/
  • works.tarefer.ru/64/100279/index.ht….  

Источники, рекомендуемые  обучающимся:

  • «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во «Академия»2013 
  • Н.Н.Завражин «Отделочные работы» изд-во «Академия» 2014г.
  •  Журналы «Сам»№7-2011г, «Советы профессионалов»№6-2011г.
  • myshared.ruslide/41758/

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 1 =