НОД по экологии на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад»


Автор: Ирина Васильевна Кочекова
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье»
Должность: воспитатель


Предварительная работа:

1. Уточнить представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией.

2. Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает разделиться на две команды.

3. Педагог задает детям вопросы. Если речь идет о загрязнении планеты, дети поднимают карточку с восклицательным знаком. Выигрывает та команда, которая дает больше правильных ответов.

Что происходит когда …

Примерные ответы

Промышленные предприятия, машины, механизмы, электростанции выделяют дым и газы в атмосферу.

Засоряется воздух, погибает природа, наносится вред здоровью людей.

Заводы, фабрики сбрасывают отходы производства в реки и моря.

Погибают водные растения, рыбы, морские и речные животные и птицы.

На заводах и фабриках строятся очистные сооружения.

Тогда очищенные вода и воздух возвращаются в моря и атмосферу.

Возле городов на свалках скапливается огромное количество отходов. Часто отходы горят.

Планета засоряется мусором. Выделяется дым, вредный и опасный для жизни.

По дорогам сплошными потоками едут машины.

У машин двигатели выделяют газы, вредные для всего живого.

Пожарные тушат пожары на свалках.

Это предотвращает распространение вредного дыма.

Ученые изобретают двигатели, которые не выделяют в атмосферу вредный газ.

Такие машины и механизмы не загрязняют воздух.

От катастроф на нефтяных танкерах разливается нефть по поверхности моря.

Погибают мелкие живые организмы, которыми питается рыба, и она погибает от нехватки пищи. Морские животные и птицы, если их тела покрываются нефтью. Также происходит загрязнение пляжей.

Сельские жители удобряют почву химикатами для борьбы с вредителями полей и огородов и для получения более высоких урожаев.

Многие химикаты ядовиты. Они смываются дождями в реки, и гибнет жизнь рек и морей.

На городские свалки самосвалы свозят землю и засыпают мусор.

На местах свалок можно разбивать скверы, строить стадионы и пр.

Уничтожаются леса, так как необходимо строить города, увеличивать количество полей.

Лес дает планете чистый воздух. Уничтожение лесов ведет к гибели животных, которые в них обитают.

Ученые изобретают безвредные удобрения.

Такие удобрения не будут наносить вред природе, а люди не будут болеть из-за некачественных продуктов.

Через трубопроводы отходы со сточными водами городов текут в реки и моря.

Загрязняются реки, пляжи, в воде развиваются вредные микробы.

Мойщики смывают специальным раствором нефть с тел животных и очищают берега.

Они сохраняют жизнь животных и заботятся о чистоте окружающей природы.

На морях работают суда, которые собирают разлившуюся нефть.

Они очищают поверхность воды о загрязнения.

2. Чтение стихотворений Г. Горбовского «Мертвый лес», М Агаликина «Не рвите цветы», М. Дунина «Берегите Землю».

3. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

4. Изучение правил поведения в лесу.

Цель: воспитывать любовь к природе желание защищать и охранять её.

Программные задачи: создать условия для обобщения представлений детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья. Понимания того, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания, экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни всего живого, учить объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Словарная работа: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей. Активизировать в речи детей слова: дом каменный, электричество, отопление, течет, развивается, прозрачная.

Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку – новую сказку «О золотой рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достаёт куклу.) Давайте с ним познакомимся. (Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: Здравствуйте! Как тебя зовут?)

А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.

«Жил на свете человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба всё не клюёт. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку, и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)

Смотри человек – перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты – Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! – говорит Человек. – Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».

Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.) «Надоело мне жить в деревянной избушке – говорит Человек, ‒ хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на её месте дом каменный стоит. (Воспитатель укрепляет на фланелеграфе картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились.».

Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения)

«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет. Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?».

Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг неё запахом бензина наслаждается, в реке её моет. Не сидится Человеку на месте, понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало».

Снова пришел на берег Рыбку беспокоить: «Сделай так, приказывает, чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда не возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними ‒ других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе новую картинку – с изображением завода.). Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.

«Будет тебе завод, ‒ ответила ему Золотая Рыбка, – но помни: это твоё последнее желание». Возвратился Человек, видит – завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».

И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.).

А утром проснулся Человек, поглядел в окно – вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода течет и пахнет неприятно. Побежал он к речке – земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.

Что же я наделал? – думает.

Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.

Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)

Что ж, давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.

Проводится подвижная игра «Волшебные ворота», помогающая детям войти в образ волшебника.

Ну вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.

Воспитатель с детьми переходят в другое помещение.

На столах приготовлено все необходимое для опытов с водой.

Воспитатель и дети: Здравствуйте профессор Водичкин!

Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.

Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде. Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

Второй ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,

Третий ребенок:
На плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит,

Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем

Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться.

Профессор Водичкин:
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить.

Шестой ребенок:
Вы в пруду её найдете
И в сыром лесном болоте!

Седьмой ребенок:
Путешествует всегда
Наша спутница вода!

Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.

Дети занимают рабочие места, самостоятельно проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды:

  • Вода течет.
  • Вода разливается.
  • Вода не имеет формы.
  • Вода не имеет запаха.
  • Вода не имеет вкуса.
  • Вода прозрачная.
  • Вода не имеет цвета.
  • В воде есть жизнь.

Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите её! Охраняйте! В добрый путь друзья!

Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут в экологическую комнату) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?

Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней. Кажется, кроме нас, здесь ещё кто-то отдыхает?

Дети: Это туристы!

Воспитатель: Что же они делают?

Дети читают стихотворение С. Михалкова «Полянка»

Первый ребенок:
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Второй ребенок:
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Воспитатель: Разве можно так себя вести? Какие правила поведения в лесу и у речки вы знаете? (Ответы детей)

Какие же вы сегодня молодцы: все правила вспомнили!

Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает?

Дети: Не слышно пения птиц!

Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!

Дети:
Милые птички, услышьте нас, отзовитесь!
Услышьте нас насекомые: бабочки и жуки!
Мы пришли, чтобы спасти вас!
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки в березовой ветке.
Улитка, улитка,
Высунь рожки, Дадим тебе лепешки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок.
Звучит фонограмма «Пение птиц».

Воспитатель: Вы – настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.

Релаксационная пауза.
Лес без песни не бывает,
Всюду птицы распевают!
Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?

Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса: Рыбка нас заждалась.

Дети подходят к «волшебным воротам».

Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами! Дети снова проходят через ворота.

Воспитатель (показывает детям новые картинки на фланелеграфе): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на воду, на рыбу. Что с ним стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке.

В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу. А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы сами нарисуем экологические плакаты и развесим их в детском саду.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + девятнадцать =