Предварительная работа:
1. Уточнить представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией.
2. Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает разделиться на две команды.
3. Педагог задает детям вопросы. Если речь идет о загрязнении планеты, дети поднимают карточку с восклицательным знаком. Выигрывает та команда, которая дает больше правильных ответов.
Что происходит когда … | Примерные ответы |
Промышленные предприятия, машины, механизмы, электростанции выделяют дым и газы в атмосферу. | Засоряется воздух, погибает природа, наносится вред здоровью людей. |
Заводы, фабрики сбрасывают отходы производства в реки и моря. | Погибают водные растения, рыбы, морские и речные животные и птицы. |
На заводах и фабриках строятся очистные сооружения. | Тогда очищенные вода и воздух возвращаются в моря и атмосферу. |
Возле городов на свалках скапливается огромное количество отходов. Часто отходы горят. | Планета засоряется мусором. Выделяется дым, вредный и опасный для жизни. |
По дорогам сплошными потоками едут машины. | У машин двигатели выделяют газы, вредные для всего живого. |
Пожарные тушат пожары на свалках. | Это предотвращает распространение вредного дыма. |
Ученые изобретают двигатели, которые не выделяют в атмосферу вредный газ. | Такие машины и механизмы не загрязняют воздух. |
От катастроф на нефтяных танкерах разливается нефть по поверхности моря. | Погибают мелкие живые организмы, которыми питается рыба, и она погибает от нехватки пищи. Морские животные и птицы, если их тела покрываются нефтью. Также происходит загрязнение пляжей. |
Сельские жители удобряют почву химикатами для борьбы с вредителями полей и огородов и для получения более высоких урожаев. | Многие химикаты ядовиты. Они смываются дождями в реки, и гибнет жизнь рек и морей. |
На городские свалки самосвалы свозят землю и засыпают мусор. | На местах свалок можно разбивать скверы, строить стадионы и пр. |
Уничтожаются леса, так как необходимо строить города, увеличивать количество полей. | Лес дает планете чистый воздух. Уничтожение лесов ведет к гибели животных, которые в них обитают. |
Ученые изобретают безвредные удобрения. | Такие удобрения не будут наносить вред природе, а люди не будут болеть из-за некачественных продуктов. |
Через трубопроводы отходы со сточными водами городов текут в реки и моря. | Загрязняются реки, пляжи, в воде развиваются вредные микробы. |
Мойщики смывают специальным раствором нефть с тел животных и очищают берега. | Они сохраняют жизнь животных и заботятся о чистоте окружающей природы. |
На морях работают суда, которые собирают разлившуюся нефть. | Они очищают поверхность воды о загрязнения. |
2. Чтение стихотворений Г. Горбовского «Мертвый лес», М Агаликина «Не рвите цветы», М. Дунина «Берегите Землю».
3. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
4. Изучение правил поведения в лесу.
Цель: воспитывать любовь к природе желание защищать и охранять её.
Программные задачи: создать условия для обобщения представлений детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья. Понимания того, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания, экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни всего живого, учить объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Словарная работа: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей. Активизировать в речи детей слова: дом каменный, электричество, отопление, течет, развивается, прозрачная.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку – новую сказку «О золотой рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достаёт куклу.) Давайте с ним познакомимся. (Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: Здравствуйте! Как тебя зовут?)
А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.
«Жил на свете человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба всё не клюёт. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку, и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)
Смотри человек – перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты – Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! – говорит Человек. – Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.) «Надоело мне жить в деревянной избушке – говорит Человек, ‒ хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на её месте дом каменный стоит. (Воспитатель укрепляет на фланелеграфе картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились.».
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения)
«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет. Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?».
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг неё запахом бензина наслаждается, в реке её моет. Не сидится Человеку на месте, понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало».
Снова пришел на берег Рыбку беспокоить: «Сделай так, приказывает, чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда не возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними ‒ других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе новую картинку – с изображением завода.). Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод, ‒ ответила ему Золотая Рыбка, – но помни: это твоё последнее желание». Возвратился Человек, видит – завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.).
А утром проснулся Человек, поглядел в окно – вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода течет и пахнет неприятно. Побежал он к речке – земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
‒ Что же я наделал? – думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)
Что ж, давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Проводится подвижная игра «Волшебные ворота», помогающая детям войти в образ волшебника.
Ну вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.
Воспитатель с детьми переходят в другое помещение.
На столах приготовлено все необходимое для опытов с водой.
Воспитатель и дети: Здравствуйте профессор Водичкин!
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде. Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Второй ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Третий ребенок:
На плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит,
Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем
Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить.
Шестой ребенок:
Вы в пруду её найдете
И в сыром лесном болоте!
Седьмой ребенок:
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.
Дети занимают рабочие места, самостоятельно проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды:
- Вода течет.
- Вода разливается.
- Вода не имеет формы.
- Вода не имеет запаха.
- Вода не имеет вкуса.
- Вода прозрачная.
- Вода не имеет цвета.
- В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите её! Охраняйте! В добрый путь друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут в экологическую комнату) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней. Кажется, кроме нас, здесь ещё кто-то отдыхает?
Дети: Это туристы!
Воспитатель: Что же они делают?
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Полянка»
Первый ребенок:
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Второй ребенок:
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Воспитатель: Разве можно так себя вести? Какие правила поведения в лесу и у речки вы знаете? (Ответы детей)
Какие же вы сегодня молодцы: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает?
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!
Дети:
Милые птички, услышьте нас, отзовитесь!
Услышьте нас насекомые: бабочки и жуки!
Мы пришли, чтобы спасти вас!
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки в березовой ветке.
Улитка, улитка,
Высунь рожки, Дадим тебе лепешки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Вы – настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.
Релаксационная пауза.
Лес без песни не бывает,
Всюду птицы распевают!
Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса: Рыбка нас заждалась.
Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами! Дети снова проходят через ворота.
Воспитатель (показывает детям новые картинки на фланелеграфе): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на воду, на рыбу. Что с ним стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке.
В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу. А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы сами нарисуем экологические плакаты и развесим их в детском саду.