Младшая группа:
- различать основные цвета;
- пользоваться обобщающими словами;
- овладеть простейшими символами;
- использовать органы чувств для определения свойств предметов: глаза (зрение), руки (осязание), нос (обоняние), уши (слух), язык + рот (вкус), знать название органов чувств;
- различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части, детали, назначение предметов и действия с ними;
- различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
- различать воду, снег, лед, знать их свойства и связывать воедино как состояния воды;
- просматривая демонстрационные опыты, участвовать в их реализации, описывать происходящее и выдвигать предположение о результате.
Средняя группа:
- определять сезон года и рассказать о его особенностях;
- определять принадлежность животного к зверям, птицам, насекомым; знать основные признаки принадлежности; символически изобразить его, указать такие признаки, как домашнее / дикое, травоядное / хищное, живет в лесу / живет в жарких странах;
- отличать травы, кустарники и деревья, описывать основные их признаки;
- рассказать и опытным путем подтвердить условия роста и жизни растений;
- указать последовательность развития растения, образование плода;
- распознать деревянные и металлические предметы, рассказать об их свойствах и использовании человеком;
- опытным путем продемонстрировать, что человек позаимствовал у природы для своей хозяйственной деятельности;
- проводить сравнительный анализ;
- в зависимости от цели подбирать материал для опытов;
- использовать уже имеющийся опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- выявлять причинно-следственные связи;
- проводить долгосрочные наблюдения с ведением дневника.
Старшая группа:
- пользоваться элементарными правилами поведения в городе, в городском транспорте, общественных местах и на природе;
- знать устройство своего организма, назначение различных органов и систем, элементарные симптомы распространенных заболеваний, способы закаливания и укрепления здоровья;
- уметь применять меры для сохранения личной безопасности и знать телефоны служб спасения; использовать план, карту, глобус для нахождения континента, страны, другого географического объекта; описывать растительный мир в различных природных зонах, образ жизни и род занятий людей в зависимости от климата в районе;
- опытным путем продемонстрировать, что человек позаимствовал у природы для своей хозяйственной деятельности;
- знать способы тушения пожара;
- использовать бумагу;
- использовать измерительные приборы: линейку, весы, мерный стакан;
- иметь представление о лупе, фонендоскопе, термосе и их использовании;
- иметь представление о магнетизме и звуковых волнах;
- проводить сравнительный анализ;
- в зависимости от цели подбирать материал и устанавливать последовательность выполнения работы;
- использовать накопленный опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- выявлять причинно-следственные связи;
- проводить долгосрочные наблюдения с ведением дневника и схематических записей работы.
Подготовительная группа:
образованиекружка маленьких исследователей природы «Капелька»
Сроки | Вид деятельности |
Первый год обучения | |
Сентябрь |
Интегрированная образовательная деятельность по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» |
Сентябрь | Выбор названия кружка, девиза, песни. Создание эмблемы кружка |
Октябрь | Заочное путешествие по книге Н.М. Верзилина «Путешествия с комнатными растениями» |
Октябрь | Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями |
Ноябрь | Беседа «Какие растения «умеют» предсказывать погоду?» |
Ноябрь |
Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома |
Декабрь | Беседа «Рыбьи прогнозы» |
Декабрь | Интеллектуальная игра «Морские знатоки» |
Январь | Беседа о необходимости ухода за полостью рта с элементами экспериментирования «для чего нужно чистить зубы». |
Январь | Беседа «Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как?» |
Февраль | Конкурс загадок о природных явлениях, временах года |
Февраль | Конкурс знатоков народных примет |
Март | Викторина «Все обо всем» (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы |
Март | Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы |
Апрель | Экспедиция по микрорайону «Земля – наш общий дом» |
Апрель | Выставка книжек-малышек «Земля – наш общий дом» |
Май | Выставка «Шедевры природы |
Этапы работы по созданию комплексно-тематического плана «Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности»
Сроки | Вид деятельности |
Первый год обучения | |
Сентябрь | Определение цели, задач. Составление плана работы по детской экспериментальной деятельности. |
Октябрь-декабрь | Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции |
Январь-май | Составление комплексно-тематического плана развития у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности |
Июнь-август | Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом работы. |
Второй год обучения | |
Сентябрь | Изучение диагностики экспериментальной деятельности по материалам Л.Н. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. Диагностирование детей на начало учебного года |
Сентябрь-май | Работа по составленному плану с детьми на занятиях по окружающему миру. Разработка консультаций для родителей по экспериментальной деятельности |
Октябрь | Составление плана работы по экспериментальной деятельности детей в семье, сопутствующего плану занятий в ДОУ, плана взаимодействия с родителями. Родительское собрание (ознакомление с планом работы) |
Ноябрь | Подготовка родителей к совместной работе (групповые консультации и индивидуальные беседы) |
Январь | Обсуждение первых результатов, опыта, ошибок, недоработок (родительское собрание) |
Апрель | Проведение открытых занятий для воспитателей ДОУ, для родителей. Консультации для воспитателей |
Май | Диагностирование детей на конец года. Индивидуальные беседы по результатам диагностики. Родительское собрание (обмен опытом, подведение итогов) |
Июнь | Оформление альбома детских работ и фотографий |
Июль-август | Описание результатов работы, подготовка статьи |
Третий год обучения | |
Сентябрь-август | Работа в полном объеме по разработанным планам |
Комплексно-тематический план «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях по «Окружающему миру» (первый год обучения)»
Тема занятия | Форма проведения | Цель | Материал |
«Лето» | Опыт «Дождик», «Ветерок» | Подвести дeтeй к пониманию, что вода – это жидкость и что она умеет течь. Развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха | Лейка с холодной водой, лейка с теплой водой, фен |
«Путешествие в зеленую страну» | Развивающая игра «Чудесный мешочек» (овощи) В свободное время развивающая игра «Чудесный мешочек» с набором других овощей | Развивать тактильное восприятие формы и размера; развивать зрительное восприятие оттенков зеленого цвета. Закрепить материал, развивать желание самостоятельно делать «открытия» | Непрозрачный мешочек с набором овощей. Непрозрачный мешочек с набором других овощей |
«Дикие животные» | Развивающая игра «Чей голосок» (звери) | Развивать слуховое внимание и эмоциональную сферу | Картинки зайца, волка, медведя, лисы |
«Путешествие в красную страну» | Развивающая игра «Чудесный мешочек» (посуда, одежда, игрушки) Домашнее задание «Оформи витрину в магазине» для уголка «Магазин» в группе | Развивать тактильное восприятие формы, температуры, размера, характера поверхности, твердости. Учить группировать предметы по общему признаку. Развивать зрительное восприятие оттенков красного цвета. Закрепить умение систематизировать. | Непрозрачный мешочек с набором вещей
Непрозрачный мешочек с набором вещей |
«Путешествие в желтую страну» | Развивающая игра «Подбери одежду человечкам» | Развивать зрительное восприятие оттенков желтого цвета. | Три человечка, наборы шапок, рубашек, ботинок |
«Осень» | Опыт «Веселые султанчики». В свободное время опыт «Веселые султанчики» | Обучить умению определять силу ветра по внешнему виду султанчика; устанавливать связь между словесным образом: ветерок, ветер, ветрище и силой ветра. Повторить опыт самостоятельно для закрепления | Султанчики |
«Овощи» | Развивающие игры «В темной кладовой», «Угадай на вкус» | Развивать умение по памяти на ощупь находить заданный овощ – совершенствовать тактильное чувство; обогащать вкусовые ощущения, развивать память | Непрозрачный мешочек, свежие овощи |
«Фрукты» | Развивающая игра «Посылка» В свободное время (в течение года) упражнение «Что сегодня в меню?» | Развивать умение определять нужный способ для опознания предметов: посмотреть – зрительное чувство, пощупать – тактильное чувство, попробовать – вкусовое чувство. Познакомить со способом определения на запах – понюхать – обоняние; учить употреблять обобщающие слова «фрукты», «овощи». В свободное время (в течение года) упражнение «Что сегодня в меню?» | Коробка со свежими фруктами |
«Кто мы? Какие мы?» | Развивающая игра «Аплодисменты». Развивающая игра «Стоп». Домашнее задание «Мой день» | Тренировать логическую догадку, научить понимать символическое изображение штриховых и цветовых заданий; закрепить умение понимать символическое изображение заданий движения. Зафиксировать режим дня ребенка в придуманных символах, обозначающих определенные виды активности. | Карточки с символическим изображением заданий хлопков Карточки с символическим изображением зарядки |
«Путешествие в синюю страну» | Развивающая игра «Цветные домики» | Развивать зрительное восприятие оттенков синего цвета; совершенствовать умение подбирать детали соответствующего цвета | Квадраты и треугольники оттенков синего цвета |
«Путешествие в фиолетовую страну» | Опыт «Веселые краски». | Развивать зрительное восприятие фиолетового цвета; познакомить с приемом смешивания красок – получения новых цветов. Закрепить прием смешивания красок. | Красная, синяя краски, изображение баклажана. Гуашь, вода, бумага |
Цветной мир | Опыт «Разноцветные стаканчики» В свободное время опыт «Разноцветные стаканчики» | Закрепить знание 6 пройденных цветов: зеленый, красный, желтый, оранжевый, синий, фиолетовый и умение их дифференцировать; подвести детей к пониманию свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет; развивать умение предполагать, выдвигать гипотезы при повторе опыта. Повторить опыт самостоятельно, варьируя другие цвета. | По 6 цветных квадратов, гуашевых красок, прозрачных стаканов с водой |
«Части суток» | Развивающая игра «Волшебный будильник» | Закрепить умение самостоятельно выбирать цветовой символ времени суток; познакомить с назначением часов; научить пользоваться волшебным будильником. | Настоящий и волшебный будильники, карточки черного, серого, голубого, фиолетового цветов. |
«Зима» | Опыт «Куда снег убежал?» Развивающая игра «Не говори, а нарисуй» | Выяснить свойства снега и что и ним происходит в теплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознавания свойств; объяснить связь снега и воды. Развивать умение заменять действия символическим изображением | Снег в миске, белый лист, прозрачный стакан, крахмал в пакете. Бумага, карандаши |
«Чайная посуда» | Опыт «Красивое платье для водички» Опыт «Чай для мамы» | Закрепить понятие свойства воды – умеет течь, жидкая, жидкость; подвести к пониманию свойства воды – не имеет формы, но может занимать форму, в которую попадает. Закрепить знание свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет. | Чайник с водой, разные красивые чашки Вода, чай, кофе, компот |
«Столовая и кухонная посуда» | Опыт «Вкусная водичка» | Подвести детей к понятию свойства воды – безвкусная, но может принимать вкус, изменять его | Две кастрюли, сахар, соль, ложки. |
«Мебель» | Опыт «Мебель для трех медведей» В свободное время упражнение «Хозяюшка» | Закрепить умение соотносить предметы по размеру; продолжать развивать умение высказывать гипотезы при определении устойчивости стула с 4, 3, 2 ножками, с ножками разной высоты; продолжать развивать умение изображать предметы мебели символически. Разложить игрушки в коробки в соответствии с размером | 3 медведя, 3 набора мебели из ЛЕГО – стул, кровати трех размеров, спички без серы. Игрушки и коробки разного размера |
Весна | Развивающие игры «Телеграмма от Весны», «Письмо трем медведям». Опыт «Сосулька – плакса». В свободное время опыт «Сосулька – плакса». | Продолжать развивать умение читать символы и самостоятельно заменять слова символами. Выяснить свойства льда и что с ним происходит в теплом помещении, развивать умение самостоятельно использовать освоенные способы исследования предметов; продолжать развивать умение выдвигать гипотезы; объяснить связь льда и воды. Продолжить наблюдения в течение дня с устными комментариями | Телеграмма из символических знаков, отдельные карточки с символами для составления письма. Сосулька, кусок льда, тазик. |
План совместной деятельности родителей с детьми дома
Сроки | Вид деятельности |
Первый год обучения | |
Осень | Развивать у детей активное использование органов чувств (совершенствовать зрительные, тактильные чувства, вкусовые ощущения). Закрепить умение выявлять общие признаки предметов (овощей и фруктов) и яркие отличительные признаки при посещении магазинов. |
Зима | Выявлять свойства льда и снега в период зимних прогулок. Закрепить знания свойств воды при купании, приготовлении чая, кофе, размораживании холодильника. |
Весна | Продолжить выявлять свойства льда, снега, воды при изменении окружающей температуры. Закреплять умение наблюдать, сравнивать на примере весеннего пробуждения природы. |
Лето | Продолжать испытания при смешивании красок и получении новых цветов, разбавлении их водой и получении новых оттенков при рисовании. Стимулировать активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом во время летнего отдыха на природе. |
Второй год обучения | |
Осень | Расширять кругозор детей в области видов транспорта, названий растений и их плодов во время осенних экскурсий в лес, парк, город; ставить перед детьми вопросы, приводящие к сравнению явлений, предметов при просмотре фотографий о летнем отдыхе. Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким-либо выбранным объектом по пути в детский сад. |
Зима | Развивать умение систематизировать, употреблять обобщающие слова на примере товаров при посещении магазинов. Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом в виде забавных «фокусов» на праздниках. Совместно с детьми разгадывать ребусы, головоломки, проходить лабиринты, составлять их самостоятельно. |
Весна | Закреплять знания детей об условиях жизни растительных и животных организмов, привлекая их к ухаживанию за домашними растениями и животными. Содействовать поисково-исследовательской деятельности в изучении свойств живых организмов и использовании человеком (в книгах, теле-, радиопрограммах, Интернете). Отгадывать загадки и придумывать их самим, выявляя черты объектов. |
Лето | Стремиться к развитию речи при описании увиденного, выдвижении гипотез и доказательств во время летних путешествий. Поощрять работу и наблюдения на даче, наблюдения в лесу, на море, реке, озере, горах, городе во время отдыха. |
Третий год обучения | |
Осень | При посещении больницы (поликлиники) акцентировать внимание на своевременном лечении, проведении закаливания и бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих людей. При записи в спортивную секцию обращать внимание на физические способности ребенка и его развитие. Записаться с ребенком в библиотеку, прививать интерес к чтению, познанию нового и поиску ответов в книгах.[ |
Зима | Проделать опыты с тушением огня различными способами (вода, песок, одеяло, огнетушитель, растаскивание) для приобретения навыков поведения в экстремальной ситуации; закрепить знание телефона службы спасения. Проводить сравнение передаваемых прогнозов погоды и действительных данных. Путешествовать по карте города по вечерам, развивать абстрактное мышление, умение читать условные обозначения. Обращать внимание на планы маршрутов городского транспорта во время поездок на нем. Побуждать к самостоятельному экспериментированию с мороженым, чаем в термосе, сохранением продуктов замороженными и при размораживании холодильника. Развивать наблюдательность и умение делать выводы при рассмотрении скопления снега на крышах различного вида. Активизировать практическое использование линейки, весов, выполняя бытовые поручения на кухне, при рукоделии |
Весна | Содействовать поиску новой интересной информации о жизни растений, животных, людей в разных уголках земного шара для выступления перед группой. Проверить распространение звука по батареям дома, подтолкнуть к поиску других способов демонстрации распространения звука. Развивать кругозор, знакомя с интересными фактами и объектами родного города. |
Лето | Понаблюдать проходимость различных видов транспорта по шоссе и грунтовым дорогам в сухую и дождливую погоду; дать детям возможность сделать самостоятельно выводы о проходимости и безопасности. При посещении музыкального театра, концертов обратить внимание на акустику и звучание различных музыкальных инструментов. В лесу обратить внимание на усиление крика «ау» с помощью рук, воронки из газеты; в горах – на эхо. При работе на даче использовать умение отмерять нужный объем воды, умение рассортировать по указанным признакам. Поощрять самостоятельное экспериментирование с различными объектами, но обращать внимание на обязательную их безопасность для себя и окружающего мира |