План развития у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности на четыре года


Автор: Ирина Васильевна Кочекова
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье»
Должность: воспитатель


Младшая группа:

  • различать основные цвета;
  • пользоваться обобщающими словами;
  • овладеть простейшими символами;
  • использовать органы чувств для определения свойств предметов: глаза (зрение), руки (осязание), нос (обоняние), уши (слух), язык + рот (вкус), знать название органов чувств;
  • различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части, детали, назначение предметов и действия с ними;
  • различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной мест­ности;
  • различать воду, снег, лед, знать их свойства и связывать воедино как состояния воды;
  • просматривая демонстрационные опыты, участвовать в их реализации, описывать происходящее и выдви­гать предположение о результате.
  •  

Средняя группа:

  • определять сезон года и рассказать о его особенностях;
  • определять принадлежность животного к зверям, птицам, насекомым; знать основные признаки принад­лежности; символически изобразить его, указать такие признаки, как домашнее / дикое, травоядное / хищное, живет в лесу / живет в жарких странах;
  • отличать травы, кустарники и деревья, описывать основные их признаки;
  • рассказать и опытным путем подтвердить условия роста и жизни растений;
  • указать последовательность развития растения, образование плода;
  • распознать деревянные и металлические предметы, рассказать об их свойствах и использовании чело­веком;
  • опытным путем продемонстрировать, что человек позаимствовал у природы для своей хозяйственной де­ятельности;
  • проводить сравнительный анализ;
  • в зависимости от цели подбирать материал для опытов;
  • использовать уже имеющийся опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • проводить долгосрочные наблюдения с ведением дневника.

Старшая группа:

  • пользоваться элементарными правилами поведения в городе, в городском транспорте, общественных местах и на природе;
  • знать устройство своего организма, назначение различных органов и систем, элементарные симптомы распространенных заболеваний, способы закаливания и укрепления здоровья;
  • уметь применять меры для сохранения личной безопасности и знать телефоны служб спасения; использо­вать план, карту, глобус для нахождения континента, страны, другого географического объекта; описывать растительный мир в различных природных зонах, образ жизни и род занятий людей в зависи­мости от климата в районе;
  • опытным путем продемонстрировать, что человек позаимствовал у природы для своей хозяйственной де­ятельности;
  • знать способы тушения пожара;
  • использовать бумагу;
  • использовать измерительные приборы: линейку, весы, мерный стакан;
  • иметь представление о лупе, фонендоскопе, термосе и их использовании;
  • иметь представление о магнетизме и звуковых волнах;
  • проводить сравнительный анализ;
  • в зависимости от цели подбирать материал и устанавливать последовательность выполнения работы;
  • использовать накопленный опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • проводить долгосрочные наблюдения с ведением дневника и схематических записей работы.

 

Подготовительная группа:

  • образованиекружка маленьких исследователей природы «Капелька»

Сроки

Вид деятельности

Первый год обучения

Сентябрь

Интегрированная образовательная деятельность по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад»

Сентябрь

Выбор названия кружка, девиза, песни. Создание эмблемы кружка

Октябрь

Заочное путешествие по книге Н.М. Верзилина «Путешествия с комнатными растениями»

Октябрь

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями

Ноябрь

Беседа «Какие растения «умеют» предсказывать погоду?»

Ноябрь

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома

Декабрь

Беседа «Рыбьи прогнозы»

Декабрь

Интеллектуальная игра «Морские знатоки»

Январь

Беседа о необходимости ухода за полостью рта с элементами экспериментирования «для чего нужно чистить зубы».

Январь

Беседа «Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как?»

Февраль

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года

Февраль

Конкурс знатоков народных примет

Март

Викторина «Все обо всем» (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы

Март

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы

Апрель

Экспедиция по микрорайону «Земля – наш общий дом»

Апрель

Выставка книжек-малышек «Земля – наш общий дом»

Май

Выставка «Шедевры природы

Этапы работы по созданию комплексно-тематического плана «Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности»

Сроки

Вид деятельности

Первый год обучения

Сентябрь

Определение цели, задач. Составление плана работы по детской экспериментальной деятельности.

Октябрь-декабрь

Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции

Январь-май

Составление комплексно-тематического плана развития у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности

Июнь-август

Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом работы.

Второй год обучения

Сентябрь

Изучение диагностики экспериментальной деятельности по материалам Л.Н. Прохо­ровой и Л.Н. Менщиковой. Диагностирование детей на начало учебного года

Сентябрь-май

Работа по составленному плану с детьми на занятиях по окружающему миру. Разработка консультаций для родителей по экспериментальной деятельности

Октябрь

Составление плана работы по экспериментальной деятельности детей в семье, сопутс­твующего плану занятий в ДОУ, плана взаимодействия с родителями. Родительское собрание (ознакомление с планом работы)

Ноябрь

Подготовка родителей к совместной работе (групповые консультации и индивидуаль­ные беседы)

Январь

Обсуждение первых результатов, опыта, ошибок, недоработок (родительское собра­ние)

Апрель

Проведение открытых занятий для воспитателей ДОУ, для родителей. Консультации для воспитателей

Май

Диагностирование детей на конец года. Индивидуальные беседы по результатам диа­гностики. Родительское собрание (обмен опытом, подведение итогов)

Июнь

Оформление альбома детских работ и фотографий

Июль-август

Описание результатов работы, подготовка статьи

Третий год обучения

Сентябрь-август

Работа в полном объеме по разработанным планам

Комплексно-тематический план «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях по «Окружающему миру» (первый год обучения)»

 

Тема занятия

Форма проведения

Цель

Материал

«Лето»

Опыт «Дождик», «Ветерок»

Подвести дeтeй к пониманию, что вода – это жидкость и что она умеет течь. Развивать тактильное воспри­ятие температуры воды и воз­духа

Лейка с холодной водой, лейка с теплой водой, фен

«Путешествие в зеленую страну»

Развивающая игра «Чудесный мешочек» (овощи)

В свободное время раз­вивающая игра «Чу­десный мешочек» с на­бором других овощей

Развивать тактильное воспри­ятие формы и размера; разви­вать зрительное восприятие оттенков зеленого цвета.

Закрепить материал, развивать желание самостоятельно де­лать «открытия»

Непрозрачный мешочек с набором овощей.

Непрозрачный мешочек с набором других ово­щей

«Дикие животные»

Развивающая игра «Чей голосок» (звери)

Развивать слуховое внимание и эмоциональную сферу

Картинки зайца, волка, медведя, лисы

«Путешествие в красную страну»

Раз­вивающая игра «Чудесный мешочек» (посуда, одежда, игрушки)

Домашнее задание «Оформи витрину в магазине» для уголка «Магазин» в группе

Развивать тактильное восприятие формы, температуры, размера, характера поверхности, твердости. Учить группировать предметы по общему признаку.

Развивать зрительное восприятие оттенков красного цвета. Закрепить умение систематизировать.

Непрозрачный мешочек с набором вещей

 

Непрозрачный мешочек с набором вещей

«Путешествие в желтую страну»

Развивающая игра «Подбери одежду человечкам»

Разви­вать зрительное восприятие оттенков желтого цвета.

Три человечка, наборы шапок, рубашек, ботинок

«Осень»

Опыт «Веселые султанчики».

В свободное время опыт «Веселые султанчики»

Обучить умению определять силу ветра по внешнему виду султанчика; устанавливать связь между словесным образом: ветерок, ветер, ветрище и силой ветра. Повторить опыт самостоятельно для закрепления

Султанчики

«Овощи»

Развивающие игры

«В темной кладовой», «Угадай на вкус»

Развивать умение по памяти на ощупь находить заданный овощ – совершенствовать тактильное чувство; обогащать вкусовые ощущения, развивать память

Непрозрачный мешочек, свежие овощи

«Фрукты»

Развивающая игра «Посылка»

В свободное время (в течение года) упражнение «Что сегодня в меню?»

Развивать умение определять нужный способ для опознания предметов: посмотреть – зрительное чувство, пощупать – тактильное чувство, попробовать – вкусовое чувство. Познакомить со способом определения на запах – понюхать – обоняние; учить употреблять обобщающие слова «фрукты», «овощи».

В свободное время (в течение года) упражнение «Что сегодня в меню?»

Коробка со свежими фруктами

«Кто мы? Какие мы?»

Развивающая игра «Аплодисменты». Развивающая игра «Стоп».

Домашнее задание «Мой день»

Тренировать логическую догадку, научить понимать символическое изображение штриховых и цветовых заданий; закрепить умение понимать символическое изображение заданий движения.

Зафиксировать режим дня ребенка в придуманных символах, обозначающих определенные виды активности.

Карточки с символическим изображением заданий хлопков

Карточки с символическим изображением зарядки

«Путешествие в синюю страну»

Развивающая игра «Цветные домики»

Развивать зрительное воспри­ятие оттенков синего цвета; совершенствовать умение подбирать детали соответствую­щего цвета

Квадраты и треуголь­ники оттенков синего цвета

«Путешествие в фиолетовую страну»

Опыт «Веселые краски».

Развивать зрительное воспри­ятие фиолетового цвета; познакомить с приемом смешивания красок – получения новых цветов.

Закрепить прием смешивания красок.

Красная, синяя краски, изображение баклажана. Гуашь, вода, бумага

Цветной мир

Опыт

«Разноцветные стаканчики»

В свободное время опыт «Разноцветные стаканчики»

Закрепить знание 6 пройден­ных цветов: зеленый, красный, желтый, оранжевый, синий, фиолетовый и умение их диф­ференцировать; подвести де­тей к пониманию свойства во­ды – бесцветная, но может приобретать цвет; развивать умение предполагать, выдви­гать гипотезы при повторе опыта.

Повторить опыт самостоятельно, варьируя другие цвета.

По 6 цветных квадратов, гуашевых красок, про­зрачных стаканов с водой

«Части суток»

Развивающая игра «Волшебный будильник»

Закрепить умение самостоя­тельно выбирать цветовой символ времени суток; позна­комить с назначением часов;

научить пользоваться волшебным будильником.

Настоящий и волшеб­ный будильники, карточ­ки черного, серого, го­лубого, фиолетового цветов.

«Зима»

Опыт «Куда снег убе­жал?»

Развивающая игра «Не говори, а нарисуй»

Выяснить свойства снега и что и ним происходит в теплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознавания свойств; объяснить связь снега и воды.

Развивать умение заменять действия символическим изоб­ражением

Снег в миске, белый лист, прозрачный ста­кан, крахмал в пакете.

Бумага, карандаши

«Чайная посуда»

Опыт «Красивое пла­тье для водички»

Опыт «Чай для мамы»

Закрепить понятие свойства воды – умеет течь, жидкая, жидкость; подвести к понима­нию свойства воды – не имеет формы, но может занимать форму, в которую попадает.

Закрепить знание свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет.

Чайник с водой, разные красивые чашки

Вода, чай, кофе, компот

«Столовая и ку­хонная посуда»

Опыт «Вкусная водичка»

Подвести детей к понятию свойства воды – безвкусная, но может принимать вкус, из­менять его

Две кастрюли, сахар, соль, ложки.

«Мебель»

Опыт «Мебель для трех медведей»

В свободное время упражнение «Хозяюшка»

Закрепить умение соотносить предметы по размеру; продол­жать развивать умение выска­зывать гипотезы при определе­нии устойчивости стула с 4, 3, 2 ножками, с ножками разной высоты; продолжать развивать умение изображать предметы мебели символически.

Разложить игрушки в коробки в соответствии с размером

3 медведя, 3 набора ме­бели из ЛЕГО – стул, кровати трех размеров, спички без серы.

Игрушки и коробки раз­ного размера

Весна

Развивающие игры «Телеграмма от Весны», «Письмо трем медведям». Опыт «Сосулька – плакса».

В свободное время опыт «Сосулька – плакса».

Продолжать развивать умение читать символы и самостоя­тельно заменять слова симво­лами.

Выяснить свойства льда и что с ним происходит в теплом по­мещении, развивать умение са­мостоятельно использовать ос­военные способы исследования предметов; продолжать разви­вать умение выдвигать гипоте­зы; объяснить связь льда и воды. Продолжить наблюдения в те­чение дня с устными комментариями

Телеграмма из символи­ческих знаков, отдельные карточки с символами для составления письма. Сосулька, кусок льда, тазик.

 

План совместной деятельности родителей с детьми дома

 

Сроки

Вид деятельности

Первый год обучения

Осень

Развивать у детей активное использование органов чувств (совершенствовать зритель­ные, тактильные чувства, вкусовые ощущения).

Закрепить умение выявлять общие признаки предметов (овощей и фруктов) и яркие от­личительные признаки при посещении магазинов.

Зима

Выявлять свойства льда и снега в период зимних прогулок.

Закрепить знания свойств воды при купании, приготовлении чая, кофе, размораживании холодильника.

Весна

Продолжить выявлять свойства льда, снега, воды при изменении окружающей температуры. Закреплять умение наблюдать, сравнивать на примере весеннего пробуждения природы.

Лето

Продолжать испытания при смешивании красок и получении новых цветов, разбавлении их водой и получении новых оттенков при рисовании.

Стимулировать активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом во время летнего отдыха на природе.

Второй год обучения

Осень

Расширять кругозор детей в области видов транспорта, названий растений и их плодов во время осенних экскурсий в лес, парк, город; ставить перед детьми вопросы, приводя­щие к сравнению явлений, предметов при просмотре фотографий о летнем отдыхе. Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким-либо выбранным объектом по пути в детский сад.

Зима

Развивать умение систематизировать, употреблять обобщающие слова на примере това­ров при посещении магазинов.

Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом в виде забавных «фокусов» на праздниках.

Совместно с детьми разгадывать ребусы, головоломки, проходить лабиринты, составлять их самостоятельно.

Весна

Закреплять знания детей об условиях жизни растительных и животных организмов, при­влекая их к ухаживанию за домашними растениями и животными.

Содействовать поисково-исследовательской деятельности в изучении свойств живых ор­ганизмов и использовании человеком (в книгах, теле-, радиопрограммах, Интернете). Отгадывать загадки и придумывать их самим, выявляя черты объектов.

Лето

Стремиться к развитию речи при описании увиденного, выдвижении гипотез и до­казательств во время летних путешествий.

Поощрять работу и наблюдения на даче, наблюдения в лесу, на море, реке, озере, горах, городе во время отдыха.

Третий год обучения

Осень

При посещении больницы (поликлиники) акцентировать внимание на своевременном лечении, проведении закаливания и бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружа­ющих людей.

При записи в спортивную секцию обращать внимание на физические способности ребенка и его развитие.

Записаться с ребенком в библиотеку, прививать интерес к чтению, познанию нового и поиску ответов в книгах.[

Зима

Проделать опыты с тушением огня различными способами (вода, песок, одеяло, огнету­шитель, растаскивание) для приобретения навыков поведения в экстремальной ситуа­ции; закрепить знание телефона службы спасения.

Проводить сравнение передаваемых прогнозов погоды и действительных данных. Путешествовать по карте города по вечерам, развивать абстрактное мышление, умение читать условные обозначения.

Обращать внимание на планы маршрутов городского транспорта во время поездок на нем.

Побуждать к самостоятельному экспериментированию с мороженым, чаем в термосе, сохранением продуктов замороженными и при размораживании холодильника. Развивать наблюдательность и умение делать выводы при рассмотрении скопления сне­га на крышах различного вида.

Активизировать практическое использование линейки, весов, выполняя бытовые пору­чения на кухне, при рукоделии

Весна

Содействовать поиску новой интересной информации о жизни растений, животных, лю­дей в разных уголках земного шара для выступления перед группой.

Проверить распространение звука по батареям дома, подтолкнуть к поиску других спо­собов демонстрации распространения звука.

Развивать кругозор, знакомя с интересными фактами и объектами родного города.

Лето

Понаблюдать проходимость различных видов транспорта по шоссе и грунтовым дорогам в сухую и дождливую погоду; дать детям возможность сделать самостоятельно выводы о проходимости и безопасности.

При посещении музыкального театра, концертов обратить внимание на акустику и зву­чание различных музыкальных инструментов.

В лесу обратить внимание на усиление крика «ау» с помощью рук, воронки из газеты; в горах – на эхо.

При работе на даче использовать умение отмерять нужный объем воды, умение рассортировать по указанным признакам.

Поощрять самостоятельное экспериментирование с различными объектами, но обра­щать внимание на обязательную их безопасность для себя и окружающего мира

 

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + десять =