О чём рассказали архивы художника…


Автор: Никогда Диана
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность:


Всплывает из хроник сюжет о войне…

Со свастикой люди – иль звери?

Я души фашистов пытаюсь понять – Какие безумные тени…

(В. Старостина)

Мой дедушка – художник. Многие его работы хранятся в кабинете издательского дома «Биробиджан». Дома же на шкафу находится папка с графическими листами. Графику удобно хранить – в одну небольшую папку можно вместить десятки работ.

Однажды дедушка перебирал свои работы. Я обратила внимание на один лист. Он выделялся особенной серостью. Но не той серостью, которая отвечает злобе дня или канонам моды, а серостью нестерпимой боли, холода, отчаяния. Именно такие чувства ощущала в тот момент, когда глядела на эту картину. Художник изобразил пожилого человека с ребенком на руках. За ним движется колонна детей. Идут они ровным строем, огибая фигуру немецкого солдата.

Куда они идут? Зачем? – обрывался внутренний голос. Дрожь пробежала по телу. Не хотелось верить, не хотелось знать… Только острый, как нож, профиль гитлеровца заставлял подумать, что ничего хорошего с этими детьми не произойдёт. Убийство – привычное дело для нацистов. Нет ни жалости, ни боли, ни сострадания… Нет лица! Лишь профиль! У фашистов нет ничего человеческого! Они нелюди!

Не отрывая глаз, я смотрела на главного героя картины. Его лицо мне было незнакомо. Я спросила у дедушки: «Кто это?» Он ответил: «Януш Корчак». Эта фамилия показалась мне знакомой. И тут я вспомнила, что мы писали сочинение по тексту, где рассказывалось о книге Януша Корчака «Как любить ребенка».

Доктор Корчак был известным в Польше педагогом и писателем. Его книги и детские передачи по радио были любимы всеми жителями страны. Еще он возглавлял детский дом, в котором содержались еврейские дети.

Нацисты готовились отправить детей в газовые камеры, а известному всей стране доктору предложили жизнь и свободу, но без детей. Януш Корчак отверг это предложение и отправился вместе с подопечными в лагерь смерти Треблинка. Жизнь доктора закончилась в газовой камере, куда он вошел вместе со своими воспитанниками. В последние минуты жизни он держал на руках двух маленьких детей и рассказывал веселую историю, чтобы они не боялись.

Однажды дедушка был в Израиле и посетил мемориальный комплекс истории Холокоста – всемирно известный Яд Вашем. На пощади имени Януша Корчака он увидел скульптурную композицию, вызывающую чувство страха. Изображенный на ней старый доктор прикрывал руками группу детей. Особенный трагизм скульптурному изображению придавали большие руки доктора с нанесенными на них рублеными ранами. Вернувшись из Израиля, художник создал композицию «Доктор Корчак».

Дедушка сказал, что это второй вариант картины, который ему не нравится. Первый находится в художественном музее. Оказывается, здесь он с большой точностью изобразил все мелкие детали, вплоть до знаков различия на форме фашиста. Он стремился сделать работу, визуально схожую с реальными событиями.

Разве это плохо? – удивилась я.

Дедушка объяснил мне, что излишняя детализация только отвлекает внимание. Работа художника должна передавать не изображение «как на фотографии», а настрой автора. Полученный результат должен стать формой отражения эмоционального состояния художника. Тогда я пошла в музей. Директор областного музея современного искусства показала мне эту работу. Что я на ней увидела? Ту же вереницу детей, возглавляемую старым доктором и фашиста с огромной собакой. И это была совершенно иная работа. Фашист здесь изображался почти без лица, из-под каски выглядывал только тяжелый подбородок. Толстый пес на коротких лапах напоминал какое-то чудовище. Они не были фотогеничными, но вызывали больше отвратительных чувств, чем на тщательно проработанной картине. Доктор на этой работе не имел полного сходства с портретом Януша Корчака. Художник подчеркивает трагизм ситуации ссутулившейся фигурой героя, но в глазах педагога отражается тепло и любовь. Лица детей спокойны – они верят, что едут на прогулку. Так сказал доктор, а он ведь никогда не обманывал. Но что чувствовал сам доктор в этот момент? Какой неистовой болью наполнялась его душа? Мы можем только догадываться, вглядываясь в глубокие морщины этого доброго лица. Даже в эти страшные минуты мы видим на картине сильного духом героя, который не бросил своих воспитанников в огонь грядущего ужаса приближающейся гибели.

Я подумала: «Не напрасно ли Януш Корчак принес себя в жертву? Он все равно бы не спас детей». Не напрасно. Добрый доктор оградил своих подопечных. Дети не чувствовали холодного страха смерти. Они до последнего момента думали о хорошем. Вот так Януш Корчак показал всему миру, что значит любить детей. О смерти знал только он: любимый доктор. Символическая безысходность отражается не только на лице героя, но и в его позе: правой рукой он крепко держит мальчика, а левая опущена вниз как знак неминуемой смерти.

Картина дедушки рассказала мне о том, что война – это не только изображение массовых батальных сцен и героизма солдат, но и боль утрат. Мы не должны забывать о цене великой победы, чтобы не допустить повторения ужасов войны.

Спасибо, дедушка! Благодаря твоему творчеству многие наши земляки прочувствуют ужас фашизма, ужас того самого босоногого детства, которое забрала война.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =