Обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных материалов», 5 класс


Автор: Наталия Владимировна Еременко
Место работы: МКОУ «СОШ с. Бирофельд»
Должность: учитель технолгии


Цель обобщение знаний по темам «Материаловедение и машиноведение», «Моделирование и конструирование», «Технология изготовления фартука».

Задачи:

  1. Образовательные: проверить знания по данным темам.
  2. Развивающие: развивать умение работать в группе (умение выслушать товарища, оценить полноту ответа, доказывать правильность своей точки зрения).
  3. Воспитательные: прививать интерес к предмету «Технология».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные звездочки индивидуальных оценок, песочные часы (1 мин), 4 флажка.

Тип урока и форма проведения: обобщающий урок-игра с использованием информационных технологий. (45 мин)

Подготовительный этап урока: от учителя требуются четкие инструкции и консультации. Класс делится на 4 группы по 3 человека.

Оформление: отпечатанные тексты:

  • Без правила доверия жить нельзя на этом уроке.
  • Никому ничего ни о ком не подсказывать.
  • Не перебивать, не критиковать, не исправлять.
  • Учиться слушать и слышать.

Таблица для подведения итогов.

Конкурсы1 команда2 команда3 команда4 команда
Тест «Грушки – подружки»    
Вопросы по желанию    
Кроссворд «Ткань»    
Ребусы «Отгадайте инструменты»    
Подбор моделей    
Подбор отделки    

Практическая работа:

  1. Кроссворд «Ткань»
  2. Ребусы «Отгадайте инструменты»
  3. Подбор моделей
  4. Подбор отделки

Подведение итогов.

Ход урока

Содержимое

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня наш урок необычен. Мы проведем игру, в процессе которой повторим и запомним основные моменты темы «Обработка ткани».

Сообщение цели.

II. Конкурсная программа.

У каждой команды есть флажок, которым вы будете сигнализировать свою готовность к ответу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, но команда может получить баллы за дополнения или общие вопросы. Баллы мы будем записывать на доске. Общие вопросы и дополнения оцениваются индивидуально – звездочками.

Игровое занятие «Грушки – подружки»

Работа в графическом редактореPaint.

Отметьте в скобках знаком /+/ все правильные ответы.

1. Волокна растительного происхождения получают из:

а) шерсти (3-4-2-10-11) б) льна (3-2-4-10-11) в) шёлка (3-4-2-11-10)

2. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения называется:

а) ткачеством (24-23-5-6-7) б) прядением (24-7-6-5-23) в) отделкой (24-7-5-6-23)

3. Ткань, окрашенная в один цвет, называется:

а) окрашенная (39-37-36-35-38) б) гладкокрашеная (39-35-37-36-38) в) однотонная (39-38-37-36-35)

4. В машинной игле ушко находится:

а) в середине иглы (11-15-13-14-12) б) рядом с остриём (11-12-13-14-15) в) там же, где у швейной иглы (11-14-13-12-15)

5. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:

а) длины стежка (2-25-22-21) б) ширины стежка (2-22-25-21) в) ширины зигзага (2-21-22-25)

6. Для расчёта длины нижней части фартука необходимы мерки:

а) ПОт (35-31-32-33-34) б) Днч (35-34-33-32-31) в) ПОб (35-33-34-32-31)

7. Горизонтально вокруг бёдер снимают мерку:

а) полуобхват талии (15-17-16-18-9-19) б) полуобхват бёдер (15-16-17-18-19-9) в) длина нагрудника (15-9-17-18-19-16)

8. К соединительным швам относятся:

а) стачной (7-8-20-21) б) в подгибку с закрытым срезом (7-20-21-8) в) в подгибку с открытым срезом (7-20-8-21)

9. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:

а) стачной (31-27-29-30) б) накладной (31-30-27-29) в) в подгибку с закрытым срезом (31-30-29-27)

10. Какие машинные швы применяют при соединении кармана с нижней частью фартука:

а) накладной (1-26-28) б) обтачной (1-26-28) в) шов вподгибку с закрытым срезом (26-28-1)

Точечный рисунок к заданию.

Вопросы по желанию.

На экране проецируется слайд с названием конкурса. Учащиеся по очереди выбирают номер и по гиперссылке открывается требуемый слайд. За 30 секунд ребята должны наиболее подробно охарактеризовать или дополнить каждую схему. За каждый правильный ответ –– 4 балла (минимально – 1 балл). В случае затруднения вопрос разыгрывается как общий. (В зависимости от времени конкурс можно сократить.)

Назовите изображённый на рисунке шов. (Вподгибку с открытым срезом)

Кромка направлена вдоль нитей …? (Основы)

Как называются изображённые ручные стежки?

Рассмотрите рисунок и назовите названия деталей

1 – нижняя часть фартука

2 – нагрудник

3 – карман

Какими стежками отмечают положение карманов? (Копировальными)

Какие срезы нагрудника надо обрабатывать? (Верхний и боковые)

В какой последовательности обрабатывают срезы кармана? (верхний боковые и нижний)

Какие мерки записывают в половинном размере? (ПОт и ПОб)

Каково назначение рабочей одежды?

Объясните, почему при построении чертежей в альбоме пользуются масштабной линейкой?

Расскажите, как подразделяется одежда по назначению. (Повседневная, рабочая, праздничная)

Объясните, с каких деталей надо начинать раскладку выкроек на ткань. (Деталь пояса, крупные детали и мелкие детали)

III. Практическая работа.

? Какие правила по технике безопасности нарушают щенок и лисёнок.

Кроссворд «Ткань».

Вставить буквы в пустые кружочки, чтобы получилось название ткани.

Ребусы «Отгадайте инструменты»

Подбор моделей. Подберите нагрудник и карман к нижней части фартука.

Подбор отделки. Подберите отделку к фартукам.

VI. Подведение итогов урока.

Давайте составим свой букет настроения (приклеить на лист ватмана бумажные цветки разного цвета в соответствии с настроением).

Выставление оценок.

«5» ‒ Молодец!!!
«4» ‒ Так держать!
«Подтянись!