Особенности организации воспитательно-образовательного процесса


Автор:
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность:


В ДОУ разработана и реализуется образовательная программа, отвечающая всем современным требованиям к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. На основе образовательной программы в каждой возрастной группе разработаны рабочие программы и программы для узких специалистов (учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя). Разработаны адаптивные программы для детей с ОВЗ (для детей с РАС и ребенка, имеющего нарушения слуха).

В ходе воспитательно-образовательного процесса учителями-логопедами (О.В. Александрович, Т.Б. Попова, О.В. Уварова) в ДОУ осуществляется коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. В дошкольном учреждении функционирует три логопедические группы: средняя, старшая и подготовительная, в которых находится 97 детей с нарушениями речи.

В логопедических группах специалисты работают по адаптированной рабочей программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, авторами которой являются они же. Коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами специалисты строят с учётом их образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей.

Учителя-логопеды ведут работу с опорой на сохранные анализаторы, с учётом возможностей детей, их творческих способностей и сенситивных периодов развития. Работа с детьми проводится в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, через различные организационные формы: занятия, игры, интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. При организации взаимодействия с детьми на занятиях решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.

Содержание методической работы в МБДОУ определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности педагогического коллектива.

Анализируя методическую работу по основным критериям эффективности, характеристикам самого методического процесса, ее можно охарактеризовать как систему.

Информационный банк данных методического кабинета МБДОУ содержит:

— нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ: ФГОС ДО и разъяснения к стандарту, СанПин, закон «Об образовании в РФ», профессиональный стандарт «Педагог».

— документы и материалы:

  • по планированию деятельности ДОУ;

  • по организации методической работы в дошкольном учреждении;

  • по организации и руководству образовательной деятельностью ДОУ;

  • по контролю и регулированию образовательной деятельности ДОУ;

  • по развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

  • по организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;

  • методические материалы по сопровождению процедуры аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности;

  • методическая, дидактическая, психологическая литература;

  • аудио-, видеоматериалы, медиатека;

  • наглядно-дидактический материал;

  • банк методических разработок (в электронном виде);

  • периодические издания по дошкольному образованию.

В методическом кабинете МДОУ, в группах (под непосредственным руководством методической службы) аккумулированы необходимые для организации методической, образовательной, просветительской деятельности:

Образовательные ресурсы:

— во всех группах, методическом кабинете, музыкальном зале имеются телевизоры, магнитофоны;

— переносной музыкальный центр с беспроводными микрофонами;

— проводной микрофон с переносной колонкой, штативом-стойкой для микрофона;

— в методическом кабинете, в логопедических кабинетах имеется ноутбук, компьютеры.

Информационные, используемые с целью самообразования педагогов:

— стенд «Воспитываем вместе»;

— стенд выставки методической литературы по следующим темам:

  • Новинки методической литературы;

  • Тематическая выставка «Методическое обеспечение развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры»;

  • Тематическая выставка «Как организовать работу с детьми в период летней оздоровительной работы»;

  • Тематическая выставка «Речевое развитие дошкольников»;

  • Тематическая выставка «Региональное краеведение в детском саду» и другое.

Вся методическая литература систематизирована по образовательным областям, предусмотренным ФГОС ДО, и по взаимодействию с родителями, реализации регионального компонента.

Имеется подборка специальных журналов для воспитателей и специалистов ДОУ.

Для организации качественной работы с детьми особенно важно правильно планировать предметно-пространственную среду образовательного учреждения и прилегающей территории. На территории МБДОУ расположены игровые площадки для всех групп, физкультурная площадка, площадка «Безопасная дорога», летняя сцена, стадион, игровая площадка для досуговых мероприятий на воздухе, сад, огород. Стационарное оборудование (горки, лесенки, песочницы, беседки), установленные на групповых участках, соответствует возрасту и росту детей.

За четыре года значительно изменился вид групповых помещений, оригинально структурировано пространство. В каждой группе имеются центры активности: строительства, изобразительной и творческой деятельности, науки (опытно-экспериментальной деятельности), литературы, драматизации, манипуляторных игр.

Новая модель устройства предметной среды удовлетворяет не только потребность ребенка в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, но и стремление побыть одному. B центрах активности подобраны разнообразные материалы, которые используют дети, проявляя нестандартный и творческий подход.

Мебель во всех возрастных группах соответствует росту детей. Предметно-пространственная среда отвечает требованиям безопасности, психологического комфорта и эстетической привлекательности. Музыкально- спортивный зал оснащен инструментами, музыкально-дидактическими играми, техническими средствами обучения. Имеется спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, кубики, мешочки с песком, сухой бассейн, оборудование для лазания, упражнений в равновесии, туннели. Переоборудованы логопедические кабинеты, активно дополнены разнообразными пособиями по коррекции речевого развития, увеличены оконные блоки и заменены на современные из ПВХ, обновлено напольное покрытие, доукомплектован мягкий инвентарь, значительно пополнена среда для организации образовательной деятельности.

Обновлено содержание коридоров, лестничных маршей. Для развития познавательного интереса ребят и информирования родителей созданы тематические информационные стенды, новые уголки: «Наши выпускники», «Город и дети», «Улыбка ребенка как солнечный лучик», «Педагоги МБДОУ». Офрмление лестничных маршей поддерживает единую концепцию детского сада «Ручеек».

Пищеблок оснащен всем необходимым оборудованием. Приобретены картофелечистка, духовой шкаф, овощерезка, электрическая печь, столы, холодильное оборудование.

Медицинское обеспечение осуществляется старшей медицинской сестрой и курируется врачом-педиатром детской поликлиники. Для этих целей в МБДОУ имеется медицинский блок: процедурный кабинет, необходимое медицинское оборудование.

В целях координации деятельности ежегодно разрабатывается план оздоровительной работы, который реализуется всеми сотрудниками МБДОУ. В результате целенаправленной работы среднемесячное количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни в 2018 году, снизилось по сравнению с 2016, 2017 годами с 30,7% до 22,6%.

Планомерная работа всех специалистов МБДОУ позволяет успешно подготовить каждого выпускника в поступлению в школу. Анализ успеваемости воспитанников (проводится ежегодно) показывает, что выпускники ДОУ успешны в обучении, легко адаптируются в первые месяцы поступления в школу. Кроме того, учителя отмечают, что именно выпускники МБДОУ № 45 активны, с желанием и достаточно успешно принимают участие в общественных мероприятиях класса, школы, города. Активно участвуют в предметных олимпиадах, уже начиная с начальной школы. Кроме того, учителя отмечают и высокую педагогическую грамотность родителей ребят.

Большое внимание в образовательном учреждение уделяется вопросу вовлеченности родителей в процесс воспитания и образования детей.

Родители (законные представители) детей, посещающих детский сад, в рамках работы родительского комитета обеспечивают постоянную и систематическую связь детского сада с родителями (законными представителями), содействуют руководству дошкольного учреждения. Совместно с руководителем контролируют организацию и качество питания. Взаимодействуют с общественными организациями, помогают организовывать мероприятия, закупают игрушки в группы.

Популярной формой педагогической деятельности в детском саду стал «День открытых дверей». У родителей в этот день есть возможность пообщаться с воспитателями и специалистами детского сада, задать им вопросы, получить информацию о жизни детей в ДОУ, узнать об особенностях организации учебно-воспитательного процесса, а также познакомиться с традициями детского сада.

Родители приглашаются на мероприятия различными способами: размещение информации на информационных стендах, сайте образовательного учреждения. В день открытых дверей тематика проектов в учреждении разная: «Что может быть семьи дороже», «Лего-день в детском саду», «На Руси – святки», семейные спортивные праздники.

«Что может быть семьи дороже». Цель данного мероприятия – помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека. Ведь семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро. Мероприятие проводится в июле в День семьи, любви и верности, и в ноябре, когда отмечается международный праздник День матери. Ведь всех важней на свете мама, именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого их них. К этому празднику ребята готовят концерты, проводятся утренники, мастерят подарки для мам.

«Лего-день в детском саду». Конструирование является важным средством интеллектуального развития дошкольников. Оно позволяет сформировать у детей познавательную активность, развивает фантазию и творческую инициативу. «Лего-день в детском саду» интересен тем, что родителей привлекают к занятиям техническим творчеством совместно с их детьми. В этот день в детском саду проходят необычные соревнования. Приглашаются не просто дружеские семьи, а умелые лего-конструкторы: родители и дети. Им предстоит не только посоревноваться, но и сделать для себя много открытий.

«На Руси – святки» – очень интересный проект, направлен на приобщение детей к истокам русской традиции, культуре, знакомству с обрядами, которые издавна существуют на Руси. Родители с интересом посещают в дни открытых дверей мероприятия, связанные с этой темой. Ребята в русских народных костюмах поют русские частушки, песни, исполняют русские народные танцы, и, конечно, не обойтись в этот день без чая с блинами или пирогами.

Особенно интересным и запоминающимся для детей и взрослых стало проведение семейных «Веселых стартов», «Спортивных соревнований». Это настоящий праздник для детей! Цель мероприятий – способствовать формированию здорового образа жизни. Веселая атмосфера праздника передается от детей к взрослым. К каждому празднику стараемся оформить красочно зал. В конце праздника участники получают призы и грамоты. Проигравших нет, всегда побеждает дружба. В 2019 году наш детский сад признан победителем в спартакиаде.

Родители добросовестно и творчески относятся ко всем мероприятиям, которые проводятся в детском саду.

Педагоги и воспитанники принимают активное участие в различных акциях, которые проводятся на муниципальном уровне. Так, в сентябре педагоги и дети приняли активное участие в акции «День тигра 2020». Совместно с ребятами педагоги подготовили спектакль о жизни тигра, о его значимости в природе. Выучили стихотворения и, конечно же, превратились в маленьких тигрят. Ребята были довольны. Материал был отправлен в государственный природный заповедник «Бастак». Мы стали победителями акции, в которой заняли 1 место.

Ребенок учится правилам дорожного движения, беря пример с родителей. Именно родители должны стать примером для своего ребенка в поведении на дороге и как пешеход, и как водитель. Сейчас актуально в темное время ношение для взрослых и детей фликеров (светоотражателей) на одежде. Поэтому мы приняли участие в акции «Стань ярче». Наши ребята превратились в волшебные капельки, которые рассказывали о своей важности, после чего, выйдя на улицу, – загорелись и стали яркими, для того чтобы их увидел водитель на дороге.

Акция «Хатико» – оказание помощи бездомным животным. Ребята и родители принимают активное участие в сборе кормов для бездомных кошек и собак. Для того чтобы вовлечь детей и родителей, педагогами проводились тематические беседы: «Домашние питомцы», «Помогите бездомным животным», «Защита животных», просмотр фильмов. Детям очень понравилась акция, они искренне переживали за брошенных собачек и кошечек. Силами детей, родителей и сотрудников детского сада были собраны и переданы корма для питомцев приюта.

Как мало в настоящее время добра вокруг!.. Столько жестокости и безразличия мы наблюдаем в нашей жизни. И только благодаря приюту нашего города мы можем быть спокойны за бездомных животных, но, к сожалению, лишь за малую их часть.

В дошкольном учреждении мы смогли наладить атмосферу доверия, взаимопонимания и взаимного сотрудничества в вопросах воспитания и обучения детей. Именно благодаря такой работе в ДОУ отсутствуют жалобы со стороны родителей. А вопросы, возникающие в рабочем порядке, решаются оперативно и удовлетворяют родителей.

Вся совместная работа учреждения направлена прежде всего на установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий семьи и детского сада для развития и воспитания детей, создание в нашем ДОУ атмосферы взаимопонимания и доброжелательности.

По итогам проводимых мероприятий педагоги и администрация детского сада получают много хороших отзывов от родителей воспитанников и, конечно, пожелания родителей проводить такие мероприятия как можно чаще.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

тринадцать − 11 =