Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов. Детям очень нравится, когда утром их встречают герои из пальчикового театра. Это и кошечка, и бабушка, и маленький зайка, который с нетерпением ждал ребёнка. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни детей начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет ребятам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо — влево», «вверх — вниз», «вперед — назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Как играть в пальчиковые игры по возрастам?
Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.
Возраст | Содержание |
Технология |
До 2-х лет | Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой | Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение |
С 2 до 3 лет | Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) | С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию |
С 3 до 4 лет | Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой | С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении |
С 4 до 5 лет | Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы | При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук. |
С 5 до 7 лет | Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) | Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. |
Правила работы по развитию мелкой моторики рук у детей:
Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные
движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру детям сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.
Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?
Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени я уделяла и мышцам руки:
«Здравствуй»
Здравствуй, солнышко – дружок (руки вверх)
Здравствуй, носик – пятачок (показали носик)
Здравствуйте, губки, здравствуйте зубки (показали)
Ручки вверх подняли, и ими помахали
А теперь все вместе — «Здравствуйте!» — сказали
«Привет»
(нажимаем пальцами к на мяч массажер на каждый ударный слог)
Просыпался большой братец, указательный проснулся,
Средний рядом повернулся, безымянный потянулся.
А мизинчик улыбнулся. «Всем привет!» сказали дружно,
Умываться теперь нужно.
Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки:
«Согреваем ладошки» (катать карандаш сверху и между ладошек)
Карандаш в руках катаем и ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем, никогда не замерзаем.
«Волшебные шары» (воздушные шары, наполненные мелкой солью, нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог)
Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить
Пальцы нужно крепко сжать, а потом опять разжать.
«Я леплю из пластилина» (сжимание и разжимание комочка пластилина из руки в руку)
Я леплю из пластилина. Дом, себя, гараж, машину.
А когда слепил я мышку. Подошел к ней кот наш Тишка.
Долго нюхал, трогал лапой, даже палец поцарапал.
Я слеплю все, что мне надо кубик, карандаш, лопату.
В-третьих, пальчиковые игры я использовала на физкультминутках: они позволяли расслабить мышцу руки, дать им отдохнуть:
«Дружба» ( поочередное касание пальцев мячика су джок, прокатывание)
Дружат в нашей группе, девочки и пальчики
Маленькие пальчики 1,2.3,4,5
Мы закончили считать.
Игра «Галоши»
(с перевернутыми крышками, обувают на пальчики «Галоши» и шагают под ритм стихотворения, раздвигают пальчики в разные стороны).
Купила мама Леше, отличные галоши.
Галоши настоящие, красивые, блестящие.
Теперь хоть и захочешь, а ноги не промочишь!
Не терпится Алёше, надеть свои галоши.
Галоши настоящие, красивые, блестящие.
Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям: — овладеть навыком мелкой моторики; — сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику; — развить внимание, терпение, «внутренний тормоз» – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; — повышает работоспособность коры головного мозга; — улучшить психические процессы (внимание, мышление, память); — снять тревожность; — проявлять творческие способности.
Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться. Я провожу пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале они максимально полезны для развития ребенка – дошкольника:
«Дождик» Дождик, дождик посильней (машем ладошками вверх -вниз)
Будет травка зеленей (ставим ладошки пальчиками вверх)
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке (пальцы в крышечки поставили и крутим по кругу)
«Муха»
Ох, ох, что за гром? (по ореху в каждой руке и стучим по столу)
Муха строит новый дом (показываем дом ладошками)
Молоток Стук-Стук (стучим орехами по столу)
Помогать идет петух. (стучим орехами по столу)
«Жук»
Жук не жужжи! (зубной щеткой крутим по ладошке по кругу)
Где ты прячешься скажи? (по каждому пальчику гладим зубной щеткой)
Мой дом под кустом. (показываем дом ладошками)
Под березовым листом. (зубной щеткой крутим по ладошке по кругу)
С детьми играю в пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционных технологий су-джок терапии по мотивам народных сказок – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых сказках-играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 3-4 лет) дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Колобок румяный бок, Покатился за порог Покатился за порог, Скок – поскок, Покатился он в лесок, Скок-поскок, Повстречал в лесу зайчонка, И зубастого волчонка, Мишку косолапого, А лисичка колобка Ам взяла и сцапала! | (катаем шарик по ладошке круговые движения) (катаем шарик по ладошке движения (сжимаем шарик ладошкой правой и левой)вверх в низ) (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ) (сжимаем шарик ладошкой правой и левой) (имитирующие изображающие животных ) (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его) |
Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 5-7 лет)
дети повторяют слова и выполняют действия с шариком и колечком в соответствии с текстом
1, 2, 3, 4, 5 Сказку будем начинать Старик старухе говорит По амбару помети, По сусекам поскреби Да и тесто замеси Колобок ты испеки, На окошко положи Колобок румяный бок Покатился за порог, Скок – поскок, Покатился он в лесок, Скок-поскок. Повстречал в лесу зайчонка И зубастого волчонка, Мишку косолапого, А лисичка колобка, Ам взяла и сцапала! | (поочередно одевать колечко, на пальцы правой руки, начиная с большого) (Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). (Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) (дети катают Су-Джок между ладоней круговые движения) (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз) (обхватываем ладонью правой и левой рукой) (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз) (обхватываем ладонью правой и левой рукой) (имитирующие движения изображающие животных ) (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его) |
Формы взаимодействия с родителями
Профессиональная деятельность педагога может стать по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед собой ставила задачу – заинтересовать родителей решением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в работе.
По результатам запросов родителей организовала консультационный день для родителей на тему «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста». Для родителей создала картотеку пальчиковых игр и нетрадиционных технологий (Приложение 1).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изучали этапы игры и вместе с ребенком играли в пальчиковые игры с использованием нетрадиционных технологий. Примеры
Я активно привлекаю родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в обогащении сенсомоторного уголка нетрадиционным оборудованием — изготовление пособий и игр для развития мелкой моторики рук.
Для родителей провела мастер-класс по теме: «Развиваем речь детей через пальчиковые игры», чтоб наглядно показать и объяснить как правильно и в какие игры играть пальчиками. (Приложение 2).
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (Приложение 3). В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Советы родителям «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста», «Играя, развиваем мелкую моторику рук», « Подготовка руки к письму» «Формирование двигательных навыков у дошкольников», провела родительские собрания: «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Пальчиковые игры: учите вместе с нами».
Разработала рекомендации и памятки, в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), так как эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость.
Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Взаимодействие с педагогическим сообществом
Я с удовольствием делюсь своим опытом с коллегами, поэтому часто провожу открытые занятия по речевому развитию. Стараюсь придумывать очень интересные сюжеты для выполнения поставленных задач.
Также я являюсь участником различных конкурсов, конференций, семинаров. Участие в таких мероприятиях повышает мою самооценку и дает мне хороший толчок к новым открытиям и инновациям.
Благодаря сформировавшемуся опыту добилась конкретных результатов:
— движение кисти и пальцев рук детей стали точными и координированными;
— дети научились концентрировать своё внимание, правильно его распределять;
— речь стала выразительна, правильна.
Пальчиковые игры с использованием нетрадиционных технологий, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж — все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности детей, коммуникабельность. Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, а так же активизировались творческие способности. Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.