План-конспект занятия. Тема: туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов


Автор: Алексей Михайлович Жидков
Место работы: МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


Цельзанятия в результате изучения темы объяснить значение и практическое применение туристических узлов; формировать умения техники вязания туристических узлов.

Задачи:

  • Создать условия для изучения туристических узлов и их практического применения.
  • Формировать умения и навыки вязки узлов;
  • Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, совершенствования навыков ранее изученных узлов.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая.

Материальное обеспечение : 2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося, несколько карабинов.

Учебно-наглядный комплекс:

  • карточки-схемы;
  • инструктивный материал по технике вязания узлов;
  • набор связанных туристических узлов.

Порядок работы:

  • назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;
  • предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;
  • проверить вязку узла у каждого ученика.

Называется узел и его применение. Педагог красиво, медленно, поэтапно завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учеников на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается три узла, но техника вязания показывается на одном узле из группы.

Структура и ход урока

Содержимое

I. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока. Исходя из темы сформулируйте цель нашего урока.

«Где в вашей жизни можно использовать узлы?» ( проблемная ситуация )

Вступительное слово учителя: «Каждое утро ты стараешься завязать шнурки своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника-высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста, скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы ‒ вопрос личной безопасности. «Неумение вязать узлы не предохраняет Вас от травм!» Сейчас поговорим об узлах.

II. Объяснение нового материала.Техника вязания туристических узлов.

Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях. Давайте попробуем завязать узел, который вы знаете. Можно два или три узла.

Эпиграф: «Хороший узелэто: когда его легко завязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать».

Узлы используются и применяются для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т. д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел.

Классификация туристских узлов по их назначению.

  1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный».
  2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брам-шкотовый», «грейпваин».
  3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «австрийский прусик», «двойной проводник», «булинь», двойной беседочный узел.
  4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «стремя – выблеичный» узел, привязочный узел
  5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел«двойная обвязка», или«заячьи уши». Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка», затягивается и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. Не имеет контрольных узлов.

Узел«стремя». Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется узел. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом. Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре. Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.

Узел«булинь». Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом и конец продевается в образовавшуюся петлю. Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны. Узел затягивается и завязывается контрольный узел.

III. Закрепление. Игра:

1 вариант: Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем преподаватель раздает им эти узлы. Нужно определить его название. Преподаватель еще раз проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.

2 вариант

 Игра «Спасение утопающего», узел «булинь».

IV. Итог урока. Мы на сегодняшнем уроке познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери веревку и вспоминай, как это делается. Всегда носи с собой в кармане небольшой кусок троса. И когда у тебя есть свободная минутка, достань его и завязывай узлы, которые ты знаешь. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел с закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

VI. Домашнее задание

  1. Дома необходимо зарисовать узлы с карточки-схемы.
  2. Повторить технику вязки изученных узлов.
  3. Покажите родителям технику вязки изученных узлов

VII.Подведение итогов. Рефлексия

Для чего мы изучали узлы… надо ли вам это… пригодится ли в жизни… сегодня мы узнали… мы научились… мы научим других.. мы применим узлы, где..

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица №1

Структура и ход урока

Этап урокаНазвание используемых ЭОРДеятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время
1Организационный этапМотивационно-ориентированный

компонент

Обеспечивает

благоприятный

настрой

Настраивает на работу2 мин
2Проверка

домашнего

задания

 Организует обсуждение узловОтвечают на вопросы,

рассказ

4 мин
3Актуализация

опорных знаний

 Организует работуОтвечают на поставленные вопросы, работают5 мин
4Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) Проблемная ситуация:

«Где в жизни можно использовать узлы?»

Пытаются ответить на вопрос, ставят перед собой цель, формулируют тему урока. 2 мин
5Изучение нового материалаОперационно-исполнительный компонентОрганизует практическую работу по группамВыполняют работу в группах7 мин
6Физкультминутка Упражнения для

спины

Выполняют упражнения2 мин
7Первичное применение знаний Предлагается выполнить туристические узлыВыполняют узлы по карточкам, по схемам, по фотографиям2 мин
8Контроль и самопроверка знанийРефлексивно-оценочный компонентПредлагается завязать узлы, которые научилисьВзаимопроверка7 мин
9Домашнее задания Обсуждение домашнего заданияЗапись в дневник, вопросы4 мин
10Подведение итогов, рефлексия Сегодня мы узнали: мы научились…Отвечают на вопросы учителя5 мин