Игры-приветствия
«Руки знакомятся, руки здороваются, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека, здороваются пальчиками, ладошками.
Содержание: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания.
— Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
— Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
— Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться или здороваются, ваши руки мирятся или здороваются, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
«С добрым утром»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Содержание:
Дети идут, по кругу, взявшись за руки проговаривая слова:
— Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг.
Затем останавливаются, поворачиваются друг к другу и говорят:
— дружно вместе поздороваемся вот так: «Здравствуй!», «С добрым утром» выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони…здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.
«Ласковое слово»
Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: колпачок.
Содержание: Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
Раз, два, три — начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
— Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.
«Шел ежик по лесу»
Цель игры: вызвать эмоциональный отклик на песни, танцы, игры; закреплять умение исполнять знакомые движения в плясках.
Материал: Маска ежика.
Содержание: Поется песня и выполняются движения заданные в тексте.
Шел ежик по лесу, по лесу, по лесу (идем в одну сторону)
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу, (в другую сторону)
Давай ежик попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгаем)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. (дрыгаем)
Давай с тобой потопаем, потопаем, потопаем, (топаем)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопаем)
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся, (кружиться по-разному можно)
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся (обнимаемся).
Ритмические игры. Игры со словом
«Ёжик»
Цель: преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости.
Содержание: Участники располагаются по кругу. Игру начинает, воспитатель тихим шепотом, еле слышно зовет: «Ёжик!», далее в строгой очередности участники должны незначительно повышая голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, дойти до крика.
«Рукавички»
Цель: развить умение действовать совместно, воспитывать интерес партнера по общению, развивать связную речь.
Материалы: пара рукавиц с одинаковым рисунком.
Содержание: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Детям предлагаются вырезанные из бумаги рукавички с различным узором, и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны порадоваться и соединить свои рукавички.
«Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Обогнуть «широкое озеро».
3. Пробраться через «дремучий лес».
4. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Я люблю»
Цель: Осознавать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.
Материалы: обруч.
Содержание: Дети стоят вокруг обруча. Ведущий говорит фразу: «Я люблю … (что-либо)», тот из детей, кто это любит, заходит в обруч. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего.
«Рисунок на спине»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
Содержание: Дети стоят в колонне. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует пальцем на спине первого ребенка, ребенок продолжает и так все в колонне дети рисуют друг другу на спине. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в колонне говорят, что нарисовали.
«Пазлы» «Какое настроение»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
Содержание: Группа делится, произвольно каждому, выдается по пазлу. ( Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды — собрать картинку, как можно быстрее.
«Шарики в воздухе»
Цель: Обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Содержание: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надутых резиновых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.
«Охота на тигров»
(авторы Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Материал: маленькая игрушка (тигр).
Содержание: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне.
«Раздувайся пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Содержание: дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Подвижная игра «Карусели»
Цель: Игра создает положительное эмоциональное настроение у детей, обучает умению согласовывать свои движения с движениями других детей и ритмом текста; развивает слуховое внимание.
Содержание: Педагог сообщает детям о том, что они будут кататься на каруселях вместе. Они собирают их в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг.
«Сейчас мы будем кататься на карусели, – говорит педагог. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели.
(Карусель медленно движется в правую сторону.)
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали,
(Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)
Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те,
(Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два (пауза), Вот и кончилась игра.
Игра кончается тем, что дети хлопают друг друга по ладоням и разбегаются. Предварительно нужно выучить текст и научиться произносить его в соответствии с движениями. Это важно, так как педагог дает детям образец движений и поведения в коллективной игре. Если в группе есть вялые, малоактивные дети, поставьте их между активными сверстниками, поручив им заботу о слабых.
«Что случилось?»
Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника, использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Материал: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.
Содержание: Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики». Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
Кто это?
Какое у него настроение?
Какие чувства (эмоции) он испытывает?
Почему? Что с ним случилось?
Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
«Плохое настроение»
Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи, развивать вербальную и невербальную коммуникацию, развивать слуховое восприятие и память.
Содержание: Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
— Затем педагог говорит: Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть. Его друг подумал немного и спросил: «Тебе хочется поиграть с другими детьми?
«У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять. После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении.
«Поварята»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Материал: картинки картофеля, огурца, лука, моркови, свеклы, капусты.
Содержание: Дети делятся на две команды. Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. – для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. – для салата. Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» – и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить – вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.
«Подарок на всех»
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Материал: лепестки цветка разного цвета.
Содержание: Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
«Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодолевать трудности общении.
Материал: клубок ниток.
Содержание: Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
«Ладонь в ладонь» (авторы Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Материал: стол, стулья и т. д.
Содержание: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
«Радость и грусть» (автор И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой -грустным.
Материал: рисунки.
Содержание: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы.
«Геометрическое лото»
Цель: Формировать умение соотносить геометрические фигуры. Развивать умение считаться с интересами других, умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.
Содержание: Дети внимательно рассматривают паровозики, где изображены силуэты геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям заполнить силуэты с геометрическими фигурами, затем рассмотреть эмоциональное настроение у каждой фигуры. Дети выбирают картинки, обсуждают какое настроение у той или иной фигуры.
Игры с именами
«Тигренок в гости пришёл»
Цель: Развивать чувства и эмоции при восприятии эмоциональных проявлений, способствовать использованию полученной информации в речевой и игровой деятельности.
Материал: игрушка тигренка, иллюстрация с изображением разных людей: взрослых и детей.
Содержание: Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного Тигренку, который держит в лапках картинки.
Воспитатель задает вопросы Тигренку:
-что случилось Тигренок?
-Почему ты такой грустный?
Тигренок: мы с мамой сегодня на прогулке фотографировали взрослых и детей, получилось много фотографий и мы с мамой их разложили по отдельности. Но по дороге в детский сад сильный ветер вырвал из моих рук фотографии, они перепутались.
Воспитатель просит детей помочь Тигру. Дети раскладывают картинки, где дети улыбаются, мальчики грустные и т.д.
«Настроение»
Цель: Способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений, побуждать к эмоциональной отзывчивости детей на состояние героев сказок, желание помочь-пожалеть, утешить, сказать ласковые слова.
Материал: игрушки на магнитах.
Содержание: Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку, который раскладывает настольно-печатный материал к играм-упражнениям «Подбери картинку», но делает это неправильно: к картинке с изображением веселого мальчика он подобрал карточку-схему с изображением грустного настроения, к картинке с изображением грустного настроения, к картинке с изображением грустного колобка подобрал картинку-схему с изображением веселого настроения.
Воспитатель предлагает помочь Мишке и поиграть в игру «Настроение». Детям предлагается распознать настроение (эмоции). На примере чтения стихотворения А. Барто «Зайка»
Воспитатель задает вопросы детям:
— Какое настроение у зайки? (грустное)
— Как вы узнали о том, что у зайки грустное настроение?(брови у него сдвинуты, уголки губ опущены, слезы видно).
— Выберите карточку, которая соответствует настроению зайки, дети поднимают карточку и показывают Мишке.
— Подумайте, как чувствует себя зайка (зайке обидно и грустно)
— Как же ему помочь? (пожалеть, погладить, сказать ласковые слова, вытереть его полотенцем, напоить чаем, посадить на солнышко).
Воспитатель вместе с детьми и Мишкой жалеют зайчика. Затем воспитатель предлагает детям вытереть зайца пушистым полотенцем и посадить его на травку под солнышко. Затем незаметно для детей убирает слезы с лица зайки, меняет положение его губ с помощью липучек. Обращает внимание детей на радостное выражение его лица.
Воспитатель спрашивает у детей.
— Ребята, как вы думаете, что сейчас чувствует зайка? (ему радостно).
Мишка благодарит всех, что помогли ему распознать настроения и от чего оно зависит.
«Изобрази настроение»
Цель: формировать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его с помощью мимики и модуляций голоса.
Материал: пальчиковые куклы с характерными чертами лица (трусливый заяц, злой волк, хитрая лиса, сердитый ёж, весёлая обезьянка, грозный лев, добрая Фея, злая Баба Яга, плачущий Пьеро и т.д.).
Содержание: Ребенку предлагается испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый Буратино, позлиться, как голодный волк, нахмуриться, как рассерженный человек, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне и т.д.
Педагог сопровождает мимические упражнения стихотворным текстом:
Заяц мчится от лисы,
Хвост дрожит, дрожат усы.
Нет спасения в лесу,
Юркнул быстро он в нору.
«Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»
(авторы О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Материал: картинки, которые одеваются на пальчики (добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата).
Содержание: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д. Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.
Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся
— что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул.
— Что вы скажите о поведении Вити?
— Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?