Влияние коммуникативных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста


Автор: Марина Александровна Рашева
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: воспитатель


«Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.»

В.А. Сухомлинский

В последние годы специалисты-практики, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками, все чаще отмечают проблему развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Это обусловлено отсутствием контакта с окружающими, «лучшими друзьями» детей стали современные гаджеты – компьютеры, телефоны планшеты и т.д. Современные дети все меньше времени проводят не только с взрослыми, но и друг с другом. Мы стали забывать, что простое человеческое общение обогащает жизнь детей, привносит яркие краски в сферу их ощущений. Не стоит забывать, что общение является основным условием развития ребенка, важным фактором формирования личности.

Наблюдая в течение дня за детьми в дошкольном учреждении, я заметила неумение детей общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети часто вступают в конфликты друг с другом из-за неумения договариваться и приходить к единому мнению. К старшему дошкольному возрасту у детей часто прослеживается отсутствие навыков взаимодействия с окружающими, неумение слышать собеседника, они редко проявляют инициативу в помощи друг другу в затруднительных ситуациях, возникают трудности в установлении дружеских отношений. И тут моя очередь, как воспитателя прийти к ним на помощь.

Я считаю, что существенную роль в развитии речи детей играют коммуникативные игры. Играя, дети развиваются и проявляют свои коммуникативные умения и навыки, позволяющие корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Дети «впитывают в себя» опыт общения сверстников и взрослых людей. Коммуникативные игры позволяют пережить те эмоции, которые помогают ребёнку на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них.

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.

Хорошая речь важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского,
И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Поскольку мы говорим о коммуникации, нужно уточнить что означают понятие «коммуникативные навыки».

Развитию коммуникативных навыков ребенка в значительной степени способствует эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка, на протяжении всего периода развития коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте формируется совместно с процессом овладения невербальными и вербальными компонентами речи, в различных видах деятельности являющимися ведущими на определенном возрастном этапе развития ребенка, т.е. в предметно-практической деятельности и игре, которые неразрывно сопровождаются эмоциональным общением ребенка с окружающими.

У истоков развития коммуникативных способностей стояли психологи и педагоги: М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.

Ряд авторов педагогов и ученых (Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.) выделяет в качестве одной из главных потребностей ребенка, потребность в общении с взрослым: потребность во внимании и доброжелательности взрослого; нужда в уважительном отношении взрослого возникает на фоне познавательной деятельности детей; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого возникает в связи с интересом взаимоотношений и обусловлена овладением социальными нормами; потребность необходима для эмоционального спокойствия и удовлетворения необходимых потребностей, на определенном этапе жизни.

Коммуникативные навыки усложняются в совместной деятельности взрослого и ребенка. Желание находиться вместе с другими свидетельствует об укреплении коммуникативных намерений.

Л.В. Занков говорил: «Обучение, воспитание и развитие – единый процесс. Игра включает в себя все составляющие этого процесса».

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является одним из способов развития речи ребенка. У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других). Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н.Е. Щурковой.

Ш.А. Амоношвили отмечает, что на данный момент времени присутствует недостаточная разработка методических игровых механизмов и индивидуальных подходов к формированию коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста. По-прежнему в учебно-воспитательном процессе детского сада преобладает односторонняя трансляция детям знаний без установки обратной связи с воспитанниками.

Я считаю, что коммуникативные игры дают детям большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом дети могут выступать в роли равноправного партнера по деятельности. Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы не использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства.

В связи с этим, я сделала вывод, что необходимо современный образовательный процесс конструировать на игровом методе обучения, который побуждает детей свободно, уверенно, артистично общаться друг с другом. Прежде всего для ребенка это возможность личностной самореализации посредством активного общения через коммуникативные игры.

За основу моего опыта работы были взяты коммуникативные игры на общение, игры-этюды, игровые комплексные занятия, способствующие развитию речи детей в разных видах деятельности. Был использован материал из многолетнего опыта по социально-коммуникативному развитию педагогов, участвующих в разработке и апробации Программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на экспериментальных площадках г. Перми и Пермского края.

Коммуникативные игры на общение, игры-этюды, игровые комплексные занятия были переработаны мною и проведены с детьми дошкольного возраста.

Главная цель моего опыта работы развитие речи посредством использования коммуникативных дидактических, подвижных, игр с дошкольниками в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность коммуникативных игр на общение, игр-этюдов, ритмических игр, игр со словом, игр с именами, игр-приветствий, игровых комплексных занятий.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу.

2. Развивать навыки общения у детей дошкольного возраста в игре, формировать доброжелательное отношение между сверстниками.

3. Формировать умение распознавать эмоциональные состояния окружающих, умение выражать собственные переживания.

Ведущая педагогическая идея опыта: педагогическая работа по развитию речи дошкольников будет более эффективна, если при её организации использовать коммуникативные игры на общение, игр-этюдов, игр со словом, игр с именами, игр-приветствий, игровых комплексных занятий.

Практическая значимость: данный педагогический опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми дошкольного возраста, а также родителям дошкольников.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в том, что данная технология в практике детских садов не популярна, отсутствует системное использование дидактических игр, коммуникативных игр на общение, игр-этюдов, ритмических игр, игр со словом, игр с именами, игр-приветствий.

Предполагаемый результаты:

1. Активизируется познавательный интерес у детей.

2. Дети будут называть друг друга по имени, будут здороваться и прощаться;

3. Появится потребность в общении у всех детей, дети будут предлагать друг другу совместную деятельность в процессе свободной игры;

4. Появятся предпочтения в общении, дети станут самостоятельно инициировать процесс общения.

5. Во время игр у детей проявляется положительные эмоции, обогатится игровой опыт детей и способы их игрового взаимодействия.

Таким образом, мой опыт работы составлен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

Проработав много лет воспитателем, я пришла к выводу, что дети очень чутко улавливают слабости педагога и не прощают срывов, растерянности, беспомощности. Они любят играть в игры, и я тоже, и каждый день своей педагогической деятельности наполняю дидактическими, сюжетно-ролевыми, развивающими играми, коммуникативными играми. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Я считаю, что коммуникативное развитие осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:

1. Первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в процессе чтения художественной литературы, рассматривая картин, иллюстраций, наблюдений и др.

2. Практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности.

3. Создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой и других видах деятельности.

Мой опыт может быть полезен для педагогов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, а также родителей детей дошкольного возраста. Педагоги найдут для себя систематизированный комплекс игр на развитие коммуникативных навыков, в соответствии с возрастной категорией детей и уровнем развития коммуникативных навыков.

Я считаю, что игры на общение позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами. Мой опыт работы над этой темой показал, что игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки: побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Начав работать с детьми младшего возраста и продолжив до подготовительной группы, обратила внимание, что почти у всех детей был достаточно сформирован активный и пассивный словарь, однако, многие неправильно употребляли родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений, прилагательных (зеленые квадратов, красная мяч, много кружков и т.д.). Также имелись затруднения в составлении предложений (кошка поймала мыши, девочка моет посуда и т.д.), не говоря уже о коротком рассказе (составленный по игрушке, картине, серии картин), допускали ошибки типа «можу» вместо могу. И хотя такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, поняла, что необходимо усиленно работать в данном направлении. Поэтому данной работе стала уделять большое внимание. Знаю, что успешнее всего использовать игровой метод, поэтому в основном работа строилась на его применении. Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни. В любой группе появляются какие-то неожиданные повороты, открытия.

Работу с детьми по развитию речи посредством коммуникативных игр я использовала следующий алгоритм проведения коммуникативной игры:

Алгоритм проведения коммуникативной игры

Алгоритм проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков и самого воспитателя группы, владения им способами художественно-творческой деятельности, готовности к сотрудничеству, и особенностей коммуникации участников группы. Алгоритм вариативен. Наличие в каждой игре всех элементов не обязательно.

«Текст». Я, предварительно объяснив правила игры, произносила выразительно отдельное слово или текст, а затем, дети повторяют за мной. Огромное значение имеет эмоциональное отношение к Слову самого говорящего. Чувственный опыт дошкольника не очень богат, поэтому я сознательно раскрывала перед детьми веер эмоциональных состояний человека, прибегая к словесному языку чувств. В играх слова и фразы произносила: радостно, празднично, бодро, бойко, живо, игриво; энергично, решительно, смело, гордо, уверенно, с достоинством; таинственно, странно, причудливо, загадочно, замысловато; порывисто, пылко, пламенно, с жаром, кипуче, бурно, запальчиво; величественно, победно, пламенно, пышно, шумно, восторженно; тяжело, мощно, неуклюже, угловато, напряженно, неловко; спокойно, мирно, просто, светло, добродушно и т.д.

Текст можно произнести высоко и низко, с восходящими и нисходящими интонациями; громко и тихо, усиливая и ослабляя силу звука; чередуя высокое и низкое, тихое и громкое звучание. Можно произносить в быстром и медленном темпе; с паузами; плавно, отрывисто и т.д., и т.п. Тем, кто знаком с обозначениями «нюансов» при записи музыкальных произведений, можно использовать весь спектр этих средств выразительности. Не случайно Карл Орфф считал человеческий голос первоосновой музыки.

«Звуковые жесты». Текст сопровождала различными звуковыми жестами – хлопками, шлепками, щелчками пальцев и т.п., которые быстро и произвольно меняются, что позволяет придать игре высокую динамичность. Дети оживлялись. «Свои» движения и жесты, по очереди придумывали дети (не повторяясь), тогда как остальные должны успеть повторить за ним. Позднее вместо звуковых жестов, если возникнет такая потребность, могут быть использованы различные шумовые инструменты.

«Действующие лица». Детям предлагала всем вместе произнести слово или текст от имени разных персонажей. Например, слово «молоко» мы произносили высоко и тоненько, как поет маленькая птичка; тяжело и громоздко, как огромный басит Великан; медленно и плавно, как молочная река несет свои величавые белые волны или «кипуче», как кастрюля с кипящим молоком. Пытаясь «говорить» даже металлическое ведро, в которое налили парного молока… Важно, что различные «герои» могут находиться в разных эмоциональных состояниях, что у них очень разные характеры. От этого звучание слова очень сильно меняется, а его множественное повторение не покажется скучным и однообразным. Такой «повтор без повторения» помогает всем довольно быстро усвоить даже сложный текст и в дальнейшем обыгрывать его с лёгкостью.

«Пространство». Необходимо задействовать реальное и воображаемое пространство, сопряжённое с содержанием текста. Например, мы с ребятами представляли, что мы плаваем и ныряем в молочной реке с кисельными берегами. А вот молоко удивительным образом превратилось в белоснежную шляпу на нашей голове. Можно покататься на облаке, которое появилось, когда у мамы выкипело всё – всё молоко. На практике я убедилась, что как только мы пытались «шагнуть» за пределы бытового звучания Слова, мы слышали и видели бесконечное, потрясающее воображение Пространство слова, его удивительную способность к трансформации, его неисчерпаемое богатство! Мы открывали для себя потаенную дверь в это Пространство и устремлялись туда, с радостью и вдохновением.

Например, в игре «Космонавты» я детям предлагала надеть воображаемые скафандры, а я, дотрагиваясь до детей, приговаривала: «Какие прочные, тёплые, мягкие, как красиво сидят на вас, элегантные, добротные…» Затем детей просила описать подробнее, как выглядит «его скафандр», из какого материал сделан.

В коммуникативной игре «Пяточки» детям предлагала сначала поздороваться пятками: ласково, сердито, чуть касаясь друг друга, любезно кланяясь друг другу, с сильным нажимом.

Затем и пальцы рук, могут «приветствовать» друг друга по-разному. Во время занятия по лепке показывала, когда дети были в младшей группе, как соединяются различные пальцы на двух руках, например, мизинец и большой, указательный и безымянный и т.п., дети сначала повторяют на своих руках, а затем выполняют упражнение в парах, ориентируясь на мою правую или левую руку.

С взрослением детей задание стала усложнять ускорением смены пальцев, различными сигналами, после которых контакт необходимо прекратить. Например, на моё слово: «Новая пара», играющие должны быстро найти другого партнера и соединить пальцы правой и левой рук так, как показывала я. Когда игра усвоена, нужно придумать свой, оригинальный способ «поприветствовать» друг друга, придумывать свои варианты. Поначалу кажется, что все варианты уже проиграны. Но, когда в процессе живого общения «открывается второе дыхание», можно увидеть, что значит: «нет предела человеческой (особенно детской) фантазии»! Особое оживление в группе возникало при появлении непредсказуемых детьми способов соединения пальцев (при изменении позиций рук). Постепенно качество исполнения и быстрота реакции детей на выполнение задания возрастало. Дети начинали легко справляться с довольно сложными «композициями», при этом особый интерес у них возникал при составлении своих вариантов.

«Диалоги». Очень важным «шагом» в развитии коммуникативной игры я считаю, переход к диалогам. То алгоритм больше используется в старшей и подготовительной группе. Как правило, группа делится на подгруппы. Вариантов может быть бесконечное множество. Например, считалка «Где ты, сон?» («Где ты, Сон? – Дома. Кто с тобой? – Дрёма. Рядом кто? Угомон. Кто не спит, выйди вон!»), в результате «диалогового» осмысления может превратиться в увлекательную историю. В дремучем лесу, на высоком дереве сидел старый Филин и горевал. Много-много дней назад он потерял свой Сон и теперь никак не мог уснуть. Филин ужасно устал. Он вздыхал и спрашивал: – «Где ты, Сон? Где ты, Сон?». И вдруг слышит старый Филин, как темный куст зашевелился и тягучим, убаюкивающим голосом отвечает ему Сон: – «Дома, дома…». Филин снова спросил, а Сон ответил. Филин чуть громче спросил, а Сон очень тихо пробормотал: – «Дома, дома…». Летела мимо Сорока –Стрекотуха, удивилась, что Сон разговаривает, и тоже спросила … (каждый раз текст повторяется). Участники группы включаются в игру. Дети сначала все вместе говорят от имени Филина, Сороки, Сна. Дальше диалог был между мною и детьми, между группой и одним ребенком, двумя и тремя детьми поочередно и т.п.

«Ритмические диалоги». Это особая форма групповой коммуникации. В данном случае, хорошо усвоенный текст, проговаривается «про себя». Я начинала хлопками (или, как-то иначе) ритмизировать текст. Например, он «озвучивает» первую строчку, а остальные дети должны продолжить в том же ритме вторую строчку. Третью строчку снова – я, а последнюю – один из детей, подгруппа или вся группа. Можно поменять ритмический рисунок и «в режиме диалога» продолжить игру.

Я предлагала детям, как можно больше различных средств языковой выразительности и учила их использовать эти средства по своему усмотрению. В каждом конкретном случае давались игры родителям, чтобы они поиграли в сотворчестве с детьми, где они находили все новые и новые способы художественного осмысления живого слова. Например, во время экспериментальной деятельности, проговаривая загадку про воду («Я и туча, и туман, и ручей, и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу») дети, перевоплощаясь в тучу, туман…пытались передать жестами, мимикой, телодвижениями разные состояния воды. Поначалу дети сдержанны в своих проявлениях, со временем начинают проявлять «чудеса» пластичности «языка и тела». Слово оживает в широких взмахах рук, каких-то таинственных «туманных» выражениях лиц. Самое интересное, что дети, объединяются удивительным образом и начинают понимать друг друга каким-то особым, только им понятным способом.

Рассматривая гендерные аспекты таких игр, следует отметить, что традиционно мужчины (и мальчики, и папы) более сдержаны в своих проявлениях. Однако то удовольствие, которое читается на их лицах в момент, когда все члены семьи «самовыражаются», говорит само за себя. Думается, что такой бесценный опыт общения позволяет членам семьи не только лучше понимать, но и точнее чувствовать друг друга.

Например, на занятии по развитию речи использовала скороговорку «Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор», была разыграна следующим образом. Детям объясняла, что Егор внимательный, заботливый, трудолюбивый, узнал, что у бабушки Федоры забор покосился-повалился, решил отремонтировать. Дети идут по кругу, каждый несёт воображаемый топор, (кто на весу, кто на плечах…) и произносят слова: «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Дети изображают, как шел Егор (тяжелой поступью, большими шагами, торопился). Как Егор нёс топор (топорик легонький, острый, тяжеленный…). Спозаранку Егор поднялся, топор вместо гимнастической палки взял, идет, по дороге зарядку делает.

Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Коммуникативные игры (приветствия) считаю привлекательными для детей. Например, в игре «На вокзале» могут принять участие две группы детей (а позднее детей и взрослых): «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.

«Здравствуйте». Так в младшем возрасте я учила детей улыбаются, смотреть друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами…

«Ой, здравствуйте!». В средней группе задание усложнялось, уже дети свободно ходили по залу, по моему сигналу или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.

«Иностранцы». В старшей группе дети придумывают свои собственные приветствия «иностранные», «инопланетные».

«Хоровод». По кругу идут друг за другом, напевая слова: Мы заводим, мы заводим, Мы, заводим хоровод… (р.н.п. «Ах, вы, сени»)

Затем поворачиваются друг к другу и поют: «Здравствуй!», выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони… Ведущий поет: «Здра-а-авствуй», затягивая ударный слог или пропевая его быстро. Дети должны прореагировать на их окончание звучания.

Игра «Встречные поезда» проводится в двух концентрических кругах. Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку. По окончании музыки «выглядывают в окошко» («окно» образуется соединением рук), приветствуют пассажиров встречного поезда (здесь уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»). Можно помахать шляпой, послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость. Затем участники игры должны придумать свои варианты приветствий. Чтобы в парах «встречались» разные дети, нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны «соединены» каким-нибудь необычным способом, например, легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п.

«Поезд» (вариант). Под сюжетную музыку, н-р: «Голубой вагон» В. Шаинского, два «состава» двигаются по двум направлениям. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: «Приветная», «Поклонная», «Сними шляпу»… Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками…

«Встреча». Парами дети встают по кругу, образуя два концентрических круга. Под любую русскую народную музыку идут хороводным шагом в противоположных направлениях. На окончании муз. фразы здороваются (вариант приветствия выбирают сами) с тем, кто остановился напротив. Для того, чтобы пары менялись, можно предложить игровой вариант: внимательно слушать музыку, она может внезапно остановиться и нужно прореагировать.

«Волшебная поляна». На волшебной поляне, где все растения, животные, предметы живые и говорящие, дети превращаются в плакучую иву, журчащий ручей скрипучий пень, стройную березу, шелковую траву… Ведущий ходит по поляне и здоровается с детьми. Дети отвечают, стараясь передать игровой образ. В дальнейшем роль ведущего могут выполнять дети.

«Музыкальные приветы». Дети старшего и подготовительного возраста, пропевают свои приветствия по одному, и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.

«Настроение». Дети здороваются в различных настроениях…

«Кто поздоровался?» Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: «Здравствуй, Ваня!». Водящий подходит к тому, кто, по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.

«Дети и взрослые». Одни дети превращаются во взрослых, другие – остаются детьми. Нужно показать, как «не нужно здороваться» и детям, и взрослым.

«На дорожке приветствий». Дети идут друг за другом и «цепочкой» называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом…

«Придумай приветствие» для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик, для бабушки, для маленького-маленького ребенка… (Аналогично проводятся коммуникативные игры «В гости»)

Я считаю, что игра – самоценная деятельность для ребенка, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя, поэтому для реализации поставленных мною целей и задач в своей работе использую словесные игры, игры с именами, игры со словом. Практическое применение словесных игр мной используется в свободное от занятий время, где дети вовлекаются в коллективное взаимодействие и общение.

Нужно отметить, что основная задача игр на общение – это развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Также игры на общение на формирование эмоционального контакта и доверия детей к окружающим.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

Перед каждой игрой я всегда напоминаю детям правила игры, если дети играют впервые, то они просматривают ход игры со стороны. При затруднении с ответами помогаю подобрать выражения. Перед такой игрой, как «Комплимент», предварительно проводится беседа, что такое комплименты и когда их делают. В конце игры происходит обсуждение, «Приятно ли было получить комплимент?», «Какой комплимент понравился больше?» и другие вопросы.

К подготовительной группе уже более четко прослеживается, что интерес к общению у воспитанников с возрастом возрастает, поэтому со временем игры усложняются.

Игры с именами

Потенциальные возможности для развития коммуникативных навыков несут в себе коммуникативные и речевые игры с именами. Сначала я детям предлагала по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя большое или маленькое. Имя можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.

Многолетняя практика показывает, какое восхищение и удивление всегда вызывает эта незамысловатая игра. А ведь здесь кроется какая-то тайна. Вспомним народные заклички. Обращение к Природе «по имени» через её проявления – Ветер, Дождь, Солнце… («Радуга-дуга, не давай дождя, давай Солнышка-колоколнышка!»), всегда наполняло особым энергетическим смыслом человеческое существование. Мы не одни, мы являемся частью Матери Природы, мы общаемся с ней, в каждом нашем имени тоже есть её сила и смысл. Постепенно дети через такие игры накапливают способы проговаривания и пропевания своего имени и, помня о том, что нужно создать свой вариант, отличный от других, начинают исполнять собственные «маленькие арии» с огромным желанием. Здесь, впрочем, как и в других заданиях, удовлетворяется и потребность в самовыражении.

Если учесть, какое огромное значение исторически придается имени человека, то не трудно представить, как такая «поимённая» работа отражается на характере детско-родительских отношений. Осознание «ценности» своего имени (фамилии) – одна из задач аксикреативной педагогики. Надо видеть, как блестят глаза у детей игры, когда они, выполняя, казалось бы, простые задания, создавали свои собственные «маленькие произведения»! Именно в этот момент каждый становится Творцом!

Ритмические игры. Игры со словом

Разновидностью коммуникативной игры является речевая ритмическая игра, которая проводится по тем же правилам, что и коммуникативная игра, но имеет свои особенности. Преимущественно это игра со Словом. В этих играх учила детей произносить (пропевать, ритмизировать) одно и то же Слово с всевозможными интонациями, оттенками, осмысляя его заново, находя в нём тончайшие оттенки.

Вся система отношений в семье, семейной коммуникации строится на Его Величестве Слове! Словом, можно ранить и даже убить, Словом можно возвеличить и возвысить. В игре Слово можно произнести удивленно и восхищенно, с вопросом и с угрозой, затаенно и жизнеутверждающе! Говорить можно высоким или низким голосом, тихо или громко, медленно или быстро. Кроме того, слово произносится от имени какого-либо героя, который находится в определенном настроении или состоянии. Постепенно я расширяла спектр выразительных средств, как бы «раскручивает по спирали». Сначала я сама демонстрировала, как может звучать слово, а затем предлагала детям произносить его, в различных вариациях, «не повторяясь».

К примеру, обыгрывая считалку «Заяц Егорка» я предлагала всем сначала позвать кого-то на помощь зайке, который, «свалился в озёрко». Играющие «хором» проговаривая текст считалки: сначала медленно (так зовёт на помощь огромный медведь или лось), затем могут позвать ежи, совы, мышки… Постепенно текст проговаривается всё быстрее, выразительнее, тише (зовут на помощь бабочки, божьи коровки…). Текст сопровождается жестами.

Потом каждый по цепочке придумывал свой способ «призыва о помощи». Одновременно я решала несколько задач: дети должны прислушиваться друг к другу, согласовывать свои действия и варианты ответов с товарищами, сдерживать себя в ожидании возможности высказаться, и, вместе с тем, находить оригинальные способы для самовыражения.

Для наиболее эффективного использования коммуникативных игр я соблюдаю следующие правила и принципы организации:

Правила и принципы организации

Технология коммуникативных игр, проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков у самого руководителя группы, владения им способами художественно-творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.

Невозможно просто «прочитать» правила и провести коммуникативную игру: синкретическая «многомерная» информация передаётся как соционормативный опыт – «из уст в уста».

Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза»: все стоят лицом друг к другу, где все члены группы видят друг друга.

Правило 2. Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Обязательно необходимо создать условия «вхождения» в ситуацию общения. Эти задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение. Например, поздороваться носочками ног, мизинцами, носами…

Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети и взрослые, выполняя задания по «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило обговаривается заранее. Это «объективный закон игры», к которому постепенно привыкают все. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным помогает сдерживать свои «порывы».

Правило 4. Вариации. Принцип «Креативность». Многократно и постоянно варьируются различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.). Обязательно учитываются ситуации, события, которые происходят с детьми и взрослыми в течение дня, в момент проведения игр.

Правило 5. Не повторяй! Принцип «Преодоление». Условие игры заключается в требовании: «не повторять за другими!». Дети и взрослые должны находить свои варианты ответов, стремясь «преодолеть образец», стараясь не подражать руководителю и товарищам. Повтор запрещен! В данном случае каждому ребенку и взрослому предоставляется возможность сделать самостоятельный выбор, что может помочь в любой ситуации социального выбора.

Правило 6. Фольклор. Принцип «Преемственность». Важнейшей особенностью коммуникативной игры является то, что она строится, как правило, на малых формах русского фольклора- величайшей традиционной ценности! (Материалом служат загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т.д.).

Правило 7. Создавай ритм. Принцип «Ритмичность». В речевой ритмической игре основой объединения группы является ритмическая пульсация. «Закон ритма правит всем!» Ритм – это, с одной стороны, форма организации игры, а с другой – безграничные возможности для творческой самореализации каждого её участника. Одних только ритмических приветствий можно придумать столько, что не хватит никакого времени их выслушать, а если ритмический рисунок придумывать, сочетая хлопки, шлепки, притопы и т.п., то каждый может создать целый «ритмический проект»!

Для того, чтобы развивать речь, посредством коммуникативных игр, использую следующие приёмы работы.

Приёмы работы:

«Обогащение»

В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, в этюдах детям предлагаются задания, в которых они должны проявить свое собственное личное отношение к окружающим, используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности.

Предварительно детям дается некоторый «багаж» способов игры:

а) темп – (медленно, с ускорением, умеренно) … ритм (различные ритмические рисунки)

б) с разнообразными рисунками («показателями») в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом, «в нос»); высоте звука; («скрипучим», таинственным, высоким голосом, низким)

в) с варьированием интонаций (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные)

г) с использованием всевозможных «звуковых жестов» (хлопки, щелчки, притопы…их сочетания, ритмизация)

д) с погружением в разные эмоциональные настроения в сочетании с вышеизложенными приемами

е) с делением детей на подгруппы (А, Б, В) и «солистов»(С-1, С-2, С3) и «конструирование» различных сочетаний их взаимодействия (С1-А-С2-Б-С3-В); (С1-С2-А-С3-Б3…и т.д.)

«Дирижер»

Ведущий (взрослый или ребенок) произносит текст, сопровождая его различными звуковыми жестами, одновременно общаясь с детьми глазами, кивком головы, он «приглашает» к участию в игре ту или иную подгруппу Дирижер придумывает различные сочетания задания в речевых ритмических играх. Этот же прием используется в играх типа «Зеркало» «Эхо», «Повторяла»…

«Создание художественного образа»

а) детям предлагают превратиться в различных героев, персонажей, которые обладая определенными чертами характера (злой Бармалей, добрая бабушка) могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях (Злой Бармалей – радуется, добрая бабушка – сердится).

б) прием «оживления». Дети превращаются в предметы, которые могут обладать свойствами живой природы (Веселый Колпачок, Озорная Клякса, грустный Звоночек) или наделять явления природы человеческими качествами (тетушка Радуга, Волшебница Лями, поющий Пень)

в) «групповые проекты».

Героев, наделенных всевозможными «Добродетелями» или «пороками», помещают в ситуации, выход из которых должны найти «реальные» дети, маленькие «творцы», «созидатели».

Приемы фантазирования (их можно найти на сайтах ТРИЗ) «мозаика», волшебные свойства, смещение признаков, «несовместимые» сочетания, «путаница» во времени и пространстве (наряду с реальными событиями происходят сказочные, исторические и т.п.), «небывальщины», тайны, секреты, загадочные явления и т.п.

Прием «извлечения».

В каждом конкретном тексте, в сочетании слов, их значении находят возможности для варьирования выразительных средств.

Например, текст:

— «Дождик лей, лей, лей! На меня и на людей»

— произносит лягушка, выбившаяся из сил, которая давно ждет дождя.

— дождик очень мелкий, мелкий так произносится и закличка

— дождь капает сверху вниз, в тексте нисходящие интонации, с сопровождением соответствующих жестов

— дождь усиливается, затихает…произносится со свободной ритмизацией с усилением и «затиханием» темпа, динамики, звучания, ритмической пульсации…

— дети обращаются к дождю, к природе, но каждый просит «по-своему». Кто раскрывает ладони, кто складывает на груди руки, устремляя взгляд в небо, кто прыгает по лужам. Главное – все радуются.

Приемы, направленные на преодоление негативных стереотипов поведения.

Если в поведении детей проявляются негативные моменты, мешающие выполнению творческих заданий.

а) взрослый реагирует на неадекватное поведение ребенка, дает возможность эмоционального реагирования и затем ставит ребенка в ситуацию выбора более подходящих способов поведения.

б) педагог предлагает различные ситуации и привлекает всех детей к нахождению новых способов творческих действий.

Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей и, наоборот, окружающая ребенка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Опыт работы с детьми показал, что однообразные игры быстро утомляют детей, надоедают им, они ими быстро насыщаются. Учитывая важность проблемы, задумалась над идеей применения игрового метода в таком виде, который внес бы новизну в деятельность детей, сделал бы ее более увлекательной и интересной, при этом соответствовал бы специфике дошкольного возраста.

Так и возникла идея использовать уже имеющие игры в другом формате, а именно сделать подборку игр на развитие коммуникативных навыков: я некоторые игры с помощью наглядного материала «превратила» уже совсем другое пособие, более функциональное. В дальнейшем, после совместной деятельности, я ввожу коммуникативные игры в самостоятельную игровую деятельность. Дети имеют возможность самостоятельно поиграть в понравившуюся игру, так как в групповой комнате данные игры находятся в уголке по речевому развитию в свободном доступе.

Анализируя свою деятельность по данной теме, пришла к выводу, что применение коммуникативных игр эффективно использовать для развития речи у детей, так как у детей во время проведение игр активизируется познавательный интерес у детей, формируются правильные лексико- грамматические категории, развивается речь обогащается игровой опыт детей и способы их игрового взаимодействия, а педагогический процесс проходит эмоциональнее и интереснее.

Для того чтобы дети успешно усвоили навыки общения, следует систематически проводить игры на общение, игры-этюды, игровые комплексные занятия.

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие. Несомненно, значительную помощь в развитии речи оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи.

Однако взаимопонимание с родителями возникает не сразу. Постепенно используя индивидуальные беседы, консультации, оформление наглядной информации в уголке, родители включаются в жизнь группы и приобщаются к проблемам своих детей. Ведь формирование и развитие коммуникативных навыков общения у дошкольников начинается в семье. Для повышения компетентности родителей мною были подготовлена консультация «Роль коммуникативных игр в речевом развитии детей».

Делясь своим опытом среди коллег своего дошкольного учреждения, я подготовила и провела консультацию «Использование коммуникативных игр в речевом развитии дошкольников», составила для педагогов анкету «Влияние коммуникативных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста».

Я стараюсь постоянно совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и практики. Я иду вперед, осваиваю инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забываю доброе старое устное народное творчество. Мне необходимо разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Я развиваю у себя такие качества современного воспитателя, как терпеливость, доброжелательность. Приняла участие в конкурсе и подготовила методическую разработку по теме «Влияние коммуникативных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста».

Анализируя свою деятельность по данной теме, я пришла к выводу, что применение коммуникативных игр на развитие речи включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя. Сегодня видны результаты. У дошкольников заметно улучшилась память, они научились эмоционально декламировать стихи, петь песни, могут следить за текстом и включаться в текст вовремя и последовательно. Ребята с желанием и интересом участвуют в мини-сценках, разрисовывают маски для будущих инсценировок, учат стихотворения. У детей развивается творческая активность, дошкольники отражают свои впечатления в изобразительной деятельности (учатся играть игрушками, рисуют сказки)

В результате у детей группы улучшилась коммуникация. Даже те из них, у кого присутствовали выраженные трудности в экспрессивной речи, стали проявлять стремление общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои желания не только невербальным, но и вербальным способом. Ребята охотно принимают участие в групповых, общих (внутри детского сада), мероприятиях, конкурсах, городских и областных фестивалях, где были поощрены благодарностями, ценными подарками.

В результате использования коммуникативных игр и кропотливой работе по развитию речи моих воспитанников в течение трех лет дала положительные результаты:

— дети стали называть друг друга по имени;

— они начали здороваться и прощаться;

— потребность в общении у всех детей увеличилась;

— дети стали предлагать друг другу совместную деятельность в процессе свободной игры;

— у ребят появились предпочтения в общении;

— большинство детей стали самостоятельно инициировать процесс общения, хотя пока что всем детям трудно выразить свои мысли правильно;

— во время игр дети стали проявлять положительные эмоции: улыбаться и смеяться.

Можно с уверенностью сделать вывод, что использование коммуникативных игр, оказывает благотворное влияние на развитие навыков общения у детей.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать + 10 =