Условия возникновения, становления опыта:
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка. Единый государственный экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ОГЭ обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.
Работа по проблеме была начата в 2016-2017 году на базе МБОУ «СОШ с. Амурзет», в которой я работаю. Опыт создавался в условиях обычной общеобразовательной школы. Становление опыта осуществлялось в классах с неоднородным составом учащихся и интеллектуальным уровнем их развития. На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы, курсы повышения квалификации, участие в работе ШМО, педагогические советы и семинары, проходившие в школе.
Условия для становления опыта возникли ещё и потому, что произошли изменения в обществе в целом: ускоренный темп развития общества; необходимость формирования конкурентоспособной личности; информатизация образовательного пространства.
Принципиальными положениями, повлиявшими на выбор темы, стали основные направления модернизации образования, предполагающие выход на новую модель российской школы, которая ориентирована на органическое единство новых форм организации образовательного процесса, новых образовательных технологий, а также новых форм оценки качества образования.
Данный педагогический опыт реализуется в рамках подготовки учащихся школы к ОГЭ (ЕГЭ). В настоящее время, в связи с накоплением опыта подготовки к ОГЭ (ЕГЭ) по английскому языку, перед учителем стоит важная задача квалифицировано и эффективно помочь школьнику овладеть предметными знаниями. Необходимо разрабатывать и активно применять различные задания, упражнения и логические задачи, которые помогли бы сделать экзамен по английскому языку в форме ОГЭ (ЕГЭ) более успешным.
При подготовке учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) задалась вопросом – какие технологии, приёмы и методы наиболее эффективны при подготовке учащихся к экзамену? На уроках я использую различные технологии: проблемного, коммуникативного, личностно-ориентированного обучения, но наиболее эффективна, на мой взгляд, технология критического мышления.
Какую роль играет технология развития критического мышления в условиях подготовки к ОГЭ (ЕГЭ)? Формирует навыки критического анализа текста, развиваемые посредством приемов данной технологии. Технология развития критического мышления входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе, повысить самостоятельность учащихся в условиях подготовки к ОГЭ (ЕГЭ). Данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся. За счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение учебного курса практически целиком в рамках данной технологии.
Актуальность опыта:
Английский язык уже давно превратился из одного из иностранных в общепризнанное средство международного общения. При этом владение им стало не только условием успешного поступления в высшее учебное заведение и обучение в нем, но и одним из требований современных работодателей, поскольку многие современные профессии, востребованные на рынке труда, предполагают способность грамотно говорить, писать по-английски (особенно в сфере высоких технологий, банковского дела и менеджмента). И, наконец, качественное владение английским языком является одним из показателей общего социально-культурного развития личности человека. В свете изложенного выше становится очевидным, что подготовка к ОГЭ (ЕГЭ) по английскому языку должна быть качественной и охватывать все аспекты сдачи этого экзамена.
В современных условиях становится необходимым и актуальным формирование у молодого поколения мышления, которое сможет развиваться в современном и динамичном обществе. Всего этого невозможно добиться без доступного объяснения материала преподавателем и развития критического мышления у обучающихся.
Так появилась проблема исследования: как подготовить учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) в разделах чтение и письмо с использованием приемов критического мышления. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы, обусловили выбор темы: «Подготовка к ОГЭ (ЕГЭ) по английскому языку с применением технологии развития критического мышления в разделах чтение и письмо».
Цель – теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования приемов критического мышления для подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) в разделах чтение и письмо.
Объектом исследования является процесс подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) в разделах чтение и письмо по английскому языку.
Предметом исследования является использование приемов критического мышления для подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) в разделах чтение и письмо по английскому языку.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования, выявить сущность технологии «критического мышления».
2. Выявить особенности использования приемов критического мышления при подготовке учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) в разделах чтение и письмо по английскому языку.
3. Разработать серию заданий с использованием приемов критического мышления для подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) в разделах чтение и письмо по английскому языку.
Государственная итоговая аттестация (ОГЭ/ЕГЭ) по английскому языку:
понятие, особенности сдачи
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это экзамен, проводимый для выпускников одиннадцатых классов и ОГЭ для выпускников девятых классов с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ). Выполнение заданий позволяет установить уровень освоения учащимися федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Целью единого государственного экзамена по английскому языку (как и по другим иностранным языкам) является оценка подготовки выпускников одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования. В отличие от традиционного экзамена ЕГЭ нацелен на обеспечение объективного выявления у учащихся уровня сформированности умений основных видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении. В спецификации сказано, что «целью единого государственного экзамена по иностранному языку является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам».
Итак, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по иностранным языкам следует обратить внимание на следующие факторы:
— ознакомление с форматом заданий, в том числе, заданий со свободно конструируемым ответом (по письму и говорению);
— отработку чёткого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;
— развитие умения укладываться в регламент времени, отведённого на выполнение конкретного задания;
— ознакомление с критериями оценивания заданий;
— отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.
Рассмотрим более детально некоторые виды заданий для подготовки к ЕГЭ.
Аудирование (рекомендованное время выполнения 30 минут)
Данный раздел состоит из девяти тестовых заданий. У сдающего экзамен будет возможность прослушать каждый текст дважды, что поможет лучше справиться с поставленными задачами. Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут. В Задании 1 прозвучат шесть коротких высказываний. Задача – установить соответствие между услышанными высказываниями и приведёнными утверждениями, которые выражают их основное содержание. В задании есть одно лишнее утверждение. Это задание проверяет понимание основного содержания прослушанного текста.
В Задании 2 прозвучит диалог. Задача – установить, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию прослушанного текста, какие не соответствуют и о чём в тексте не сказано, т. е. на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа. Это задание проверяет понимание запрашиваемой информации.
В третьей части раздела (Задания 3-9) прозвучит интервью. Необходимо ответить на семь вопросов по содержанию аудиотекста, выбрав правильный ответ из трёх предложенных. Здесь проверяется полное понимание прослушанного текста.
Для качественной подготовки школьников к аудированию необходимо:
— давать учащимся больше возможности слушать иноязычную речь (слушать на уроках специализированные диски для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ со специализированными записями в формате сдаваемых экзаменов).
— развивать умения учащихся выделять при прослушивании текста ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы, приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.
— распечатывать бланки для заполнения, чтобы ознакомить школьников с правилами заполнения бланков, уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу.
Для качественной подготовки школьников к чтению необходимо: приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации.
Для овладения стратегией чтения и контроля определенного блока умений необходимо использовать типы и жанры аутентичных текстов формата ЕГЭ: учить школьников находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания.
Грамматика и лексика (рекомендованное время выполнения 40 минут)
Данный раздел включает двадцать заданий, тринадцать из которых – это задания с кратким ответом и семь – задания с выбором одного ответа из четырех предложенных. Рекомендуемое время выполнения второго раздела – 40 минут.
Задания 19-25 строятся на двух связных текстах, которые содержат семь пропусков. На полях, справа от каждой строки с пропуском, дано слово, от которого вам нужно образовать соответствующую грамматическую форму, чтобы заполнить пропуск в тексте. Так проверяется владение грамматическими навыками.
Задания 26-31 основаны на связном тексте с шестью пропусками. На полях, справа от каждой строки с пропуском, дано слово, от которого вам нужно образовать однокоренное слово, чтобы заполнить пропуск в тексте. Эти текстовые вопросы проверяют владение способами словообразования в коммуникативно-значимом контексте.
Задания 32-38 строятся на связном тексте с семью пропусками. Для каждого пропуска необходимо правильно выбрать одно слово из четырех предложенных. Эти текстовые вопросы проверяют владение лексико-грамматическими навыками оперирования лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте.
Для выполнения части по грамматике и лексике необходимо уверенно ориентироваться в грамматике, словообразовании и формах слова. Слова и словосочетания в текстах ЕГЭ по английскому языку могут встретиться самые разные, предугадать или предсказать их невозможно. Поэтому, чем шире словарный запас, тем больше шансов на успех.
Для качественной подготовки школьников к этому виду задания необходимо: при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0; особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам; использовать для отработки грамматических навыков задания, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен; обращать внимание учащихся на структуру и смысл предложений и соблюдение порядка слов, соответствующих построению предложений в английском языке; при обучении лексике уделять внимание вопросам сочетаемости лексических единиц; показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы; учить видеть связь между лексикой и грамматикой.
Письмо (рекомендованное время выполнения 30 минут)
Данный раздел состоит из двух заданий. В задании 39 вам предлагается написать письмо личного характера. Требуемый объем – не менее 100 и не более 140 слов. В задании 40 вам предлагается создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Моё мнение». Требуемый объем не менее 200 и не более 250 слов. Рекомендуемое время выполнения заданий раздела «Письмо» – 80 минут.
Для качественной подготовки школьников к написанию письма необходимо: формировать у учащихся умение писать различные виды письменных заданий с учетом специфики и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида, в частности, стиль (официальный, неофициальный); уделять много времени на умение делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста, на использование средства логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями; совершенствовать умение учащихся планировать, анализировать и редактировать свое письменное высказывание.
Устная часть (рекомендованное время выполнения 30 минут)
Устная часть экзамена состоит из четырех заданий: чтение текста вслух, условный диалог-расспрос, тематическое монологическое высказывание и тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения. В устной части экзамена проверяется владение спонтанной (неподготовленной) речью, поэтому перед выполнением каждого задания дается всего 1,5 минуты на ознакомление с ним и подготовку.
Первое задание устной части – чтение вслух текста информационного или научно-популярного характера. Экзаменуемые должны прочитать текст так, чтобы он легко воспринимался на слух. Это значит, что необоснованные паузы в чтении отсутствуют; соблюдается фразовое ударение и интонационные контуры, слова произносятся без нарушений нормы.
В Задании 2 устной части предлагает жизненную ситуацию, в которой, заинтересовавшись рекламным предложением, необходимо получить дополнительную информацию. Задача – задать пять прямых вопросов на основе рекламной картинки и ключевых слов.
Задание 3 – двухминутное монологическое высказывание по предложенной теме. Необходимо выбирать одну фотографию из трёх предложенных и описать её. План высказывания, представленный в задании, поможет успешно справиться с этим заданием.
Задание 4 – это также двухминутное монологическое высказывание, но уже с элементами рассуждения. Предлагается сравнить две фотографии, т. е. найти в них общее и различное. План высказывания, представленный в задании, поможет успешно справиться с этим заданием.
Таким образом, ЕГЭ по иностранному языку должен проверять не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком.