Практикум по учебной дисциплине «Право»


Автор: Татьяна Леонидовна Тарасевич
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: преподаватель


Данный практикум составлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для профессий и специальностей социально-экономического профиля профессионального образования областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический техникум».

Введение

Перед профессиональными учебными заведениями стоит задача улучшения и повышения эффективности правового обучения и воспитания самостоятельности студентов.

В связи с этим цели, стоящие перед образовательными учреждениями в области правового обучения, можно сформулировать следующим образом:

— расширить и углубить первоначальные правовые знания обучающихся, полученные через средства массовой информации и по другим коммуникативным каналам;

— обучить студентов правильно оценивать содержание законов и других нормативных актов, определять порядок их применения в конкретных жизненных ситуациях;

— раскрыть задачи по формированию правового государства, укреплению дисциплины, правопорядка, обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан России.

Прочность, осознанность и действенность правовых знаний студентов в значительной мере обеспечивается при помощи активных методов. Среди них важное место занимают практические занятия по решению задач и конкретных ситуаций. Следует подчеркнуть, что само содержание учебной программы при ограниченном времени, отведенном на изучение предмета, требует не столько запоминания, сколько развития умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами.

Настоящий практикум состоит из двенадцати разделов:

— Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества;

— Правовое регулирование общественных отношений;

— Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности;

— Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации;

— Правосудие и правоохранительные органы;

— Гражданское право;

— Защита прав потребителей;

— Правовое регулирование образовательной деятельности;

— Семейное право и наследственное право;

— Трудовое право;

— Административное право и административный процесс;

— Уголовное право и уголовный процесс.

Задания в каждом разделе систематизированы по анализу правовых норм и решению юридических казусов, охватывающих все основные темы учебной дисциплины.

Для закрепления каждой темы предложены вопросы, на которые студент должен самостоятельно ответить.

Самостоятельная работа включает задания, которых необходимо подставить искомое понятие, документ, расположить явления, факты, события в определенном порядке, дать определение понятия. В ряде случаев предложены задания, которые не имеют однозначного решения. Выполняя эти задания, прежде всего, нужно постараться, аргументировано изложить именно свой ответ, свою точку зрения. Выполнение таких заданий требует внимательности и точности. Формы заданий разнообразны: в них используются схемы, таблицы.

Ситуативные задачи выбраны по проблемам, наиболее часто встречающиеся в практике. Примеры взяты из жизни предприятий, предпринимателей и граждан, а также из материалов прокурорского надзора, арбитража, судебной практики. При решении конкретных задач необходимо исходить из следующего. Правовые ситуации представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные нормой права. Правовые отношения вызываются конкретным юридическим фактом. Например, действием (договором, причинением ущерба, нарушением трудовой дисциплины, административным проступком и т.п.) или событием. Студенты должны внимательно прочитать задачу, уяснить ее фабулу и поставленные контрольные вопросы. Затем надо определить, какие обстоятельства в данной ситуации являются решающими для принятия решения, основанного на законе.

Практикум по учебной дисциплине «Право» предназначен для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Тема 1. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы:

1. Изложите сущность основных правовых школ (естественной, исторической, реалистической, социологической, нормативной, психологической, материалистической).

2. Какие юридические профессии вы знаете? Каким должен быть юрист в вашем представлении?

3. Назовите особенности правового положения судей? Как можно стать судьей?

4. В каких случаях может возникнуть необходимость обратиться к нотариусу или к адвокату?

5. Расскажите об известных вам сыщиках, про которых вы читали в книгах

Самостоятельная работа

1. В середине XVII в. в Русском (Московском) государстве на земском соборе был принят важнейший правовой документ, определивший всю правовую политику государства на долгие годы. Он назывался «Соборное уложение 1649 г.». В этом акте описывалась система преступлений, включающая, в частности, следующие их виды:

— преступления против церкви — ____________________________________

— преступления против порядка управления — _________________________

— преступления против благочиния — ________________________________

— должностные преступления — _____________________________________

— преступления против личности — __________________________________

— имущественные преступления — ___________________________________

— преступления против нравственности — _____________________________

Распределите приведенные ниже конкретные преступные деяния по видам преступлений: убийство, не почитание детьми родителей, лихоимство (взяточничество), отказ содержать престарелых родителей, нанесение увечья, татьба (кража), мошенничество, злостная неявка ответчика в суд, богохульство, содержание притонов, неправосудие (заведомо несправедливое решение дела), совращение православного в иную веру, бунт, укрывательство беглых, «ябедничество» (ложное обвинение), измена.

2. В древнеримском праве были предусмотрены, в частности, следующие виды контрактов:

— «Даю, чтобы ты дал»;

— «Даю, чтобы ты сделал»;

— «Делаю для того, чтобы ты дал»;

— «Делаю для того, чтобы ты сделал».

Сейчас в гражданском праве эти контракты (а точнее – сделки, договоры) существуют, но выражаются на современном языке. Расставьте формулировки римского права и современные в соответствующем порядке:

услуга в обмен на ценность — _________________________________

обмен услугами — ___________________________________________

ценность в обмен на услуги — _________________________________

обмен ценностями — ________________________________________

Тест № 1. Юриспруденция как важная общественная наука

1. Выбери правильный ответ.

А. Письменный документ, содержащий нормы права, — это:

1) комментарий к Гражданскому кодексу РФ;

2) приказ директора фирмы об увольнении Петрова;

3) постановление правительства РФ

В. Существенным недостатком нормативных правовых актов является:

  1. устная форма;

  2. наличие в них норм права;

  3. то, что они исходят от юридических лиц

2. Вставьте пропущенное слово.

____________________ — это совокупность юридических наук о праве.

  1. Верны ли суждения?

А. За нарушение норм права предусмотрена юридическая ответственность.

Б. «Юриспруденция» и «правоведение» — тождественные понятия.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) оба суждения неверны.

4. Найдите в приведенном перечне те юридические науки, которые относятся к прикладным:

1) уголовное право;

2) юридическая психология;

3) судебная медицина;

4) международное частное право.

5. Написать эссе по теме « Роль права в жизни человека», используйте сравнения, анализ, примеры.

Тест № 2. «О юридических профессиях»

1. Выбери правильный ответ

1. Судьи при вынесении приговора подчиняются:

А) закону

Б) Президенту РФ

В) Министру Юстиции РФ

2. Для осуществления своей деятельности частный детектив должен иметь:

А) удостоверение

Б) высшее образование

В) лицензию

3. Одной из форм адвокатских образований является:

А) адвокатское бюро

Б) адвокатская компания

В) адвокатское сообщество

2. Вставьте пропущенное слово.

Любой нотариус осуществляет свои действия от имени___________________

3. Верны ли следующие суждения?

А. адвокат не может работать в государственных органах

Б. Российские адвокаты не вправе представлять интересы иностранных граждан и организаций

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения не верны

4. Найдите в предлагаемом перечне юридические профессии:

1. конструктор

2. нотариус

3. следователь

4. депутат Законодательного Собрания

5. председатель ЖКХ

6. адвокат

5. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками.

Юридические профессии

Признаки юридических профессий

1. Нотариус

А. оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам

2. Судья

Б. оформляет доверенность на право пользования имуществом

3. Адвокат

В. разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления

6. Решите задачу.

Сергей со своим партнером по бизнесу Николаем решили заключить сделку о купле-продаже. Им необходимо быть уверенным, что все будет совершенно на законных основаниях. К кому следует обратиться партнерам для удовлетворения сделки?

Тема 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Контрольные вопросы:

1. Перечислите виды социальных норм, действующих в обществе.

2. Проведите сравнительную характеристику нормы морали и нормы права.

3. Норма права: понятие, структура, значение.

4. Раскройте сущность структурных элементов правовой нормы.

5. Укажите способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.

6. Классифицируйте правовые нормы по следующим основаниям:

— по отраслям права;

— по функциям, которые выполняют правовые нормы;

— по характеру содержащихся в нормах правил поведения;

— по кругу лиц, на которых распространяется действие нормы.

7. Раскройте значение классификации правовых норм.

8. Источник права: понятие, значение, виды.

9. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, значение, место в системе источников права.

10. Охарактеризуйте виды нормативных правовых актов.

11. Классифицируйте нормативные правовые акты по следующим основаниям:

— по юридической силе;

— по объему и характеру действия (акты общего действия; акты ограниченного действия; акты исключительного действия);

— по субъектам государственного правотворчества.

12. Закон: понятие, признаки. Дайте характеристику каждой из стадий законодательного процесса.

13. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и виды.

14. Раскройте понятие «система права».

15. В чем состоит сущность права публичного и частного?

16. Перечислите структурные элементы системы права.

17. Охарактеризуйте основные отрасли современного российского права.

18. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли.

19. Укажите критерии деления права на отрасли.

20. Понятие системы законодательства и ее основные структурные элементы.

21. Соотношение системы права и системы законодательства.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков относятся к нормам морали или права:

— регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества;

— регулируют общественные и личные отношения в сферах «человек-человек», «человек-группа», «человек-общество»;

— закреплены в законах;

— складываются постепенно в общественном сознании;

— за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми;

— за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения.

2. Какая из перечисленных ниже норм является юридической.

— право на отдых;

— право на уважение;

— право на внимание.

Вариант 2

1. Определите виды социальных норм, которые описаны ниже:

А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов

Б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставят даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сравнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы»);

В) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если женщина студентка, а мужчина – пожилой профессор);

Г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

Д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции и розлив, —

Влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

Е) поступай днем так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна.

2. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Найдите в следующей норме уголовного права санкцию:

«Оставление в опасности.

Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием либо влечет применение мер общественного воздействия.»

Вариант 3

1. Право выступает в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах.

Определите среди приведенных ниже форм права некоторые из перечисленных выше:

-договор об аренде помещения — ………

— Уголовный кодекс — ……….

— решение судьи на основе решения по аналогичному делу в прошлом

-фиксация нравственной нормы как нормы закона — …….

2. В приведенном ниже перечне найдите отрасли права и институты права:

— гражданство;

— гражданское право:

— конституционное право;

— наследование;

— дарение;

— семейное право;

— административное право.

Практические задания:

Задание 1

Используя следующие основания классификации: юридическая сила; объем и характер действия; субъекты государственного правотворчества (см. вопрос №12), охарактеризуйте указанные нормативные правовые акты:

А) Конституция РФ;

Б) Федеральный Закон «О защите прав потребителя»

В) Приказ ОАО РЖД «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка аппарата управления ОАО РЖД»;

Г) Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»;

Д) Гражданский кодекс РФ;

Е) Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

Ж) Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание»;

З) Федеральный Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

И) Федеральный Конституционный Закон РФ «О чрезвычайном положении»

Задание 2.

Проанализируйте фрагменты текстов следующих нормативных правовых актов, дав характеристику содержащихся в них правовым нормам:

А) «Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемым федеральными законами». (Трудовой Кодекс РФ, ст.330,извлечение);

Б) «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». (Конституция РФ, ст. 25, извлечение);

В) «Перечень минимума необходимых работ(услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечению их здоровья и жизненно важных интересов общества:

1. Работы с непрерывным технологическим процессом (литейные, кузнечно-прессовые, термические, сушильно-пропиточные);

2. Работы по погрузке и выгрузке, транспортировке готовой продукции, оборудования, материалов, необходимых для обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования;

3. Работы по изготовлению и ремонту оборудования и аппаратуры сигнализации, централизации и блокировки;

4. Работы, связанные с гарантийным и сервисным обслуживанием устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожных телефонных сетей связи….» (Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом МПС от 27 марта 2003г, извлечение);

Г) «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу , право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства». (Семейный кодекс РФ, ст.45, извлечение);

Д) «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». (Гражданский кодекс РФ, п.1 ст. 785, извлечение);

Е) «Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа)» (Федеральный Закон РФ «Уства железнодорожного транспорта РФ», ст.27, извлечение);

Ж) «Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон» (Федеральный Закон РФ «Устава железнодорожного транспорта РФ», ст. 34, извлечение);

Тест № 3. «Право в системе социальных норм»

Выбери правильный ответ.

1. Право от морали отличает следующий признак:

А) обеспечивается силой общественного мнения

Б) является видом социальных норм

В) общеобязательно для исполнения

Г) не закреплено в письменной форме

2. К числу социальных норм не относится:

А) правило пользования утюгом при глажке белья

Б) нормы отопления жилых домов

В) правила поведения в метро

Г) климатические нормы смены времени года

2. Вставьте пропущенное слово.

__________________ — система общеобязательных, установленных и общеобязательных государством норм.

3. Верны ли следующие суждения

А) Традиции – это один из видов социальных норм

Б) Правовые нормы – это один из видов социальных норм

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения не верны

4. Найдите в предлагаемом перечне критерии различия права и морали:

1. происхождение

2. форма выражения

3. отношение к субъекту

4. степень детализации

5. восприятие юридическими и физическими лицами

5. Установите соответствие между видом социальной нормы и ее признаками

Вид

социальной нормы

Признаки социальной нормы

1. Право

А. обеспечивается силой государственного принуждения

2. Мораль

Б. отражает представления о добре и зле

В. может передаваться как в устной, так и в письменной форме

6. Поясните, что такое мононормы, приведите примеры конкретных видов мононорм.

Тест № 5. «Система права и его основные формы»

Выбери правильный ответ.

1. Источником (формой) права является:

А) закон

Б) былина

В) сказание

Г) миф

2. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права:

А) трудового

Б) уголовного

В) гражданского

Г) семейного

2. Верны ли следующие суждения?

А) Первичным элементом в системе права являются нормы права

Б) Международное право является составной частью национальной системы права каждого современного демократичного государства

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. Найдите в предлагаемом перечне элементы системы права:

1) нормы права

2) институты права

3) свойства права

4) отрасли права

5) классификация правовых норм

4. Установите соответствие между понятиями и определениями

Понятия

Определения

1. Правовой обычай

А. Решение должного лица по конкретному делу, применяемое по аналогии

2. Договор

Б. Правовой акт, применяемый в особом порядке представленным органом власти

3. Обычай делового оборота

В. Исторически сложившееся правило поведения, передающееся из поколения в поколение

4. Закон

Г. Соглашение 2 и более лиц, которое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений

 

Д. Сложившаяся система неписанных правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг

Рекомендованная литература и нормативные правовые акты:

1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. – М., 2018.

2. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие. – М., 2018.

3. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: книга для преподавателя. – М., 2018.

4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: учебник в 4 частях. – М., 2018.

5. Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. – М., 2018.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Юридическая энциклопедия / под ред. Б.Н. Топорнина. – М., 2012.