Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе


Автор: Светлана Валентиновна Гоношилова
Место работы: МБОУ "Специальная (коррекционная) школа"
Должность: учитель русского языка


Наши дети – это уже члены информационного общества. Объём информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объём, который приходился на их ровесников ещё два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет: они ловко управляются с различными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать «сырьём» для формирования знаний. Поэтому, основная задача информации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его структурирование и комбинирование.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Этим и объясняется актуальность применения ИКТ. Это и послужило толчком к тому, что я стала искать такую организацию учебных занятий, которая соответствовала бы современным требованиям, предъявленным современной школе.

В коррекционной школе это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века.

Поскольку мы говорим об учащихся коррекционной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие учащихся с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. ИКТ стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с учащимися с нарушением интеллекта.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно-образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ученика.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, базирующихся на применении компьютера, позволяет:

  • Активизировать познавательные интересы учащихся.

  • Контролировать деятельность каждого учащегося.

  • Изучать новый материал.

  • Закреплять полученные знания.

  • Выполнить практическую работу, включающую разные виды упражнений.

  • Углублять знания.

  • Проводить контроль.

Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено-компьютер, а в школьное сознание-компьютерное обучение. Одной из основных частей информации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе позволяет:

  • Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

  • Овладевать практическими способами работы с информацией.

  • Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения. Учащиеся с ОВЗ имеют конкретное мышление, нарушения эмоционально-волевой сферы, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Организация учебного процесса в коррекционной школе прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Следовательно, ИКТ должны выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности учащихся с ОВЗ, работа с использованием ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок, я тщательно продумываю место и способ использования ИКТ.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы происходит по следующим направлениям:

  • Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по предмету и т.д.).

  • Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы по предмету).

Применение ИКТ не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.

1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Создание презентаций.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка и литературы в старших классах коррекционной школы достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках для ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребёнка компьютер выполняет различные функции:

  • Учителя

  • Рабочего инструмента

  • Объекта изучения

  • Игровой среды

Презентации к урокам составляю с учётом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

Использование ИКТ позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование компьютера позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам с нарушением интеллекта в форме игры легко усвоить учебный материал. В результате чего в несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании, учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Внедрение ИКТ в процесс обучения проводится с учётом санитарно–гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно. За компьютером учащиеся находятся не более 20 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. В течение уроков проводятся физкультурные минутки, для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.

В своей работе я использую ИКТ в следующих видах работы:

1. Создание дидактических материалов: карточки, тестовые задания, диктанты, контрольные работы. Результат: повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке; увеличивается объём использования наглядности на уроке; экономится время учителя при подготовке к уроку.

2. Создание интерактивных компьютерных тестов с помощью тестовых оболочек. Результат: происходит оперативный контроль знаний, благодаря чему значительно экономится время учителя, повышается интерес обучающихся к предмету, создаются условия для индивидуальной работы, ученики приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. При выполнении такого теста ученик сам задаёт темп работы, сам отвечает на вопросы, сразу получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок.

3. Использование ресурсов Интернета: электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативных документов, программы, методические разработки, научные статьи. Результат: происходит систематизация полученных знаний, сформировываются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, мотивации к учению.

4. Создание мультимедийных презентаций для любого этапа урока. Результат: урок обогащается эмоционально, расширяется общий кругозор учащихся, у них появляется интерес к предмету познания, повышается производительность труда и учителя, и учеников на уроке. Учитель управляет темпом подачи материала, акцентирует внимание учеников на наиболее важных моментах, на повторении и разъяснении непонятных положений. У обучающихся формируется учебно-информационные умения и навыки.

5. На уроках русского языка и литературы при чтении стихотворений использую различные аудио фонограммы и иллюстрации картин русских художников, которые вызывают в душах учащихся бурю эмоций. Так же аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому здесь помощь мультимедиа ресурсов неоценима!

Так, на уроке русского языка при написании сочинения по картине И. Шеванроновой «В сельской библиотеке» учащимся была представлена презентация, из которой они узнали интересные факты о художнике, его творчестве, истории создания картины, познакомились с репродукцией самой картины.

Программы в Интернете дают мне великолепную возможность создавать таблицы. Созданные мною таблицы являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный.

Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.

Работа со словарными словами.

Правописание трудных слов – одно из направлений освоения русского языка. При изучении этих слов я использую презентации. Презентации я разработала для применения в практической работе со словарными словами.

Презентации построены таким образом:

  • Ребята отгадывают слово с помощью ребуса.

  • Проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции.

  • Появляется запись слова с пропусками буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму.

  • Затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя, происхождение слова (этимология).

  • Делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова.

  • Подбирают к слову однокоренные слова.

  • Подбирают синонимы, антонимы.

  • Следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом.

  • Выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках.

  • Составление предложения с этим словом или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока.

На орфографической минутке это может быть поговорка или пословица.

Четверостишие можно использовать как письмо по памяти. Написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты). Предложения можно использовать для комментированного письма.

В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречаются несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствует лучшему запоминанию слова – «запоминание с пониманием».

Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:

  • Придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму.

  • Подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации.

  • Написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.

Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Таким образом, опыт использования ИКТ на различных этапах русского языка и литературы позволяет:

  • Обеспечить положительную мотивацию обучения.

  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).

  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

  • Повысить объём выполняемой на уроке работы.

  • Усовершенствовать контроль знаний.

  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

  • Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.

  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование ИКТ влияет на:

  • Положительную мотивацию на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников.

  • Обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе.

  • Возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  • Повышение производительности урока.

  • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями. Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе не мыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно–образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить учеников видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

В заключение хочется привести высказывание Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит себя долго ждать.