Конспект урока на тему «В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (эпилог)». 8 класс


Автор: Светлана Валентиновна Гоношилова
Место работы: МБОУ "Специальная (коррекционная) школа"
Должность: учитель русского языка


Цель: познакомить с отрывком из произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Задачи:

1. Развивать навыки выразительного, осмысленного чтения, умение анализировать внутренний мир, составлять словесный портрет.
2. Развивать коммуникативные компетенции учащихся.
3. Воспитывать добродушие, сопереживание, милосердие.
Тип: изучение и первичное закрепление нового материала.
Метод: диалогическое изложение, проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: портрет В.Г. Короленко, видеоматериалы, интерактивная доска.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, ребята. Желаю успехов!
2. Эпиграф урока:
В. Короленко:
«Человек создан для счастья, как птица для полёта». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
О ком говорится? Для чего создан человек? Всегда ли оно приходит?
Какой проблемный вопрос к уроку можно поставить?
К какому человеку приходит счастье?
3. Сообщение темы урока.
Кто автор слов? Какое произведение В. Короленко мы изучаем? К какому литературному жанру относится?

Сегодня мы закончим изучение этого произведения и познакомимся ещё с одним отрывком (эпилогом) из произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Эпилог – заключительная часть произведения. С. 163.
Сегодня нам предстоит выяснить, обрёл ли счастье главный герой, и что он для этого сделал.
4. Постановка учебной задачи.
Задача: познакомиться с отрывком из повести В. Короленко «Слепой музыкант»
Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться? (индивидуальные карточки)
1. Глубже узнать художественный текст.
2. Читать правильно, выразительно, осознанно.
3. Анализировать эпизоды текста.
4. Давать собственную оценку прочитанному.
5. Понимать состояние главного героя.
6. Познать, в чем смысл человеческой жизни.
7. Хорошо вести себя на уроке.
— Так какие же цели вы поставили перед собой? Кто хочет поделиться?
(Несколько учеников делятся своими целями и задачами).
Вспомним правила выразительного чтения
5. Памятка по чтению.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп.
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
6. Повторение + (индивидуальные карточки)
Какое было д/з? (повторить весь текст)
А теперь я хочу посмотреть, как хорошо вы знаете текст.
Как звали главного героя? (Пётр) Чем он отличался от других людей?
Кто дал Петру заботу? (мама)
Кто учил Петра, давал ему уверенность в жизни? (дядя Максим)
Кто привил любовь к музыке? (конюх Иохим)
С кем познакомился в детстве Пётр на лугу?
Какая была связь между Петром и Эвелиной?
7. Первичное ознакомление с текстом.
(Просмотр отрывка из видеофильма)
Как закончилось произведение?
А теперь давайте прочитаем, как описывает этот отрывок Короленко. Но сначала познакомимся с незнакомыми словами.
8. Словарная работа.
Оригинальный – своеобразный, незаурядный, странныйю
Молва – слухи.
Эстрада – вид исполнительского искусства.
Мно-го-чис-лен-на-я
Импровизация – исполнение художественного произведения, создавая его в момент исполнения.
Дебютировал – впервые вступал.
Выключение экрана
9. Первичное чтение.
Чтение по цепочке, по абзацам, с вопросами.
Вопросы:
Сколько лет прошло после первого выступления? Где собралась публика? Кто был музыкантом? Кто был рядом с Петром? Кем она ему стала? Что играл музыкант? Что сказывалось в импровизации? Что произошло, когда он смолк? Как вёл себя Пётр?
Какой конец у повести? Нашёл ли своё место в жизни Пётр?
10. Минутка отдыха.
Прослушивание музыки Людвига Ван Бетховена «Лунная соната».
Понравилась вам музыка? Эту музыку написал человек с ОВЗ, глухой композитор – Л. Бетховен. Какая она по настроению? К какому герою из повести мы можем её отнести?
11. Составление характеристики героев. (работа в парах, карточки)
А теперь давайте дадим характеристику главным героям. Для этого вам поможет следующая работа.
У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать в паре.
— На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те, которые подходят для характеристики настроения, характера мальчика и девочки.
— Слова на доске:
Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, беспечный, грубый, общительный, милосердный.
Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.
Пётр (какой?):…
Эвелина (какая?):…
Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.
— Что мы с вами сейчас учились делать?
(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)
Давайте прочитаем отрывок признания любви по ролям. Чтение по ролям. С. 159
— Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир, что мы можем сказать?
(Он разный)
— А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?
(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. Мальчику было очень больно говорить о своём недуге.
Как отнеслась к нему девочка? (милосердно)
Как общество должно относиться к людям с ОВЗ? (к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно)
Петр проходит трудный жизненный путь, но в итоге обретает смысл жизни, любовь и признание.
Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (Да) Почему?
Счастье Петра Попельского заключается в том, что он обрёл смысл жизни, стал истинным музыкантом, способным говорить своей музыкой о радостях и печалях, обрёл любовь.
Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «счастье», какие цвета можно использовать, изображая «счастье»?
Вывод: Итак, что же помогло Петру обрести счастье?
Работа в группах. Правила работы в группах.
— любовь близких,
— человеческое участие,
— милосердие окружающих,
— собственная воля.
Сделайте вывод, к какому человеку приходит счастье? Ответили мы на проблемный вопрос?
Много людей с ОВЗ благодаря соей силе воле, упорству находят свой смысл жизни, обретая счастье.
Посмотрите видеоролик «Параолимпийские игры»
Какие черты характера помогли людям с ОВЗ добиться высоких результатов и выиграть игры?
12. Итог урока.
Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш урок. Над какой темой мы работали? Выполнили ли мы задачи урока? Ответили ли мы на проблемный вопрос?
Какова основная мысль произведения?
Я благодарю вас за сотрудничество и думаю что то ,о чем мы с вами сегодня размышляли поможет вам найти свое место в жизни, как это сделал наш герой-Петр Попельский. Я желаю вам успехов! И помните – русская народная пословица гласит: «Кто за счастье борется, к тому оно и клонится».
13. Д/з
1. С. 163 выразительное чтение.
2. Нарисовать рисунок к произведению.
14. Рефлексия
Письмо: Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым