Цели:
1. Познакомить с содержанием рассказа «Сентябрь»; учить правильному, осознанному чтению, правильно излагать свои мысли, отвечая на поставленные вопросы, объяснять значение выражений.
2. Развивать связную устную речь, память, мышление, умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи; обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, любознательность.
Оборудование: выставка рисунков «Осень», записи на доске, карточки для индивидуальной работы, выставка книг «Книги о природе», портрет писателя, презентация к уроку, видеоролик «Физминутка», дерево с листьями для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
(Проверка готовности рабочих мест.)
2. Сообщение темы и цели.
— Послушайте загадку и скажите, о каком времени года говорится?
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)
— О каком времени года говорится в загадке?
— Назовите осенние месяцы.
Сегодня мы будем говорить об осени.
(Звучит мелодия)
Осень – чудесное время. Это пора перелёта птиц и первых утренних туманов. Золотая листва деревьев и шёпот падающих листьев. Это время летающей паутины, а иногда и время дождей и первых морозцев по утрам. Мы любим осень за её лирику и поэтичность. Мы восхищаемся её красотой. Многие поэты и писатели любили осень и посвящали ей свои произведения.
— Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Осень» и познакомимся с содержанием рассказа Г. Скребицкого «Сентябрь».
Давайте определим задачи нашего урока. Чему мы будем учиться?
Какую задачу каждый из вас ставит?
3. Речевая разминка.
Прочитать с разной интонацией: грустью, удивлением, радостью.
«Как быстро лето прошло».
Чему учит нас это упражнение?
Это упражнение нас учит, что при разной интонации голоса мы можем передать своё настроение.
4. Проверка домашнего задания
Цель:
Выявление навыков правильного, выразительного чтения.
Оценить чтение стихотворения
(выразительность, осознанность, правильность) Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»
Сильные учащиеся объясняют значение словарных слов:
почуяв
чужбина
отчизна
Некоторые ребята изобразили осень в своих рисунках. Расскажите, что вы на них изобразили. Какие краски вы использовали?
(Выставляются отметки)
5. Беседа об авторе.
Ученик выступает в роли учителя и рассказывает сообщение о писателе.
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года.
Фамилия Скребицкий появилась у мальчика только в четыре года, когда его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь.
В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся еще в детские годы, стала ориентиром всего жизненного пути, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.
6. Первичное восприятие текста.
Читает учитель под музыку.
— Назовите признаки осени.
— Какое настроение текста?
Физминутка для глаз. (Видео)
7. Словарная работа
За-хо-ло-да-ло, кур-лы-кань-е, ло-го-ви-ща, за-го-тав-ли-ва-ют.
Не-про-буд-ным сном, рав-но-ден-стви-е.
Сойка (сообщение о животном рассказывает ученик)
8. Работа с текстом.
Чтение по цепочке
— Что можно наблюдать в природе осенью?
— Какие изменения происходят в жизни птиц и зверей
— Как животные готовятся к зиме? Объясните, как вы понимаете слова: «медведь устраивает себе зимнюю спальню».
— Как люди готовятся к зиме осенью?
— Когда наступает день осеннего равноденствия? Что это значит?
Объясните, как вы понимаете слова: «лес оделся в разноцветный убор».
(Минутка отдыха, видеоролик «Осень и животные»). Посмотрите на осенний лес и скажите каких животных вы увидели? На какие 2 группы их можно разделить? (Домашние и дикие). О каких животных говорится в тексте? Каким животным сложнее пережить зиму? Как может помочь им человек?
Выборочное чтение.
Работа в группах
(правила работы в группах)
На столе 2 конверта с иллюстрациями животных. Найти по этой иллюстрации отрывок и прочитать
Индивидуальные карточки:
К слову захолодало подобрать однокоренное слово.
Выразить значение суффикса «ищ» в слове «логовища»
9. Итог урока.
— Какое произведение мы с вами сегодня читали?
— Кто автор данного произведения?
— О чем рассказывается в произведении «Сентябрь»?
— Какое настроение у вас осталось от произведения Г. Скребицкого?
— Выполнили мы задачи урока?
— Чему учит произведение?
(Отметки за урок)
— Ребята, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг «Книги о природе». Читайте, узнавайте много интересного!
10. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся оценить урок.
Оранжевый листок –я всё понял, у меня всё получилось.
Жёлтый листок – мне было сложно сегодня.
Ученики крепят их на дерево.
11. Домашнее задание (дифференцированное)
1. Краткий пересказ о птицах, зверях, о природе осенью (выборочно).
2. Нарисовать рисунок.