Конспект урока на тему «Г. Скребицкий «Сентябрь»». 5 класс


Автор: Светлана Валентиновна Гоношилова
Место работы: МБОУ "Специальная (коррекционная) школа"
Должность: учитель русского языка


Цели:

1. Познакомить с содержанием рассказа «Сентябрь»; учить правильному, осознанному чтению, правильно излагать свои мысли, отвечая на поставленные вопросы, объяснять значение выражений.

2. Развивать связную устную речь, память, мышление, умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи; обогащать словарный запас.

3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, любознательность.

Оборудование: выставка рисунков «Осень», записи на доске, карточки для индивидуальной работы, выставка книг «Книги о природе», портрет писателя, презентация к уроку, видеоролик «Физминутка», дерево с листьями для рефлексии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок. 

Начинается урок. 

Мы сегодня не одни, 

Гости на урок пришли. 

Повернитесь поскорей, 

Поприветствуйте гостей! 

Настроение у нас отличное, 

А улыбки – дело привычное. 

Пожелаем друг другу добра, 

Ведь урок начинать нам пора. 

(Проверка готовности рабочих мест.)

2. Сообщение темы и цели.

— Послушайте загадку и скажите, о каком времени года говорится?

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

— О каком времени года говорится в загадке?

— Назовите осенние месяцы.

Сегодня мы будем говорить об осени.

(Звучит мелодия)

Осень – чудесное время. Это пора перелёта птиц и первых утренних туманов. Золотая листва деревьев и шёпот падающих листьев. Это время летающей паутины, а иногда и время дождей и первых морозцев по утрам. Мы любим осень за её лирику и поэтичность. Мы восхищаемся её красотой. Многие поэты и писатели любили осень и посвящали ей свои произведения.

— Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Осень» и познакомимся с содержанием рассказа Г. Скребицкого «Сентябрь».

Давайте определим задачи нашего урока. Чему мы будем учиться?

Какую задачу каждый из вас ставит?

3. Речевая разминка.

Прочитать с разной интонацией: грустью, удивлением, радостью.

«Как быстро лето прошло».

Чему учит нас это упражнение?

Это упражнение нас учит, что при разной интонации голоса мы можем передать своё настроение.

4. Проверка домашнего задания

Цель:

Выявление навыков правильного, выразительного чтения.

Оценить чтение стихотворения

(выразительность, осознанность, правильность) Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

Сильные учащиеся объясняют значение словарных слов:

почуяв

чужбина

отчизна

Некоторые ребята изобразили осень в своих рисунках. Расскажите, что вы на них изобразили. Какие краски вы использовали?

(Выставляются отметки)

5. Беседа об авторе.

Ученик выступает в роли учителя и рассказывает сообщение о писателе.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года.

Фамилия Скребицкий появилась у мальчика только в четыре года, когда его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь.

В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся еще в детские годы, стала ориентиром всего жизненного пути, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.

6. Первичное восприятие текста.

Читает учитель под музыку.

— Назовите признаки осени.

— Какое настроение текста?

Физминутка для глаз. (Видео)

7. Словарная работа

За-хо-ло-да-ло, кур-лы-кань-е, ло-го-ви-ща, за-го-тав-ли-ва-ют.

Не-про-буд-ным сном, рав-но-ден-стви-е.

Сойка (сообщение о животном рассказывает ученик)

8. Работа с текстом.

Чтение по цепочке

— Что можно наблюдать в природе осенью?

— Какие изменения происходят в жизни птиц и зверей

— Как животные готовятся к зиме? Объясните, как вы понимаете слова: «медведь устраивает себе зимнюю спальню».

— Как люди готовятся к зиме осенью?

— Когда наступает день осеннего равноденствия? Что это значит?

Объясните, как вы понимаете слова: «лес оделся в разноцветный убор».

(Минутка отдыха, видеоролик «Осень и животные»). Посмотрите на осенний лес и скажите каких животных вы увидели? На какие 2 группы их можно разделить? (Домашние и дикие). О каких животных говорится в тексте? Каким животным сложнее пережить зиму? Как может помочь им человек?

Выборочное чтение.

Работа в группах

(правила работы в группах)

На столе 2 конверта с иллюстрациями животных. Найти по этой иллюстрации отрывок и прочитать

Индивидуальные карточки:

К слову захолодало подобрать однокоренное слово.

Выразить значение суффикса «ищ» в слове «логовища»

9. Итог урока.

— Какое произведение мы с вами сегодня читали?

— Кто автор данного произведения?

— О чем рассказывается в произведении «Сентябрь»?

— Какое настроение у вас осталось от произведения Г. Скребицкого?

— Выполнили мы задачи урока?

— Чему учит произведение?

(Отметки за урок)

— Ребята, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг «Книги о природе». Читайте, узнавайте много интересного!

10. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся оценить урок.

Оранжевый листок –я всё понял, у меня всё получилось.

Жёлтый листок – мне было сложно сегодня.

Ученики крепят их на дерево.

11. Домашнее задание (дифференцированное)

1. Краткий пересказ о птицах, зверях, о природе осенью (выборочно).

2. Нарисовать рисунок.